Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Татьяна Кузнецова

Театр    кукол

Программа обучения детей

Кукла - первое прикосновение ребенка к искусству театра. Благодаря мощному потоку информации, кругозор ребенка значительно расширился, но осведомленность - это только первая ступень развития духовного мира. Человеческий разум шагнул далеко вперед, но дети без куклы и игры жить не могут.

Искусство кукольного театра начинается там, где кукла несет "новое" в жизнь: новый образ, новую пластику, новый звук.

Да, кукла требует игры. Излишнее сходство, натуральность, подавляющая фантазию, ей вредят. Известно, радующие взрослых дорогие "натуральные" игрушки менее пригодны для игры, чем схематичные самоделки, чьи детали требуют напряженного воображения. Такая кукла является стимулятором, вызывающим на творчество. Кукла есть "оживление" неживой материи при помощи рук актера и фантазии. "Ожившие" герои будят у ребенка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребенка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем "оживлять" куклу, рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи.
В этом процессе общения проявляется познавательная и предметная деятельность ребенка. Овладение речью через куклу позволяет ребенку воспринимать явления более осознанно. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие.

Восприятие живой образной речи побуждает детей к творчеству художника, поэта, скульптора, а это все вместе составляет основу профессии кукольника. Театр кукол - способ пластического мышления в пространстве. При этом главное внимание уделяется развитию ассоциативного мышления.

Ассоциация в искусстве - способ достижения художественной выразительности, который основан на выявлении связи чувственных образов, возникающих в процессе непосредственного отражения действительности, с представлениями, хранящимися в памяти или закрепленными в культурно-историческом опыте человеческой жизнедеятельности.
Цель обучения детей в театре кукол: сочетание общего развития образного и ассоциативного мышления детей со специальным, связанным с peaлизацией образа, перенесенного в куклу, а также с техникой вождения куклы и необходимым для этого сценическим мастерством.

Программа обучения делится на три ступени.

 

Первая ступень обучения

рассчитана на детей от 9 до 11 лет.

Дети должны:

-    знать происхождение куклы, виды кукол;
-    уметь распределять дыхание во время произношения текста;
-    уметь произносить скороговорки, выдержанные в темпе, четко по ритму, ясно по дикции;
-    уметь сочинять истории в предлагаемых обстоятельствах и при прослушивании музыки;
-    владеть элементами пластики рук;
-    владеть вождением перчаточной куклы;
-    уметь переносить образ героя в рисунок.

 

Распределение учебных часов

Тема теоретич. практич.
I.   Происхождение куклы. Виды кукол 4 2
II. Что может быть куклой? 2 58
III. Развитие образного мышления   50
IV. Перчаточная кукла    

V .Работа над постановкой голоса.

Актерское мастерство

2

98

72

Итого 8 280
Всего   288

 

Содержание занятий, методы и средства обучения

Тема Краткое содержание, методы и средства обучения
I. Происхождение куклы.
Вера первобытного человека в существование духов. Изготовление фигурок духов и поклонение им. Театр кукол в Древней Греции. Вифлеемский ящик. (Рассказ и показ иллюстраций)
Виды кукол: Италия - самая кукольная страна в Европе
перчаточная Перчаточная кукла - история Пульчинеллы, Полишинеля, Панча, Петрушки
планшетная Кукла, танцующая на доске - планшетная кукла
марионетка От фигурки Девы Марии к кукле марионетке
тростевая Куклы Востока - Индокитай - тростевая
театр теней Япония, Индия - театр теней
II. Что может быть куклой?
Оживление неживой материи есть особое существо-кукла.
1. Анимация с помощью рук актера, используя предметы. Анимация с помощью рук актера. Понятие символа через цветовую гамму (пример: розовая ленточка -девочка, синяя - мальчик)
Символика цвета: белый - невеста, черный - зло, серый - призрак, розовый - мечта и т.д. Коллективное  сочинительство  (что  было  бы,  если бы...) истории с теми героями, которых "оживили". Игра по ролям. (Неживая материя  - платок. Один край завязываем узлом - условно обозначили голову. Два других края - руки. Через цвет платка даем ха-рактеристику   героя.   "Оживляем"   при  помощи  рук актера и "включаем" фантазию.)
2. Театр динамических декораций Рука как вид куклы. Выполнение упражнения "Волна". Пластически показать море, птиц Этюды: "Море", "Лес" Идея - человек часть природы
Гибнет природа, гибнет человек. (Применение гимнастических упражнений)
Итоговое занятие. Показ этюдов.
III. Развитие образного мышления
 
1. Слова и эмоции Игра в слова: называя ряд слов, дети должны тут же ответить, какие эмоции вызывают у них эти слова. Как может выглядеть эмоция, образ эмоции, зафиксировать эмоцию в рисунке.
2. Форма и содержание, сходство Каждый предмет рассматривается отдельно, ищем сходство данного предмета с чем-то еще. Содержание в определенной форме. По форме предмета даем характеристику. Коллективное сочинение (что было бы, если бы...). Показываем этюды.
3. Музыка и образ Знакомство с  классическими  произведениями.   "Кар тинки с выставки" Мусоргского; "Времена года" Вивальди.   Прослушивание   первое:   сделать   зарисовку первого эмоционального  впечатления  в любой  форме (цветовых пятен, графики и т.д.)
Прослушивание второе: кинолента виденья (мысленно)
4. Рассказ по рисунку Ответить на вопросы и зарисовать:
-    место действия?
-    кто герой? Какие отношения  у героев между  собой?
-    происходит ли борьба и как заканчивается?
Итоговое занятие  
IV. Перчаточная кукла
 
I. Основное положение куклы. Работа пальцев рук в перчаточной  кукле. Кисть и локтевая   точка   перпендикулярны   полу.   Держать уровень воображаемого пола. Голова куклы смотрит на зрителя, не запрокидывается назад
2. Характер и образ в передаче интонации. Для   передачи   точного  характера   через   интонацию голоса   сравниваем   образ   героя   с   предметом,   издающим звуки (пример: ворчун  - точилка для карандаша. Однородный, монотонный звук. Весельчак - гармонь. Звуки разнообразные.) Выстраиваем предварительно разговор двух   героев и проверяем этот разговор в работе с предметами. В дальнейшем в работе с куклой этот образ сохраняется в памяти
3. Вождение куклы. Упражнения на ширме, на счет отрабатывая походку. Оценка происходящего через куклу. Остановка в движении: увидел, услышал, почувствовал;
-    осмысление (собрание признаков);
-    принятие решения;
-    конкретные действия
4. Этюды. Примеры:  "Лиса и заяц", "Медведь-хозяин", " Заяц-хваст" и  т.д. Отработка походки,  жеста,  оценки, общения.
Итоговое занятие Показ этюдов
V. Работа над постановкой голоса. Актерское мастерство
Дыхательные упражнения стоя и сидя (Автор Э. Чарелли)
Дикция Гимнастика губ, языка. Упражнения на произношение гласных и согласных. Произношение скороговорок. От простых к сложным с определенной интонацией, разным темпом произношения. (Автор Е. Леонарди)
Гимнастика рук, пальцев Круговое вращение кистей. "Волна". "Восьмерка". "Веер". "Миксер". "Кнопочки". "Лепка". "Замочки". "Муз. инструмент, игра"
   
   
   

Итог обучения на первой ступени - выставка рисунка и показ этюдов на ширме.
Критерии оценки результата обучения - развитие воображения, владение техникой речи, осмысленный выбор цвета, образа.

 

Вторая ступень обучения

рассчитана на детей от 12 до 14 лет.

Дети должны уметь:

-    анализировать пьесу;
-    давать характеристику героям;
-    анализировать роль, определять "зерно" характера;
-    переносить образ с эскиза в скульптуру будущей куклы;
-    использовать выразительные возможности куклы;
-    сочинять сказки, рифмовать,
а   также   использовать  метафору   и   ассоциации   для   нахождения   образа-символа.

 

Распределение учебных часов

Тема теоретич. практич.
I. Выбор пьесы 1 2
II. Работа над ролью   14
III. Изготовление кукол   58
IV. Репетиции в "выгородке"   34
V. Работа с текстом   10
VI. Репетиции на сцене   30
VII. Ассоциативное мышление - путь к нестандартному решению сценического образа -куклы 4 36
VIII. Работа над авторским спектаклем 2 169
IX. Работа над постановкой голоса   72
Итого 7 425
Всего:   432

 

Содержание занятий, методы и средства обучения

Тема Краткое содержание, методы и средства обучения
I. Выбор пьесы
Читка пьесы. Обсуждение: цепь событий, характер действующих лиц, их взаимоотношения. В чем проблема каждого героя: чего он хочет и чего добьется. Цепь проблем действующих лиц ведет К столкновениям. Определить причины этих столкновений. Цель и мотивы поведения героев. Сверхзадача пьесы
II. Работа над ролью
(индивидуальные занятия параллельно с изготовлением куклы);
-    анализ роли;
-    "зерно" характера, образ
Ради чего ты будешь играть эту роль? Какие человеческие стороны характера ты защищаешь в этой роли и какие отрицаешь, высмеиваешь? За что борется твой герой, ради чего он совершает свои поступки и действия в пьесе так, а не иначе? Найти похожие ситуации в жизни и как бы твой герой поступил (если бы...)
"Зерно" характера. Внешнее и внутреннее соответствие героя, основная черта характера, как она выражается в пьесе, с чем ассоциируется образ героя
III. Изготовление кукол:
-    эскиз куклы
-    лепка (пластилин)
-    лепка (папье-маше)
-    обработка и покрытие
-    изготовление каркаса туловища и приспособлений для вождения
-    раскрой
-    раскраска
Характер героя, главная черта. Образ - сравнение. Внешний облик. Эскизы кукол. Выбор вида кукол и выразительные возможности данного вида. Работа с пластилином.
Лепка головы из папье-маше. Сушка. Освобождение головы куклы от пластилина. Обработка поверхности головы наждачной бумагой. Грунтовка, сушка. Покрытие левкасом или обтягивание материалом. Сушка. Изготовление каркаса туловища и приспособлений для вождения куклы. Соединение головы с туловищем. Изготовление парика. Раскрой лап (рук и ног) и шитье и их соединение между собой и с туловищем. Раскраска головы (папье-маше, пластилин, клейстер, краски, клей ПВА, проволока, дерево, материал (ткань)

IV. Репетиции в "выгородке"

(индивидуальные занятия)
-    Образ-символ и импровизированный текст
-    Этюды с импровизированным
текстом
 

Через характерность персонажа путем ассоциаций находим   точный   образ-символ,   который   служит на момент этюдных репетиций с куклой. От образа-символа к импровизированному тексту, используя "тарабарский" язык (не уходя от сверхзадачи пьесы). Проверка импровизированного текста   с   авторским.   Уточнив   события,   определив действия   героев,   используя   куклу-символ,  делаем этюды
V. Работа с текстом
(индивидуальные занятия)
-    Деление на речевые такты
-    Паузы
-    Читка по ролям
Главная мысль в предложенном "куске". Паузы: логическая, психологическая, люфт-пауза. Главное слово: (ударное: сильное, среднее, слабое). Интонационные знаки (препинания)
VI. Репетиции на сцене
(частично индивидуально) - Вождение куклы
Показ спектакля    Походка,  жест,  поворот головы,  корпуса.  Оценка факта. Физическое и  психологическое  самочувствие актера в роли через куклу. Что деааю? (действие). Для  чего делаю?  (хотение).  Как делаю? (приспособления).    Приспособление    к.   реквизиту, декорации. Общение через куклу. Музыка и движения куклы. Речь актера и движения куклы, жест, характеризующий    отношение    к    происходящему. Через пластику к сверхзадаче роли, пьесы. Показ спектакля в течение года

VII. Ассоциативное мышление - путь к
нестандартному решению сценического образа-куклы.

1. Понятие о метафоре

2.    Народные сказки


3.    Сочинение сказок


4.    Поэтическое слово

Художественная образность в народной словесности.     Религиозное  верование  древнего  человека  и его отношение к природе.  Живописующее слово о природе  (до  наших дней:  солнце  восходит,  ветер свистит, пустыня молчит.) Язык и образ мышления. Народные приметы, связанные с земледель-чеством,  природой.  Загадка  -  сохранение  старинного мифического языка. (Чтение загадок, сказок, мифов)

Образы солнца, месяца, звезд и их олицетворение в человеческих образах. Боги света и тьмы, тепла и холода в народных преданиях. Басни и сказания о зверях:
а)    чудовищные змеи,
б)    богатырские кони и морские кобылицы,
в)    собака, волк и свинья.
Основываясь на народных поверьях, приметах, сказаниях, выстроить сюжет:
-    описание среды, условий,    в которых складыва
ются характеры,
-    события, с которых начинаются действия,
-    развитие действия,
-    развитие   действия   приводит   к   наибольшему
напряжению,  к столкновению борющихся сил  - кульминации,
-    развязка, чем закончилось столкновение.
Стих есть особый тип речи.  Понятие  о рифме, мелодика   стиха.   Образы   в   поэтическом   слове.
Эмоциональная окраска и переживания в образно сти речи. Сочинение собственных стихов. (Чтение
стихов)

VIII. Работа над авторским спектаклем
1.   Подготовительная работа
2.    Поиски образного
решения спектакля
3.    Изготовление
кукол
4.    Репетиционный
период
5.    Показ спектакля
Выбор  темы.  Обсуждение  событий.  Прослушивание музыки  на  выбранную  тему.  Первое эмоциональное впечатление от музыки (рисунки). Прослушивание и выбор историй. Подробная характеристика героев, используя метафоры, ассоциации.
Эскизы   кукол,  декорации   к   спектаклю.   Защита эскизов.  Выбор  самого  оригинального решения  образа кукол и декораций,   раскрывающих идею спектакля.
Работа над ролью, с текстом, репетиции в   выгородке", на сцене
IX. Работа над постановкой голоса
 
   
   

Итог второй ступени обучения  - показ двух спектаклей, один из них авторский.
Критерии оценки результата обучения -использование в творчестве воспитанников:
-    осознанных ассоциаций,
-    нестандартных приемов и решений образа-куклы.


Третья ступень обучения

рассчитана на детей от 15 до 17 лет.


Дети должны:

-    знать историю театра кукол и современные творческие поиски в кукольном мире:
-    уметь определять идею произведения, сверхзадачу;
-    владеть темпо-ритмом, чувством пространства сцены;
-    уметь общаться со зрителем и партнером через куклу; владеть тембровой и интонационной окраской голоса;
владеть техникой  вождения  кукол:  перчаточной,  тростевои,  планшетной, марионеткой.


Распределение учебных часов

Тема теоретич. практич.
I. История театра кукол 72  
II. Работа над эстрадными номерами 2 30
III. Изготовление кукол   100
IV. Репетиционный период (застольный)      26
V. Репетиционный период (работа с куклой)   80
VI. Работа над самостоятельным номером      60
VII. Работа над постановкой голоса   72
Итого 74 368
Всего:   442

 

Содержание занятий, методы и средства обучения

Тема Краткое содержание, методы и средства обучения
I. История театра кукол
Праздники  в Египте.  Роли  Богов  отведены  куклам. Театр педжент
1. Кукла в Древнем мире "Фигуры-автоматы"   -  механические  куклы.  Театрализованные шествия. Вифлеемский ящик - наследство поколениям
2. Куклы Италии Куклы,  танцующие  на  доске.   "Буратинни"   -   перчаточная кукла. "Марионетте" - куклы на нитях. Театр на о. Сицилии. Рождественский неподвижный театр
З.Куклы Франции Пульчинелла обретает брата Полишинеля (Гиньоль). Южнофранцузские креши. Китайские тени во Франции
4. Куклы шаманов Технические   секреты   шаманов   в   оживлении   куклы. Обряды древних племен
5. Британская империя в Америке Панч  и  его  жена  Джуди.  Марионетки  работают  в цирке.  Трюковые куклы. Репертуар  театра.  Устройство сцены в театре кукол

6. Российский театр кукол - Петрушка
-    Вертеп
-    Народные кукольники

-    Е. Деммени
-    Театр С. Об
разцова
-    1970 - 1990 гг.
Обзор.

Середина   XVII  века.   Красная   площадь,   скоморохи   и кукольник - Петрушечник. Сцены комедии "Петрушка". Вифлеемский ящик Древней Греции на Руси.  На Украине - вертеп, в Белоруссии - батлейка, в Польше — шопка.
Рождественский обычай. Евангельский рассказ о рождении Иисуса Христа. Устройство вертепа.
Устройство   кукол   и   их   пластические   возможности для выполнения задачи этого театра.
Марионетки   в   XVIII   веке.   Репертуар   иностранных кукольников.
И.А.    Зайцев     -     народный     кукольник     (программа "Цирк").
С.Прокофьев - танцевальные номера с куклами.
Ефимовы - "Макбет".

Становление  профессионального   театра  кукол  (1918 год).
Театр кукол в Ленинграде под руководством Е. Деммени.   Репертуар.   Принципы  работы   театра   кукол. Работа с актерами, художниками, композиторами.
Театр  С.  Образцова  -   школа для  всех  кукольников. Формальные поиски в театре кукол. Репертуар. Иносказательная сила театра кукол. Два важных полюса: полюс сатиры и полюс романтики. "Встреча условного с безусловным" - классические номера       С. Образцова. Драматургия и театр кукол.
Творческие поиски театров кукол гл. Магнитогорска, Челябинска (выпускники М.М. Королева  - режиссера-педагога, создателя ленинградской кукольной школы)

II. Работа над эстрадными номерами

- номера известных кукольников
 - жанры эстрадных номеров и возможности куклы

 - выбор сюжета. Эскизы кукол

Понятие об эстраде как о форме театрального искусства. Куклы на эстраде, их возможности. (Просмотр иллюстраций, диафильмов).

- танцевально-пантомимические,
-    пародия,
-    разговорный  (обращение  к  художественной  литературе),
-    клоунада.                                                           
Чтение литературы. Определение жанра. Выбор типа кукол и их выразительные возможности

III. Изготовление кукол   
 
IV. Репетиционный период (застольный)
Работа с текстом:
-    определение идеи произведения,
-    характер и характерность,
-    сверхзадача героя,
-    линия роли,
-    паузы,
-    подтекст.
V. Репетиционный период (работа с куклой)
Показ номеров
Изменение маски кукол в различных положениях, ракурсах. Основной ритм движения куклы. Точная координация танцевальных движений актера с куклой. Общение   со   зрителем,   общение   с   партнером   через куклу.
Тембровая и интонационная окраска голоса. Работа в жанре
VI. Работа над самостоятельным номером:
-    знакомство с портретной живописью
-    эмоциональая память
-    изготовление кукол
-    репетиционный период
-    показ самостоятельных работ
Знакомство   с   художниками   разных   эпох   в   жанре "Портрет", дать характеристику по портрету. Вообразить  походку,   манеру  разговора,   мимику,   жест. Сочинить историю жизни (Просмотр слайдов). Эмоциональная    память.    Музыка,    художественный фильм, книга, спектакль, жизненные наблюдения, живопись, встречи с интересными людьми и   т. д. От  чувства  к  образу  (при  помощи  пяти   чувств). От образа к рисунку (фиксация найденного образа). От рисунка к теме, проблеме, которая волнует.
VII. Работа над постановкой голоса
 
   

Итог третьей ступени обучения - показ эстрадных номеров. Критерий оценки результата обучения: умение связывать духовный мир человека с художественным образом куклы.

 

Литература

В кукольном театре...- М.: Сов. Россия,  1972-1979. - ( Б-чка «В помощь худож. самодеятельности).
Деммени Е. Школьный кукольный театр. - Л.: Детгиз, 1960.
Деммени Е. Призвание - кукольник. - Л.: Искусство, 1986.
Капмановский Е. Театр кукол, день сегодняшний. - Л.: Искусство, 1977.
Каранович А. Мои друзья - куклы. - М.: Искусство, 1977.
Королев М. Искусство театра кукол. - Л.: Искусство, 1973.
Караманенко Т., Караманенко Ю. Театр кукол - дошкольникам. - М: Просвещение, 1982.
Лущая Е. Валентин Андриевич. - М.: Сов. художник, 1978.
Образцов С. Моя профессия. - М.: Искусство, 1981.
Образцов С. Всю жизнь я играю в куклы. - М.: Малыш, 1983.
Полякова О., Файнштейн Ф. Решение сценического пространства: Спектакли ГАЦТК. -М.:СТД РСФСР, 1988.
РодариДж. Грамматика фантазии. - М.: Прогресс,1978.
Симанович-Ефимова Н. Записки петрушечника. - Л.: Искусство, 1980.
Смирнова К Театр Сергея Образцова. - М.: Наука, 1971.
Смирнова Н. ...И оживают куклы.-М.; Дет. лит., 1982.
Смирнова Н. В театре кукол. - М.: Знание, 1978.
Сперанский Е. Актер театра кукол. - М.: ВТО, 1965.
Сперанский Е. Повесть о странном жанре. - М.: ВТО, 1982.
Сперанский Е. Рассказ о четырех братцах. - М.: ВТО, 1965.
Соломоник И. Традиционный театр кукол Востока. - М.: Наука, 1983.
Сперанский Е . Луцкая Е. Художник Борис Тузлуков. - М.: Сов. Россия, 1983.
Театр кукол: Сб. пьес. - М.: Искусство, 1955.
Театр кукол зарубежных стран. - М., Л.: Искусство, 1959.
Файнштейн Ф. Самодеятельный театр кукол: Программа по организации и работе дет. самодеят. театра кукол // Я вхожу в мир искусств. - 1998. - № 3.
Федотов А. Секреты театра кукол. - М.: Искусство, 1963.
Шпет Л. Хоровод кукол: Сб. пьес. - М.: Искусство, 1982.
Что же такое театр кукол?: Сб. статей. - М.: ВТО, 1983.
Что же такое театр кукол?: Сб. статей. - М.: СТД РСФСР, 1990.
Что и как в театре кукол. - М.: Искусство, 1969.
Юный техник: Приложение к журналу. - 1983. - № 9, 1986. - № 3.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования