Общение

Сейчас 669 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения

"Средняя школа № 17" г. Красноярск

Программа дополнительного образования

"Театральная культура"

Разработчик : педагог дополнительно образования

Штанников Алексей Александрович

2016 год.

Пояснительная записка

Направленность  дополнительной образовательной программы

Программа дополнительного образования «Театральная культура» имеет художественную направленность. Данная программа является  модифицированной, составлена   на основе  авторской  программы дополнительного образования  О.Я. Лянцман «Здесь живет театр. Программы, занятия кружков, элективный курс» и в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании",  письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Театр традиционно воспринимается как храм искусства, где соединяются усилия актеров, режиссера, художников, музыкантов, мастеров костюма и света, а также  усилия зрителей. Театр как школа общения, как школа жизни необходим для воспитания нового поколения, так как в процессе театрального действия происходит не только коллективное восприятие искусства, но и коллективное сопереживание, сочувствие, развивается именно та сфера духовного общения, которая сколь необходима, столь и сложна.

Данная рабочая программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитать зрительскую культуру.

 

Новизна программы

В основе программы лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Актуальность программы

Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

 

Педагогическая  целесообразность

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания обучающихся.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Цели и задачи

Цель программы –создание условий для самореализации и развития личности ребенка, выявление его творческого потенциала средствами театральной педагогики.

Эта цель решается через ряд задач:

Ÿ формировать духовные качества личности на основе развития творческой активности;

Ÿ развивать эстетические способности;

Ÿ активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;

Ÿ развивать чувства коммуникативной сообразности, навыки общения;

Ÿ воспитывать эмоциональную культуру общения.

В  программе нашли отражение цели и задачи Образовательной программы МБОУ СШ №17.

Отличительные особенности программы

Отличительная  особенность программы «Театральная культура» в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Участники программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 15-17 лет. Формирование групп осуществляется в начале учебного года, согласно  санитарно - эпидемиологических правил и требований к наполняемости учебных групп. Количественный состав групп - 10-15 человек.

Сроки реализации программы

 

Срок реализации программы  дополнительного образования «Театральная культура» - 3 года.

Формы и режим занятий

В ходе реализации программа предусматриваются  следующие формы работы:

  • практические занятия;
  • теоретические занятия;
  • индивидуальные занятия;
  • групповые занятия;
  • проектная деятельность (разработка сценариев спектаклей и праздников)
  • общественные мероприятия;
  • концерты;

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 45 минут.

 

Ожидаемые  результаты и способы определения их результативности

 

В конце изучения программы обучающиеся должны знать:

  • особенности театра как  вида искусства,  иметь представление о видах и жанрах театрального искусства;
  • народные истоки театрального искусства;
  • художественное чтение как вид исполнительского искусства;
  • об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).

Должны уметь:

  • активизировать свою фантазию;
  • «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;
  • видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
  • коллективно выполнять задания;
  • культуру суждений о себе и о других;
  • выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм.

Критерии  оценки и формы контроля уровня достижений  обучающихся

 

Контролировать выполнение программы театрального кружка можно по практической работе. Проведение праздников, спектаклей, конкурсов. Вечеров развлечений. Прежде всего, обращается внимание на свободное поведение детей на сцене, на четкую дикцию, пластику тела.

Диагностика результатов ведётся лично педагогом, с помощью таблицы «Оценка артистической подготовки участников».

Индивидуальная карта и схема оценки воспитанности обучающихся помогают выявить уровень развития творческих способностей и личностный рост.

Оценка артистической подготовки участников

п\п

Ф.И. ребенка

Компетенции

Итоговый результат

Сценическая речь

Сценическое движения

Актерское мастерство

1

2

3

1. Сценическая речь

Высокий уровень: Обучающиеся умеют самостоятельно выполнять упражнения на  укрепление полученных навыков  по дыханию, голосу (развитие диапазона голоса, его гибкости, звучности, выносливости); четко анализировать стихотворную форму, нести логику мысли, не нарушая ритма и формы. На достаточно высоком уровне владеют  речевым общением.

Средний уровень: Обучающиеся знают теоретические основы сценической речи, основы русского стихосложения, принципы построения литературной композиции, выполняют правила гигиены полости рта в целях сохранения «здорового голоса».

Низкий уровень: Обучающиеся не в полном объеме знают теоретические основы сценической речи, основы русского стихосложения, принципы построения литературной композиции. Не умеют самостоятельно выполнять упражнения на  укрепление полученных навыков  по дыханию, голосу. Не четко анализируют стихотворную форму

2. Сценическое движение

Высокий уровень: Владеют техникой снятия мышечных и психологических комплексов «зажатости», владеют приемами аутотренинга и релаксации.

Средний уровень: Обучающиеся  умеют представлять движения в воображении и мыслить образами.

Низкий уровень: Не умеют самостоятельно применять технику снятия мышечных и психологических комплексов «зажатости», не умеют представлять движения в воображении и мыслить образами.

3. Актерское мастерство

Высокий уровень: Обучающиеся умеют самостоятельно работать над сценическим образом и ролью (анализируют и  интерпретируют художественный материал), умеют создавать этюды по обстоятельствам пьесы, на достаточно высоком уровне владеют словесным действием в спектакле и создают точные и убедительные образы

Средний уровень: Обучающиеся знают теоретические основы актерского мастерства, этапы работы над спектаклем. Работают над сценическим образом и ролью (анализируют и  интерпретируют художественный материал) с помощью учителя. Создают не достаточно точные и убедительные образы.

Низкий уровень: Не умеют самостоятельно работать над сценическим образом и ролью (анализируют и  интерпретируют художественный материал), создавать этюды по обстоятельствам пьесы. На низком уровне владеют словесным действием в спектакле. Создают не точные и не убедительные образы.

Уровень развития компетенций у обучающихся  проверяется в конце первого полугодия и в конце учебного года по средством тестов и учебных заданий:.

1. «Кинолента видения»;

2. Пишущая машинка;

По кругу идет устная раскладка алфавита, каждый запоминает свою букву, затем педагог произносит в слух несколько раз любое четверостишье, после определенной команды и хлопка в ладоши педагога, каждый откликается хлопком на свою букву.

3. Фрагменты картин популярных художников;

Способность передачи фрагмента картины, рисунка, кинофильма.

4. Импровизация под музыку;

5. Этюды:

Образы животных, воодушевленные предметы, синхронное пение.

6. Публичное одиночество.

Умение свободно, естественно, раскрепощено вести себя перед публикой.

 

Учебно-тематический план

№ раздела / темы

Наименование разделов / тема

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Лабораторные,
практические занятия, экскурсии и др.

Контрольные занятия

1.

Основы театральной культуры.

10

1

9

--

2

Театры на все времена

20

14

6

--

3

Гимнастика чувств и пантомима (сценическое движение)

16

2

14

--

4.

Культура и техника речи

26

4

22

--

5.

Рождение спектакля

40

6

34

--

6.

Контрольные занятия

2

--

--

2

Итого

114

27

85

2

Содержание программы

Основы театральной культуры. (10 часов). В этом разделе обучающиеся знакомятся с некоторыми понятиями и терминологией театрального искусства. Материал  носит практический характер. Знакомство с ним происходит во время работы над пьесой, посещения театров, просмотров видеозаписей спектаклей.

В раздел включены темы:

1. «Что такое театр»

2. «Виды театрального искусства»

3. «Рождение спектакля»

4.  «Театр снаружи и внутри»

5.  «Культура зрителя».

Театры на все времена (20 часов). В этом разделе руководитель знакомит обучающихся с самыми известными театрами мира, выдающимися драматургами и их пьесами. Обучающиеся просматривают отрывки из известных фильмов, видеозаписи спектаклей и обсуждают соотношение режиссерского замысла и игры актеров.

Гимнастика чувств и пантомима (16 часов). Этот раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творить, сопереживать и творчески относиться к любому делу. Учит  общаться со сверстниками и взрослыми, владеть своим телом, развивать в обучающихся свободу и выразительность движений.

Культура и техника речи (26 часов). Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Уделяется внимание играм со словом, развивающим связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы; происходит работа на тембром, темпом речи.

Рождение спектакля (40 часов). Создание спектакля – очень увлекательное занятие. Процесс постановки вовлекает в совместную деятельность  всех детей, активных и не очень помогая им преодолеть застенчивость и зажатость. Этапы работы над спектаклем:

  1. Выбор пьесы.
  2. Деление пьесы на эпизоды  и пересказ их обучающимися.
  3. Работа над отдельными эпизодами в  форме этюдов с импровизированным текстом.
  4. Создание декораций, костюмов, постановка танцев (для отдельных эпизодов).
  5. Переход к тексту пьесы, работа над эпизодами.
  6. Репетиция отдельных картин и репетиции всего спектакля.
  7. Премьера спектакля и обсуждение его со зрителями.

Контрольные занятия (2 часа). Проверка уровня развития компетенций у  обучающихся  проверяется в конце первого полугодия и в конце учебного года по средством тестов и учебных заданий..

 

.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

по программам дополнительного образования

объединения «Театральная культура»

 

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

  1. 1. Учебно-практическое оборудование

1.1

Станок  для занятий хореографией

1 шт

 

Театральные костюмы

 

 

Декорации

 

 

Шторы для затемнения

1 комплект

2.Технические средства обучения

2.1

Проектор

1шт

 

Проекционный  экран

1шт

 

Ноутбук

1 шт

 

Стационарный компьютер

1 шт

 

Музыкальный центр

1 шт

 

Синтезатор

1 шт

 

Микрофоны

4 шт

 

Микшерский пульт

1 шт

 

Акустическа система (колонки)

2 комплекта

 

Видеокамера

1 шт

 

Принтер

1 шт

 

  1. Лямцева О.Я .Здесь живет театр. Программы, занятия кружков, элективный курс - Волгоград, Учитель;
  2. Выготский Л.С. Воображение   и   творчество   в  детском  возрасте. -  Москва, Просвещение.;
  3. Выготский Л.С. Игра  и  ее  роль  в  психическом  развитии  ребенка. //Вопросы  психологии.
  4. Ее Величество Игра!: Фестиваль игровых программ. – Нижний Новгород;
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.;
  6. Заводина Н. «Методическое пособие по ритмике», Москва;
  7. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании замысла школьного урока: Учебное пособие для учителей средних школ и студентов педагогических институтов. – Москва, Прогресс;
  8. Колодницкий Г.А «Музыкальные игры,   ритмические упражнения и танцы для детей», Москва;
  9. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - Москва;

10.  Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Трансформация детской игры в творчество. //Искусство в школе.;

11.  Михайлова М.А., Воронина Н.В, «Танцы, игры, упражнения для красивого движения», Ярославль;

12.  Матюгин И.О. Зрительная  память. – Москва, Эйдос;

13.  Матюгин И.О. Тактильная  память.- Москва, Эйдос;

14.  Завадский Ю.А Об искусстве театра.- Москва;

15.  ЗингерманБ.И. Очерки истории драмы 20 века. – Москва;

16.  ЗингерманБ.И. Театр Чехова и его мировое значение. – Москва;

17.  Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – Москва;

18.  Самоукина И.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения  и коррекционные  программы. - Москва;

19.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – Москва, Народное образование;

20.  Хейфец Б.Л. Сборник интеллектуальных игр. – Москва;

21.  Черемных Е.Г., Фирилева Ж.Е «Са-Фи-Дансе» танцевально-игровая гимнастика для детей, Красноярск;

22.  Юстус И.В. Мир глазами театра: Программа, методические рекомендации (1-11 кл.). - Ульяновск;

23.  Смелянский А.М Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины 20 века. – Москва.


 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования