Общение

Сейчас 483 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Театральные кукольные занятия

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.
Первое знакомство детей с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей, приглашенных артистов кукольных театров.
Со второй младшей группы на театральных занятиях дети обучаются простейшим приемам управления куклами настольного театра. Мы предлагаем им придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы еще не очень развита, внимание рассеяно. Как бы примитивны ни были истории, сочиненные, малышами, мы радуемся вместе с ними любому проявлению творчества, стремимся, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ведь разыгрывание сочиненных сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.
На театральных занятиях необходима атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.
Следующий этап — это работа над этюдами, которые являются своеобразной школой, помогающей детям постигать секреты управления театральными куклами, основы актерского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.
Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в кукольном спектакле. Только разбудив фантазию детей, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Участие в нем всегда праздник для ребенка. Дети второй младшей группы разыгрывают с настольными куклами хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок — смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Мы стараемся не заучивать с детьми текст, предлагаем им самим придумать диалоги.
К концу года все дети второй младшей группы овладевают техникой управления настольными куклами, умеют до конца спектакля концентрировать внимание на кукле, учатся внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, пытаются сочинять небольшие сказки, в которых сопровождают движение куклы песенкой, придуманной самостоятельно на заданный текст.
В средней группе в начале года работа с настольными куклами продолжается. Дети вспоминают приемы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа и по развитию творчества. Малыши самостоятельно придумывают диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок.
В конце сентября мы знакомим их с театральной ширмой. Для детей средней группы можно использовать укороченную ширму (высотой 75 см), чтобы облегчить кукловождение. В это время происходит знакомство с новым для них видом кукол на гапите (гапит — это палка, на которую насажена кукла). Управление куклой на гапите требует от ребенка выдержки, терпения, определенных мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на нее. Чтобы облегчить ребенку управление куклой, их делают как можно более легкими.
На театральных занятиях дети знакомятся с приемами кукловождения. Для этой цели используются этюды с куклой, цель которых — научить ребенка сосредоточивать свое внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия. Также используются этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоционально состояние другого человека, умение адекватно выразить свое. Эти этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.
Продолжается работа по развитию творчества, в которой используются куклы на гапите. Малыши сочиняют небольшие сказки, а также песенки, которыми сопровождают движения куклы. Большинство детей довольно легко справляются с заданием. Постепенно в действие вводятся шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки, колокольчики), которые придают сочиненной ребенком песенке новое звучание, создают праздничную атмосферу, развивают чувство ритма.
Дети с удовольствием разыгрывают русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», используя кукол на гапите. Разыгрывание сказок с театральными куклами позволяет им глубже усвоить содержание полюбившегося произведения, дает возможность проявить творчество.
В старшей группе в начале года продолжается работа с куклами на гапите. Для этого мы вносим театральную ширму, кукол из разных сказок и предлагаем ребятам придумать с этими куклами небольшие истории. Сочиненные сценки используются как материал для этюдов, помогающий закрепить навыки игры с куклой.
В некоторых историях, придуманных детьми, куклы играют в жмурки, догонялки, принимают участие в плясках. В этот момент ребята могут больше внимания уделить положению куклы на ширме.
Работа над этюдами дает возможность ребенку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы, научиться выражать ее действия, чувства и мысли. Детям нравится этюдная работа, так как в ней они отдаются творчеству, находят самостоятельно выразительные особенности куклы.
Эти этюды с куклами чередуются с этюдами по развитию актерского мастерства, что дает возможность ребенку овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.
В конце сентября дети знакомятся с куклами-марионетками, узнают, что марионетки приводятся в движение при помощи ваги (деревянной крестовины, к которой на ниточках подвешивается кукла). Держа вагу горизонтально за середину и наклоняя ее вправо-влево, кукловод приводит куклу в движение.
Для того чтобы ритмически организовать движения кукол, используются русские народные мелодии в грамзаписи. Когда дети освоят принцип управления куклами, им предлагается прочитать потешки о животных. Так появился спектакль марионеток «В гостях у Василисы», поставленный по мотивам русских народных потешек.
С куклами-марионетками, одетыми в русские костюмы, малыши водят хороводы, импровизируя танцевальные движения, напевая русскую народную песню «Как пошли наши подружки». Эта танцевальная импровизация с куклами-марионетками включена в спектакль «Маша и медведь».
Во второй половине года дети знакомятся с новым для них видом кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций, а также для импровизаций с использованием детских музыкальных инструментов. Они способны передавать тончайшие нюансы настроений и переживаний героя, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам.
К концу года ребята старшей группы приобретают необходимые навыки управления куклами различных систем (настольными, куклами на гапите, марионетками, куклами с «живой рукой»). Все свои умения и навыки кукловождения дети используют в кукольном спектакле «Путешествие в страну сказок», который объединяет небольшие сценки, разученные ранее. Этот спектакль является итоговым и подводит определенную черту в работе с детьми за три года, дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности, продемонстрировать свои умения в кукловождении, почувствовать радость творчества.
В подготовительной группе в начале года продолжается работа с куклами с «живой рукой» и марионетками: дети импровизируют небольшие диалоги, заканчивая импровизацию подвижной игрой или веселой пляской.
В октябре происходит знакомство с тростевыми куклами и театральной ширмой в рост ребенка. Ребята узнают, что одной рукой кукловод держит куклу за гапит, а другой — управляет тростями, прикрепленными к рукам куклы.
Тростевые куклы обладают большими выразительными возможностями, чем перчаточные, и побуждают ребенка самостоятельно искать новые выразительные средства для создания образа.
Во второй половине года дети знакомятся с куклами, созданными по системе «люди-куклы». Управление куклами этой конструкции не имеет ничего общего с кукловождением игрушек других систем. Кукловод надевает на себя костюм куклы, ее огромную голову, большие поролоновые ботинки и перчатки и моментально «входит в образ». Управление такими куклами доставляет огромную радость детям. Превратиться в живую куклу хочет каждый ребенок.
Педагог должен помнить о том, что долго находиться внутри куклы маленький актер не может, так как она сковывает движения, затрудняет доступ воздуха. Работать с такой игрушкой можно не более 2-3 минут, затем ее необходимо снять. Куклу надевают только перед выходом на сцену, в самый последний момент. Если по ходу спектакля кукла должна появиться на сцене дважды, то во второй раз лучше надеть ее на другого ребенка. Не рекомендуется использовать кукол данной системы в работе с физически ослабленными детьми, так как «люди-куклы» довольно сложны в управлении и требуют от участников спектакля определенных физических усилий.
Упражнения с куклами различных систем, работа над этюдами являются подготовительными к постановке спектакля. Работа над ним начинается с чтения и обсуждения текста. Детям дается возможность проявить инициативу, для чего строят обсуждение так, чтобы каждый ребенок самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей. Спектакль разучивается небольшими фрагментами, причем ребенок самостоятельно выбирает для своего персонажа выразительные средства.
Работа над спектаклем ведется двумя составами. Когда дети попробуют себя во всех ролях, им предлагается самим решить, кто какую роль будет исполнять. Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе работы над спектаклем. Работа над спектаклем объединяет детский коллектив, дает возможность ребятам приобщиться к творчеству и театральному искусству.
Выдающийся советский психолог Л. Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества». Кукольный театр и детское творчество в жизни ребенка тесно связаны между собой: его фантазии воплощаются в живые образы и театральное действие. В этом и заключается наибольшая ценность детского театрального спектакля.
Цель, которую мы ставим, занимаясь с детьми театральным искусством, — сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Мы стремимся, чтобы навыки, полученные в кукольном театре, принесли детям пользу в повседневной жизни.
Для того чтобы пробудить у малышей интерес к театрально-игровой деятельности, необходимо проводить театральные занятия два раза в неделю в каждой возрастной группе. Продолжительность занятий соответствует возрасту детей: во второй младшей группе — 15-20 минут, в средней — 20-25 минут, в старшей группе — 30 минут, в подготовительной к школе группе — 35 минут. Каждое занятие проводится дважды для лучшего усвоения материала.
Основой театральных занятий являются авторская программа «Театр — творчество — дети», разработанная Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович, а также методическое пособие к ней «Играем в кукольный театр» (М.: АРКТИ, 2002). Программа и методические рекомендации прошли экспертизу в Федеральном экспертном совете по общему образованию Министерства образования РФ в 1998 году и рекомендованы к использованию в массовой практике.
Эти материалы помогут педагогам-практикам создать в детском саду кукольный театр, изготовить кукол различных систем и научить детей управлять ими.
Нами разработаны и включены в театральные занятия этюды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции детей, а также этюды, обучающие управлять театральными куклами различных систем.
Большой практический материал (кукольные и драматические спектакли, театральные игры с элементами кукольного театра) поможет педагогам в увлекательной форме провести утренники, досуги, развивающие детское творчество.

Н.Ф.Сорокина

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования