Общение

Сейчас 528 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Настоящая программа представляет собой вводный курс для старшеклассников, студентов педагогических вузов, а также преподавателей художественно-гуманитарного цикла, не получивших достаточного представления о театрально-творческой деятельности и стремящихся «попробовать свои силы в искусстве», «познать театр изнутри», расширить художественный кругозор, обогатив тем самым свое собственное общение с подрастающим поколением.

Основной целью программы является раскрепощение личности, развитие универсальных способностей человека (в том числе воображения, ассоциативно-образного мышления, эмоциональной отзывчивости), обогащение его духовного опыта через знакомство с методикой театрально-творческой деятельности на основе интеграции искусств.

Реализуя творческие потребности занимающихся, предлагаемый курс формирует представление о специфике театрального искусства, собственных возможностях в данной области, обеспечивает условия для воспитания и развития художественного вкуса посредством освоения различных компонентов человеческой культуры. Программа не ставит своей задачей подготовку школьников в театральные вузы, а преследует более широкую цель: общее развитие личности, способной к многоплоскостному восприятию мира и обладающей широким диапазоном способностей.

Основным стержнем программы является моделирование театрального образа через многообразные грани его живого воплощения: движение, звучание, изображение, темпоритм, чувства и ощущения, действие и т. д. Таким образом, программа включает в себя элементы движения — как средства освоения пространства; голоса-интонации — как смысловой системы, отражающей духовное состояние человека; изображения — как процесса видения мира и способности передавать это видение через конкретные образы; действия — как процесса изменения, преобразования мира и себя в этом мире; текста — как основы интерпретации, личностного начала в прочтении — изображении — движении — интонировании — действии — сочинении.

В качестве текста в данном случае выступают 95 названий произведений музыки разных стилей, эпох и жанров, отобранных по принципу эмоционально-образного содержания и рассчитанных на личностное прочтение, переведенное в пластическую, визуальную мерность; поэзия начала, середины и конца XX века; около 500 названий произведений изобразительного искусства (в том числе графика,живопись, скульптура), общение с которыми создает предпосылки для освоения культурно-исторического пространства через сотворчество, соавторство и самореализацию, через воплощение себя в другом.

Так, более 150 произведений изобразительного искусства представляют собой портретный жанр, с помощью которого (через идентификацию с образом, прямые и косвенные диалоги) у занимающихся формируется представление о характере изображенного человека (его «зерне»), темпоритме, развивается ассоциативно-образное мышление и т. д. В этом мы видим уникальную возможность духовного обогащения личности, развитие ее универсальности, ибо именно через данную конкретную личность отражается универсальность других индивидов, с которыми она вступает в прямое или косвенное общение. Таким образом, ведущим принципом построения программы является педагогически организованный процесс общения, который рассматривается нами в широком смысле как явление культуры и способ ее существования.

В результате структура занятий не только содержит в себе элементы восприятия (освоение культурно-исторического пространства), но и апеллирует к возможности многообразных «энергетических перемещений», связанных с процессом деятельного освоения искусства через его форму («...в форме и формой я пою, рассказываю, изображаю; формой я выражаю свою любовь, свое утверждение, приятие и т. д. Форма, таким образом, становится выражением активного ценностного отношения к содержанию, заставляя личность входить творцом в видимое, слышимое, произносимое, преодолевая тем самым материальный, внетворчески-определенный характер последней, ее вещность»1). Речь в данном случае идет не о развитии навыка восприятия произведений того или иного вида искусства, знакомстве со спецификой его художественного языка, а о возможности использования множественности, ранее даже не подозреваемой (погружение во вселенную художественных смыслов), глубинных ситуаций, человеческих миров, судеб и характеров, прожить, просуществовать и смоделировать которые предлагается школьникам. Постоянная трансформация образа, заключающаяся в поиске его «знака» в сфере других искусств, способствует развитию многомерного ощущения личности, формируя представление об искусстве как области единой человеческой культуры.

Процесс развития личности через моделирование театрального образа на основе интеграции искусств предполагает: освоение индивидуального пространства (как внешнего, так и внутреннего — пространства души) и освоение игрового пространства (взаимодействие с партнером в процессе общения).

И наконец, выход на импровизацию как акт свободного творческого процесса, подразумевающего осознанное и сознательно-обученное действие.

Основным условием существования приведенной модели является участие воображения, являющегося ведущим качеством внутреннего духовного проявления личности в искусстве и важнейшей составляющей формирования культуры в широком смысле слова (см. рис. 1).

Рис. 1. Освоение пространства как путь моделирования образа на основе интеграции искусств

Виды деятельности, построенные на интеграции искусств и включенные в систему занятий, представлены ниже:

Движение — освоение индивидуального пространства (внешнего и внутреннего) через музыкально-игровые импровизации; освоение пространства бытия, космоса, стихий по произведениям изобразительного искусства, поэзии, музыки; моделирование пространства в линии и цвете и т. д.

Звучание — звуковые ассоциации по произведениям изобразительного искусства; озвучивание народных сказок; освоение пространства через посыл звука (далеко, близко, громко, тихо и т. д.); сочинения по звуко-музыкальным партитурам; кинофикация процесса звучащей музыки и т. д.

Изображение — ассоциации; индивидуальные, парные и групповые этюды по произведениям изобразительного искусства (освоение понятий «зерно» образа, «тяжелый и легкий вес»); перевод изображения в музыкально-пластический ряд; создание автопортретов в объеме; работа над портретными характеристиками в технике акварели, гуаши, карандаша; сочинения по произведениям изобразительного искусства.

Темпоритм — движение под музыку (индивидуальные и коллективные импровизации); исполнение стихотворных текстов и монологов, построенных на смене ритма; действие на основе звуко-музыкальной партитуры; этюды по произведениям изобразительного искусства («вхождение в темпоритм») и т. д.

Взаимодействие — ассоциации по произведениям изобразительного искусства (игра «Кто с кем дружит?»); диалоги внутри картин, диалоги с изображенной моделью; сочинение прелюдий и внутренних монологов по картинам; моделирование натюрмортов; музыкально-игровые импровизации на общение; танцы с партнером; составление фраз, четверостиший по отдельным словам; шарады; сочинение рассказов по заданным ощущениям, чувствам и действиям; сочинение и исполнение «оперы», «балета», пантомимы на основе сюжетов басен И.А. Крылова.

В целом курс занятий, рассчитанный на 130 академических часов, содержит в себе более 160 упражнений, без учета их внутренней вариативности.

Предлагаемая программа в течение 1991 — 1994 годов прошла полную апробацию в условиях театральной (Т)-АРТ-СТУДИИ на Тверской.

Автор программы: кандидат педагогических наук Т. Г. Пеня
Руководитель программы: член-коррреспондент РАО, доктор педагогических наук Б. П. Юсов


СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ ПОЛНОСТЬЮ

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования