Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

АКТУАЛЬНО!

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

Не изменять своему самочувствию, вступая в сегодняшний тренинг. Ничего не форсировать, не демонстрировать, не отдаваться постановке голоса, не увлекаться четкостью дикции. Мы лишь вникаем в ощущения, возникающие по ходу первых проб, первых, иной раз даже привычных, движений тела. Вот, к слову сказать, «потягивания». Кому из нас не приятно взять да и «потянуться», размять мышцы, разогнать застоявшуюся кровь?

Потягивания привычные, каждодневные, словно из сна вышли.

Озвученные выдохи - сбросы энергии: потянуться и скинуть энергию. Заодно прочувствовать контраст между чрезмерным натяжением мышц ног -> спины -> рук (рис. 1) и расслаблением мышц на сбросе энергии (рис. 2). Прочувствовать контраст без особых стараний: как получается - так и получается, что ощущаем - то и ощущаем.   

 

 

Не думаю, что тело все сразу так и потягивается. Нет. Такого не бывает. Только испробуйте втекание в «потягивание» и моментально заметите, что разгоняется энергия тянущегося вверх тела постепенно и последовательно. Вот локти поползли наверх через стороны -> вот кисти вывернулись ладонями наружу -> вот голова завалилась набок и шея с левой стороны потянулась-потянулась —> вот пальцы сцепились над головой и взлетели, утянув за собой и плечи, и верхние позвонки.

Дыхание заполнило вашу грудь, а потом вдруг замерло от чрезмерных усилий, и мышцы спины вытянулись -> и на носочки-то вы встали -> и колени полностью распрямлены. Тело словно струна вытянулось и замерло.

Вот теперь можно поверить в то, что тело полностью включилось в действие-наслаждение-удовольствие. Не кусочками. И случилось это не сразу, но последовательно, и охвачены были все перемены одной сквозной линией, сквозным ощущением - устремлением вверх по вертикали.

Однако не может тело вечно вытягиваться, жить на пределе мышечного напряжения. И мышцы ног не в состоянии выдержать долгую нагрузку, и мышцы спины, и мышцы рук. Да и дыхательные мышцы привыкли к смене вдохов-выдохов, что означает ритмические перемены в действии мышц-вдыхателей («инспираторныхмышц») и мышц-выдыхателей («экспираторных мышц»)6.

Наступает такой момент, когда непомерные усилия и задержка дыхания далее невозможны и само тело, прочувствовав этот критический барьер, вдруг (именно, что вдруг) освобождается от перезагрузки, от чрезмерности. Ваше тело с непринужденностью, охваченное благоприобретенным удовольствием, «заваливается», съезжает к полу. Тело непроизвольно тяжелеет. Но вы, к счастью, не падаете на пол: какое-то неведомое умение и пришедшая ему на помощь ловкость удерживают вас от падения. Само объявляется приобретенное в детстве умение устоять, выжить, выпрямиться.

Желание потянуться как можно выше приходит постепенно, и вкус к потягиваниям пробуждается вместе с вами. В паданиях не расслабляйтесь больше меры: ощутите только, как тело вырывается из безмерной вытянутости и переходит в горизонтальные объемы. Вертикаль утягивает наверх все тело, все-все, до последней мышцы, до последней косточки (рис. 3), а потом «вдруг» тело проседает, проваливается. И неизвестно, от чего более получаем мы удовольствие -оттого, что, превозмогая лень, уходим в сильные физические затраты, или от того, что от сильных физических затрат освобождаемся. Избавляясь от физических затрат, проседайте неожиданно, не запрограммированно, не определяйте заранее, куда и каким образом тело пойдет, не загадывайте, какая часть тела и куда увлечет вас за собой. Не контролируйте, каким образом рождается голос, откуда он берется и каков механизм «фонационного выдоха»7.

Но не валитесь уж совсем на пол, лень не заставит себя ждать – два-три раза провалитесь в расслабление ради расслабления и уже не выкарабкаетесь, потеряете настрой на урок, утечет от вас накопленная энергия, и охватит вас лень из-за чрезмерной приторможённости. Разминка, в которую мы вступили, подразумевает накопление творческой энергии, требует прочувствованности физических возможностей тела, а увлечение расслаблением ради расслабления бесперспективно. Мы же не можем не двигаться к конечному результату. Посему мы не вправе упускать начальное творческое задание -познание контрастности. Художники, музыканты, скульпторы, архитекторы давно открыли мощь и нерв контраста. «Элемент контраста один из самых сильных в искусстве. Он немыслим без света и тени», - замечает С. В. Рахманинов8.

И мы не можем обойти контрастность, овладевая сценической речью. И с первых мгновений тренировки привыкаем к тому, что контраст есть в согласных звуках, в тембре голоса, в мышцах. Контраст между мышцами, напряженными излишне, и мышцами, скидывающими избыточную энергию, - это момент полезный. Исчезновение контраста, тяга к расслабленности, якобы дающей мышечную свободу, пользы не приносит.

Полезно постигать силу контраста на таких простых действиях, как потягивание и выход из него, вдох, при котором активно действуют инспираторные мышцы, и выдох, втягивающий в работу экспираторные мышцы и освобождающий от напряжения мышцы, только что участвовавшие во вдохе. Овладение ритмической сменой напряжений - процесс не быстрый [2], и то, что мы начинаем его познавание с контрастных ощущений в теле, не случайно - в дальнейшем, используя приобретенные ощущения в теле, мы превратим их в помощников при более тонкой организации работы дыхательных и артикуляторных мышц.

Не теряйте интереса к пространству, вас окружающему: норовите, насладившись падением, вновь вынырнуть в вертикаль и вновь увлечься потягиванием, устремленностью к небу, ввысь. Так и сменяются наши увлечения: то спешим вырваться в пространство, то ненадолго возвращаемся в привычное, но не такое уж и плохое, в обыденное, мягкое и приятное. Когда падаем-стекаем вниз - голос наш оживает, он вместе с физической жизнью нашего тела растворяется в горизонтальном пространстве. Приятно. Привыкаем к первым ритмам: «устремленность - провал». И хорошо нам.

Вот мы и пробудились, и втянулись в тренинг, и почувствовали, что нам не так плохо в динамических переменах чрезмерного напряжения и проваливания в приятность.
Проделав несколько контрастных перемен в потягиваниях вверх двумя руками, добавляем в контраст некоторые нюансы: не все тело отдается потягиванию, а лишь некоторые его части: предположим, одновременно правая рука и левая нога - во всем остальном теле легкое парение-реяние (рис. 4). Именно «парение-реяние» левой руки и правой ноги.
Да и шея свободна, зачем же голову задирать. Ой, как это впоследствии негативно скажется на раскрытии верхних дыхательных путей: необоснованно поднятая вверх голова сужает глотку, деформирует гортань, разрушает ритмы дыхания, не обеспечивая быструю перемену в действии инспираторных и экспираторных мышц.

И обратите внимание на артикуляцию - она тоже освобождена от напряжений: губы парят, язык парит, и нижняя челюсть не обойдена - она в пространстве может действовать вольготно, ей не надо принимать участие в речевом процессе, ведь мы ничего не говорим и дышим непроизвольно: «дышим, как дышим». А коли не задаем работу артикуляции, то и незачем ей напрягаться - вот как все разумно.

Так и балансируем мы между напряжением и освобождением различных частей тела.

И балансируем в пространстве.

Балансирование - это не покачивание, не шутливая игра, это творческая необходимость. Балансирование - это всегда жизнь на грани опасности, на пределе неизменной готовности, жизнь в ритме устойчивости/опасности, жизнь в ощущении предположений, вариаций.

Балансирование и в моменты потягивания, и в моменты падения, проседания, когда нельзя завалиться, а следует выжить и сохранить равновесие. Момент сохранения равновесия получается не таким уж вторичным. Контраст и здесь: мы сами вовлекаем себя в ситуации, где приходится балансировать, и сами же ищем выход в равновесии. Вспомните гимнаста Тибула из «Трех толстяков» Юрия Олеши.

Размахивая зеленым плащом, ловя равновесие, «подобно тому как канатоходец в цирке находит равновесие при помощи желтого китайского зонта», он спускается по треугольной верхушке дома к самому краю бездны, перешагивает через барьер и ступает на проволоку, ведущую его к свободе, - маленький, тоненький, в трико, сшитом из желтых и черных треугольников, Тибул бесстрашно движется над пропастью в полной тишине.

Он идет то очень медленно, то вдруг пускается почти бегом, быстро и осторожно переступая, покачиваясь, распрямив руки. Гимнасту балансирование необходимо для того, чтобы поймать равновесие. И не только. Еще для того, чтобы не быть убитым гвардейцами, принявшимися палить в него. Тибул, как вы помните, дошел до заветного фонаря, разбил его и в темноте усколь-знул. Над бездной вела его жажда свободы, балансирование создавало драматизм ситуации, равновесие удерживало на проволоке.

Некоторые же из вас совершают забавные ошибки. При сбросе напряжения отставляют попу не в меру назад - тело словно рассекается по горизонтали на три части: сгибаются колени, наклоняется корпус и отставляется попа. Кое-кто умудряется и еще один «слом» делать: не успевает освободить шейные мышцы, и голова при «расслаблении» остается в откинутом назад положении (рис. 5). А не лучше ли сжиматься, чем наклоняться, кое-что отставлять и кое-что откидывать? Как стремительная линия потягивания организует тело к единому поступку, так и сжатие тела позволяет вам компактно «сложиться» и целенаправленно «сбросить» напряжение.

Комментарии   

 
0 #1 neposeda56 20.09.2012 20:25
Книга привлекательна для проработки и текста, и чего-то в самом себе, но вот дразнилка какая! В ней упоминается книга Васильева "...ощущение-дв ижение-звучание ..."-ну и как к ней прикоснуться любопытному в Британии?
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования