Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

Вы остановились, дыхание немного «сбилось». Это хорошо: можно использовать сейчас его нервность, неровность ритмов вдохов и выдохов. Закройте глаза - прочувствуйте дыхание: в какие зоны вашего тела приходит энергия во время физиологических вдохов? У каждого из вас процесс вдоха протекает по-разному: в различных местах может скапливаться энергия дыхания - ближе к ключицам или к низу позвоночника, ближе к диафрагме или у передней стенки живота, и поэтому вдохи вызывают у каждого различные ощущения в дыхательных мышцах.

Одновременно покачивайтесь, балансируйте. Освобождайте те части тела и лицевые мышцы, которые с непривычки, как правило, излишне напрягаются. Лоб -> губы и подбородок -> плечи -> коленные мышцы -> кисти...

Новый объект внимания - ступни, как там они действуют при покачиваниях. Ведь и они то в одной, то в другой части напрягаются чуть больше или чуть меньше. Ступни в провоцировании покачиваний не одиноки. Для того чтобы тело не перешло границу возможного отклонения в сторону, назад или вперед и не «завалилось» бы на бок, то есть не упало бы, не опрокинулось бы на спину и не «шмякнулось» ниц, - в дело вступают колени. Колени служат регуляторами балансирования в пространстве.

Тело постоянно находится в небольшом колебании относительно вертикали: оно отклоняется в сторону, возвращается к исходной точке, вновь отклоняется и вновь возвращается. Мы используем такие колебания для поддержания физической свободы в теле и для физической открытости тела при восприятии окружающего нас сценического пространства, партнеров и сенсорных раздражителей (звуков, запахов, тактильных раздражителей).

Небольшие покачивания тела сохраняйте во всех упражнениях и между упражнениями, когда обсуждаете с партнерами результаты выполнения того или иного упражнения. Любое статичное положение тела следует воспринимать как вид движения во времени и пространстве. Для того чтобы это почувствовать и быть этим напитанным, нам и необходимо ощущение непрерывного соучастия в процессах, происходящих вокруг нас, процессах, частью которых мы сами являемся. Таким образом, вы ощущаете постоянную готовность к поступку, к действию, к изложению мысли. Элементарные, едва заметные покачивания - один из способов создания континуальности в речевом искусстве.

Вариация

Дыхательная

Дыхание нарождающееся.

Далее. Оставаясь с закрытыми глазами и продолжая небольшие колебания тела, исследуем объемы и вес артикуляторных органов.

Воображение помогает вам прочувствовать повышенную тяжесть нижней челюсти - подбородок оттягивает ее книзу.

Воображаемо увеличившаяся нижняя губа присоединяется к действию подбородка и добавляет тяжесть нижней челюсти.

Расслабленный и широко развалившийся во рту язык еще более увеличивает вес нижней челюсти.

Прочувствуйте увеличившуюся тяжесть нижней челюсти и соедините эти ощущения с ощущениями в коленях, также участвующих в покачиваниях и по-своему потяжелевших.
Вызванная воображением свобода артикуляторных органов непреднамеренно открывает пространство для прохождения воздуха по дыхательным путям, расположенным выше голосовых складок. Балансирование коленей и ступней влияет на свободу дыхательных мышц, располагающихся вокруг легких, и дает простор для прохода выдыхательной струи по воздушным путям, располагающимся под голосовыми складками.

Прочувствуйте вдохи «сквозь ступни». Словно дыхательная энергия приходит к вам из земли. Этот условный образ (или, как он называется в теории бессознательного, «расплывчатый образ»10) мы с вами уже обсуждали в «Вариациях для тренинга»11.

 

 

Отступление о дыхании

Суть такого образного подхода к механизмам дыхания, как вдох «сквозь ступни», заключается в поиске оптимальной возможности создания действенного выдоха. Действенного - значит объемного при «подготовке к выдоху» (мы с вами и такое понятие использовали во время тренинга) и включающего в организацию процесса фонационного выдоха наибольшее количество мышц, призванных участвовать в выдохе («мышц-выдыхателей»). Никакой игры - втекание воздуха в низ позвоночника. Делать это непринужденно, не прерывая покачиваний.

Издавна известно, что по способу расширения грудной полости дыхание подразделяется на три типа: реберное, брюшное, смешанное. Реберное дыхание включает в себя три разновидности: дыхание ключичное, верхнереберное и нижнереберное. Ключичное и верхнереберное дыхание считаются нерациональными способами и для пения, и для сценической речи. Более рациональным признается нижнереберное дыхание. При брюшном дыхании мышечная сила меньше, чем при нижнереберном дыхании, но есть у него важное достоинство - дыхательные движения более пластичны. Современные специалисты и вокальные педагоги склонны считать гораздо более рациональным сочетание брюшного и нижнереберного типов дыхания (реберно-брюшное дыхание). При этом типе дыхания происходит экономия мышечной силы, достигается большой объем воздуха и большая пластичность дыхательных движений. Но вместе с тем некоторые фониатры отмечают, что с биотипологической точки зрения не существует строгого деления типов дыхания. Имеется бесчисленное множество индивидуальных видов разных способов дыхания, переходящих друг в друга»12. И «классические» типы дыхания следует представлять скорее опорными точками для классификации и последующей настройки индивидуального фонационного дыхания.

Это согласуется и с творческой работой драматического актера над ролью. По мнению ряда выдающихся актеров, для каждой роли настраивается и дыхание героя-образа, и голос. Вот один из примеров: М. М. Тарханов говорил: «Для меня создать образ - это значит понять и найти темпо-ритм дыхания в данной роли»13[3]. Л. Ф. Макарьев пишет в «Театрально-педагогическом дневнике» о развитии у студентов «артистического дыхания»:

«Ричард III дышит иначе, чем Полоний или Генрих IV. Тартюф дышит особенно сложно. В его дыхании весь образ. Его дыхание - это и есть «зерно» его, музыкальное «зерно» образа. Дыхание... не только основа, но и компонент действия. В процессе верно направленного воспитания организм актера сам ищет дыхание. Без такого дыхания он не может быть творческим, а будет всегда «убогим» и «бедным»14.

Комментарии   

 
0 #1 neposeda56 20.09.2012 20:25
Книга привлекательна для проработки и текста, и чего-то в самом себе, но вот дразнилка какая! В ней упоминается книга Васильева "...ощущение-дв ижение-звучание ..."-ну и как к ней прикоснуться любопытному в Британии?
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования