Общение

Сейчас 680 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

В ПЯТНАДЦАТЬ ЕЙ УДАЛОСЬ ЗАЯВИТЬ О СЕБЕ публично.
О школьных спектаклях с ее участием заговорили в кругах театралов, и даже не без оттенка сенсации. Но все же и несколько выжидательно: как-никак девочка, ученица, еще до конца не сформировавшаяся и потому ставившая загадки, хоть, может быть, в них-то и содержалась особая притягательность. За школьницей стали следить с пристрастием.
В шестнадцать лет, третьего февраля 1803 года, воспитанница Семенова, уже «отличавшаяся своей красотой, прекрасным органом и замечательными талантами», что зафиксировала, помимо ее умножавшихся почитателей, «Летопись русского театра», первый раз вышла в роли Нанины в известной и трогательной комедии Вольтера «Нанина, или Побежденный предрассудок». И победила как предрассудки, так и неверие. Роль по характеру примыкала к другим ее «школьным» персонажам, но была сыграна на большой сцене и с опытными партнерами, актерами труппы Российского императорского театра. Спектакль сопровождал успех, Нанину заметили и запомнили, успех должен был подтвердиться.
Еще через девять месяцев, чуть запоздав ко дню рождения, выпадавшему на седьмое, но в том же промозгло-сыром ноябре, она появилась в трагедии. Ее семнадцатилетие было помечено Антигоной.
Не потому ли она с ней так долго не разлучалась? Ведь Антигона пересекла ее юность и вознесла ее жизнь и позже не раз возвращала ей молодость. По существу, с этой роли в трагедии Озерова «Эдип в Афинах», премьера которой торжественно состоялась в незабываемый день 23 ноября 1804 года, и началась и потом не смолкала два бурных десятилетия ее баснословная слава.
Не в этот ли день Катерина Семенова стала взрослой? Осталась ли обозначенной ее дата в календаре эпохи? Но именно в вечер премьеры переломился бег времени. На смену робевшей девочке явилась на сцену властительница умов и душ зрителей.
Внезапная перемена ошеломила. Казалось, природа сама позаботилась о гармонии линий и выточила черты, зарифмованные, как строки стихотворения. Красивая, с ярко сияющими глазами — ультрамарин на голубоватом фарфоре — с изысканно удлиненным изгибом шеи, при этом устремленная ввысь, словно Нике Самофракийская, она показалась земным, материализованным идеалом. Могла ли быть более совершенная Антигона?
Под дымчатой, живописно оборванной по краям туникой светилось своей целомудренной наготой это стройное, матово-нежное тело. Ее обнаженные руки с миндалевидными длинными пальцами и босые узкие ступни ног, и ее отливавшие розовым перламутром плечи — все напоминало античную статую, покинувшую на время спектакля свой мраморный пьедестал. Но сквозь мрамор жизнь в ней дышала, струилась, пела. Да, она была Антигоной, единственной верной опорой отца, слепого царя Эдипа. Обессиленного, поруганного, она вела его за спасеньем в Афины, выполняя и некую высшую миссию, защищая вообще скитальцев. И поэтому к жертвенной преданности, с которой оберегала она отца-изгнанника, добавлялась готовность восстать против всякого угнетения. В ней девичья мягкость слилась с непреклонностью воли, а нежность естественно совместилась со стоицизмом. Она воплощала в себе покорность, но в ее кротости слышалась не смиренность, а царственное презрение к отнятым силой непрочным земным богатствам.

Ах, не жалею я о пышной славе той,
Горжусь сим рубищем, моею нищетой;
Предпочитаю их сиянию короны,
Опорой быть твоей, вот счастье Антигоны...

Еще никогда не был так необъятен по глубине звук ее голоса. Бархатный, с длившейся кантиленой, виолончельный, он откликался неслышным эхом в пространстве зала. Она смотрела в слепые глаза отца с такой подчиняющей силой веры, что, кажется, мертвые веки и те не могли не дрогнуть. Она убеждала, молила, вселяла в отца надежду, но каждому в зале хотелось поверить, что это к нему обращен ее голос, его он вербует в союзники, как раньше на сцене завербовал и склонил к защите отца Тезея, царя афинского.
Когда же, воспользовавшись отсутствием Тезея, преследующий Эдипа Креон его похитил, Семенова — Антигона стремительно кинулась вслед отцу. Моля, протестуя и заклиная, она обращалась к воинам, разлучившим ее с Эдипом:

Постойте, варвары! Пронзите грудь мою,
Любовь к отечеству довольствуйте свою.

И с острым отчаянием бессилия признавала:

Не внемлют и бегут поспешно по долине,
Не внемлют — и мой вопль теряется в пустыне...

Тут Антигона — Семенова резко оборвала монолог, внезапным разгоряченным движением, как конь, вырвавшийся из упряжи, рванулась из оковавших ее кольцом пик стражников и, дерзко взметнув руки-крылья, почти полетела вдогонку отцу.
Зал вздрогнул. Встревожилась в ложе дирекция. Застыли на фоне рисованной кипарисовой рощи растерянные статисты, не зная как быть со своим бутафорским оружием. Они заучили готовую мизансцену и знали, что Антигона в их окружении недвижима. Но страстный рывок исполнительницы весь замысел опрокинул, обычно бездушные театральные воины поддались порыву, их загипнотизировал этот ранящий голос. Они разомкнули руки, и Антигона, освобожденная от железных объятий, рванулась и ринулась вдаль, к голубому холщовому небосклону.
Ее подхватили и вытолкнули на авансцену. Опять, уже прочно, сковала ее цепь стражников. Тут только она очнулась, а зал затопили аплодисменты. Она их нетерпеливо переждала и с прерванной строчки продолжила монолог. Зал был уже в ее власти.
Что действовало сильнее? Порыв, выдававший мятежность безвинно загубленной юности? Или, напротив, какая-то всепрощающая ее примиренность с жестоким жребием? Или волнующая соединенность того и другого имеете? Но только когда Антигона легко, задушевно, без всякого призвука скорби, и оттого несравненно трагичней, не жаловалась, а признавалась:

Увы, я слезы лью не о своей судьбе:
Я смерти не страшусь... и плачу о тебе!

спокойно-лучистая интонация почему-то пронзала сильнее крика. Печально светящиеся глаза искали ответа: не только сочувствия, но поддержки, не только участия, но причастности. Средь множества молодых восприимчивых зрителей, которые испытали во время спектакля неловкость за собственное потворство свершавшейся каждодневно несправедливости, естественно, находились и люди, спустя двадцать лет, сами вышедшие на площадь отстаивать справедливость и сами погибшие и обреченной борьбе за права обездоленного и угнетенного русского человека. Но ни они, ни Семенова будущего еще не знали. Она играла по наитию, игра восхищала их и тревожила. Меж ними протягивались незримо первые нити связей. Потом эти связи окрепли и углубились.
В ту раннюю пору характер игры Катерины Семеновой отличался слиянием живописности и непосредственного живого чувства. Стиль этот условно бы можно было назвать декоративным лиризмом. Стиль вытекал из поэтики озеровской трагедии, был с ней сходен. Он наиболее полно совпал с идеалами времени.
Дух надежд воспарил над началом века.
Век девятнадцатый, «век железный», начинался с весны, с расцвета.
События, изменившие ход русской жизни, вселившие в души «восторг упованья», как выразил эти чувства немного позднее Пушкин, действительно совершились весной, в апреле 1801 года.
Семенова принята была в школу в последние месяцы царствования Екатерины. На троне ее сменил в тот же год Павел I. Парадный фасад просветительства, создавший европейскую репутацию Екатерине, он разрушил поспешно, как ненужную декорацию после отыгранного спектакля. Четыре года и четыре месяца он, занятый спором, посмертным и потому обреченным, со славой своей знаменитой матери императрицы, уже почившей в бозе, единолично распоряжался судьбой России и судьбами всех ее подданных. Страну сотрясали горячечные указы, подчас отрицающие друг друга. Один, например, из них, до смешного нелепый, но для культуры губительный, категорически запрещал ввоз из-за границы «всякого рода книг, на каком бы языке они ни были, без изъятия... равномерно и музыки». Так разом, по мановению правящей палочки государя, был прегражден путь притоку духовных ценностей. От собственных вкусов царя в искусстве, склонявшихся либо к прямолинейной армейской грубости, либо к сентиментальности, а то и от вздорных случайных его капризов зависели и театр, и подчиненная ему театральная школа. В ней, как и во всем государстве, но с наибольшей рельефностью, соединились хаос и суровый режим казармы.
В ночь на 12 марта 1801 года в Михайловском замке, предусмотрительно обнесенном глубокими рвами и охраняемом верными великанами лейб-гвардейцами, был задушен в опочивальне ближайшими из своих приближенных монарх России, и на престол взошел старший сын его, внук Екатерины Великой, Александр I. Свое управление государством он начал с попыток ввести законность, со множества либеральных реформ, суливших на будущее гуманность. Россия заметно вступала в другую эру. Век страха, век явных и тайных запретов сменялся порой возрождения.
Семеновой было тогда четырнадцать. Еще перемены впрямую на ней не могли сказаться, но «дуновение бурь земных», нечаянно как бы, ее коснулось. Вся атмосфера вокруг прояснилась, просветлела. Горячий ветер свободы подул из зала. Зал жил теперь новыми настроениями, надеждами. Актеры, пусть часто невольно, их разделяли. Дух преобразований неуловимо кружил над сценой. Его воплотило во всей своей мощи и гармоничности молодое искусство Семеновой.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования