Общение

Сейчас один гость и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • Pavlove1604

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Сначала я нахожу,
Потом я ищу.

Пабло Пикассо

Итак, найдите в этой сцене более тонкий и рельефный рисунок. Не прыгайте от нижнего «до» до верхнего, а найдите все промежуточные тона: ре, ми, фа, соль, ля, си... - и тогда верхнее «до» возьмете без труда.
Константин Станиславский

Вот и дом полетел.
Вот и собака полетела.
Вот и сон полетел.
Вот и мать полетела.
Вот и сад полетел.
Конь полетел.
Баня полетела.
Шар полетел.
Вот и камень полететь.
Вот и пень полететь.
Вот и миг полететь.
Вот и круг полететь.

Поэтическими образами Даниила Хармса обрываются уроки «Вариаций для тренинга»1, вы «взлетали» и «звонили», обретая невесомость, утрачивая скованность и лишаясь притяжения обыденности.

Тренинг, начинавшийся с ощущений реальных, незаметно перетек в ощущения вымышленные и исподволь трансформировался в воображаемый полет. Мы с вами последовали призыву мудреца Хилона, высеченному на колонне храма Аполлона в Дельфах: «Познай самого себя». И, углубляясь в ощущения, убедились в непреложной истине, означенной еще Леонардо да Винчи: «Всё наше познание начинается с ощущений». Благодаря такому отношению к процессам познания, мы смогли удостовериться, что ощущения подталкивают к действию, к внутреннему и внешнему движению. Движение стало непременным атрибутом тренинга сценической речи, не само по себе движение, не ради красот и забав. Движение и речь объединились в палитре актерской выразительности, и мы полетели:

Лоб звенит и летит.
Грудь звенит и летит.
Эй, монахи, рот звенит!
Эй, монахи лоб летит!

В стихотворении Хармса все сошлось: движение и речь, ощущение и мысль, игра и реальность, полет воображаемый и полет наяву.
Начав2 тренинг с трудных шагов самостоятельных открытий и по: исков, мы постепенно приблизились к «вдохновению» («вдох-» = «вдох-новение» / «вдох-новение» = «-новение»), к полетам вымысла. Вступая в следующие шесть уроков, мы с вами вновь оказываемся в стихии вариаций. Если «Вариации для тренинга» пронизывала последовательность:

«ощущение — движение — звучание»,

то в «Вариациях для творчества» мы обращаемся к последовательности:

«восприятие — воображение — воздействие».

В книге продолжается наш совместный поиск оптимальных способов и приемов совершенствования выразительных средств актера: дыхательных, голосовых, речевых, пластических, танцевальных, музыкальных, интонационно-мелодических, эмоциональных. На уровне сознания все эти элементы объединяются смыслами, на уровне интуиции они спрессовываются ритмами. Именно семантика и ритмика определяют очертания шести уроков.

На предыдущих уроках, обращаясь в речевом тренинге к движениям, мы преследовали цель опосредованного воздействия на формирование профессиональных качеств речи, фонационного дыхания, голоса и сценической дикции. Именно опосредованного влияния на качественное звучание голоса и речи. Движения служили нам помощниками в совершенствовании техники речи. Теперь же мы, приняв как необходимость положение, что и физические движения, и жесты, и пластика, и дикция, и голос, и дыхание, и интонация, и темпо-ритмы речи и движений - элементы актерской выразительности, не будем воспринимать их в иерархической зависимости. Все вместе они создают гармонию актерской экспрессии, без какого-либо из этих элементов творчество тускнеет.

При воспитании речевой культуры неправомерно замыкаться лишь на словесном уровне, ограничиваться заботой о чистоте дикции, стремиться к активному выговариванию слов и радоваться звонкоголосости. «Что скажет звук, движенье или взор - Упрямое не перескажет слово» (Афанасий Фет). Только в сочетании с другими элементами актерской выразительности слово оживает и наполняется содержанием.

Отнеситесь к обеим книгам как к единому целому. Вторая книга - прямое продолжение первой. Единство вовсе не отменяет независимости каждой из них. Каждая реализует себя в своих тематических границах. Неизменной остается композиция обеих книг: шесть «живых» уроков - гипотетических, во многом сымпровизированных, не подвергшихся математической выверке. В «Вариациях для тренинга» каждый урок был означен каким-то одним приемом, что отражали и музыкальные термины, поставленные в заглавие: grazioso— portato — cantabile — ritmico — agitato — resonato. В «Вариациях для творчества» все уроки охватывают множество приемов и способов работы, а вместе они обеспечивают плавное восхождение от «do» до «do».

Как пройдут эти уроки - так пройдут. Какие повороты темы случатся на уроке, таким вы и доверьтесь. Стоит только поверить в вымысел - и урок становится реальностью. Понимаю, что уроки длятся порой слишком долго: материал, уместившийся в одном занятии, равен месяцу-двум тренировок. Относитесь к такой протяженности уроков опять-таки как к вымыслу.

Не всякое упражнение «Вариаций для творчества» будет уяснено вами с первого мгновения. В этом нет ничего опасного. В процессе опробования упражнения придет ясность - иной раз смысловая отчетливость, а иной раз явственность предчувствия, предположения. Поэтому есть в уроках некоторая текучесть, переменчивость настроений, изменчивость тематики, вариативность подходов к познаванию себя и партнера. Все это порождает эмоциональную насыщенность речи, голоса, дикции, высказывания, придает им психологическое значение, образность, чувственное волнение.

Как и в предыдущей книге, в «Вариациях для творчества» различные теоретические аспекты тренинга, ассоциативные моменты, предположения и разъяснения к новым приемам работы содержатся в особых «Отступлениях». Сохраняя темпы протекания урока, «Отступления» позволяют в сжатой форме рассмотреть наиболее актуальные вопросы речевого обучения драматического актера. Не все мною договорено в «Отступлениях», какие-то теоретические моменты лишь догадки, но постановка насущных вопросов иной раз ценнее скоропалительных заключений. Я не хотел бы отделываться традиционными, лежащими на поверхности, общепринятыми решениями. Ответы-крепыши ни вам, ни мне ни к чему. Зарядившись вопросами, может быть, вы сами дадите на них ответы своим творчеством. Пробовать и пробовать, но не повторять никогда ничего и ни за кем в тренинге сценической речи. Вот тогда и явится к вам ваша творческая истина: вами открытая и вами же одухотворенная!

Повторю, «Вариации для творчества» лишь подсказ направлений самостоятельного тренинга, только набросок к личному творчеству каждого из вас. В книге предлагаются всего лишь пути размышлений и поисков, некоторые способы и приемы работы, но результаты зависят от заинтересованности, сообразительности и азартности тренирующегося. Не относитесь к упражнениям и этюдам отстранение и не лелейте их - данная книга ваш рабочий экземпляр. Пробуйте, экспериментируйте, испещряйте текст пометками, записывайте и зарисовывайте на полях свои реакции, вопросы, несогласия, наблюдения, дополнения, образы, ассоциации, видения и мечты.

Невозможно игнорировать общепринятое мнение, что научить творчеству по книгам нельзя. И голос улучшить, и дикцию выправить с помощью учебных пособий заказано. Согласимся с таким утверждением. Однако с легкостью соглашаться не хочется. Хотя бы потому, что современные методики преподавания сценической речи постепенно отходят от ветхих приемов обучения, основывавшихся, как правило, на постулате «делай, как я!». Действительно, исходя из установки «делай, как я!», заочно научить нету шансов, ну, нету и все. Нужен объект для подражания: профессор, рокочущий голосовыми низами, дама с экспрессией, ведающая все тайны речевого мастерства, автор учебного пособия, расписывающий правила и рекомендующий звукосочетания и слова для тренировки.

Но профессора не растиражируешь, даму не воспроизведешь, правила не зазубришь. Согласиться нет сил и потому, что декларируют невозможность обучать сценической речи по книгам также и те, кто видят в тренинге каноно-творчество, а не живую ткань импровизации. Менее всего мне хотелось, чтобы книга «Вариации для творчества» походила на «решебник»3. Вопросы наверняка возникнут. Это-то меня и притягивает. Идеи, догадки, предположения, предчувствия, бередящие вас изнутри, позволят вам избежать механического выговаривания звуков, слогов и слов, выведут вас из круга привычных и ординарных решений, превращающих актеров в поваров звуковых красок. Упаси нас Бог в педагогике сценической речи от единообразия, от строевой готовности.

Выражаю глубокую признательность Кристине Тойбеловой, создавшей серию рисунков, живо воспроизводящих процессы голосо-речевой тренировки, профессору Томашу Ондрушеку, направлявшему меня в области музыки и ритма, Нине Снетковой - моему постоянному консультанту в мире литературы и искусства и Татьяне Осиповой, неоднократно читавшей эту работу в рукописи и высказавшей множество ценных замечаний и советов при подготовке книги к изданию.

Комментарии   

 
0 #1 neposeda56 20.09.2012 20:25
Книга привлекательна для проработки и текста, и чего-то в самом себе, но вот дразнилка какая! В ней упоминается книга Васильева "...ощущение-дв ижение-звучание ..."-ну и как к ней прикоснуться любопытному в Британии?
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования