Общение

Сейчас 258 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кружок театра кукол — одна из форм внеклассной (вне­школьной) работы с детьми в области художественного воспи­тания. В основе этой работы лежит любимый детьми вид теат­рального зрелища — театр кукол.
Работая с куклой, исполнитель должен понимать содержание образа, сценическую ситуацию, изобразительные возможности куклы, обладать некоторой музыкальностью. В процессе изго­товления кукол, декораций и монтировки учащиеся приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструмента­ми и материалами, у них развиваются сообразительность и кон­структивные способности, эстетический вкус и способности в об­ласти изобразительного искусства — чувство цвета, формы, понимание художественно-образного изображения.

Вся работа кружка подчинена задачам коммунистического воспитания. Исходя из этого, руководитель кружка подбирает репертуар, направляет взаимоотношения между членами круж­ка, приучает к ответственности за выполнение своих обязанно­стей, бережливому отношению к имуществу кружка.

Организационные "формы кружка театра кукол могут быть разнообразными, в зависимости от условий работы. Наиболее типичная форма — объединение группы ребят с целью создать спектакль и показать его своим товарищам. Эта группа лепит го­ловки, изготовляет куклы, мастерит оформление — ширму и де­корации, разучивает роли, играет спектакль. Такая организация кружка не предусматривает разделения трудовых и творческих процессов, разделения на художников и исполнителей, хотя при этом у некоторых членов кружка и могут проявиться склонности либо к изобразительной, либо к конструкторской деятельности, либо к игре с куклой.
В кружок в основном принимают тех детей, которые прояв­ляют интерес к театру кукол во всем объеме работы — от изго­товления кукол до исполнения спектакля.

Возможна и другая форма организации кружка, при кото­рой процесс постановки спектакля разделен на оформительскую работу и исполнительскую деятельность. В этом случае кружок состоит из двух параллельно работающих групп с самостоятель­ным составом: а) художественно-оформительской и б) театраль­но-исполнительской. Такая организация целесообразна тогда, когда кружок подойдет к осуществлению более сложных и круп­ных постановок и работа по изготовлению кукол и де­кораций, а также участие в непосредственном актерском испол­нении потребуют значительно большей затраты времени, вследствие чего один коллектив уже не сможет охватить весь объем работы.

Театр кукол складывается из разнообразных компонентов, и в организационных формах не следует замыкаться в раз и на­всегда принятых рамках. При постоянном составе кружка, ра­ботающего в течение нескольких лет, путь развития его работы будет путем восхождения от более простого к более сложному, путем исканий, экспериментов, усовершенствований, изобрете­ний. Вокруг кружка театра кукол в процессе работы могут воз­никнуть различные бригады, группы (например, монти­ровщиков, осветителей, музыкантов). Таким образом, кружок будет в миниатюре воспроизводить все составные части теат­рального организма, являясь как бы самостоятельным театром кукол.
Четкое распределение обязанностей между группами и сла­женность всего механизма создания и показа спектакля, при­водимого в движение единой для всех задачей,— все это, безус­ловно, имеет свое педагогическое значение. Однако самостоятель­ный театр кукол может возникнуть только в процессе естествен­ного, постепенного развития кружка.

Руководитель кружка должен хорошо разбираться и в вопро­сах театрального искусства, и в изготовлении кукол, декораций, технических приспособлений. В случае разделения кружка на две группы — оформительскую и исполнительскую — каждой из них может руководить свой преподаватель. При этом руководитель группы исполнителей становится режиссером спектакля. В его руках сосредоточивается руководство всей деятельностью круж­ка. В условиях школы и лагеря, ввиду многочисленности различ­ных технических процессов изготовления материальной части спектакля (шитье, лепка, формовка, столярная работа и т. п.) можно привлекать специалистов различного профиля (препода­вателя рисования, рукоделия, руководителя кружка «Умелые ру­ки»). Во всех этих случаях общее руководство должен осущест­влять режиссер спектакля, от которого будут исходить основные задания на изготовление всего необходимого для спектакля.

В наиболее типичной форме кружок не требует большого ко­личества участников. Если всю исполнительскую работу и рабо­ту по оформлению спектакля ведут одни и те же ребята, то кру­жок может объединять не более 15 человек.
Если кружок состоит из двух групп — исполнительской и оформительской, обе группы должны работать совместно, обязательно согласовывая свои, планы. Так, чтение пьесы должно быть совместным. На репетиции можно привлекать отдельных участников оформительской группы для каких-нибудь определенных целей.

Деятельность кружка связана с различными работами, которые не могут быть завершены в одно занятие, с материалами, оборудованием. Поэтому кружку необходимо иметь постоянное помещение или шкафы для хранения его имущества — ширмы, кукол, материалов и инструментов.

В плане работы кружка, составляемом на учебный год должны быть отражены следующие моменты: общие учебно-воспи­тательные задачи; организационные вопросы: работа над по­становкой с указанием сроков готовности спектакля и его компонентов. В случае деления кружка на две группы отдельно разрабатываются планы исполнительской и театрально-оформи­тельской групп.

Создание материальной части спектакля (т. е. кукол, рекви­зита и декораций)' должно опережать репетиционную работу. При отсутствии кукол репетиции фактически начинать нельзя. Поэтому работа планируется примерно в следующем порядке: а) работа по изготовлению кукол и реквизита; б) репетиция на ширме с куклами и реквизитом — по кускам, картинам, актам; в) изготовление декораций (может идти параллельно с репети­циями); г) монтировка и прогонные репетиции; д) показ спек­такля публике. Одновременно со сроками изготовления мате­риальной части в плане указывается и весь необходимый мате­риал для работы.

Предлагаемый ниже план не является универсальным. Он дает руководителю кружка лишь принцип распределения учеб­ного времени на год. В каждом случае руководитель, составляя план, должен исходить из основных задач, стоящих перед круж­ком на данный год, степени подготовленности кружковцев, ма­териальной оснащенности кружка и т. д. Если работают парал­лельные- исполнительская и художественно-оформительская группы, каждую из которых возглавляет специальный педагог, то план составляется отдельно по разделам работы. Если же один руководитель работает и с исполнителями, и с оформите­лями, то все виды работы в кружке учитываются в одном плане.

Обычно в школах одному кружку театра кукол на учебный год отводится 216 академических часов из расчета 24 часа в месяц и 6 часов в неделю. Кружок занимается 2 раза в неделю по 3 академических часа.

Приведенные варианты распределения учебных часов на год, конечно, не могут отразить всего разнообразия форм и методов учебной и творческой работы в кружках театра кукол. Если ра­бота над большим и технически сложным спектаклем потребует большого количества репетиций, то небольшие концертные номера, технически простые пьесы, обозрения типа «живой газеты» можно приготовить за более короткие сроки, и это отразится на сетке часов. Важно, чтобы руководитель умел реально оценить возможности кружка, верно спланировать учебное время.
 

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ КРУЖКОВ

№ n/n Вид работы Кол-во занятий Кол-во часов
1 Знакомство с кружковцами.  Прослушивание ребят проверка музыкального слуха, технических и художественных навыков. 1 3
2 Рассказ   об   искусстве   театра   кукол.   Показ кукол различных систем. 1 3
3

Знакомство ребят с правилами поведения в кружке, выбор старосты и ответственных за хра­нение кукол, инструментов и т. д.

Рассказ о плане работы кружка на год.   

1 3
4 Овладение навыками кукловождения на матери­але простейших этюдов с перчаточной куклой. 10 30
5

Тематические    этюды   на   развитие   фантазии, творческого внимания.

Коллективные этюды, этюды на игру с предметами.

10 30
6 Занятия техникой речи. В течение года 20
7

Работа над пьесой:

Читка пьесы и распределение ролей.

Обсуждение идеи и темы пьесы.

Рассказ руководителя о будущем спектакле.

Этюды с куклами па материале пьесы.

Репетиция  по кускам, установка мизансцен, пластического и речевого поведения образов. Монтировочные  репетиции  н  прогоны.

Генеральная репетиция.

 

1

1

4

15

3

1

 

3

3

12

45

9

3

8

Работа по изготовлению кукол:

Лепка головки.

Отливка гипсовой формы, выклеивание папье-маше   (или изготовление мягкой  головки  из байки, трикотажа и т. д.

Отделка головки, левкас, раскраска глаз, па­рик и т. д.  

Раскройка и шитье туловища куклы и одежды, отделка костюма. Изготовление рук кукол.

Сборка кукол.      

 

2

2

2

2

 

6

6

6

6

9 Экскурсии в музеи, посещение спектаклей театров кукол, беседы по искусству. В течение года 16

 

ДЛЯ КРУЖКОВ, РАБОТАЮЩИХ ДВА ГОДА И БОЛЬШЕ

№ n/n Вид работы Кол-во занятий Кол-во часов
1 Прием   новых   кружковцев. Обсуждение плана работы на год. 1 3
2 Читка пьесы, принятой к постановке. Обсуж­дение постановочного плана. 1 3
3 Распределение ролей. Обсуждение характеров образов. Определение идеи, темы, сквозного действия пьесы. 2 6
4 Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых   обстоятельствах   пьесы.   Этюды   с куклами на материале пьесы. 7 21
5 Репетиции спектакля   по   кускам,   картинам, актам. 15 45
6 Монтировочные  репетиции.   Репетиции   музы­кальных номеров. 5 15
7 Прогоны всего   спектакля. Генеральная репе­тиция. 4 12
8

Работа над оформлением спектакля:  

Обсуждение эскизов кукол и декораций. Разработка конструктивного решения спектакля.

Лепка головок, изготовление папье-маше, сборка головок, левкас, окраска.

Раскройка и шитье корпусов и костюмов кукол. Отделка костюмов.

Сборка и отделка кукол.

Изготовление декораций и бутафории.

 

3

5

5

4

6

 

9

15

15

12

18

9 Выступления со спектаклем, экскурсии, посещение спектаклей театра кукол. В течение года 26

 

ПРОГРАММА

Исходным моментом в работе над спектаклем является выбор пьесу, которая определяет направление и содержание работы кружка на значительный период. Выбор пьесы должен определяться прежде всего ее содержанием, идейной и художественной ценностью. Необходимо учитывать, на какой возраст пьеса рас­считана; она обязательно должна быть понятной и интересной для исполнителей. Однако это положение не нужно понимать уз­ко. Необходимо расширять кругозор ребят и не ограничивать выбор пьес кругом уже имеющихся у них представлений.

Если ребята более старшего возраста решат поставить спек­такль специально для показа младшим школьникам или до­школьникам, тогда пьеса выбирается соответственно возрасту будущей аудитории. Как правило, при выборе пьесы надо в пер­вую очередь считаться с заинтересованностью самих исполни­телей. Работа над спектаклем должна их увлекать. В старшем возрасте ребята часто проявляют интерес даже к чисто постано­вочным или техническим задачам. Это тоже надо учитывать.

Образ куклы типизирован, обобщен, или, как говорят, обладает маской. Она изображает только самое существенное и ти­пичное во внешности и поведении персонажа. Поэтому образы пьесы для театра кукол должны быть собирательными и в выс­шей степени обобщенными. Речь персонажей должна быть дей­ственной и характерной.

При выборе пьесы необходимо учитывать исполнительские и технические возможности кружка. Прежде всего руководителю необходимо подумать, есть ли у него исполнители на все роли, мужские и женские.

Распределение ролей — дело не только режиссерское, но и пе­дагогическое. Нужно равномерно распределять работу в кружке и избегать постоянного выдвижения на ведущие роли одних и тех же исполнителей. Кроме того, не следует усматривать у детей определенные амплуа, надо стремиться расширять диапазон ис­полняемых ими ролей.

Выбирает пьесу руководитель, но желательно, чтобы коллек­тив принимал в этом участие. Руководитель может предложить на выбор две пьесы, намеченные им.

Необходимо стремиться к созданию оригинального репертуа­ра, не прибегая к копированию репертуара профессиональных театров кукол. Пьесы, идущие в профессиональных театрах ку­кол, как правило, не под силу детскому самодеятельному кружку. Даже в кружках, где дети занимаются по нескольку лет, такие пьесы не выдерживают сравнения в художественном и техниче­ском отношении с профессиональным театром и приносят круж­ковцам известное разочарование, неверие в свои силы и потерю интереса к работе.

Определенное место в репертуаре кружка могут занять кон­цертные программы, составленные из номеров эстрадного харак­тера (песенки, танцы с куклами, кукольные пантомимы, клоуна­ды и т. д.). Кружок может также своими силами сочинять сцен­ки на местные темы, главным образом сатирического характера. Это эстрадные выступления, небольшие комедии, иногда прямо изображающие знакомых лиц, иногда носящие иносказательный характер (по типу сказок и басен).
Постановочный план разрабатывается самим руководителем кружка. Составление его начинается с выяснения идеи пьесы.

Выяснив и сформулировав для себя идею пьесы, режиссер читает весь текст еще раз, детально вникая в содержание всех сцен и определяя, каким образом в каждой из них отражается и прелом­ляется основная идея. Попутно выясняется также поведение всех действующих лиц и уточняются образы и характеры персонажей.

Затем руководитель проводит работу по уточнению текста пьесы — он выверяет логику поведения всех действующих лиц и определяет их основные физические действия. В некоторых слу­чаях, особенно когда работа идет над пьесой, написанной не специально для театра кукол, перед режиссером может возник­нуть задача — приспособить текст для исполнения с куклами. Для этой цели иногда приходится сокращать, а то (уже в про­цессе репетиции) и добавлять слова,, если куклы оказываются в бездействии или реакция их на происходящее оказывается без слов недостаточно выразительной.

В кружке театра кукол рекомендуется работать с так назы­ваемыми верховыми куклами, т. е. с куклами, управляемыми снизу, из-за ширмы. Эти куклы наиболее распространены в те­атрах нашей страны и наиболее отвечают условиям работы са­модеятельного кружка.

Марионетки — куклы, управляемые сверху посредством ни­тей, на которых они подвешены к вагам (приспособление для вождения кукол),— в кружках мало употребляются. Эти куклы могут применяться в отдельных случаях для создания опреде­ленного сценического эффекта, как дополнительная система ко всем остальным (например, полет птицы).

Основными видами верховых кукол считаются у нас перча­точные и тростевые. Все остальные в большинстве случаев — лишь более или менее осложненные варианты этих двух систем (дополнительные приспособления для движения головы, рта, глаз и т. д.). Руководителю кружка необходимо следить за нововве­дениями в этой области, которые появляются в наших театрах.

Вопрос о том, какой вид кукол (перчаточные или тростевые) наиболее применим в работе кружка, не имеет ни принципиаль­ного, ни педагогического значения. Выбор того или иного вида кукол вытекает из замысла спектакля в целом и определяется соображениями постановочного порядка. Выбор системы кукол зависит отчасти от характера пьесы. В пьесах сугубо комедий­ных, с бытовым уклоном или же сатирических уместна и вырази­тельна перчаточная кукла (т. е. типа петрушки). Тростевые кук­лы более подходят для сюжетов героических, романтических, сказочных.

Различие навыков в управлении теми и другими куклами не имеет решающего значения, так как исходным моментом ос­тается понимание изобразительных качеств куклы и контроль глаза исполнителя за ее поведением на ширме.

По трудности овладения навыками кукловождения в особую группу можно выделить кукол-животных с четырьмя ногами, к которым прикреплены трости управления. Детям, работающим
с такими куклами-животными, довольно трудно приобрести навык держать куклу на одном уровне, так как он почти некон­тролируем глазом. Этот навык появляется на основе мускульной привычки удерживать куклу на одной высоте.

Театру кукол в равной мере свойственна и легкая, портатив­ная, передвижная форма спектакля, и более монументальная, стационарная. Кружку, безусловно, более присуща форма пе­редвижного, портативного спектакля. Это вытекает из всех ус­ловий его работы. Однако не следует совершенно отрицать и ста­ционарную форму. Если для этого есть условия (например, в Доме пионеров, клубе), стационарная форма дает возможность осуществить более крупные и технически более сложные спек­такли.

План, разработанный руководителем, — необходимая основа для начала работы с кружковцами. Только хорошо продумав за­мысел спектакля во всех его деталях, руководитель может гово­рить о нем с детьми и направлять их работу. Имея подготовлен­ные соображения, он ставит определенные вопросы на обсуждение, помогает участникам решать их и таким образом вовлекает коллектив в решение постановочных задач.

После прочтения и обсуждения пьесы в целом можно при­ступить к распределению ролей. Оно начинается с обсуждения образов всех персонажей и выбора системы кукол. Распределе­ние ролей — трудный и ответственный момент. Руководитель должен здесь проявить особый такт.

Несмотря на то, что исполнитель находится за ширмой, его индивидуальные качества всегда проявляются в игре с куклой и доходят до зрительного зала. Большое значение имеет голос — его тембр, манера речи и т. д. Поэтому необходимо искать слия­ния зрительного образа куклы с голосом исполнителя.

Распределяются роли коллективно в результате прослушива­ния чтения за столом, а если есть готовые куклы — ив резуль­тате просмотра работы с куклой.

Первые репетиционные пробы работы с куклой рекомендует­ся проводить сразу на грядке ширмы. Если в комнате, где про­исходит работа за столом, нет возможности установить ширму, можно заменить ее так называемой времянкой в виде, например, длинного деревянного бруса, укрепленного на двух стойках на высоте обычной ширмы. Это позволит уже во время занятий за столом пробовать и проверять движения кукол, репетировать от­дельные куски, а потом снова вернуться к анализу и дальней­шему обсуждению роли.

Затем начинается работа за столом. К этому времени роли должны быть переписаны и розданы всем исполнителям. Реко­мендуется переписывать не только текст данной роли, но и всю сцену, где участвует этот персонаж, оставляя одну сторону листа или поле для пометок и записи замечаний руководителя.

Цель работы за столом — вместе с исполнителями разобрать текст пьесы, найти в каждой сцене действенное содержание, ос­ветить каждый момент спектакля с точки зрения его идеи, темы, сюжета и характеров действующих лиц. Она проводится в фор­ме читок, обсуждений и бесед. Руководитель вовлекает всех ис­полнителей, вызывая их на высказывания наводящими вопроса­ми. Он обращает внимание на обстоятельства, предлагаемые пьесой, добивается понимания того, как влияют они на поведение действующих лиц. Затем просматриваются действия каждого персонажа и куски его роли. Наводящими вопросами здесь бу­дут: что хочет данный персонаж? К чему стремится? Что делает?

Работа за столом будит воображение исполнителей. Очень важно дать их воображению определенное направление, научить их мыслить в образах театра кукол, а не представлять себе при этом живых людей. Поэтому в работе за столом поднимаются также вопросы устройства кукол, ширмы и декораций. Обсуж­дая действия своих персонажей, исполнители должны задумы­ваться над тем, как осуществить эти действия на ширме. В связи с работой по анализу пьесы в целом идет и разбор текста.

В работу за столом не следует вносить элементы игры, побуж­дать детей к переживанию или включать работу над словом. В отрыве от куклы это не принесет никакой пользы. Основная за­дача руководителя — научить исполнителя вкладывать свои мыс­ли, чувства в игру куклы. Всякое упражнение в отрыве от кук­лы будет нарушать необходимую гармонию между внутренним творческим устремлением исполнителя и реализацией в игре кукол.

Работа с исполнителями на ширме ведется в двух направле­ниях: общая работа над спектаклем и индивидуальная работа с каждым исполнителем. Они могут осуществляться одновремен­но, но руководитель в процессе занятий должен отчетливо видеть границы между ними. Общая работа — постановочная. В этом случае все указания, замечания и предложения руководителя на­правлены на формирование спектакля. Индивидуальная же — это педагогическая работа. Руководитель воспитывает у испол­нителей навыки водить куклу, тренирует их в выполнении опре­деленных действий и т. д. Все его замечания могут носить инди­видуальный характер применительно к данному исполнителю.

Работа с исполнителями разделяется на два периода.

В первый период исполнитель овладевает куклой и ее дейст­виями в конкретных условиях спектакля и одновременно при­способляется сам ко всей обстановке за ширмой. То, что было задумано в работе за столом, теперь конкретно воплощается на ширме. Одновременно режиссер проверяет, как осуществляются задуманные в спектакле положения, как обыгрываются куклами все предметы и декорации, находит новые приспособления.

Второй период работы основывается на уже найденных дей­ствиях кукол, выработанном поведении самих исполнителей. В это время находят нужный темп, окончательно шлифуют, вы­равнивают все течение спектакля, вносят необходимые коррек­тивы, устанавливают окончательно все оттенки игры в отдель­ных кусках, сценах. Словом, вторая часть работы с исполните­лями касается общей композиции спектакля.

Эти два периода отличаются не только содержанием, но и методами работы. В первый период все поправки, указания и советы дает руководитель, как только возникает в них необходи­мость, для чего действие прерывается. Возможны показ (как делать), совместные поиски наиболее интересных сценических приспособлений. Во второй период указания даются по большим кускам, целым сценам и актам. Исполнители выполняют ука­зания руководителя более самостоятельно. В этот период необ­ходимы прогоны актов, сцен спектакля и т. д., за ширмами дол­жен быть создан необходимый порядок. Все участники — и те, кто занят в спектакле как исполнители, и те, кто обслуживает спектакль, — должны знать свои места, свои задачи, куклы и реквизит должны лежать на своих местах. Необходимо ряд за­нятий целиком посвятить вопросам организации ребят за ширмой.

Законы сценического действия в театре кукол остаются теми же, что и на сцене обычного театра. Развитие действия куколь­ного персонажа осуществляется как выполнение ряда сцениче­ских задач, определяющих содержание кусков роли. Все вместе они составляют то, что можно назвать рисунком роли.

Весь образ поведения кукольного персонажа должен быть всегда оправдан внутренним содержанием сцены. Выразитель­ность действий куклы зависит от того, насколько интересно и правильно по существу, содержания сцены найдены приспособ­ления, благодаря которым ее действия становятся наиболее от­четливыми.

Таким образом, все, что делает кукла на ширме, определяет­ся вопросами: что происходит (в спектакле, отдельной сцене)? Что делает данный персонаж? Как делает (по сюжету и техни­чески)? Применение этих законов сценического действия в театре кукол имеет свои особенности. Исполнитель, непосредственно реагирующий на все происходящее на сцене, скрыт за ширмой. Все, что он чувствует и думает, он вкладывает в действия наде­той на его руку куклы. Он смотрит на нее со стороны и управ­ляет ее действиями, обусловленными сценическими задачами, в соответствии с изобразительными данными куклы.

Таким образом, сценическое действие в кукольном театре является показом действий персонажа-куклы во всех обстоятель­ствах спектакля. Этот показ определяется, во-первых, понимани­ем логики действий персонажа и, во-вторых, пониманием изоб­разительных средств куклы. Общие законы .сценического дей­ствия в театре кукол являются лишь основой поведения персона­жа и развития действия. Сам же процесс воплощения действия в кукле протекает особым путем.

Работа исполнителя с куклой начинается со всестороннего ознакомления с ней. Приступая к работе с новой куклой, испол­нитель проделывает с ней ряд движений, вкладывая в них кон­кретные задания, в равной мере как близкие его роли, так и вы­ходящие за ее пределы. В этот период он может свободно им­провизировать с ней различные движений. В процессе импрови­зации исполнитель рассматривает выразительные средства кук­лы, пытаясь создать оттенки движений и действий, находя в них свойственный данной кукле характер.

Упражнения на выполнение простейших сценических задач могут проводиться в форме этюдов, сначала самых элементар­ных, потом более сложных. Задача этюда — сосредоточить вни­мание исполнителя на четком, последовательном выполнении какого-либо несложного, но целенаправленного физического действия.

Несложное музыкальное сопровождение к этим сценкам в ритмах вальса, марша приучает исполнителей организовывать физическое поведение персонажей во времени, использовать темпоритм в качестве средства сценической выразительности.

На основе импровизационных этюдов усваиваются и законы органического рождения слова в процессе действия. В этом слу­чае возникает дополнительная задача — четкое, логически пра­вильное и выразительное донесение текста от лица куклы. Отбор речевого материала имеет большое значение, поскольку он по­могает установить связь между внешним образом персонажа и образом его мыслей.

В первоначальных этюдах дети могут пользоваться так назы­ваемыми рабочими, т. е. более или менее случайными, или даже временными, куклами (например, шарик, надетый на палец, со свободным халатиком или рубашкой на руке исполнителя). В дальнейшем тот или иной набор кукол (из числа сделанных са­мими детьми для предыдущего спектакля) может подсказать и содержание этюда-сценки.

Задача исполнителя заключается в том, чтобы придать фи­зическим действиям куклы максимум выразительности и прав­доподобия. В каждый момент спектакля кукла должна выпол­нять вполне определенное, соответствующее содержанию сцены физическое действие, должна быть выразительной. Куклу нельзя оставлять безучастной, выключенной из действия, необ­ходимо строго следить за целенаправленностью ее движений. Отсюда следует основное правило искусства вождения ку­клы: исполнитель держит куклу под контролем глаза.

Работа над спектаклем начинается с общих планировок мизансцен, с крупных физических действий, затем постепенно уточняется и отшлифовывается каждое движение куклы. Предъявляя вначале несложные требования, руководитель постепенно усложняет их, приучает исполнителя к обстановке за ширмой и выполнению разнообразных действий куклы. Эта постепенность в работе лучше всего выражается в старом театральном правиле: трудное надо сделать привычным, привычное—легким, а легкое— приятным.   

Овладение физическими действиями куклы, понимание строя ее движений основывается на следующих принципах:

1.    Сложные физические действия должны быть разнообразны и в них найдены составляющие их последовательные движения. Например, персонаж падает, затем встает. Здесь должна быть соблюдена вся последовательность движений: покачнулся, взмахнул руками, подогнул колени, осел книзу, растянулся, поднял голову, уперся руками в землю и начал приподниматься, затем разгибаться и поднимать руки.

Если нужно изобразить, например, что персонаж утирается фартуком, исполнитель последовательно должен изобразить это так: сгибается, подхватывает фартук руками, одновременно на­гибая голову, и т. д.

Элементы сложных физических движений не всегда бывают отчетливо заметны. Чтобы определить их, необходимо проделать эти движения самому или посмотреть, как их делает товарищ, и выбрать то, что будет красиво и выразительно в поведении куклы.

2. Физические действия должны основываться на координа­ции движений куклы подобно тому, как координируются движе­ния человека. По ним, в частности, зритель догадывается о движении отсутствующих у куклы ног (например, присядка). В некоторых случаях второй рукой подыгрывают движения этих ног.

3. Наряду с сильными и крупными жестами и движениями большую роль играют еле уловимые полудвижения, которые со­общают кукле особую выразительность и убедительность. Это может быть еле заметный поворот головки, еле уловимое под­рагивание плечами при плаче и т. д.

4. Куклу надо держать на руке прямо. Наклоны корпуса впе­ред, назад, вправо и влево осуществляются сгибом в запястье руки кукловода. Соблюдение этого правила сообщает движениям куклы четкость и чистоту.

Движения куклы в связи со словом основываются на следую­щих принципах:

1. Говорящая кукла должна двигаться. Движения ее могут быть весьма различными. Подобно тому как слово имеет свой смысл и интонацию, движения говорящей куклы имеют свои от­тенки. Если слово, сказанное за ширмой, не подтверждено дви­жением куклы, то оно может оказаться для зрителя не связан­ным с данным персонажем. (Исключение представляют собой особые случаи, когда неподвижность куклы необходима для данной сцены.) Это правило распространяется также на массо­вые сцены.

2. Движения говорящей куклы отражают либо непосредст­венно то, что она говорит, либо ту мысль, а следовательно, и то отношение, которое кроется в произнесенном тексте.

3. Ритм речи и сила слова отражаются в ритме и силе дви­жения.

4. Все поведение куклы — ее движения, жесты и слова—дол­жно быть обращено к вполне определенному объекту — предме­ту или персонажу.

Исполнитель должен приобрести навык держать куклу на ширме на одном постоянном уровне, не высовывая ее чрезмерно из-за ширмы и не опуская ниже определенного уровня.

Оформление спектакля в кукольном театре состоит из ширмы, декораций (или декоративных деталей), кукол и всякого рода предметов, необходимых по ходу действия. Все элементы спектакля должны быть лаконичны, выразительны и худо­жественно согласованы между собой, с учетом специфики теат­ра кукол.

Художник должен не только оформить спектакль, но и найти такие формы, которые наилучшим образом помогут живому и выразительному развитию действия спектакля. Работа над шир­мой и декорациями во многом зависит от условий показа спек­такля (учет видимости сцены, углов зрения из зрительного за­ла и т. п.), обусловлена требованиями портативности ширмы и декораций при передвижной форме спектакля, наличием техни­ческих возможностей и общими габаритами сцены — при ста­ционарной. Следовательно, и здесь изобразительная, техниче­ская и конструктивная стороны должны учитываться в едином решении оформления спектакля. Только в этом случае возможно создать целостный образ спектакля.

Предметы, с которыми играет кукла, органически входят в спектакль, как в его внешнюю изобразительную часть, так и в техническую. Утварь, оружие, книги, какая-либо корзиночка, бу­кет цветов, музыкальный инструмент и другие вещи должны от­куда-то появиться, должны быть куклой взяты в руки. Реквизит подбирают тщательно, с учетом применения его в театральном действии, а в связи с этим продумывают способы управления им.

Изготовление кукол, ширмы, декораций и реквизита на­столько тесно связано с действием, что работа художника в зна­чительной мере сливается с работой режиссера.

Кукла как изобразительный компонент спектакля должна действовать среди объемных (подобно ей самой) предметов, а не на фоне плоских, рисованных декораций.

В некоторых случаях возникает надобность в убыстренном изготовлении кукол для выступления, например, в пионерском лагере, у костра или в сборной концертной программе. Посколь­ку такие выступления чаще всего носят импровизированный ха­рактер, то и куклы могут быть импровизированными, т. е. сде­ланными на скорую руку, может быть, даже для одного показа. В подобных случаях можно сделать бумажные куклы. Сверты­вают, к примеру, кусок плотной бумаги (ватман) в .виде фунтика или трубки, рисуют глаза и рот, приклеивают из бумаги нос, гу­бы, бороду, волосы из полосок цветной бумаги, шляпку, ворот­ничок— и кукла готова. Вместо рубашки и платья достаточно задрапировать  руку куском ткани. Головка укрепляется обычно на палке, которую исполнитель держит в руке, или же в раз­рез плаща он просовывает вторую руку.

Разумеется, куклы такого типа недолговечны, и к тому же не всякая пьеса может быть разыграна при их помощи. Они годят­ся для подготовки небольших выступлений, главным образом сатирического характера.

Задача руководителя при этом сводится к тому, чтобы раз­будить творческую фантазию детей, их изобретательность, на­толкнуть на мысль о возможности использования различных ма­териалов, находящихся под руками.

Театральная кукла должна играть на ширме. Значит, необ­ходимо, чтобы она была не только художественно выразитель­на, но и приспособлена к задачам игры. Создавая куклу, круж­ковец должен понять не только ее внешний облик, но главным образом строй ее движений, учесть физические действия и все ее поведение.

Одно из необходимых условий успеха работы и развития у детей интереса — поручение им целостного задания (например, изготовить куклу целиком). Необходимо избегать, в особенности с начинающими, подмены систематической работы случайными заданиями, не следует перебрасывать ребят с одного задания на другое. Начальный период нужно посвятить развитию основных навыков работы. Только когда дети овладеют ими, рекомендуется переходить к практической работе над спектаклем.

Есть еще один вид кукольного театра, более простой и до­ступный— это теневой театр. Рекомендуем познакомить с ним кружковцев, а затем применить его элементы в некоторых по­становках или даже отдельно поставить теневой спектакль, но не такой, какой они видели, когда были в детском саду, а более усовершенствованный: на большом экране, с движущимися фи­гурами.

Устройство театра теней несложное — он доступен любой школе, любому детскому коллективу.

Литература:

Генов Г. Театр для малышей. М., 1968. Книга вожатого. М., 1972.
Королев М. Искусство театра кукол. Основы теории. Л., 1973. Образцов С.  Театр кукол.— Детская энциклопедия. М., Ю68, т. 12, с. 532—533.
Поюровский Б. Рассказы о том, как становятся кукольниками. М., 1974.
Смирнова Н. Театр Сергея Образцова. М., 1971.
Что и как в театре кукол. Сб. статей /Под ред. Л. Г. Шпет, П. А. Асса. М., 1969.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования