Общение

Сейчас 564 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок».
В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Целью настоящей программы является активизация процесса художественно-творческого развития учащихся подготовительных классов общеобразовательной школы посредством комплексного взаимодействия искусств.

Одной из отличительных особенностей данной программы является игровая форма проведения занятий, что способствует раскрепощению личности ребенка и служит более безболезненному переходу от игровой (ведущей деятельности дошкольного периода) к деятельности учебной. Вместе с тем игра носит обучающий и воспитательный характер, преследуя тем самым конкретные педагогические цели: формирование у школьников потребности общения с искусством и развитие их творческих способностей.

Содержание программы предусматривает преемственность в художественном развитии детей, а также взаимосвязь с уроками изобразительного искусства, музыки и чтения.

В систему учебно-воспитательных задач, реализуемых в процессе занятий, входит: воспитание у учащихся восприимчивости, любви и интереса к искусству, формирование целостного представления о роли этой формы духовной культуры в жизни общества; закрепление и расширение в процессе художественной деятельности навыков, получаемых детьми на предметах эстетического цикла; развитие у детей эмоциональной отзывчивости, ассоциативно-образного мышления, воображения; развитие через искусство активного творческого отношения к жизни, самостоятельности и инициативы.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены три основных вида художественной деятельности: выполнение учебно-тренировочных упражнений, восприятие искусства и самостоятельное творчество учащихся. Указанные виды деятельности непременно входят в структуру каждого отдельного занятия и рассматриваются как единый, неразрывный процесс обучения и воспитания младших школьников средством комплексного взаимодействия искусств.

Программа рассчитана на 30 академических часов и может быть использована в школе продленного дня для организации систематических занятий с учащимися подготовительных классов во внеучебное время.

Учебно-тренировочные упражнения выполняются детьми в сопровождении музыки в начале каждого занятия. Последовательность их выполнения имеет внутреннюю логику, подчинённую общим целям и задачам программы и предполагает своеобразное движение от самых простых упражнений, направленных прежде всего на развитие у ребенка чувства ритма, к упражнениям образно-игровым (поезд, мотылек, бабочки) и, наконец, к упражнениям, в музыкальной основе которых содержатся образы абстрактные (огонь, солнечные блики, снег). Развивая у школьников двигательно-музыкальные навыки и умения, упражнения способствуют также формированию таких качеств как внутренняя собранность, готовность активно включаться в творческий процесс.

Отправной точкой каждого занятия является восприятие одного из видов искусства: изобразительного — I этап занятий, литературы — II этап, музыки — III этап. Такое чередование искусств обусловлено последовательным усложнением задачи, поставленной перед школьниками: создание в воображении образа отдельного героя, «заданного» в том или ином произведении, и воссоздание его средствами других видов искусства. Таким образом, ведущим принципом взаимодействия искусств на занятиях является принцип перевода произведений из одного художественного ряда в другой. Однако акт перевода в данном случае выступает как акт творческой интерпретации произведения, акт нахождения эстетического эквивалента в сфере иного вида искусства, включающего в себя, как важнейший момент, отношение к действительности самого ребенка.

Самостоятельные творческие действия школьников построены по принципу постепенного «накопления сведений» о заданном герое: восприятие-фантазирование, «пропускание через себя» (перевоплощение-действие), изображение на бумаге (уже себя-героя) и рассказ-сочинение.

Процесс восприятия предполагает два этапа: восприятие ведущего вида искусства и восприятие «малого» комплекса искусств (сочетание двух видов: искусства ведущего и «сопровождающего», в качестве которого на разных этапах могут выступать музыка, искусство слова, рисунок).

Творческий процесс с самого начала предполагает обязательное участие искусства «сопровождающего» — в двух случаях из трех (показ героя в действии и рисунок) — музыки, которая способствует активному творческому действию (с одной стороны, моторный характер музыкальных произведений, побуждающий ребенка к движению, с другой — получаемая в процессе восприятия положительная эмоция, повышающая тонус коры головного мозга и облегчающая тем самым протекание ассоциативных процессов в период работы над рисунком). В третьем случае (сочинение сказки) в качестве «сопровождающего» искусства выступает детский рисунок.

Таким образом, взаимодействие искусств осуществляется не только по «вертикали» (использование «малого комплекса» в процессе восприятия), но и по «горизонтали» (участие ребенка в различных видах художественной деятельности в сочетании с одновременным восприятием одного из видов искусства — «большой комплекс»). Подобное «сцепление» различных видов искусства позволяет четко выявить специфику каждого из них, создает соответствующий эмоциональный настрой, побуждающий к творческим действиям и необходимый для более адекватного восприятия авторского замысла. Использование взаимодействия искусств позволяет добиться повышения уровня творческих проявлений от всех без исключения детей и, выявить среди них наиболее способных к определённым видам художественной деятельности, оказывает большое влияние на развитие интереса к предметам эстетического цикла, воспитывает потребность в общении с искусством, что является хорошим фундаментом для дальнейшего более глубокого его изучения. Вместе с тем, воспитательный эффект во многом зависит от правильной организации процессов восприятия и творчества, что предполагает: вступительное слово учителя, создающее установку на поисково-творческую деятельность; анализ художественного произведения с обязательным выявлением авторской позиции; самостоятельное творчество, направленное на создание продукта, «который на кого-то должен оказать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности» (Б. Теплов); и, наконец, коллективный просмотр и оценка результатов творческой деятельности.

Основными критериями, по которым оцениваются детские работы, являются: новизна содержания, то есть личностное отношение, смысл, позиция, и точность, совершенство выражения.

Программа предусматривает различные виды коллективной и индивидуальной работы с учащимися, построенными на основе общения детей друг с другом.

Вся система педагогических задач реализуется на занятиях с помощью художественного материала, отбор которого предусматривает наличие в произведениях определенного идейного содержания, способного вызвать у школьников доступные им и социально значимые эмоции; высокие художественные достоинства; относительно простой сюжет, близкий и понятный детям; наличие элемента некоторой недосказанности, дающей пищу воображению; наличие в произведении образов, контрастных по своему идейному содержанию. Так, на занятиях предлагается использовать иллюстрации детских книжек, выполненные лучшими художниками советского периода; сказки, как наиболее доступный и близкий детям словесный материал; программные музыкальные произведения. (Это может быть музыка, специально написанная для детей, а также некоторые классические произведения, не дублирующие произведения, предназначенные для восприятия на уроках музыки. Однако они должны быть небольшими по продолжительности звучания, с несложной формой, простой мелодией и гармонией, с доступным для понимания детей музыкальным образом. Важно, чтобы музыка отличалась яркостью и динамичностью образов, имела моторный характер, побуждающий детей к движению.)

В связи с усложняющимися от этапа к этапу задачами, стоящими перед детьми, предлагаемый для восприятия материал следует располагать в последовательности, предполагающей постепенное усложнение художественных образов, чувств и настроений, вызываемых произведениями, расширение круга жизненных явлений, усложнение используемых выразительных средств.

Списки рекомендованных произведений искусства, которые даны к программе, являются примерными и по усмотрению учителя могут быть заменены на другие, равноценные в художественном отношении и позволяющие развивать у детей необходимые навыки восприятия и понимания искусства.

Проведение занятий предполагается в специальной комнате или актовом зале, где имеются: свободная площадка для выполнения музыкально-двигательных упражнений и этюдов, парты или столы, рояль и магнитофон для воспроизведения отобранных музыкальных произведений.

Необходимо, чтобы у каждого ребенка имелась коробка хорошо отточенных цветных карандашей (от 16 и более цветов), пачка белой бумаги или альбом, предназначенные для рисования, легкая и удобная форма. Наиболее эффективно занятия проходят с группами учащихся, состоящими из 15 — 17 человек.

К программе дан ряд приложений. В приложении 1 — список используемого на занятиях художественного материала; в приложении 2 — описание разминочных упражнений и музыкальный материал для их проведения.

Программа

Искусство как форма общения. Понятие об авторском замысле и художественном языке как средстве его реализации.

Особенности выражения мыслей и чувств автора в произведениях изобразительного искусства. Первоначальное знакомство с выразительными средствами изобразительного искусства. Цвет и его роль в передаче эмоционального отношения художника к изображенному герою. Изобразительный материал и техника выполнения рисунка как средства реализации авторского замысла. Композиция. Целостность восприятия образов сказочных героев в изобразительном искусстве.

Особенности создания образа в театральном искусстве. Понятие о продуктивном, целенаправленном действии и сценической задаче. Действие — основной материал театрального искусства. Внешняя характерность сценического образа как отражение его внутренней сущности. Роль театрального костюма в создании сценического образа. Закрепление представления об особенностях создания образа средствами театрального искусства.

Особенности выражения мыслей и чувств автора в произведениях литературы. Роль композиции в раскрытии художественного содержания литературного произведения на материале сказок. Раскрытие образов отдельных героев через логику их поступков и особенности взаимодействия друг с другом. Литературный портрет героя и речевая характеристика как средства создания образа. Целостность восприятия образов сказочных героев в произведениях литературы.

Особенности музыки как искусства, выражающего характеры, чувства и настроения людей. Закрепление представления о выразительных средствах музыки, полученных в процессе урочной деятельности. Понятие о программной музыке и ее особенностях. Сказка в музыке. Музыкальный портрет и средства его выражения. Целостность восприятия сказочных образов в музыке.

Закрепление представления об авторском замысле и художественном языке (язык как ключ к пониманию содержания любого произведения искусства).

Анализ произведений живописи, графики с опорой на выразительные средства изобразительного искусства (композиционное решение, характер линии и цвета, технику исполнения). Выявление общего впечатления. Поиски фонетических и зрительных ассоциаций. Подбор музыкальной характеристики к образам. Сходство и различие музыкального портрета сказочного героя и его образа в рисунке.

Общее впечатление от сказки, определение ее завязки, кульминационного эпизода, развязки. Название сказки и его смысловое значение. Характеристика одного из героев с опорой на логику его поведения и взаимодействия с другими персонажами. Описание образов главных героев от лица самих героев. Описание героев с опорой на особенности их речи. Подбор эпитетов, поиски фонетических и зрительных ассоциаций. Определение ведущей черты характера образов. Сопоставление образов отдельных героев, контрастных по своему идейно-нравственному содержанию. Подбор музыкального материала к образам. Аргументация выбора с опорой на характер музыкальных произведений.

Закрепление представления о выразительных средствах музыки. Прослушивание музыкального произведения. Общее впечатление, определение чувств и настроений, вызываемых музыкой, подбор эпитетов. Характеристика музыкального произведения с опорой на анализ музыкальных красок. Игра в «художников» (под музыку дети имитируют рукой движение кисти по холсту, при этом дается задание нарисовать звучащую музыку). Название произведения, его повторное прослушивание. Характеристика музыкального образа, его эмоциональная сущность. Сопоставление музыкальных образов, контрастных по своему характеру. Самостоятельная интерпретация музыкального произведения и его название. Сопоставление самостоятельной интерпретации с замыслом композитора.

Создание сценического образа сказочного героя на основе его живописного, литературного и музыкального портретов. Критерии оценки, включающие в себя достоверность, правдивость, точность и выразительность передачи образа на сценической площадке. Определение актерской задачи (цель, на выполнение которой должно быть направлено действие) и предлагаемых обстоятельств, в которых мог бы действовать данный герой. Показ образа в действии. Коллективное обсуждение; выявление самого достоверного и правдивого (I этап), точного и выразительного (II этап) исполнения. Выявление исполнений близких и противоположных по замыслу. Выявление самого неожиданного исполнения (III этап), трактовка его замысла. Сопоставление характера движения во время показа героя в действии с характером линии и композиционным решением рисунка. Игра в «замри» (игра предполагает неожиданную остановку действия и отбор среди «застывших» фигур наиболее выразительных). Поочередный показ героев в действии с включением элементов театрального костюма и реквизита.

Создание образа сказочного героя в рисунке на основе его литературного, музыкального и сценического портретов. Критерии оценки, включающие в себя умение формировать замысел и передавать его, используя соответствующие выразительные средства. Самостоятельный анализ выполненного рисунка, развернутая характеристика героя с опорой на его изображение. Коллективный просмотр работ, закрепление представлений об индивидуальности, своеобразии видения художника, авторском замысле. Представление о «звучащем» фоне (имеется в виду, что фон, на котором изображается герой, должен передавать настроение подобранной к образу музыки). Сопоставление выразительных средств, используемых в рисунке, с характером музыкального произведения, подобранного к образу, а также с манерой его воплощения на сценической площадке. Работа в «парах» (общение двух учеников по поводу результатов самостоятельного творчества). Самостоятельная трактовка рисунка партнера по «паре». Творческий пересказ сказки или ее эпизода, отраженного в рисунке. Коллективный анализ отдельных работ: раскрытие замысла рисунка через композиционное и цветовое решения, манеры штриховки, оформления фона. Отбор рисунков близких и противоположных по замыслу, выявление самого неожиданного, оригинального решения образа.

Сочинение сказки на основе воплощения образов отдельных героев в изобразительном искусстве и музыке. Критерии оценки, включающие в себя умение самостоятельно сформировать замысел сказки, выбрать тему, сюжет, подчинив его. логике композиционного построения, придумать название. Сочинение сказки по заданной структуре (завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Работа в «парах» (рассказ партнеру по «паре» сочиненной сказки, оценка замысла). Понятие о выразительности речи. Конкурс на самую интересную и неожиданную сказку. Сочинение сказки и выполнение рисунка на ее тему. Музыкальная характеристика образов, действующих в сказке. Коллективное прослушивание сказок, просмотр рисунков, обсуждение.

Приложение 1 (список используемого на занятиях художественного материала)

Иллюстрации детских книжек, выполненные В.В. Лебедевым, В.М. Кона-шевичем, Е.И. Чарушиным, А.Ф. Пахомовым, Е.М. Рачевым, Н.Э. Радловым, К.П. Ростовым, A.M. Каневским, Ю.А. Васнецовым и др.

Сказки: Братья Гримм. «Соломинка, боб и уголёк» (Братья Гримм. Сказки. — М.: Художественная литература, 1978. — С. 60—61); Х. К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик» (Х. К. Андерсен. Сказки. Истории: Библиотека всемирной литературы. — М.: Художественная литература, 1973. — С. 75—78); сербская народная сказка «Паук и Лихорадка» (Сербские народные сказки. — М.: Художественная литература, 1956. — С. 228—229); Е.Озерецкая. «Важный мыльный пузырь» (Е.Озерецкая. Совсем новые сказки. — М.: Детская литература, 1966. - С. 77-79) и т. д.

Музыкальные произведения: А.Вивальди. «Времена года». Концерт № 2 соль мажор. Лето. 3. Летняя гроза; Его же. «Времена года». Концерт № 4 фа минор. Зима. 2. Дождь; М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки»; И. Стравинский. II часть сюиты из балета «Жар-птица»; С. Прокофьев. «Монолог феи лета» из балета «Золушка»; Его же. «Маски» из балета «Ромео и Джульетта»; А. Лядов. Музыкальные картинки: «Кикимора», «Баба Яга»; Его же. «Музыкальная табакерка»; Г. Свиридов. «Колдун» из «Альбома пьес для детей»; Д. Шостакович. «Грустная сказка», «Вальс» из цикла «Детский альбом»; Ю. Фалик. «Скоморохи»; А. Быканов. «Оловянный солдатик» из сюиты «Любимые сказки»; М. Зив. «Скоморохи», «Веселая игра», «Озорная девчонка» из цикла «Детский альбом для фортепьяно» и т. Д.

Приложение 2 (описание разминочных упражнений)

Данные упражнения предназначены для использования их в качестве так называемой «разминки» в цикле систематических занятий театральным искусством на основе интеграции искусств с учащимися подготовительных классов над созданием образов сказочных героев.
На каждом отдельном занятии целесообразно выполнять не более 2—3 упражнений и варьировать их в зависимости от цели занятия. Наиболее целесообразно использовать данные упражнения в следующем порядке: 1—2— 3, 2—3—4, 3—4—5, 4—5—6, 1—3—6 и т. д. Упражнение 15 можно включать только на втором этапе занятий, когда все предыдущие упражнения уже освоены. Повторение упражнений служит закреплению вырабатываемых на-выков. Кроме того, автор музыкальных произведений, используемых в качестве сопровождения, способствует их запоминанию и вырабатывает умение быстро ориентироваться и быть готовым для показа музыкально-игровых образов.

1. «Послушаем тишину».
Описание упражнения. Детям предлагается внимательно послушать, что происходит в комнате, где они находятся, коридоре, на улице и т. д.
Цель упражнения заключается в развитии у учащихся произвольного внимания.
Методические указания. Упражнение целесообразно давать в самом начале занятий, так как оно снимает ненужное возбуждение и создает необходимую для творческой деятельности атмосферу.

2.    «Воробей — ворона».
Описание упражнения. Учащиеся делятся на две группы под условными названиями «Воробей» и «Ворона». Учитель по договоренности с учениками считает до пяти, после чего произносит одно из двух названий. Группа соответствующего названия одновременно должна сделать два четких хлопка. Учащиеся, не хлопнувшие в ладоши вовремя, из игры выбывают. Игра продолжается до тех пор, пока в каждой группе остается по одному человеку. Оставшиеся ученики объявляются победителями.
Цель упражнения заключается в развитии у учащихся произвольного внимания.
Методические указания. Для того чтобы игра вызывала активный интерес и эмоциональный отклик, учителю рекомендуется постоянно менять ритм счета: от медленного к быстрому и наоборот, а также использовать игровые приемы (например, произнося название группы «Ворона», взглядом обращаться к группе «Воробей» и т. д.).

3.    «Зеркало».
Музыкальный материал: «Полька», муз. М.Глинки (I вариант); «Дождик», муз. О. Дымова (II вариант).
Описание упражнения. На счет «Раз, два, три!» учащимся предлагается построиться на площадке в шахматном порядке. Задача, которая ставится перед ними, заключается в синхронном и зеркальном повторении движений, выполняемых педагогом в сопровождении музыки.
Цель упражнения заключается в развитии у учащихся произвольного внимания, а также умения двигаться в соответствии с заданным музыкой ритмом.
Методические указания. На первых занятиях упражнение целесообразно выполнять в медленном темпе. В дальнейшем темп может ускоряться или резко меняться, как может меняться и характер сопровождающей упражнение музыки. Можно усложнять и характер движений: от простых (гимнастических) — к более сложным (бытовым), требующим особой остроты внимания: причесывание, примерка платья, умывание и т. д.

4.    «Ускоряй — замедляй».
Музыкальный материал: «Полька», муз. И.Дунаевского.
Описание упражнения. На счет «Раз, два, три!» учащиеся выстраиваются в круг и по команде учителя начинают двигаться в заданном музыкой темпе, то ускоряя, то замедляя свое движение (команда учителя: «Внимание, приготовились, начали!» совпадает с началом первого музыкального такта).
Цель упражнения заключается в развитии умения двигаться в соответствии
с заданным темпом.   
Методические указания. В процессе выполнения данного упражнения необходимо следить за тем, чтобы дети меняли движение со сменой музыкальных частей, ритмически ходили и бегали под музыку.

5.    Движение под музыку различного характера.
Музыкальный материал: «Вдоль по улице метелица метет» — русская народная песня; «Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского; «Чунга-Чан-га» — муз. В. Шаинского; «Вальс» — муз. П. Чайковского; «Полянка» —русский народный танец; «Марш» — муз. С. Прокофьева из «Детской музыки».
Описание упражнения. На счет «Раз, два, три!» учащиеся выстраиваются в круг и по команде учителя начинают двигаться по кругу, передавая характер музыки с помощью простейших танцевальных движений.
Цель упражнения заключается в развитии умения реагировать на особенность характера музыки, передавать в движении соответствующее настроение, а также использовать знакомые танцевальные движения.
Методические указания. При выполнении данного упражнения необходимо следить, чтобы дети четко реагировали на характер музыки и могли передать его в движении. Очень важно, чтобы используемые для упражнения музыкальные произведения исполнялись в различной последовательности, что создает игровую ситуацию и в результате чего учащиеся более эмоционально выполняют задание. На первых занятиях упражнение целесообразно сопровождать словом, отмечая особенности каждого последующего музыкального отрывка.

6.    «Деревья».
Музыкальный материал: «Сады под дождем» — муз. К.Дебюсси.
Описание упражнения. На счет «Раз, два, три!» учащиеся располагаются на площадке в шахматном порядке с поднятыми вверх руками (ветками деревьев) и по команде учителя, которая совпадает с первыми музыкальными тактами, начинают упражнение.
Цель упражнения заключается в развитии умения ритмически двигаться в соответствии с характером и темпом музыки, а также умения реагировать на ее динамические изменения. Упражнение служит развитию внимания и сценического общения.
Методические указания. В" процессе выполнения упражнения особенно внимательно необходимо следить за движением рук и корпуса тела, которые берут на себя основную нагрузку. Для усложнения задачи можно предложить детям «превратиться» в одно дерево. При таком условии следует обратить внимание на взаимосвязь движений, которые должны быть предельно согласованы. Упражнение рекомендуется сопровождать словом.

7.    «Паровоз».
Музыкальный материал: «Паровоз» — муз. М. Зива (I вариант); «Локомотив» — муз. Ф. Рубинского (II вариант).
Описание упражнения. На счет «Раз, два, три!» учащиеся выстраиваются в одну колонну в затылок, взяв друг друга за пояс. По команде учителя, которая совпадает с первым музыкальным тактом, ведущий начинает произвольное движение по площадке, ведя за собой остальных учащихся.
Цель упражнения заключается в развитии умения ритмически двигаться в соответствии с характером и темпом музыки, а также реагировать на ее динамические изменения.
Методические указания. В процессе выполнения упражнения необходимо следить за тем, чтобы учащиеся особенно четко (синхронно) отбивали ногами заданный ритм и реагировали на динамические изменения в музыке. В качестве ведущего на первых занятиях может выступать сам учитель. Перед началом упражнения перед детьми ставится действенная задача: уехать в далекие края, отвезти детей на отдых и т. д.

8.    «Веселый ручеек».
Музыкальный материал: «Веселый ручеек» — муз. П. Изотова.
Описание упражнения. На счет «Раз, два, три!» учащиеся выстраиваются в одну колонну в затылок друг другу. С началом музыки ведущий (тот, кто стоит впереди всех) выполняет произвольные (по кругу, по диагонали, восьмерки и т. д.) движения, имитируя при этом движение ручейка. Руки, находясь на ширине плеч, делают волнообразные движения. Задача учащихся заключается не только в том, чтобы передать в движении характер музыки, изменение ее темпа, но и в синхронном повторении движений стоящего впереди ученика.
Цель упражнения заключается в развитии у учащихся внимания, умения ориентироваться в пространстве, а также умения с помощью движений передавать настроение, соответствующее музыкальному произведению.
Методические указания. Для выполнения упражнения во главе колонны целесообразно ставить ученика, имеющего хороший музыкальный слух и умеющего свободно ориентироваться в пространстве. Упражнение целесообразно выполнять по группам, разделив основную массу учащихся на две части и обеспечив таким образом контроль за выполнением упражнения каждым учеником. Перед началом упражнения перед детьми ставится действенная задача — добежать до большой реки.

9.    «Мотылек».
Музыкальный материал: «Мотылек» — муз. С. Майкапара.
Описание упражнения. Учащимся предлагается мысленно очутиться на зеленом лугу, превратиться в мотыльков или бабочек и с началом музыкальных тактов начать действовать.
Цель упражнения заключается в развитии умения слышать начало и окончание музыки, выполнять движения, подсказанные характером музыкального образа, а также в развитии умения целенаправленно действовать.
Методические указания. В процессе выполнения упражнения рекомендуется отмечать учащихся, которым удается наиболее точно передать заданный образ. Перед началом упражнения перед детьми ставится действенная задача — собрать нектар, греться на солнышке, красоваться крылышками и т. д.

10.    «Подводное царство».
Музыкальный материал: вступление ко второму действию оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
Описание упражнения. Учащимся предлагается мысленно опуститься на морское дно и превратиться в морских жителей (водоросли, ракушки, крабы, рыбки, морские звезды и т. д.), а затем самостоятельно (с началом музыкальных тактов) начать действовать. Задача, которая ставится перед учащимися, заключается не только в четкой передаче характера музыки через движение, но и в том, чтобы выбранные для показа образы были узнаваемы.
Цель упражнения заключается в развитии умения самостоятельно подбирать образные движения, менять их с изменением характера музыки, а.также, выполняя поставленную актерскую задачу, выразительно передавать музыкально-игровые образы.
Методические указания. В процессе выполнения упражнения педагог должен с помощью слова способствовать возникновению у учащихся верного самочувствия, чему, в частности, может служить описание подводного царства (тяжелая зеленоватая вода, лучи солнца, пробивающиеся сквозь водную толщу, загадочные водоросли, растущие на морском дне, и т. д.). Перед началом упражнения детям ставится действенная задача — всем жителям подводного царства найти на обед лакомый кусочек.

11.    «На другой планете».
Музыкальный материал: «Таинство» — муз. О. Булошкина.
Описание упражнения. Учащимся предлагается мысленно перенестись на незнакомую планету и превратиться в ее жителей.
Цель упражнения заключается в развитии умения ритмически двигаться в соответствии с характером и темпом музыки, а также самостоятельно передавать заданный музыкой музыкальный образ, четко выполняя поставленную актерскую задачу.
Методические указания. Перед выполнением данного упражнения перед учащимися ставится действенная задача — осмотреть планету, насладиться невесомостью и т. д.

12.    «Снег».
Музыкальный материал: «Снег танцует» — муз. К. Дебюсси.
Описание упражнения. Учащимся предлагается превратиться в снежинки и, исполнив свой причудливый танец, опуститься на землю.
Цель упражнения заключается в развитии умения самостоятельно передавать смену настроения и ритма музыки, вводить в действие импровизированные движения, а также слышать и реагировать с помощью движений на начало и окончание музыки.
Методические указания. В процессе выполнения упражнения особенно необходимо стимулировать использование детьми импровизированных движений.

13. «Солнечные блики».
Музыкальный материал: «Солнечные блики» — муз. М. Зива.
Описание упражнения. Для выполнения данного упражнения необходимо превратиться в солнечных зайчиков и попытаться исполнить свой танец-игру «Попробуй догони!».
Цель упражнения заключается в развитии умения свободно находить новые выразительные движения, соответствующие музыкально-игровому образу и передающие одновременно с этим характер музыки.
Методические указания. Упражнение целесообразно выполнять группами, состоящими из 7—8 человек. Наиболее удачные показы желательно повторять и показывать всем учащимся.

14.    «Огонь».
Музыкальный материал: поэма «К пламени» соч. 72 — муз. А. Скрябина.
Описание упражнения. Учащиеся устраиваются в кружок на полу и «превращаются» в тлеющие угольки, которые с нарастающими музыкальными тактами оживают, разгораясь сильным пламенем. Постепенное «разгорание» и «угасание» огня требует от учащихся четкой слаженности движений (движения рук одного человека должны быть продолжены в движениях рук другого и т. д.), а значит, предельного внимания.
Цель упражнения заключается в развитии умения свободно реагировать на особенности характера музыки и передавать их в движении, легко ориентироваться в пространстве; упражнение служит развитию внимания и сценического общения.
Методические указания. При выполнении упражнения педагог непременно комментирует происходящие в музыке события: тихо, едва тлеют погасшие угольки, но вот неожиданно подул маленький ветерок, угольки начинают постепенно разгораться; налетел ветер посильнее, огонь разгорелся, горит, пламя становится все выше и выше. Поскольку упражнение несколько необычное и более сложное по сравнению с предыдущими особенно важен серьезный настрой учащихся. Действенная задача — сделать все возможное, чтобы огонь горел.

15.    Упражнения на воплощение образов сказочных героев.
Музыкальный материал: «Гном» из цикла «Картинки с выставки» — муз. М. Мусоргского; вторая часть сюиты из балета «Жар-птица» — муз. И. Стравинского; «Монолог феи лета» из балета «Золушка» — муз. С. Прокофьева; музыкальные картинки: «Кикимора», «Баба Яга» — муз. А. Лядова; «Колдун» — муз. Г. Свиридова; «Оловянный солдатик» из сюиты «Любимые сказки» — муз. А. Быканова; «Музыкальная табакерка» — муз. А. Лядова; «Скоморохи» из цикла «Детский альбом для фортепьяно» — муз. М. Зива.
Описание упражнений. Перед учащимися ставится действенная задача, соответствующая каждому образу, которую они и должны попытаться выполнить под музыку.
Цель упражнения заключается в развитии умения выразительно передавать музыкально-игровые образы.
Методические указания. Для того, чтобы то или иное упражнение получилось, необходимо, чтобы актерская задача, поставленная перед детьми была не только точной, то есть типичной для данного образа, но и увлекающей, волнующей, способной возбудить процесс истинного переживания. Например: не «пройти по лесу незамеченным» (образ Гнома), а «прокрасться»; не «позвать за собой в болото», а «заманить» (образ Кикиморы) и т. д. Кроме того, необходимо постоянно направлять усилия на подлинное действие, а не на его изображение — только в этом случае можно добиться правдивости, достоверности, а в дальнейшем выразительности и оригинальности воплощения образа на площадке. Лучшие исполнения следует показывать всем учащимся.

Автор программы: кандидат педагогических наук Т. Г. Пеня
Руководитель программы: член-коррреспондент РАО, доктор педагогических наук Б. П. Юсов

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования