Общение

Сейчас 467 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

...Граф Николай Петрович Шереметев стоял у окна. Он смотрел на аллею, по которой вчера укатили из его останкинского дворца свита императора и сам император Александр I. «Шереметевский театр с сегодняшнего дня — история», — грустно думал граф.
Стояло лето 1801 года. Граф Шереметев уже давно задумал распустить свой крепостной театр: кому из актеров жаловал вольную, кого в канцелярию служить определил, поотдавал девушек-актрис замуж...
А вчера... Вчера четырнадцать оставшихся в труппе актеров в последний раз вышли на сцену, чтобы поприветствовать императора Александра I, который только-только короновался на царство. К его приезду весь шереметевский дворец, парк и подъездная аллея были так иллюминированы, что «казались огненной рекой». После представления дали бал, следом — ужин, после ужина последовал фейерверк, сопровождавшийся пушечной пальбой и «ревом пятидесяти тысяч ракет», так что «небеса казались отверстыми от искусственных огней в ночном мраке».
Огни погасли, император уехал, крепостного театра нет. Осталось лишь вспоминать да писать мемуары...
Крепостные театры возникли в России в конце XVII века. Их создавали помещики, любившие театральное искусство и владевшие крепостными людьми. В конце XVIII — начале XIX веков крепостные театры открылись в столицах и губернских городах, а затем — в усадьбах крупных помещиков. Вскоре таких театров было уже свыше 170.
Какие только пьесы не ставили в крепостных театрах! И оперы, и балеты, и веселые интермедии, и одноактные пьесы. Их авторами были отечественные и зарубежные писатели, драматурги. Но большинство этих пьес были примитивными, входили в разряд так называемых домашних представлений. Короткая пьеска, сочиненная автором-любителем по случаю какого-либо семейного торжества, разыгрывалась в зале помещичьего дома силами доморощенных актеров.
У    тех богатых помещиков, кто вкладывал в крепостной театр не только деньги, но и душу, были почти профессиональные театры. Самое большое количество крепостных театров существовало в Москве и Подмосковье. Театры были у С. Апраксина, А. Столыпина, Г. Бибикова, А. Гагарина, И. Волконского, Д. Голицына, Н. Юсупова, И. Салтыкова, Н. Шереметева и у многих других помещиков.
Цифры тоже подтвердят нам это: в один и тот же период в Москве существовало 53 театра, а в Петербурге — 27.
Помещики-любители театрального искусства не только строили чудо-здания для своих театров (например, двухъярусный театральный зал князя П.Б. Юсупова вмещал в себя до 400 зрителей, а Останкинский Шереметевский театр — до 250 гостей), они приглашали расписывать их знаменитых художников своего времени, выписывали из-за границы учителей, чтобы обучать крепостных талантливых людей тонкому актерскому искусству, шили великолепные костюмы, строили потрясающие декорации, содержали оркестры... Театры стали смыслом жизни некоторых богатых людей.
И на небосводе славы и истории засияли такие звезды, как композиторы и музыканты С.А. Дегтярев, Г.Я. Ломакин, «русский Страдивари» — инструментальный мастер И.А. Батов, актрисы Т.В. Шлыкова-Гранатова, П.И. Ковалева-Жемчугова, режиссер и драматург В.Г. Вороблевский. Крепостными актерами были и отец знаменитого П.С. Мочалова — С.Ф. Мочалов, и великий русский талант М.С. Щепкин, и актриса Е.С. Семенова, чье искусство высоко ценил А.С. Пушкин.
Принято считать, что тех, кто работал в крепостных театрах, нещадно угнетали тираны-хозяева. Не везде и не всегда это было так. Например, в крепостном театре А.Р. Воронцова актеры получали общее и специальное образование, им платили жалованье. Кстати, ставили в воронцовском театре образцы отечественной драматургии — произведения Фонвизина, Княжнина, Сумарокова, Крылова...
Профессиональные русские театры пополнялись за счет крепостных. Так, Дирекция императорских театров в 1800 году приобрела крепостную балетную труппу С.Г. Зорича. В 1806 году была куплена труппа А.Е. Столыпина, которая вошла в труппу Большого театра в Москве. А в 1828 году та же Дирекция приобрела крепостной оркестр графа Чернышева из 27 музыкантов.
Легендой крепостного театра стала певица Прасковья Ивановна Ковалева, которую на сцене звали Жемчуговой. Такова была традиция: выступая на сцене шереметевского театра, крепостные актрисы получали вторую, сценическую фамилию по названию какого-либо драгоценного камня.
Парашу Ковалеву взяли обучаться театральному делу с семи лет, а двенадцатилетним подростком она уже выступала на сцене Кусковского Шереметевского театра.
Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова обладала необыкновенным голосом (сопрано) и талантом драматической актрисы. Она стала славой шереметевских театров: подчас богатые люди съезжались в Останкино и Кусково к графу Шереметеву, чтобы послушать эту актрису, насладиться ее талантливой игрой.
Прасковья Ивановна и граф Николай Петрович Шереметев полюбили друг друга. Граф подписал вольную своей возлюбленной, а в 1801 году тайно с ней обвенчался. Подобный брак в XVIII веке был редчайшим и осуждался в дворянских, аристократических кругах.
Прасковья Ковалева-Жемчугова скончалась в возрасте 34 лет от туберкулеза, оставив мужу-графу грудного сына...
И все же с русским крепостным театром связаны не только грусть и печаль. Они, эти театры, несли России прекрасное, доброе, вечное; они облагораживали глухую глубинку, прокладывали дорогу профессиональному драматическому российскому театру и в конце концов стали одной из замечательных страниц русской истории.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования