Общение

Сейчас 930 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАСТЕРСТВУ АКТЕРА

Театр, в котором играют дети. Что это за явление? К какому роду человеческой деятельности можно его отнести: к искусству или образованию?
Театр, в котором играют дети, как и большинство культурных явлений, уходит своими корнями в синкретическую, по своей сущности первобытную культуру. Предыстория начинается с участия детей в различных формах пратеатральных действ. Прародителями современных режиссеров и педагогов театра, в котором играют дети, следует признать хранителей культов древнейших языческих религий: старейшин, жрецов, вождей племенных союзов, — словом, всех тех, кто проводил некогда детей через испытания обряда инициации, помогая им вступить во взрослую жизнь и открывая тайны племенной культуры. Суммируя данные об участии детей в ранних формах развития театрального искусства, мы приходим к выводу, что они выступали, прежде всего, как хор.
Развитие и осмысление этого явления в истории проходит по двум основным направлениям: театр как обучающая и развивающая среда и театр, как осуществление поиска новой театральной реальной эстетики.
Эти направления могут казаться принципиально разными. Еще совсем недавно, в 80-е годы XX в., на конференциях, посвященных детскому театральному движению, режиссеры и педагоги убежденно доказывали, что цели искусства и педагогики в детских театральных коллективах несовместимы. Однако реальная практика своим упорством часто опровергает самую убедительную теорию. Детские театральные коллективы, идущие разными путями, снова и снова пытаются совместить решение педагогических и эстетических задач. В числе коллективов, работающих в этом направлении вот уже 16 лет, продолжает свою деятельность и образцовый детско-юношеский театр-студия «Гелиос».
За долгие годы работы с детьми у педагогов театра-студии «Гелиос» сформировалось четкое представление о том, что польза театра, в котором играют дети, заключается в развитии личности ребенка.
Театр способствует внешней и внутренней социализации ребенка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнерства и товарищества, волю, целеустремленность, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой.
Театр активизирует и развивает одновременно интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребенка. Он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления.
Театр пробуждает интерес к литературе. Дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше.
При использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а кроме того, пропускается через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух.
Программа «Театр, в котором играют дети» построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.
Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей в группах с постоянным контингентом, в любой временной период учебного года.
Специфика театрального искусства такова, что процесс приобретения технических навыков по речи и пластике, весь долгий и сложный путь от создания до воплощения актерского образа в спектакле, просто немыслим в рамках исключительно коллективных, групповых занятий. Работа над ролью — это сложный, кропотливый труд, в котором необходим тесный творческий контакт между воспитанником и педагогом. Именно поэтому программа по мастерству актера «Театр, в котором играют дети» подразумевает наличие и индивидуальных занятий, и занятий в микрогруппах. Индивидуальная работа — неотъемлемая и обязательная форма работы в процессе обучения комплексу театральных дисциплин. У каждого воспитанника личные особенности физиологического и психического устройства и проблемы, возникающие на стадии усвоения материала, могут быть различными. Невозможно тормозить процесс обучения всей группы в целом из-за того, что кто-либо из воспитанников сразу не осваивает тему. Также нельзя допустить того, чтобы у воспитанников оставались белые пятна в пройденном материале. Все возникающие проблемы необходимо решать, не упуская времени. В этом случае индивидуальная работа остается единственно возможным вариантом решения возникшей проблемы. Занятия проводятся один раз в неделю по тем темам, которые вызвали особое затруднение у воспитанников. Как показывает практика, чаще всего индивидуальная работа требуется по разделу сценической речи, а также на стадии работы над ролью. Педагог подбирает упражнения и задания, исходя из проблем и вопросов конкретного воспитанника.
Создание образа — сложный, кропотливый процесс, требующий тесного контакта между пе-дагогом и актером-воспитанником. Определение характера персонажа, его предыстории, сквозного действия, речевых и пластических особенных элементов, как средств внешнего выражения внутренней сути — долгий путь сотворения роли. Невозможно представить себе этот хрупкий процесс исключительно в рамках групповых занятий. Стремление подвести всю работу к сугубо коллективной чревато легковесным, обобщенным отношением к роли. Индивидуальная работа с воспитанниками требуется по сценической речи, так как качество речи студийцев на сцене и в жизни — один из самых острых вопросов в сфере театрального воспитания и обучения детей.
Театр — искусство коллективное. И вместе с тем театр — искусство индивидуальностей, ан-самбль, объединенный одной общей целью — постановкой спектакля. Именно на достижение этой цели направлены все усилия и компоненты творческого обучающего процесса. Именно в этом направлении бурно развивается фантазия и воображение воспитанников как в области создания образа, так и в сфере создания костюмов, декораций, реквизита и т.д.
Следует отметить, что при поступлении в театральное отделение театра-студии «Гелиос» дети не проходят конкурсный отбор. Для приема ребенка в группу необходим, прежде всего, его интерес к театральному искусству и желание развиваться в этом направлении, познавать многогранный мир театра. Прием производится на основе заявления родителей ребенка. Программа «Театр, в котором играют дети» рассчитана на четыре года обучения. Возраст детей от 7 до 15 лет. В группе 1-го года обучения — 10—12 воспитанников, в группе 2-го года обучения количество воспитанников может составлять 8—10 человек, в группе 3-го года обучения — 6—8 человек, 4-й год — 5—6 человек. Занятия в группах 1-го, 2-го и 3-го года обучения проходят 2 раза в неделю по 3 часа (45 минут занятие, 15 минут перерыв и т.д.), в год это составляет 216 часов. В группе 2-го года обучения индивидуальные занятия составляют 1 час в неделю, в группе 3-го года — 2 часа в неделю. На 4-м году обучения требуется более тщательная индивидуальная работа, поэтому количество часов увеличивает-ся — 3 раза в неделю по 3 часа (индивидуальные занятия 3 часа в неделю).

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Основной закон художественного творчества гласит: искусство — отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя. Как известно, познание — процесс двусторонний. Начинается он с чувственного восприятия конкретных фактов, с живого созерцания. Главным средством накопления служит непосредственное наблюдение. Если же личных впечатлений оказывается недостаточно, привлекается в помощь аналогичный опыт других людей, литература, кино, живопись и другие источники. Однако очень скоро к процессу накопления фактов присоединяется и другой — процесс их внутреннего осмысления, анализа и обобщения. Они оба, взаимодействуя, постепенно образуют единый двусторонний процесс познания. Процесс этот находит свое выражение в форме художественных образов, возникающих сначала в творческом сознании актера, а потом воплощающихся на сцене. Прежде всего, на начальной стадии обучения эти художественные образы обретают свою жизнь в простейших одиночных этюдах и этюдных упражнениях.
На первом году обучения один из самых важных критериев оценки педагогом работы воспи-танников — естественное и раскованное самочувствие юных актеров на сценической площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение в воспитанниках их природной органики.
Итог творческой работы группы на первом году обучения — небольшие тематические зари-совки, миниатюры этюдного характера, которые могут быть использованы в мероприятиях, посвященных самым различным событиям, либо эпизодическое участие в спектаклях групп второго и третьего года обучения.

Цели:

развитие изначальной природной одаренности воспитанников;
обучение элементарным основам по предметам театральных дисциплин;
воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.

Задачи:

— в развитии:
развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
развивать навык абстрагирования от окружающей действительности при выполнении сценического действия через психофизический тренинг;
развивать наблюдательность и память через актерские упражнения.
— в обучении:
научить основам психофизического тренинга;
научить основам верного дыхания;
научить оценке сценических событий;
познакомить с законами выстраивания простейшего сценического действия;
— в воспитании:
воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других студийцев;
привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюмам, репетиционному поме-щению и т.д.;
воспитывать в студийцах творческую потребность постоянного совершенствования ак-терской психотехники путем индивидуального тренинга и самовоспитания.

К концу первого года обучения воспитанник должен:

знать:
— понятия: «органика», «этюд», «оценка», «органическое молчание», «реквизит», «сценическое событие», «декорации», «действие», «предлагаемые обстоятельства», «если бы я...»;
— индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства;
— 5—10 упражнений психофизического тренинга;
приемы разминки и разогрева тела;
— 5—7 новых скороговорок на проблемные звуки;
— 5—10 упражнений речевого тренинга;

уметь:
— построить на основании заданной темы простой сюжетный рассказ с завязкой, событием и развязкой;
— целесообразно выполнять цепочку простых физических действий в одиночном этюде;
— обнаружить и самостоятельно снять мышечные зажимы;
— направлять звук в основные резонаторы трех регистров;
— создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой образ;
— участвовать в воплощении пластического образа в этюде;
— подключать заданные педагогом предлагаемые обстоятельства в создание этюда;
— построить простейшее сценическое действие собственного персонажа в небольшом от-резке сценического времени.

Программное содержание

1. Вводное занятие.

• Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.
• Ознакомительная беседа о театральном искусстве.
• Игра «Импровизированный спектакль».
• Инструктаж по технике безопасности на занятиях в театральной студии.

2. Мастерство актера.

• Упражнения психофизического тренинга:
— разогревающие — связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;
— основные — упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом;
— упражнения на включение воображения — «превращение комнаты в магазин, бассейн, кос-мический корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевленные предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.). подключая физические действия;
• одиночные этюды по темам:
— этюды на эмоции;
— на выразительность жеста;
— на развитие органики.
Изучаются следующие теоретические понятия:
• актерская оценка — способность откорректировать свое поведение по отношению к предмету, партнеру, событию;
• сценическое внимание — активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актерской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать свое внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.

3. Сценическая речь.

• Правила гигиены голоса.
• Способы закаливания голоса.
• Гигиенический и вибрационный массаж лица.
Упражнения:
а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;
б) на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.).
Дыхание:
а) тренируем верное дыхание (упражнения «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.);
б) знакомство с понятием «фонационное» (звучащее) дыхание (упражнения «Жилет», «Комар», «Котенок»);
в) тренировка мышц дыхательного аппарата:
— подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц);
— дыхательный тренинг.
• Артикуляционная гимнастика:
• упражнения для языка;
• упражнения для губ;
• упражнения для челюсти.
Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орел», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.).

4. Постановочная работа.

Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа делится на не-сколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом чем активнее будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над материалом, утвержденным коллективным решением.

5. Пластика.

• Знакомство воспитанников с собственным телом: анатомией, с его физическими и психо-физическими качествами, с его двигательными возможностями, с его проблемами и ограничениями.
• Разминка:
— упражнения по коррекции осанки, коррекции походки;
— упражнения на развитие гибкости и силы (различные виды отжиманий, подтягиваний, приседаний, наклонов, прогибаний, поворотов; парные упражнения со всевозможными видами сопротивления партнера, локомоторные упражнения; упражнения на развитие прыгучести; статистические упражнения; волевая гимнастика);
— упражнения, регулирующие мышечный тонус, позволяющие снимать излишние мышеч-ные напряжения, т.е. развивающие качество, которое в театральной практике называется свободой мышц;
— упражнения, совершенствующие координацию движений, развивающие умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям (противовращения различных частей тела, упражнения циклического характера, поочередные упражнения).

6. Посещение театров, экскурсии, групповые мероприятия.

В плане учебной работы предусмотрены посещения театров, как профессиональных, так и детских. Также в него включены групповые мероприятия, направленные на улучшение атмо-сферы в группе: день именинника — один раз в три месяца; новогодний огонек; День защит-ника Отечества; Международный женский день; празднование Международного дня театра; игровая программа «Здравствуй, лето!».

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Второй год обучения посвящен в большей степени развитию партнерских навыков и спо-собностей студийцев. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость воспитанников к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи. Основной упор идет на работу над парными этюдами и этюдами в микрогруппах (3-5 человек).
На этом этапе очень важно, чтобы воспитанники приобрели навык актерской «пристройки» к партнеру, чтобы актеры, находящие на сценической площадке в предлагаемых обстоятельствах, существовали, чувствуя друг друга, сливались воедино в процессе создания органичного, логичного и законченного сценического действия. Работа над любым этюдом может включать в себя распределение функций сочинителя, режиссера, актеров, декораторов, суфлеров и т.д.
Немаловажным является также продолжение работы над психофизическим и речевым аппаратом студийцев: тренинги в этих двух направлениях не прекращаются, а, наоборот, тяготеют ко все более усложняющимся упражнениям.
На втором году обучения необходимо закреплять и расширять опыт просмотра спектаклей как профессиональных взрослых коллективов, так и детско-юношеских.
По итогам творческой работы групп второго года обучения в их репертуаре должен оказаться полноценный, самостоятельный спектакль, созданный силами студийцев и педагога.

Цели:
• развитие актерской психотехники воспитанников;
• обучение технике перевоплощения в процессе работы над ролью;
• воспитание партнерских отношений в работе студийцев.

Задачи:
— в развитии:
• развить физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппара-том через пластический тренинг и ознакомление с простейшими акробатическими элементами;
• актерское внимание, воображение и фантазию студийцев через упражнения психофизиче-ского тренинга;
• речевой аппарат воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок;
— в обучении:
• научить воспитанников избавляться от неуверенности и страха перед работой в сложных условиях сценического пространства;
• выстраивать сценическое действие как для себя, так и для партнера;
• чутко относиться к действиям партнера в рамках сценического действия;
• анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы;
• реализовывать пластический образ персонажа;
— в воспитании:
• воспитать чувство ответственности за партнеров;
• привить культуру сценического поведения на сцене и за кулисами;
• воспитать в студийцах чувство взаимоуважения и взаимовыручки.

К концу второго года обучения воспитанник должен:

знать:
— приемы освобождения мышц;
— правила орфоэпии и уметь самостоятельно применять их в работе с текстом;
— законы логического построения речи;
— как развивать свой психофизический аппарат;
— комплекс упражнений речевого и пластического тренинга;
— 5-7 новых скороговорок;
— текст и канву сценического действия своей роли;
— понятия: «пантомима», «сюжет», «сценическое действие», «монолог», «диалог», «пристройка», «сценическая задача», «логика поведения», «конфликт»;
уметь:
— тактично и адекватно анализировать работу свою и товарищей;
— устанавливать и удерживать дыхательную опору звука;
— организовывать коллективную работу над этюдами и воплощать свой замысел, подключая к работе партнеров;
— находить элементы характерного поведения персонажа;
— давать краткое словесное описание внешнего портрета и основных черт характера персонажа пьесы;
— самостоятельно проводить групповую разминку;
— сочинить и воплотить пластический образ в этюде;
— объяснять условия задания группе и организовывать его выполнение;
— произносить скороговорки в разных темпах и при нагрузках.

Программное содержание

1. Вводное занятие.
• Впечатления воспитанников о каникулах в форме маленького публичного рассказа. Сту-дийцам предлагается создать несколько этюдов на летнюю тематику из реальной или вымышленной жизни.
• Игры на знакомство: «Первая буква имен и», «Я никогда не...» и т.д.
• Беседа-опрос по теоретическим понятиям в области театральных дисциплин, которые были пройдены за первый год обучения.
2. Мастерство актера.
• Психофизический тренинг.
• Изучение понятий:
сценическое общение — активное взаимодействие исполнителя с партнером и окружающей средой, в котором участвуют как физическая, так и психическая сторона органики. Темы этюдов даются педагогом на основе простых и понятных воспитанникам примерах;
приспособление, пристройка — способность найти верное отношение к партнеру или предмету для его изменения, воздействовать на партнера или предмет в зависимости от поставленной задачи;
сценическое действие — волевой акт человеческого поведения, направленный на достижение поставленной цели-сверхзадачи;
конфликт — столкновение противоречий, процесс, движение. Конфликт разрешается через конкретную борьбу в сценическом действии. В свою очередь, сценическое действие не может существовать без конфликта.
• Парные, коллективные этюды.
3. Сценическая речь.
• Дыхательный тренинг.
• Артикуляционная гимнастика.
• Знакомство с нормами орфоэпии: к слову, звучащему со сцены, предъявляются более жест-кие требования, чем к бытовой речи, поэтому актерам необходимо уделять огромное внимание культуре своей речи. Студийцы знакомятся с нормами произношения в русском языке (ударение, сочетание различных звуков, закон редукции произношения безударных гласных, произношение согласных, произношение заимствованных слов и т.д.). Знакомство с понятием «орфоэпия».
• Работа над скороговорками на данном этапе строится на ускорении темпа произнесения текста скороговорки. Постепенно добавляются минимальные физические нагрузки: наклоны, приседания, повороты, прыжки и т.д. Воспитанникам необходимо научиться удерживать одинаковый уровень звука как без нагрузок, так и с ними.
4. Постановочная работа.
Итогом творческой работы группы второго года обучения является постановка полноценного спектакля с участием всей группы.
5. Пластика.
На втором году обучения основной упор делается на:
• повышение выносливости студийцев (упражнения анаэробного, аэробного и смешанного характера);
• скоростную подготовку (упражнения на простую и сложную двигательную реакцию, ими-тационная реакция, упражнения на развитие быстроты движений, упражнения для развития медлительности, упражнения на изменение скорости движения, подвижные игры соревновательного характера, упражнения на темпо-ритмическую организацию движений);
• равновесие (упражнения с преимущественным воздействием на полукружные каналы: обо-роты тела вокруг вертикальной оси на 360°, прыжки с оборотами, перекаты, ходьба и бег с ускорениями и внезапными остановками, прыжки на месте с продвижениями в различных направлениях, упражнения на повышение устойчивости тела, парные упражнения на равновесие системы тел);
• простейшие элементы акробатики (шпагаты, мосты, стойки, перекаты, кувырки, колеса).
Продолжается работа над развитием гибкости, силы и координации движений.
6. Посещение театров, экскурсии, групповые мероприятия.
В плане этих мероприятий: дни именинников (ежеквартально), празднование Нового года, Международного дня театра, игровая программа «Да здравствуют каникулы!» и т.д.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

На третьем году вся работа коллектива сосредоточена на постановке спектаклей. Именно к этой цели направлены усилия и все творческие устремления как воспитанников, так и педагога. Выбранная пьеса становится материалом для эскизных проб на роль каждого из желающих, согласно придуманной коллективной трактовке.
Работа над ролью, ее толкование предстают перед воспитанниками как выстраивание опре-деленной логики действий персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Более глубоко и рас-ширенно проходит процесс создания актерского образа: студийцы сочиняют сценические биографии своих героев, ищут средства воплощения образа в эпизодической роли, в массовой сцене. Воспитанникам предлагается продумать внешний облик своего героя, присущие только ему жесты, привычки, детали одежды, предметы, интонации и т.д.
Одновременно с постановкой спектакля проходит работа по ораторскому мастерству. На протяжении двух первых годов обучения работа в этой сфере проходит с упором на техническую область сценической речи. На третьем году обучения работа над словом переходит на ступень осмысленности и присвоения текста роли актером.
Результатом творческой работы третьего года обучения должны стать постановка одного-двух спектаклей в год и один-два чтецких номера в репертуаре студийцев.

Цели:
• развитие абстрактного творческого мышления;
• формирование профессиональных навыков и умений;
• объединение студийцев в единый, неразрывный, взаимосвязанный и взаимозависимый творческий коллектив.

Задачи:
— в развитии:
• развивать ассоциативное видение реальности через актерские упражнения;
• воображение и фантазию воспитанников через процесс перевоплощения;
• креативное мышление.
— в обучении:
• познакомить с техникой перевоплощения в процессе работы актера над ролями различных жанров;
• научить использовать речь как выразительное средство при создании образа;
• обучить методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом;
— в воспитании:
• воспитать чувство ответственности за общее творческое дело;
• привить культуру исполнительского мастерства;
• привить интерес к культуре речи.

К концу третьего года обучения воспитанник должен:

знать:
— понятия: «сквозное действие», «монтировка спектакля», «аллегория», «метафора», «гипербола», «сверхзадача», «словесное действие», «факты жизни», «факты искусства», «пластический образ»;
— правила орфоэпии и законы логического построения речи, а также способы их практиче-ского применения в работе над ролью;
— правила техники безопасности при работе с партнером и в сценической конструкции;
— организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, воплотить свой замысел, под-ключив к работе партнеров:
— 5—10 новых скороговорок;
— 3—5 стихотворных и прозаических произведений или их отрывки;
уметь:
— владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;
— применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью;
— описать эмоции, которые испытывает герой этюда или драматического произведения, и дать истолкование этим эмоциям;
— проанализировав собственную роль, найти способы воплощения актерского образа;
— проводить на занятиях весь комплекс актерского тренинга (пластический, речевой, психофизический) самостоятельно;
— в репетиционном процессе организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;
— определять сквозное действие роли;
— раскладывать сквозное действие на простые физические действия;
— произносить скороговорки в разных темпах, с различными комбинациями движений и при нагрузках.

Программное содержание

1. Вводное занятие.
• Блицопрос по темам двух предыдущих годов обучения.
• Игровые тренинги на сплочение коллектива.
• Этюдная работа «На море».
• Знакомство с планом работы на третий год обучения.
2. Мастерство актера.
• Пластические этюды.
• Психофизический тренинг.
• Этюды на развитие ассоциативного мышления.
• Актерская импровизация.
• Освоение этапов работы над ролью:
— определение действенного конфликта и центрального события в этюде;
— определение центрального события каждого действующего лица на протяжении всего этюда;
— раскрытие предлагаемых обстоятельств и установление взаимоотношений партнеров;
— определение конкретных задач, логики поступков действующих лиц, логики их мышления и поведения в данном этюде;
— раскрытие подтекста; освоение внутреннего монолога; определение действия в зонах молчания.
• Изучение понятий:
органическое молчание — процесс органического действия без слов. Действовать при помощи логики физических действий;
событие — действенный факт, меняющий логику поведения исполнителей;
исходное событие — действенный факт, с которого началась история;
центральное событие — кульминация, наивысшая точка накала по линии сквозного действия;
главное событие — финал, чем закончилась история;
сверхзадача — утверждение авторской позиции по отношению к поставленной проблеме, посредством художественной организации доказательств.
3. Сценическая речь.
• Дыхательный, артикуляционный, дикционный тренинг.
• Работа над скороговорками с движениями и нагрузками.
• Работа над текстом роли, прозаическим и поэтическим материалом.
4. Постановочная работа.
• Постановка чтецких номеров.
• Работа над ролью.
• Изучение этапов работы над спектаклем:
— определение темы;
— определение проблемы и ее аспектов, заложенных в драматургическом произведении;
— нахождение основного конфликта произведения;
— разбор композиции драматургического произведения — экспозиция, завязка, развитие дей-ствия, кульминация, развязка;
— определение событийного ряда — исходное событие, центральное событие (кульминация), главное событие (финал) драматургического произведения;
— определение сквозного действия;
— расстановка противоборствующих сил по отношению к основному конфликту;
— разбор характеров и определение сквозного действия каждого действующего лица;
— определение задач всех действующих лиц;
— определение атмосферы, в которой действуют персонажи;
— разводка по мизансценам эпизодов спектакля;
— выстраивание сценического действия в эпизодах спектакля;
— чистка эпизодов спектакля;
— черновые прогоны всего спектакля;
— технические прогоны со световой партитурой;
— генеральная репетиция;
— сдача спектакля.
5. Пластика.
• Ловкость (упражнения, базирующиеся на взрывной силе и чувстве равновесия; на равно-весии и скорости ориентировочных реакций; на чувстве динамического равновесия и координации движений, акробатические упражнения с дополнительными заданиями, упражнения, базирующиеся на способности быстро переходить от напряжения работающих мышц к их расслаблению, моторные упражнения, упражнения с мелкими предметами действенного типа, этюды для рук);
• суставно-мышечная память (идеомоторное продумывание разучиваемых движений с откры-тыми или закрытыми глазами, упражнения с закрытыми глазами в замедленном темпе с кон-центрацией внимания на работающих мышцах, упражнения с закрытыми глазами на ощущение плоскостей движения, «мертвая точка», упражнения на выработку активного осязания, повторение собственной позы, зафиксированной по хлопку педагога, воспроизведение по памяти предложенной партнером позы, групповые упражнения на синхронность движений, упражнения на память физических действий, этюды на чувство дви-жения и чувство формы);
• акробатика (перевороты через мостик, каскадные прыжки, кувырки с разных плоскостей, поддержки, перевороты через партнера, элементы эксцентрической акробатики, этюды, с использованием акробатики).
6. Посещение театров, экскурсии, групповые мероприятия.
Празднование Международного дня театра у групп третьего года обучения носит организационный характер: ребята сами устраивают праздник для младших воспитанников театра-студии «Гелиос».
Также ежеквартально проводятся дни именинника внутри группы, празднование Нового года и выпускной.

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Четвертый год обучения посвящен развитию режиссерского видения и постановочных навыков у студийцев. Каждый воспитанник должен попробовать себя в роли режиссера, самостоятельно выбрав материал (проза, стихи или этюдная работа), воплотить его на сценической площадке.
Продолжается работа над постановкой спектаклей: воспитанники принимают участие как в работах младших групп, так и в творческой деятельности старших студийцев.
Вводится изучение разнохарактерного грима для персонажей. Продолжается более тщатель-ная работа над чтецкими работами и постановкой пластических этюдов.
Результатом творческой работы четвертого года обучения должны стать постановка одного- двух спектаклей в год и один-два чтецких номера в репертуаре, а также показ самостоятельных режиссерских работ студийцев.
Цели:
• формирование профессиональных навыков и умений;
• профориентационная работа со студийцами;
• практическое знакомство с профессией «режиссер».
Задачи:
— в развитии:
• развивать голос, тело, психофизический аппарат студийца до полной свободы владения ими;
• лидерские качества воспитанников посредством самостоятельного постановочного опыта;
• ассоциативное видение, способность к созданию метафор и аллегорий в самостоятельных режиссерских работах;
— в обучении:
• познакомить с различными техниками нанесения грима разнохарактерных персонажей;
• обучать студийцев азам создания художественного замысла сценического произведения (этюда, спектакля, представления и т.д.);
• познакомить с основными законами режиссуры;
— в воспитании:
• привить интерес к профессии «режиссер»;
• направить студийцев на дальнейшее профессиональное развитие в средних и высших учебных заведениях;
• воспитывать чувство ответственности за свою работу.

К концу четвертого года обучения воспитанник должен:

знать:
— понятия: «художественный замысел», «режиссерская экспликация», «аллегория», «метафора»;
— этапы режиссерской разработки сценического произведения (этюда, отрывка и т.д.);
— несколько разных техник нанесения и видов грима разнохарактерных персонажей;
— этапы написания сценарной разработки;
— элементарные законы режиссуры;
— 2—3 монолога из скороговорок;
— 10-15 видов растяжки;
— технику безопасности при выполнении акробатических элементов, балансов;
уметь:
— воплотить на сценической площадке самостоятельно разработанный режиссерский замысел этюда, отрывка и т.д.;
— наносить разнохарактерный грим в разных техниках;
— применять в работе над сценическим произведением (этюдом, отрывком) приемы аллегоричности и метафоричности;
— применять все полученные навыки и умения в области пластической культуры тела, сце-нической речи и актерского мастерства в работе над ролью;
— выполнять сложные балансы;
— объяснить технику выполнения балансов;
— выполнять акробатические элементы в связке;
самостоятельно простроить сценическое действие всех персонажей, согласно всем в этюде или отрывке;
— самостоятельно проводить тренинги по мастерству актера, сценической речи и сценическому движению;
— объяснить исполнителям логику поведения в предлагаемых обстоятельствах, поставить перед ними актерские задачи.

Программное содержание

1. Вводное занятие.
• Тренинги на включение в театральную реальность.
• Этюдная работа на тему «Мои каникулы».
• Игровые тренинги на сплочение и доверие.
2. Мастерство актера.
• Пластические и акробатические этюды.
• Этюдная работа на основе метафоры, аллегории.
• Психофизический тренинг.
• Актерская импровизация.
3. Сценическая речь.
• Дыхательный, артикуляционный, дикционный тренинг.
• Работа над текстом роли.
• Работа над чтецкими номерами.
4. Основы грима.
• Знакомство с историей грима.
• Изучение различных техник театрального грима.
• Нанесение разнохарактерного грима.
5. Самостоятельные режиссерские работы.
• Режиссерская разработка этюдов или отрывков.
• Постановка этюдов или отрывков.
6. Постановочная работа.
• Работа над пластическим рисунком роли.
• Постановка спектакля.
• Постановка чтецких номеров.
7. Пластика.
• Растяжка.
• Развитие гибкости, выносливости, силы, ловкости.
• Изучение сложных балансов.
• Акробатические элементы в связках.
• Акробатические этюды.
8. Групповые мероприятия, экскурсии, посещение театров.
• Празднование Международного дня театра.
• Празднование Дня именинника (два раза в год).
• Посещение театра.

При работе с детским коллективом режиссеру-педагогу необходимо найти здравый баланс между профессиональными требованиями к работе детей и воспитательной составляющей педагогического процесса. Нельзя забывать о том, что цели и задачи перед педагогом стоят, прежде всего, воспитательного характера, а не художественного.
Несомненно, работа с актерами-детьми требует гораздо большего вложения сил и терпения от педагога, нежели со взрослыми. Основная проблема заключается в том, что воспитанники не умеют работать самостоятельно, без чего практически невозможна работа над ролью. Нужно постепенно, планомерно приучать воспитанников к ответственности по отношению к собственной роли, к общему коллективному делу. Шаг за шагом необходимо привести студийцев к осознанию того, что без их собственного вклада в процесс создания образа, работа над ролью не продвинется далеко.
Педагогу, работающему с актерами-детьми, безусловно, необходима очень высокая степень самоорганизации. Начинать следует с малого — будьте строго последовательны в своих действиях и требованиях. Всегда, давая задание воспитанникам, добивайтесь результата, не упускайте мелочей, ведь они, накапливаясь понемногу, выливаются впоследствии в большие проблемы на уровне коллективного творчества и воплощения задуманного. Конечно же спектакль создается на репетиции. Но воспитанникам необходимо усвоить, что истинный успех решает взаимосвязь самостоятельной работы с общей. Репетиция — как этап, толчок вперед, определение направления, проверка усвоенного, соединение частей, выработка генерального плана — должна быть подготовлена самостоятельной работой студийцев.
Конечно, педагог не может применять к воспитаннику театральной студии такие же требова-ния, как к взрослому актеру. Студийцы, не привыкшие к серьезной творческой работе, быстро устают от множества повторений в процессе репетиций. Их внимание, еще очень неустойчивое, постоянно переключается с объекта на объект. В подобных ситуациях педагогу необходимо проявить гибкость: с одной стороны, воспитанникам нужно сменить вид деятельности, с другой — не отклониться от поставленных задач на конкретный момент процесса обучения. В данном случае необходим симбиоз педагогически-режиссерских ре-шений: например, вместо очередного повтора репетируемого эпизода спектакля дать ребятам этюд на сходную ситуацию. После просмотра и разбора этюда уже можно будет вернуться к чистке эпизода без урона репетиционному процессу, и даже, наоборот, зачастую именно в таких этюдных заданиях рождаются неожиданные творческие находки, актерские приспособления.
Не следует пренебрегать процессом объяснения какого-либо понятия, момента или действия. Пусть это займет немного больше времени, чем рассчитывал педагог, но поверьте, освоение осмысленного, понятого материала в любом случае будет проходить быстрее и легче, нежели механическое заучивание того, что не до конца понято воспитанниками. Педагог должен стремиться наладить диалог с детьми, постоянно подключая их к решению тех или иных вопросов, стимулируя студийцев к выработке собственного мнения и к умению выражать и отстаивать его.
Педагогу важно осознать ценность этюдной работы в учебном процессе по мастерству акте-ра. Этюды позволяют развить у воспитанников внимание, фантазию, память, ассоциативное мышление, культуру поведения на сцене. И все это происходит в почти игровой атмосфере легко и естественно для студийцев. При выборе тем для этюдов нужно следить за тем, чтобы они были разнообразными и охватывали самые различные жизненные ситуации. Существует множество направлений в этюдной работе:

• проявление человеческих эмоций;
• выразительность жеста;
• органическое молчание;
• пластические этюды;
• несколько заданных слов или предметов;
• стоп-кадры;
• этюды на основе произведений живописи или литературы, пословиц, поговорок и фразео-логизмов;
• работа с воображаемыми предметами (партнерами);
• этюды на память физических действий;
• импровизационные блицэтюды и т.д.

Что касается последнего типа этюдов, обычно они вызывают особое затруднение у воспи-танников, так как импровизация является очень сложной сферой для юных актеров. Тем не менее, нельзя опускать этот вид работы, так как воспитание импровизационного самочувствия является неотъемлемым условием развития актерского дарования воспитанников. К заданиям такого рода, педагогу необходимо возвращаться снова и снова.
Независимо от этапа работы над спектаклем три составляющие занятия должны оставаться неизменными:

— разминка;
— речевой тренинг;
— психофизический тренинг.

Это является необходимым условием готовности воспитанников к включению в творческий процесс перевоплощения.
Педагогу детской театральной студии необходимо всегда оставаться актером, всегда неожиданным, интересным, способным захватить внимание воспитанников, увлечь их своей идеей. Это подразумевает высокую степень подготовленности к каждому занятию. Педагог не имеет права приходить пустым, безынициативным на репетицию. Всегда и во всем он должен оставаться немного волшебником, ощущая себя гостеприимным хозяином этого огромного мира под названием «Театр», ведущим воспитанников к самому сердцу этого удивительного мира.

Светлана Анатольевна ГАРБУЗОВА, педагог дополнительного образования,
МУДОД «Центр детского творчества “Содружество”», г. Краснодар
Детский театральный журнал № 2, 2012

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования