Общение

Сейчас 492 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

Речь, перетекающая из пространства внутреннего в пространство внешнее, и наоборот. Свободное балансирование голосо-речевого звучания из одной стихии в другую. Речевым материалом остаются импровизации с сонорным согласным «м-м-м-м-м». Пластические импровизации представляют собой спиралевидные движения вашего тела в пространстве.
Вы обосновались на одном месте. Сойти с этого места нельзя. Как бы тело ваше или отдельные его части ни двигались в принципе спирали, вы неизменно сохраняете равновесие.

До того как оживут движения по спирали, прочувствуйте готовность мышц и суставов включиться в действие. Склоните голову подбородком на грудь и поводите ею немножко вправо — немножко влево, утяжелите плечи, подвигав ими вперед - назад, несколько раз чуть-чуть согните и выпрямите колени, пошевелите ступнями, с места не сходя.

Проба первая.

И втекайте в беспрерывные кругообращения: голова совершает обороты — плавно движется от груди налево -» назад -» направо -» вниз -» налево -» назад -» направо и т. д. (рис. 24).

На втором-третьем круге за головой потянулись плечи. Теперь и голова, и вслед за ней плечевой пояс кружатся и кружатся то быстрее, то медленнее, но не останавливаются (рис. 25).

Плечи потянули за собой туловище. И вот уже раскручиваются и голова — и плечи — и туловище (рис. 26).
Руки ведут себя согласуясь с ситуацией: они легко следуют за движениями плеч и корпуса и, вместе с тем, помогают вам удержать равновесие. Управлять руками произвольно не следует - они и сами найдут себе работу (рис. 27).

Туловище увлекает в спиралевидное вращение бедра, а за ними и колени. Постепенно все тело представляет собой бесконечно крутящуюся фигуру. Чтобы голова у вас не закружилась, переменяйте периодически направление движения головы, а вслед за ней последовательно и всего тела. Двигалась ваша голова снизу влево, а в какой-то момент обратите ее движение вспять, и пусть она от груди «поплывет» направо, за ней последуют плечи -> корпус -> руки -> бедра -> колени -> ступни.

Проба вторая.

Мы, не прерывая движения по спирали, используем феномен внутреннего говорения в развитии вариативности голосо-речевого звучания. Для продуктивности, внятности и динамики внутренних процессов перемежаем говорение изнутри со звучащей речью.

Кактолько в новой пробе голова начала движение влево, вы внутри себя импровизируете недлинную комбинацию из звуков «м» и «а». Положим, вариацию: мммма | мамаммм. Вертикальная полоса (|) обозначает небольшую паузу. Как только внутреннее говорение закончилось, вы повторяете эту же комбинацию вслух. Потом можно и во второй и в третий раз прожить тот же ритмический рисунок, немного меняя громкость или темпы его произнесения. Вслед за этим, в момент втекания в спираль плечевого пояса, появляется следующий ритм, и, пока вы раскручиваете голову и плечи, он не прерывается - только уходит во внутреннее говорение, затем вырывается наружу. Следующая ритмическая импровизация начинается, как вы догадались, с вступлением в дело корпуса. Так и возникают все новые и новые ритмические комбинации - перемены в движениях меняют и речевые ритмы.

Проба третья.

Руки раскинуты в пространстве широко-широко - разрастаются объемы голосового звучания, амплитуды артикуляторных движений, активность дыхательных затрат.
От движения по спирали с раскинутыми в стороны руками внутренняя речь активизируется, речь, вырывающаяся наружу, укрупняется. Вы используете комментирование своих действий и ощущений вслух и изнутри. Заполняете внутреннее пространство новыми темами, оценками, расшифровкой появляющихся ощущений.

Речь перетекающая. Повторы уже ни к чему. Вы говорите беспрерывно. Начавшись изнутри, в какой-то момент произносимая фраза вырывается наружу, затем вновь уходит внутрь. Комментируйте поведение всех частей тела, движущихся вслед за головой. Не пропускайте ничего: проверяйте точность следования принципам тренинга, таким, как балансирование, вертикаль, объемы движений, текучесть; следите за физической свободой мышечного комплекса всего тела; оценивайте действия различных частей тела относительно движения по спирали.
Речевой наплыв, речевой поток, но не речевые обрывки. Успевайте говорить обо всех частях тела, на которые падает наше внимание. Обращайте внимание и на действия обеих рук.

Отступление о жестах

В разговоре о «сопутствующих движениях» мы коснулись и жестов как материала художественного творчества. Осмысленность жестикуляции в методике сценической речи - тема, специально не разрабатывавшаяся, но значимая. Выскажу несколько предположений относительно трех аспектов использования жестов в дикционном и голосовом тренинге.

Предположение первое — разминка кистей.

Соединение кистей с жизнью тела - «кисти -> колени» являют собой единое физическое целое: упругость коленей и упругость кистей и пальцев рук.
Соединение кистей с речью - «кисти -> подбородок» - двигательные программы кистей и двигательные речевые программы соединяются на уровне физической разминки артикуляторного аппарата: упругость кистей и упругость мышц языка и нижней челюсти.

Соединение артикуляции и тела в едином движении при посредничестве кистей «колени <- кисти -> подбородок»: кисти как центр, управляющий телом (коленями) и речью (подбородком). Все это нанизывается на вертикаль. Вообще триединство «колени + кисти + подбородок» связано со следующими моментами тренинга:

• соединение тела и голоса;
• единение ритмичности тела - рук - артикуляции;
• раскрытие, формирование «голосо-речевого рупора» - влияние при помощи рук и ног на вертикальное раскрытие «рупора»;
• активизация работы артикуляторных органов - влияние на мышечную активность, на общий мышечный тонус речевого аппарата;
• выразительность жестов и выразительность речи, их слияние в едином выразительном поступке.

Предположение второе — кисти разговаривают.

Дыхание - голос - дикция - интонация + кисти - руки - локти - плечи - ступни - колени = разговаривают. Разговорность в данном случае следует понимать как естественность и живость выражения смыслового и чувственного содержания авторского голоса, таящегося в тексте. Единение смыслового и чувственного, в их воспаленном проживании актером, отражается на уровне эмоциональности. Эмоциональность - глубина взволнованности актера в процессе восприятия и в процессе реализации замысла.

Использование предметов (гимнастическая палка, скакалка) методически связано с разговорностью. Посредством небытового предмета мы влияем на разговорность тела.
Разговорность - особое чувство ритма речи - особое ощущение речевых ритмов всем телом. Слоговые программы - 1 этап, словесные программы - 2 этап, речевые такты в прозаической речи и стихотворные строки в поэтической речи - 3 этап, реплики в драматургии и драматической поэзии -4 этап, высказывание как вершина деятельной и действенной речи - 5 этап. Все это вполне укладывается в работу с предметами. Гимнастическая палка и скакалка универсальны для методической последовательности «слог -слово - речевой такт (стих) - реплика - высказывание».

Предположение третье — действенность кистей.

Знаковость жестов. Смысловые жесты и эмоциональные вскрики руками. Двигательные и речевые реакции как единый порыв в воздействии на партнера. Кисти (жесты) как прием перевода речи и голоса в пространственную категорию. Кисти (жесты) как способ создания и укрупнения резонанса голоса и тела человека. Когда мы говорим о резонансе голоса - то не имеем ли мы в виду резонанс всего тела актера в пространстве? Возможно предположить, что гортань издает первичный звук -> система резонаторов (ротовой, глоточный, носоглоточный) укрупняет звучание голоса -> тело отражает работу резонаторной системы (резонансные зоны, по Максимову [7]) -> воображение актера в согласии с голосовой и речевой техникой выносят резонанс в окружающее пространство -> голос резонирует в пространстве, он из категории времени перетекает в категорию пространства. Таким образом речь актера становится категорией пространственно-временной. А мы с вами давно знаем, что движение человека тоже пространственно-временная категория. Так не может ли жест (движение) быть нам помощником в процессе совершенствования голоса и речи, в процессе перевода голоса и речи в пространственную категорию?

 

Комментарии   

 
0 #1 neposeda56 20.09.2012 20:25
Книга привлекательна для проработки и текста, и чего-то в самом себе, но вот дразнилка какая! В ней упоминается книга Васильева "...ощущение-дв ижение-звучание ..."-ну и как к ней прикоснуться любопытному в Британии?
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования