Общение

Сейчас 847 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Одной из важнейших социально-педагогических проблем в современном начальном образовании является развитие общей культуры ребенка, обеспечение его приобщения к духовному богатству современной цивилизации. Особо актуальной в данном контексте нам представляется работа с учениками с литературными текстами, что открывает широкие возможности для формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений, для развития творческих способностей, самореализации личности ученика. Одним из инструментов этого процесса может и должен стать классный театр, который является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни.

    В педагогической литературе 19-20 веков неоднократно поднимались вопросы возможности использования сценического искусства в школе. Особый интерес представляют работы великого русского педагога Н.Н.Бахтина. В публикации «Театр и его роль в воспитании» Н.Н.Бахтин убедительно раскрыл и «обучающую», и «воспитывающую», и «облагораживающую» роль школьного театра. Этот эффект связан с тем, что театральное действие по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. О наличии такой близости неоднократно говорил и великий русский режиссер   К. С. Станиславский.

Действительно, мы – учителя - на практике убеждаемся в том, что психологические особенности детской игры сближают ее с природой сценического искусства. Тем самым создаются естественные предпосылки для занятий с детьми актерским мастерством. Характерной особенностью сценической игры является способность к перевоплощению, которая позволяет исполнителю-ребенку не притворяться действующим лицом, а с помощью воображения, фантазии ставить себя мысленно в положение этого лица. Н. Н. Бахтин отмечал, что «дети-то и способны чрезвычайно быстро переходить от действительности к воображаемой и разыгрываемой ими роли». Специфика сценической деятельности, работа над пьесой, по мысли Н.Н. Бахтина, «представляет дисциплинирование этой способности, подчинение ее воле, определенному плану, и такую природную способность надо не глушить, а с помощью театральных занятий поддерживать и развивать в детях». Участие детей в творческом  процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл.

    Сценическое искусство требует особого внимания и чуткости к  поступкам людей в жизни, умения видеть смысл, значение, цель простейших действий человека. Актер действует на сцене не только физически, но и словом: просит, приказывает, ободряет, утверждает… В словесных действиях на сцене выражаются мысли, чувства, намерения, цели героев, даже если речь идет о классном театре в начальной школе. Чем содержательнее исполняемая на сцене пьеса (естественно, в соответствии с возрастными рамками), богаче и ярче внутренний мир персонажей, глубже и тоньше раскрыты их характеры в действиях исполнителей, тем больше наши дети узнают о жизни, тем полнее становится их представление о многообразии средств выражения внутреннего мира человека. Они начинают лучше воспринимать смысл отдельных действий людей, тоньше улавливать значение человеческой речи, разнообразие ее интонационных оттенков, вернее оценивать действия окружающих их людей, собственные поступки.

    Сила непосредственного эмоционального воздействия театра во многом связана с синтетическим характером данного искусства, в котором, по выражению великого русского критика В.Г. Белинского, «могущественная драма облекается с головы до ног в новое могущество, где она вступает в союз со всеми искусствами, призывает их на свою помощь и берет у них все средства, все оружия…» Психологи особо подчеркивают, что детей младшего школьного возраста характеризует синтетический взгляд на мир. Учет этого фактора позволяет педагогам, в частности, использовать синтезное воздействие театрального искусства на овладение детьми навыками творческого чтения литературных текстов. Образная сила художественного слова литературного произведения (пьесы) при чтении далеко не всегда воспринимается детьми младшего школьного возраста в должной мере, а на сцене, благодаря звучащему слову и действию, может быть выявлена с наибольшей полнотой и яркостью.     Очень важно, что театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, может способствовать развитию интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы.

Необходимо остановиться еще на одном важнейшем аспекте психологических особенностей младшего школьного возраста. Основным видом развивающей деятельности ребенка-дошкольника является игра. Ребенок живет в мире ролевых игр. Это состояние не перестает существовать и в школьный период. Задача школы как раз и состоит в создании богатой и разнообразной среды, способствующей познанию мира всеми органами чувств, творческому самовыражению. В начальной школе необходима активная модель организации жизнедеятельности ребенка. Дети должны получить разнообразную реализацию и поддержку. Классная комната – это особое многофункциональное помещение: и библиотека, и мастерская, и лаборатория, и … театр. Именно классный театр формирует базовые жизненные компетенции – сопереживание, чувство прекрасного, коммуникативность… Театр мягко готовит ребенка к новому этапу его жизни – подростковому, когда на первый план выходят общение и сотрудничество.

Главной характеристикой этого возраста применительно к педагогической практике является понимание воспитания как создания условий для становления духовной жизни ребенка. Психологи называют возраст семи лет кризисным, ибо это начало дифференциации внутренней и внешней жизни ребенка, переживание приобретает смысл, происходит обобщение переживаний. Новообразованием являются самолюбие и самооценка. Детей надо направлять на добрые дела – сострадание, терпение, сопереживание…
Мы полагаем, что именно в этом сензитивном периоде жизни ребенка, как ни в одном другом, ребенок, живя в мире ролевых игр, должен не только открыть для себя театр, но и стать активным участником сценической деятельности. Театральная деятельность создает условия для более успешной социализации личности.

Социализация в самом общем ее определении— это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в личность. Социализация включает в себя освоение человеком культуры человеческих отношений, социальных норм, необходимых для эффективного взаимодействия с разными людьми, ролей, видов деятельности, форм общения. Она также включает активное познание человеком окружающей его социальной действительности, овладение им навыками индивидуальной и групповой работы, развитие у него необходимых для этого способностей.

Понятие социализации касается как результата, так и механизмов приобретения человеком социального опыта. В качестве основных источников социализации индивида выступают семья, школа, общественные институты и организации, печать, радио, телевидение, система образования. Процесс социализации идет главным образом через общение людей друг с другом.

    Программа ЮНЕСКО «Концепция образования XXI столетия» основной целью образования на современном этапе развития общества называет именно формирование социальных компетентностей.

    Таким образом, социализация – это практическое приобщение ко всем основным сферам жизни и деятельности в обществе. Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:
•    четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
•    научаться чувствовать и понимать других людей;
•    приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;
•    увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности». Практическая деятельность учителя начальной школы и в учебной, и во внеурочной деятельности базируется на реализации двуполушарного подхода к обучению. Суть этого подхода состоит в параллельном обращении к разным типам мышления ребенка – логическому и образно-художественному, что позволяет создать каждому ученику (с доминирующим левым полушарием и с доминирующим правым) оптимальные условия для  познавательной деятельности, для развития интеллектуальных и творческих способностей. Речь идет об органичном соединении и в процессе изучения каждой темы в предметной области, и в сценической практике двух различных методик – логической и  ассоциативно-образной.  В результате такого соединения возникает качественно новая, адаптивная методика, позволяющая ребенку максимально включаться в учебный процесс во всех его проявлениях. Последовательное применение такого подхода имеет своей целью гармонизацию деятельности мозга ребенка на ранних этапах обучения и на этой основе – повышение эффективности процесса обучения в целом.

Программа театральной студии «Маленькая страна» исходит из вышеизложенных концептуальных положений. Она рассчитана на 4 года обучения (с 1 по 4 класс) и основывается на следующем предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей и социализации личности младшего школьника является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Л.С. Выготский писал: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и, прежде всего, теории ведущего вида деятельности А.Леонтьева, и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Игра для ребенка – способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра – шаг к искусству, начало художественной деятельности.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Цель и задачи программы

Цель программы – создание условий для социализации личности младших школьников, их эмоционально-эстетического развития.

Задачи программы:

•    развитие общей культуры ребенка средствами театральной деятельности;
•    формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;
•    выявление и развитие индивидуальных природных способностей детей;
•    развитие устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;
•    формирование базовых психологических качеств: самостоятельность, уверенность, эмпатия, толерантность;


 Принципы и подходы:

•    концентрический принцип;
•    художественно-эстетический принцип;
•    принцип гуманитаризации образования;
•    коммуникативно-деятельностный подход;
•    личностно-ориентированный подход.

Отличительные особенности программы:

Спецификой программы является:
•    комплексный характер:
•    взаимосвязь театральной деятельности с учебным процессом;
•    практическая направленность;
•    социальное партнерство с родителями.

Режим занятий:

1. Оптимальное количество учащихся на занятиях  не более 12-13 человек (2 подгруппы), что позволяет педагогу выработать индивидуальную стратегию работы, включая специальные коррекционные и развивающие занятия. Состав группы переменный, при наборе максимально учитываются желания детей.
2.    Занятия с каждой подгруппой проводятся 1 раз в неделю по 35 (1 класс) - 45 минут (2-4 классы).
Всего 36 часов в год.


Сроки реализации программы

Продолжительность реализации программы составляет 4 года обучения детей в начальных классах.

I   ЭТАП (1 класс) – мотивационно-ориентировочный
Цель: создание условий, способствующих активизации интереса младших школьников к театрально – игровой деятельности.
Задачи:
1.    Адаптация ребенка в коллективе.
2.    Создание разнообразной учебной среды.
3.    Развитие личностных и творческих способностей детей. Снятие внутренних зажимов.
4.    Формирование умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию.
5.    Знакомство детей с приемами кукловождения настольных, пальчиковых, перчаточных кукол, кукол – ложек.
6.    Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

II   ЭТАП (2 -3 классы) –- операционально-исполнительный
2 класс
Цель: создание условий, способствующих овладению начальными навыками актерского мастерства.
Задачи:
1.    Воспитание устойчивого интереса к театрально – игровой деятельности.
2.    Подведение детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.
3.    Закрепление знаний о правилах манипуляции с верховыми куклами.
4.    Ознакомление детей с приемами кукловождения кукол «с живой рукой».
5.    Стимуляция внимание, память, мышление, воображение детей. Развитие представления о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя.

3 класс
Цель: создание условий, способствующих проявлению активности младших школьников в театральной деятельности, их творческому самовыражению и самореализации.
Задачи:
1.    Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности.
2.    Совершенствование исполнительских умений детей в создании художественного образа с использованием игровых, песенных и танцевальных импровизаций.
3.    Совершенствование интонационной выразительности речи, развитие диалогической и монологической формы речи.
4.    Обучение детей приемам кукловождения тростевых кукол и силуэтов театра теней.
5.    Побуждение детей к импровизации на тему знакомых сказок, рассказов, историй собственного сочинения индивидуально и коллективно с использованием игры - драматизации.
6.    Стимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.


III  ЭТАП (4 класс) – рефлексивно-оценочный
Цель: создание условий, способствующих развитию творческой самостоятельности в создании художественного образа и формированию базы рефлексивно-оценочных суждений младших школьников.
Задачи:
1.    Совершенствование творческих способностей детей средствами театрального искусства.
2.    Побуждение детей к сочинению песен в определенном жанре и характере своего героя, импровизации с использованием театральных кукол – марионеток, кукол системы «человек – кукла» и игру – драматизацию.
3.     Развитие творческой самостоятельности детей, умения передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
4.    Воспитание устойчивого интереса к театрально – игровой деятельности, желания играть с театральными куклами различных систем.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования