Общение

Сейчас 588 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

АКТУАЛЬНО!

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

«Ведомый» и двое «ведущих».

Первая проба.

Каждый из «ведущих» стремится включить «ведомого» в свои ритмы, перехватить инициативу у другого «ведущего» и приручить партнера. Да так приручить, чтобы «ведомый» полностью ему подчинился. Сложная соревновательная задача у «ведущих», но не менее сложная у «ведомого». Его голова не должна выбирать, к кому именно идти. Следует психологически отдаться психофизическим действиям «ведущих» и не сопротивляться, «заваливаться» в сторону того голоса, который притягательнее.

«Давай» - это слово становится основой ритмических композиций, создаваемых «ведущими». Конечно, слишком громко сказано: «создаваемых». Привлечь «ведомого» к себе. Увлечь «ведомого» совместным передвижением в пространстве. С первого взрывного звонкого «д» и до последнего слога «вай» — захватить инициативу в воздействии на партнера и не отпускать «ведомого» из своих речевых объятий ни на мгновение.

Речевые композиции специально не продумывайте, заранее не готовьте. Восприятие партнера - прежде всего. Как вы лично воспримете «ведомого», так и действуйте. Ваше восприятие «ведомого» и желание обыграть второго «ведущего» будут диктовать вам и речевое поведение. Отсюда и импровизации. Предположим, такие: «да-а-вай», «ну, давай, давай, давай», «давай же, давай же, давай», «да-давай же, давай», «давай падай - падай, давай», «давай двигайся, двигайся - давай, давай» и прочие вариации с глаголом «давать» в повелительном наклонении.

Советы «ведущим»:

• не голосом тяните партнера, но телом своим. Голос вторичен. Звучание голоса зависит от объемов физического поведения тела;
• не забывайте о деятельности рук и о воображаемых прикосновениях к телу «ведомого». Мысленно проживайте прикосновение пальцев к телу партнера: вначале почувствуйте (припомните), что такое тепло человеческого тела, -> затем прочувствуйте в воображении свое прикосновение к мышцам партнера (упругие они или рыхлые) -> после этого почувствуйте, как вы притягиваете кистями тело партнера к себе. Проживайте все, не торопясь, не перепрыгивая через этапы последовательности;
• задают команды партнеру, конечно же, руки - ваши воображаемые прикосновения к «ведомому». Но руки принадлежат-то вашему телу, они не вообще откуда-то возникают и существуют сами по себе. Действия рук зависят от вашего желания, от вашей устремленности, от вашей внутренней энергичности, от желания выиграть борьбу за «ведомого» у второго «ведущего». Тело, тело ваше горит желанием ощутить вкус победы, тело и приводит вас к победе. А руки лишь помощники. Руки лишь воображаемые нити, связывающие вас с «ведомым»;
• не ослабляйте работу артикуляторных мышц. Преодолевайте выдыхательной струей артикуляционные препятствия, возникающие при произнесении «д» и «в»;
• не теряйте из виду и второго «ведущего». Улавливайте нюансы его работы, его приспособления к «ведомому», приемы, которыми он пользуется, мысли, транслируемые им «ведомому», движения его рук, особенности его балансирования. И в зависимости от того, что нового открыли вы в приемах поведения второго «ведущего», что подсмотрели у него, корректируйте свое поведение.

Советы «ведомому»:


• не вступайте в балансирование до той поры, пока не почувствуете внутреннего желания сопутствовать кому-то из «ведущих». Не бросайтесь за голосом одного или другого;
• не поддавайтесь громкоголосому: кто шибче кричит — тот будто бы и хозяин ситуации. Бойко выкрикивающему «Давай! Давай!» вы явно не нужны, он лишь о себе заботится. «Какое нам, в конце концов, дело до грубого крика всех этих горланящих шарлатанов, торговцев пафосом, мастеров напыщенности и всех плясунов, танцующих на фразе?» - такой эпиграф из Огюста Барбье предшествует стихотворению М. Ю. Лермонтова «Не верь себе»26. Вчувствуйтесь в нерв звучания партнеров. Естественность разговора уловить не так-то сложно. Искреннюю заинтересованность в вас вы без труда отличите от притворства. Победитель в этой простой игровой ситуации определится обязательно. Только будьте открыты для неподдельных чувств. Не реагируйте на неоправданную громкость, на зажимы гортани, на интонационные красоты, на показной темперамент. Если «ведущие» не увлекают вас, то и не ходите ни к кому из них. В глубине произносимых слов «давай-давай-давай» либо пробуждается горячее и конкретное желание говорящего, либо оно не оживает. Не шумовые эффекты определяют степень вашего доверия партнерам. Вверяйтесь только своему восприятию;
• не стремитесь показать, что вы поняли, в какую сторону вам следует двигаться. Нет — балансируйте между партнерами, отдавайтесь волне их балансирований. Отпускайте тело в движение - пусть оно само решает свою судьбу. Раскованность, непринужденность поведения одного из «ведущих» вы сумеете уловить, пусть не сразу, но уловите. Манком для вас послужат теплота и мягкость голосового звучания, ощущение текучести в речи этого «ведущего» на контрасте с приказным тоном, с навязчивой интонацией, однообразием голоса второго «ведущего».

Впечатления. Вновь балансирование втроем. На всем протяжении обмена впечатлениями вы втроем балансируете в пространстве:
ведет тот, кто говорит. Движетесь так, как уже пробовали в диалогах по окончании предыдущего упражнения. Втроем перекатываетесь по пространству, словно шар.
«Ведомый» рассказывает о поведении партнеров, об их голосах, об ощущениях своего тела. Не упускайте возможности рассказать и об образах, которые возникали в вашем воображении. Наверняка ведь зарождались какие-то, пусть сумбурные, но картинки, ощущения прошлого, воспоминания. Голоса партнеров что-то вам напоминали, в какие-то закоулки памяти вас утягивали. Заодно сравните голоса партнеров: в чем они схожи, чем различаются, какой из двух голосов нравится вам по-человечески, а какой восхищает вас эстетически. Рассказывайте, проживая повторно ситуацию, в которой вы побывали во время упражнения. Ваши образы, воспоминания, ощущения втягивают в новое пространство и ведомых вами сейчас двух «ведущих».

Вторая проба.

Новый «ведомый», новые «ведущие». Игровые задания те же.

Совет «ведомому»: вслушивайтесь в голоса «ведущих». Если чувствуете в тембре голоса хоть малейшее напряжение - не отзывайтесь на этот голос. Если чувствуете напряжение во вдохах, слышите, как «ведущий» натужно вбирает в себя воздух, - не откликайтесь на этот голос. Если чувствуете нарушения в произнесении приказа-просьбы «давай», выражаемое в вялости произнесения согласных «в», «д», - не реагируйте и на этот голос.

Задание «ведущим»: удлиняйте приказ (просьбу, уговаривание, команду, звуковой жест): «давай-давай», «давай-давай-давай», «давай-давай-давай-давай», а дальше длительность ваших высказываний зависит от возможностей накопленной дыхательной энергии. Тем самым удлиняйте время приручения «ведомого» на протяжении одного выдоха-поступка. Текучесть тела -> текучесть рук -> текучесть дыхания -> текучесть голоса -> текучесть дикции. И все это ради приручения партнера, ради его балансирования в пространстве вместе с вами. Вот ваша забота.

Впечатления. Задания в рассказывании те же. Однако у рассказывающего появляются новые пластические возможности: вы можете теперь в рассказе использовать жесты. Движение рук охватывает партнеров, вы рассказываете и одновременно не только телом задаете слушающим движения в пространстве, но и руками. И хотя между вами большое расстояние — вы мысленно (в воображении) дотрагивайтесь до партнеров, они вас почувствуют, ощутят ваши прикосновения. Только пусть жесты не раскрашивают вашу речь, кисти не скандируют - не совершают рубленых движений сверху вниз.

Третья проба.

И еще усложняем ритмические задания всем участникам упражнения.

Задания «ведущим».

Теперь каждый из «ведущих» импровизирует не только вариации темпоритмического произнесения слова «давай» или отдельных его слогов. Изменению подвергаются: длительности высказывания, темпы говорения, контрастные перемены staccato - legato, динамика голосового звучания. Динамические перемены могут быть самые разные; если вдруг родится очень громкий звук, то ничего страшного, лишь бы динамические перемены являлись результатом внутреннего проживания происходящей ситуации.
Приведу несколько примеров таких импровизаций, сопроводив некоторые из них условной ритмической записью:
• «Да! да!-вай!» — первый слог «да!» звучит редуцированно, так как он довольно далеко отстоит от слога ударного, поэтому в упрощенной звуковой транскрипции мы написали бы его как слог «дь!»;
• «Да-а-вай! Да-а-вай!» - в первом слоге звук «а» вытягивается по длительности и вырастает в объеме, еще более расширяясь на ударном слоге «вай», благодаря распуханию звука «в»;
• «Да-а-а, да-давай -да-давай - да-давай» - первый тянущийся слог разрастается в объеме, три последующих сочетания будто опадают в громкости, но не теряют энергии выдоха, сохраняют звучность даже при тихом звучании. В сочетании «да-давай!» все три раза сохраняйте редуцированное произнесение первого «да-» («дъ-»);
• «Давай! давай! давай! - Давай! давай! давай! - Давай! давай! давай!» - каждые три слова звучат staccato и одновременно своеобразным звуковым наплывом. Вся эта длинная фраза-композиция звучит как одно целое на одном выдохе.

Задание «ведомому».

«Ведомый» отзывается на действия того или иного «ведущего» не только телом, как уже было в предыдущих пробах, но и голосом. Двигаясь телом в пространстве по воле одного из «ведущих», он негромко (словно эхо) повторяет темпоритмическое высказывание «ведущего».

Наибольшие трудности мне видятся сейчас в работе артикуляции у всех участников упражнения. У кого-то из вас чувствуется некоторая нарочитость в выговаривании речевой импровизации, у других проявляется нехватка энергии. Почти у всех «ведущих» физические затраты в теле не провоцируют активность движений нижней челюсти по вертикали, динамичность раскрытия рупора, подвижность артикуляторных органов. Не очень-то вам помогают наладить работу артикуляции жесты. Ваши руки не воздействуют на девушку, оказавшуюся в роли «ведомой». Не важно, что вас разделяет определенное расстояние, и через пространство вы могли бы прикасаться к девушке кончиками пальцев, тыльной стороной кисти, могли бы осторожно погладить ее щеку, потянуть ее плечо к себе, дотронуться до запястья ее левой руки и, притянув ее руку к себе, коснуться пальцев губами. Ваши жесты не воздействуют и на парня, опустившего веки и ожидающего ваших прикосновений. Воображение - вот в чем заключены и таятся питательные элементы психофизического действия. Вы еще не чувствуете своего «ведомого», не воспринимаете его реально, он не открывается вам навстречу, и вы не открываетесь ему. Отсюда так много примитивных жестов, движений руками, ни к чему не обязывающих и ни на что не направленных. Да и можно ли называть жестами движения, не имеющие ни начала, ни конца.

Отступление о «сопутствующих движениях»

Руки. Как много они могут совершить, как многому могут помочь в тренинге. Вы уже почувствовали это в предыдущих упражнениях. Однако сколько каждый раз проблем с действиями рук. Не с движениями рук, а с их деятельностью. Руки, совершающие действие, — вот что ценно. Руки разговаривающие, ласкающие, притягивающие, двигающие, играющие на рояле, протягивающие стакан сока ребенку, объясняющие, как пройти к Казанскому собору, поддерживающие старуху, - вот что представляет интерес. Но не руки же, совершающие бесцельные описательные движения, не руки-иллюстраторы, не руки, сопровождающие речь ни к чему не обязывающими «сопутствующими движениями», не руки скандирующие, не руки актрисы, согнутые в локтях и дергающиеся в непонятном экстазе.

Леонардо да Винчи, в многочисленных рисунках уделявший немало внимания жестам героев, открыл, что движения рук и кистей должны «обнаруживать намерение того, кто ими движет, насколько это... возможно, ибо тот, кто обладает страстным суждением, сопровождает ими душевные намерения во всех своих движениях»27. Нет нужды доказывать, что руки - первая наша речь, они могут и умеют разговаривать, они могут и умеют возбуждать чувства и эмоции.

Руки в большой мере передают эмоциональное состояние человека. И отказываться от движений руками на тренинге не имеет смысла. Но губительны бессмысленные движения. Особенно так называемые «сопутствующие движения»28. Кое-кому показалось, что я противник невербального проявления в теле, выражающегося в непредсказуемых, казалось бы, лишних, движениях, сопутствующих человеческой речи и являющихся одним из проявлений индивидуальности. Что я к тому же противник разнообразных речевых призвуков, дополнительных речевых жестов, сопутствующих основному течению речи человека, как-то: «я что хочу сказать», «э-э-э», «я думаю», «м-м-м», «значит», «там» и пр. Один знакомый мне подполковник по фамилии Передереев добавлял в свою речь своеобразную энклитику «-касс»: «А ну, построились-касс, быстро-касс!», «Завтра-касс, получите все-касс по наряду. И никого-касс не пощажу!». Нет, я не против этих и подобных речевых добавлений, дополнений, призвуков. Я не сопротивляюсь бессмысленному размахиванию руками, трясению кистями перед собой, движениям, сопутствующим речи, и пр. Все это обычно именуется речевой грязью или жестовой бессмыслицей. Нет. Я не против этого. Но только в жизни. Пусть каждый тычет пальцами, как он хочет, чавкает, когда жует, ставит ногу на батарею в коридоре театральной школы, когда ему нужно завязать шнурок, плюет на панель, идя по площади Искусств, - это его проблемы, это его естественные привычки - лиши его таких привычек, что от него останется?
Но на сцене все это либо должно принимать художественные формы, краски образа, либо не должно выпячиваться. «Если руки начинают проситься в ход, значит, не то, не то...» - восклицает К. С. Станиславский 29. И когда говорится об отвыкании от «сопутствующих движений», речь идет, прежде всего, о начальных этапах тренинга, когда все бытовое нам не в помощь, когда любой звук, каждый жест, всякое движение - явление художественной мысли. А разнообразные атрибуты быта лишь притормаживают обретение телесной и речевой свободы, ограничивают непроизвольное рождение прочувствованного жеста, действенного движения, направленного высказывания.

Проблема серьезная. Для борьбы с «сопутствующими движениями» пособия по речи и по сценическому движению, по пластике актера не предлагают никаких рекомендаций. Да этот вопрос даже и не поднимается. Проблема существует, но относимся мы к ней - как к данности, не требующей «хирургического» вмешательства. Однако не следует игнорировать тот факт, что при возрастании эмоциональной окрашенности высказывания активность «сопутствующих движений» обостряется соответственно.

Если в жесте, в движении есть смысл, если они являют собой некий знак, понятный всем участникам диалога, или являются проявлением образного мышления, то ни жест, ни движение не могут быть механическими, неоправданными, «сопутствующими». Одним из таких жестовых поступков, являющихся своеобразным знаком диалога, являются жесты, сопровождающие исполнение детьми считалок. Рука совершает жесты, осмысленные пересчетом участников игры, последовательным указыванием то на одного, то на другого. В жесте, таким образом, соединяются и сосредоточенное внимание, и целесообразное управление мышцами при помощи двигательной нервной системы, и речевое высказывание, и поступок, и, наконец, душевный порыв, чувственный эмоциональный импульс 30.

О засилье на театральных подмостках бессмысленных, бесчувственных жестов писал еще М. С. Щепкин, вспоминая актерские приемы игры в годы своей театральной юности: «Игра состояла в крайне изуродованной декламации, слова произносились как можно громче и почти каждое слово сопровождалось жестами» 31. Стало быть, повторю, жесты и движения, наряду со словом, должны нести образную, смысловую и, главное, художественную нагрузку.

 

Комментарии   

 
0 #1 neposeda56 20.09.2012 20:25
Книга привлекательна для проработки и текста, и чего-то в самом себе, но вот дразнилка какая! В ней упоминается книга Васильева "...ощущение-дв ижение-звучание ..."-ну и как к ней прикоснуться любопытному в Британии?
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования