Общение

Сейчас 619 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Движение в зачине: ноги расставлены широко, небольшой присед, руки и плечи свободны. Шевельните плечами, поводите голову направо-налево, встряхните раз-другой кистями. Проверьте упругость коленей.
Сохраняя вертикаль, кистью правой руки легко-легко надавите на правое колено - направьте его вовнутрь (рис. 42). Отлично. Тело будто повисло, как тело марионетки, покачивающейся на ниточках. Только левая рука чуть поднялась для того, чтобы тело не потеряло равновесия и удержалось на лету. И вот из такого зависания переведите тело в зеркально иное положение: кистью левой руки легонечко подтолкните вовнутрь левое колено. Все переменилось: левый бок марионетки съехал вниз, правая рука взлетела и зависла. Не напрасно правая рука зависла, не напрасно. Кто-то подумает, что она дей-ствительно зависла сама по себе, а мы с вами понимаем и чувствуем, что она помогает нам удержать равновесие. Но только ли? Нет -она еще как будто замахнулась для того, чтобы вновь «подкосить» правое колено. Пробуем этот маневр. Отлично! Вот так и совершаем одно легкое подкашивание колена за другим. Все тело, соответственно отклонению коленей от вертикали, реагирует на перемены позы и удерживает равновесие. Так и балансируем, ощущая легкость движений. Прекрасно. Вы без труда ухватили в пластике такие беглые движения тела. Стало быть, мы готовы испробовать столь же воздушные движения артикуляции. Пробуем.
Каждое отклонение коленей от вертикали сопровождаем легким «па». Эти «па» могут произноситься равномерно (попробуйте такой ритм) и могут то учащаться, то замедляться (попробуйте менять темпы звучаний «па»).
Кисть, «отлетающая» в сторону, усиливает выплеск слога, отправляет слог в пространство для полета речевых звуков. Возникает «полетность» - ненавязчивая, не обремененная механическими приспособлениями. Слог вылетает естественно, на легком выдохе, с помощью кисти, подгибающей колено, и кисти, уносящей голос в пространство.
Ритмы. Теперь обратимся к ним. Вновь прочувствуем рождающийся в губах звук «п». В упражнении 2.8 «п» в сочетании с гласным «о» дарил нам мягкость звучания и легкость выскальзывания ритмической группы слогов в пространство. Ныне же мы обращаемся к гласному «а» - от него мы ожидаем не только легкости, но и стремитель-ности. Это звук бойкий, звенящий69.
Попробуем кистями создавать ритмические перемены в теле (в коленях, в плечах, в корпусе):


Комментарии: получились три ритмических захода по четыре прикосновения к коленям, отмеченные ударениями, ритмические группы отделены стрелками (->), паузы-зависания отмечены тире (-). Слоговые группы произносятся на одном выдохе, хотя и с ударными импульсами.
Осуществим и еще один ритм вместе:


Выполнили ритмические композиции вы неплохо. И голос прозвучал легко. А если мы попробуем эти же комбинации слогов произнести несколько иначе и пять раз кряду, со все большими убыстрениями?
Пробуем.



папа - папапапапа папа - папапапапа папа-папапапапа папа-папапапапа папа-папапапапа
Получилось несколько смазанно. Убыстрение темпа разрушило четкость ритма, подтолкнуло вас и к завышению звучания голоса на два тона, отчего в тембре появилась натужность. И тела ваши уже не чувствовали себя так свободно, как в предыдущей пробе. Отчего же все разрушилось? Да очень просто: вы занялись иллюстрированием темпа и утеряли прочувствованность движений. Кукла на ниточках исчезла, выплыл студент, старательно выполнивший задание педагога.
Взгляните-ка на других кукол вокруг себя - гляньте-ка, как они наивны и смешливы! Вот и оставайтесь такими же смешливыми, как они, и пробуйте еще раз проговорить свои «папапа» с убыстрением.
В ритмах уже нет «смазанности», но звук голоса все еще завышается. И не всегда легко отлетают от вас слоги: они будто падают около вас. Вообразите себе, что пространство вокруг вас стенами не ограничивается и звук ваш может, конечно же, может, да еще как может разлетаться в стороны «полетно» и непринужденно. Возникла проблема «подготовки к выдоху». В пробе без убыстрений темпа вам было легко организовать вдохи. Вы за этим и не следили даже. А с появлением такой сложной выразительной задачи, как темп, все изменилось - ритмы дыхания сбиваются. Мало того, некоторые из вас сократили и ритмические паузы между сегментами ритма. Нет, паузы «держите» во что бы то ни стало. Они являются в речи - эти порой едва заметные паузы - временными зонами зарождения препятствий для образования взрывных согласных звуков [14].

Отступление о микропаузах в речи

Вводя в тренинг ритмические сочетания, выстроенные на взрывных глухих согласных звуках - на звуках, казалось бы, не обеспечивающих объемность и «полетность» голосового звучания, — мы с вами тем не менее можем использовать мышечные усилия, возникающие при зарождении этой группы согласных. Конечно, мы, как в ряде предыдущих упражнений, могли бы ограничить подбор материала для тренинга звонкими взрывными согласными звуками «б», «д», «г», «б'», «д'», «г'» по аналогии — звонкий звучащий гласный 4- звонкий согласный = все вокруг звенит, все вокруг гудит. Однако с позиции усиления энергетической мощи сценической речи, исходя из необходимости обострения дикционного мышечного чувства, мы не вправе ограничивать тренинг только звонкими согласными звуками (звонкими взрывными и сонорными, то есть голосными). Поэтому мы и обращаемся к глухим взрывным согласным звукам70.
Длительность звуков речи измеряют в тысячных долях секунды - в миллисекундах, она колеблется в диапазоне приблизительно от 60 до 300 миллисекунд. При этом экспериментально установлено, что ухо может проанализировать, «узнать» звук по длительности, только если эта длительность не упадет ниже 30-50 миллисекунд71. Длительность глухих взрывных согласных необычайно мала, а уж если говорить о микропаузе речи, смычке, возникающей при образовании глухих взрывных звуков, то она и того меньше. Однако избежать в речи мы ее не можем - исчезнут в таком случае сами взрывные глухие согласные. Поэтому препятствие становится ритмически обязательным компонентом речи и для наших учебных целей полезным.
Преодоление преграды требует особых энергетических затрат, даже в какой-то мере отчаяния и внутренней злости. Преодоление речевого препятствия будоражит «сонную» русскую речь, при которой мы норовим сохранить как можно больше энергии. Создание препятствий в речи — вот одна из наших тренировочных задач. Если «вокальная речь» стремится к нивелировке препятствий, то «сценическая речь» требует активизирования усилий по индивидуализации артикуляторных преград. С гласными справляться и приятнее и проще, но согласные требуют активного дикционного тренинга (порой длительного), и не всегда они приятны на слух, и не всегда согласные любимы актерами. Да и для поэтов они не сахар, для Вл. Ходасевича уж точно:

В зиянии разверстых гласных
Дышу легко и вольно я.
Мне чудится в толпе согласных —
Льдин взгроможденных толчея.

Управляться с согласными нужно. Любим мы их или нет, мы не вправе игнорировать тот факт, что «гласные вообще имеют меньшее значение для понимания речи, чем согласные»73. Плодотворное управление согласными звуками возможно только после укрупнения объемности, раскрытое™ «голосо-речевого рупора». И уже при наличии раскупоренного, действенного, подвижного «рупора» следует приступать к усилению мышечной деятельности артикуляторных органов. Психологическая переустановка: не выговариваем звуки четко, не настраиваем речь на демонстративное подчеркнутое выговаривание слогов, слов и фраз, а преодолеваем препятствия, одновременно увеличивая объемы «голосо-речевого рупора» и усиливая как звучание гласных звуков, так и резонансность согласных звуков. Мы должны стремиться к резонансности не только звонких (голосных) согласных и гласных звуков, но и к резонансному звучанию глухих и шумных согласных, в образовании которых голос не участвует. Включая в тренинг такие звуки, как, например, глухой взрывной согласный «п», мы тем самым используем импульсный источник звука, появляющийся при резком раскрытии смычки74, с одной стороны, для разминки речевых мышц и обострения мышечного чувства артикуляции, с другой стороны, для активизации работы дыхательной мускулатуры. Все это в совокупности являет собой еще один из путей влияния на объемное, деятельное звучание голоса и дикции.
Далее пробуйте самостоятельно импровизировать ритмы. Добивайтесь легкости произнесения ритмических отрезков и легкости звучания голоса. Но не теряйте ощущения препятствий в губах при образовании глухого взрывного согласного звука «п».

Вариация

Дикционная

Выбираем для ритмических импровизаций народную скороговорку. Слоги «па» остаются опорными в голосо-речевой тренировке:

Прилетела пава, на колпак попа Павлина пала.

Случай скверный и, вместе, дурацкий: пава приняла попа Павлина за своего любимого и кинулась на его шляпу, видно, показавшуюся ей павлиньим хвостом. Как же надо было попу разрядиться, чтобы птицу с толку сбить. Вот иной раз и мы видим расфранчённого, расфуфыренного молодца, не отличающегося большим вкусом и да-лекого от высокой моды, но имеющего деньжата и посему одевающегося по полному «прикиду»76. И какая только птаха к нему не подскочит, и как только не завиляет хвостиком. Чем не актуальный текст, чем не материал для наблюдений.
Но ведь этот текст несложно повернуть и по-другому: заслушалась птичка поповых речитативов и с восторгом к нему устремилась. Заслушаемся иной раз и мы красных словечек из уст какого-нибудь «проповедника», и млеем, и льнем к нему, и верим, что обрели истину. Простаков пруд пруди. Вот и говорит, и вещает «объект фанатов» возвышенно, с богатством интонаций гудящего голоса, и растворяются умы, и чахнут воли...
Если удастся вам найти третий путь прочтения этого текста, то от своего варианта не отказывайтесь, доверьтесь себе.
Ритмические забавы связаны как раз с выбранным направлением мысли. Допустим, вариант второй: о доверчивости. Вспомнив конкретный пример, вы пробуете:

Комментарии: все ударные слоги приходятся на активное сдвигание кистями коленей, бедер, плеч, корпуса, вдавливание живота, выгибание спины. Финальный фрагмент так и произносится в стремительном движении артикуляции к предпоследнему слогу. Вертикальные линии (|) отражают паузы в речи и в движении: паузы восторга, паузы прикосновения к любимому, паузы «зависания» под влиянием любимого. Стрелки между повторяемыми словами «попа -> попа» говорят о накате новой волны звучания на предыдущую, о свежем приливе восторга на еще не утихший предшествующий порыв.
Испробуем и еще один вариант придания внутреннего значения этому тексту. Мы осуществляем его, вслушиваясь в «Рапсодию на тему Паганини» С. В. Рахманинова. Тема наша не выходит за рамки второго наброска истории: о доверчивости, о влюбленности, о фанатизме. Музыка нам только сопутствует — распевать мелодию не следует, иллюстрировать музыкальное произведение тоже.
Вариация 7 (по Рахманинову) - вслушайтесь, сколь правдиво она выражает выход «объекта фанатов», влюбленного в себя говоруна. Используем эту Вариацию в затакте.

Вариация 8 (по Рахманинову) - прилет павы (прилет фанатов):

Щебетанье павы (чириканье фанатов) неотразимо передается музыкой. Если вчувствоваться в легкость, игривость музыкальных фраз, то невольно и тело на них отзывается. Сами собой совершаются жесты-удары по телу легкие, тело непринужденно реагирует на каждое прикосновение кисти. В сымпровизированной мною ритмической композиции явно обозначены две фразы. Каждая фраза скользит на едином выдохе: возникающая неразрываемая линия первой фразы разрастается - crescendo, во второй фразе два таких разрастания, дважды слышится crescendo: «прилетела пава - пава -> прилетела пава - пава».

Вариация 9 - пава хочет примоститься к «объекту фанатов» на шляпу:

К счастью для себя, пава примостилась на тулье. На речевых фрагментах «пава-приле...» два прикосновения кисти к телу, они следуют без паузы. Ударение имеется лишь в слове «пава», а слово «прилетела» всякий раз не договаривается, не доживает до ударного слога, так что удар-то вы совершаете, но без отчетливого выделения какого-то слога, от этого наплывает воздушность звуков «приле...». Легкость звучания, невесомость движения. Все это и в музыке выражается вполне отчетливо.
Вариация 10 - выплывают гудящие низы - это поп и его шляпа, и тут же налетают высокие ноты - вьющиеся вкруг значительного деятеля доверчивые ученики:

Комментарии: три фразы - три выдыхательных импульса. Разделяются фразы вертикальной чертой (|). Стрелками (->) отмечается стремительность наплывов сегментов фразы друг на друга. В конце всех сегментов возникает слово с основным ударением - к этому-то слову и стремится в перспективе каждый речевой импульс. Вы заметили, что в тексте мною расставлены основные ударения («попа») -эти ударения, как и прежде, указывают на движения коленей. Дополнительные ударения {«колпак») поставлены мною намеренно: они напоминают вам, что у каждого слова есть свое ударение и теряться оно при скором произнесении текста не должно. Не допускайте не-оправданной потери безударными словами присущего им словесного ударения. Иначе вас подстерегают ритмические сбои: «папапа влйна», «Павлйнапала» и т. п.
То, что я пересказал словами, специально мной не задумывалось. Это лишь описание импровизации, пересказ реакции на восприятие музыкальных фрагментов «Рапсодии на тему Паганини» С. В. Рахманинова. Музыка не звучит параллельно тексту. И мы не ориентируемся на искусство мелодекламации, распространенное на концертной эстраде конца XIX - начала XX века77. Музыка в наших пробах -момент только ассоциативный, еще один способ возбуждения воображения.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования