Общение

Сейчас 467 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Новоселова Ирина Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пьеса-сказка в трех действия.

Действующие лица.

Алекс.
Ганс.
Петер.
Христиан, он же Иоанн, он же Альберт
Олаф,          он же Клаус,   он же Франц
Арлекин, он же Людвиг, он же  Первый зазывала ,Придворный художник
Пьеро,     он же Генрих,   он же  Второй зазывала, Слуга Придворного художника
Фея
Бронзовая девушка, она же Элиза.
Третий зазывала Секретарь
Три белых лебедя.
Действие 1.
Картина 1
    Сцена. Вдоль задней стены, напоминающей темное звездное небо, тянется пологая узкая лестница. Играет тихая грустная музыка. Луч света следит за спускающимися    по лестнице тремя  грациозными фигурами в белых колготках, белых балетных пачках   и маленьких чепчиках  с белыми перьями. Один шаг, взмах руками, чуть откинулись назад и дальше -на следующую ступеньку.
    Спустились  на пол, склонились  в низком реверансе и вдруг луч гаснет. Абсолютная тьма.
    Постепенно сцена освещается. На полу сидят трое молодых мужчин в ярком цветастом одеянии. Они как  бы  освобождаются от сна.
Алекс.    Опять  все будто наяву-
        Как будто лебедь я.
        И я лечу,
        И мне достаточно, увы!
        Что жив, что сыт…

Ганс          Я спать хочу!

Алекс         А ты? Ты что-то помнишь?

Ганс           Ни черта! Еще едва видна заря.
                   И не пойму, зачем сейчас
                   Ты будишь нас в столь ранний час!

Петер.            Ты болен беспокойством, брат!
                        Поверь, нам не вернуть назад
        Те страшные тревоги дни,
        Когда летали мы одни
        В обличье  чуждом и сестра
        Спасала нас. Она  одна
        Могла то чудо совершить!
        И жизнь нам, братья сохранить.
 
Алекс.    Разумный Петер, но скажи
        Зачем мы здесь? Что за нужда
        Сюда нас ночью привела?
        Мы были в замке - я с Мари,
        Ты с книгой вечно взаперти,
        Ганс  лук и стрелы собирал
        И на охоту ускакал. А встретились
        На берегу. На темном и пустом лугу
        Одни. На камнях….

Петер.                    Я ….
        не знаю, что сказать, друзья…

Алекс.             Мне не известен этот край.
         Ганс, не ленись, давай, вставай!   

Ганс.          Да ни за что, да никогда!
        ( оглядывается)
         Но как попали мы сюда?!   

Петер.     Вставай, пойдем, узнать пора,
         Какая к  нам пришла беда.

Ганс. ( встает, потягивается) А-а-а-а!!!!!

    На фоне яркого плаща жутковато смотрится белая перчатка из лебяжьего пуха на левой руке. Ганс пытается ее смахнуть, стряхнуть, стянуть, но ничего не получается. Хуже того, но постепенно становиться ясно, что  собственная рука противится Ганс. Всеобщее движение сменяется оцепенением.

Ганс.                Ну, помогите! Ах, спасите!
        На помощь! Батюшка! Элиз!!

Алекс.    Все возвращается, увы…
        Не долго жили мы в тиши…
        Лебяжьи перья, вещий сон,
        В ушах протяжный дикий звон…( зажимает уши руками)
        Разумный Петер, твой черед.
        Нам предсказать, ну что ж нас ждет.
        Открой все знания твои до чёрной,
        До ночной звезды!

Петер.    Но знания мои малы.
        И магии строги заветы.
        При наученьи колдовству
        Даем мы страшные обеты.
       
Алекс.    Не бойся, брат, и приступай.
           
    Петер совершает магические действия, кружится вокруг Ганса,  переворачивает свой плащ на другую сторону,  разукрашенную блестящими звездами и  магическими знаками, расстилает  на земле, из многочисленных карманов достает  свитки, книги,  свечи, птичьи перья, разбрызгивает жидкость из блестящих резных флакончиков и замирает.

Петер.    Там, где кружится листва,
        Где унылая пора,
        Там, где сумрачная  тень
        Где ненастье каждый день.
        Там в болотной тишине,
        На холодном, мутном дне
        Там, где жизни просто нет,
        Там  на дне лежит ответ.
        Подымись! Разоблачись!
        И на землю опустись!

    Тонкий прерывающийся звук, начавшийся одновременно с заклинанием, нарастает, и становиться совсем невыносимым на последних словах.
    Ганс падает в обморок. Братья бросаются к нему. Внезапно он резко садится. Говорит громко,  но глухо.

Ганс.     Проклятье возвращается. Зло отомстит. Ласточки не                           прилетят. Лебеди живут мало. Принцессы - горят.

    Ганс опять падает в обморок. Братья в оцепенении.
Легкий ветерок закручивает разложенные на плаще предметы. Петер бросается на колени и  внимательно всматривается.

Петер.    Наложено заклятье.
        Первый - Ганс. Он не надолго
        Впереди от нас.
        Затем придет и наш черед.   
     
Занавес.

Картина 2.
Перед занавесом возникают две фигуры. Первая фигура веселый вечно улыбающийся Пьера, вторая, ничему и никогда не радующийся Арлекин.

Пьеро.    Жил был король. Он был  богат и добр.
        Правитель мудрый и счастливый.
        Любил  жену, растил детей.
        Был полон доблести и силы.
            Однако горе не зовут-
            Оно приходит так нежданно.
            Смерть королевы в один миг,
             И больно всем и странно.
        Осиротел в момент король,
        И захворал от горя.
        За что напала на семью
        Такая злая доля?

Арлекин.   Одиннадцать братьев, одиннадцать принцев
        И крошка – малышка сестра
        Остались сиротами.
        Мачеха злая невинных детей прокляла.
    Безмолвными  птицами юные принцы
    В чужую летели страну   
    Днем лебеди, ночью – обычные люди.
    Оставили Лизу одну.
                А бедную Лизу, малышку-принцессу,
        Прогнали совсем со двора.
        В убогом домишке работу прислуги
            С тех пор выполняла она.

Пьеро.    Прошло тяжелых десять лет
        Элиза подрастала
        Мила, приветлива, скромна,
        Красавицею стала.
            От доброй феи все узнав,
            Спасти решила братьев.
            Крапивы жгучей накосив
            Для их волшебных платьев,
        Элиза стала мыть и прясть
        Колючие листочки,
        И в нитки стебли превращать
        Работая все ночки.

Арлекин.        Должна Элиза жить пока
            Как девушка немая,
            Иначе милых ей людей
            Постигнет доля злая.
        Однажды князь, владетель той
        Прекраснейшей державы,
        Увидел Лизу,  и она
        Пришлась ему  по нраву.
            «Созданье милое, моей
         Ты стань женой любимой!»
            Я защищу тебя всегда
            Насколько хватит  силы.
        Он Лизе сразу  стал так мил,
        Что крошка согласилась.
        И с рукоделием своим 
        В дворец переселилась.

Пьеро.            В роскошном замке у окна
        Сидела Лиза,  пряла,
        На новую рубашку ей
        Сырья  вновь не хватало
            А в этом  городе большом       
            Проклятая крапива
            Растет на кладбище пустом
            Дика, густа  на диво.
        Элизу меж могил  во тьме
        Увидел инквизитор
        Теперь за злое колдовство
        Не избежать ей пыток.
            В темнице узкой давний труд,
            Сквозь слезы завершала.
            И лишь один рукав из всех
            Она не довязала.
        Приговорили ведьму - сжечь
        На площади торговой.
        Сбежался люд, огонь горит
        Стремится к жертве новой.

Арлекин.        Но стая белых лебедей
            Могучими крылами
            Сбивает пламя. И людьми
            Вдруг стали птицы сами.
        Элиза вязаный наряд
        Набросила на братьев.
        И это сразу навсегда
        Разрушило заклятье.
            На площадь мчится добрый князь
            Спасать свою невесту.
            Злой инквизитор посрамлен.
            Бежал   из королевства.
Пьеро.    Сбылась мечта, родные вместе!
         И князь  спасению невесты
        Ужасно рад. Ура! Ура!
        Объединилась вся семья.
Занавес.

Картина 3.   
 Сцена. Вдоль задней стены, напоминающей темное звездное небо, тянется пологая узкая лестница. Играет тихая грустная музыка. Луч света следит за спускающейся    по лестнице  одинокой фигурой в белых колготках, белой балетной пачке   и маленьком чепчике  с белыми перьями. Один шаг, взмах руками, чуть откинулась назад и дальше -на следующую ступеньку.
    Фигура спустилась  на  сцену, склонилась  в низком реверансе. Луч гаснет. Абсолютная тьма.
Луч света выхватывает из тьмы Петера. Он задумчиво оглядывается вокруг.

Петер.         Но почему один?
                     Где Ганс и Алекс?

    Вдоль задней стены, появляются  две фигурой в белых колготках, белых балетных пачках   и маленьких чепчиках  с белыми перьями. Один шаг, взмах руками, чуть откинулась назад и дальше -на следующую ступеньку.

                  И лебеди ко мне летят.

    Спустились  на пол, склонились  в низком реверансе и вдруг луч гаснет. Абсолютная тьма.
    Светлеет. Задумчиво прислонились друг к другу Алекс и Ганс.

        Так вот в чем дело!
        Мы ночью лебеди,
        А люди днем!
        Но днем не помним мы о том!

Алекс.    Как сны волшебны!   
   
Петер.    То не сон!
        Я видел все и удручен!
        Как только утренней звезды
        Погасли яркие лучи
        Пред светом солнца,
        Ты и я, и милый Ганс
        Летели в небе и земля
        Нас птицами к себе взяла.

Алекс.( с надрывом)Нет, я так больше не могу.
        Поэзию я не люблю.
        Когда потерян речи смысл,
        Не уловить  твою мне мысль,
        Хоть зарифмуй ее сто раз!!   
       
Петер. ( С трудом, медленно подбирая слова)  Ганс нам сказал: «Проклятье возвращается.     Зло отомстит. Ласточки не прилетят. Лебеди живут мало. Принцессы горят».
    (берет Ганси за руку).У Ганси  рука становиться похожей     на крыло лебедя.     Помните, когда мы     спасали Элизу, она     набросила на нас вязаные из крапивы         рубашки? Помните, у одной был не довязан рукав, и только добрая фея потом, с     трудом, смогла избавить  Ганси  от птичьего крыла и вернуть ему руку?     А     сегодня утром я видел как пара белых лебедей, спустилась на землю, и, едва     коснувшись земли,     превратилась в людей. Это     были вы- Алекс и Ганс!

        Появляется полная пухлая  женщина в лохмотьях
Фея.        Ох, ох.. Как долго я искала вас!   
       
Петер.    Милая Фея, добрая волшебница!

        Принцы бросаются к Фее, обнимают, целуют.

Фея.        Да занесло  вас на край света!
        Как неприветлив здесь пейзаж!
        Печальны камни, и колючки… ( отцепляет платье от колючего куста)
        И тиной затянуло пляж!
            Устала  очень я с дороги.
            Болит спина, и ноют ноги.
            Как душно,  тошно и жара
            Замучила меня с утра.
        Присаживается  на камень. Достает из лохмотьев яркий пушистый веер. Обмахивается. Заметив изумленные взгляды принцев, вскрикивает: « Ах, да!» Срывает с себя лохмотья и оказывается в роскошном   платье.  Встала, приняла  важную позу

        После спасенья  от смерти принцессы Элизы,   
        Мачеха злая, в изгнанье отправилась. Старший
        Из  принцев  отцовский престол  получил. А за это                        Мерзкая ведьма все заклинанья читала. Но слабы
        Её уже  чахлые чары против сплоченных и крепких людей.                     Себе лишь вредила. Однако есть  капли дурного и в                         преданных людях. Собрав по крупинкам и ревность и                         зависть,  зелье сварила. И с помощью этой отравы
        Заклятье лебяжье она повторила.

Алекс.( с надрывом)Нет, я так больше не могу.
            Поэзию я не люблю.
            Скажите просто, внятно
            Чтоб было всем  понятно.

Фея.      Ах, Алекс, нервы  никуда не годятся, Ты же молодой                 мужчина!

Алекс.    Но лебедь  то я уже старый!   
               
Фея.        Упрек принимается. Слушайте! Заклятье возвращается. Но выход                есть.  Вспомните Элизу! Девочка спасла Вас.

Алекс.    Да, волшебными рубашками.

Фея.            Милый Алекс! Сплести рубашки –это еще не все. Физическая                     боль не сравниться с болью душевной. Ради вас она                             отказалась от  жизни, от счастья, от возлюбленного. Сейчас                         пришло время,  вам всем повторить все это. Готов ли ты, Петер                     отказаться от самого дорого на свете, чтобы сохранить жизнь                     своему брату Алексу? Готов ли ты, потратив столько лет на     обучение                 колдовству, отречься от своих знаний и  ярких     возможностей. А ты,                 Алекс, можешь ли ты бросить свою     единственную любовь- Мари,                 чтобы     спасти Ганса? А ты, Ганс, оставишь ли ты свое увлечение  охотой                 ради Петера?   
         
Петер.    Я – да. И каждый должен это сделать и для себя и для других.
Алекс.    Тяжелый выбор, но, думаю, моя Мари  поймет,  простит.

Ганс.        Согласен.

Фея.        Сегодня ночью вы разлетитесь  в разные страны. Расскажете об                 условии   своим братьям, а через семь дней на той площади, где                 пытались сжечь Элизу, вы должны предать огню самые дорогие                 свой     достижения, мечты, привязанности. Отказаться от почти                 достигнутого      счастья,  отринуть удачу, забыть об успехе. 
        Будьте мужественны, смелы и решительны и вместе вы                     сможете перенести все несчастья!


Действие 2.

Три высокие стройные арки. В  центральной арке  большое прозрачное витражное окно.  Королевский дворец. Кабинет короля Христиана. Большой стол,  заваленный картами, свитками, книгами. Раннее  утро.

Христиан.    Ну, где? Где же? ( ищет что-то разбрасывая  бумаги) Секретарь!

Секретарь.    Что будет угодно Вашему Величеству?

Христиан.    Ну, где? Где же?     Где же мое расписание на сегодня?
Секретарь. (легко находит нужную бумагу) Извольте получить, Ваше Величество.                       
Христиан.    Читай!

Секретарь.    Первое-завтрак.

Христиан.      Был, уже был!

Секретарь.          В девять часов - прием послов.
            В десять часов – судим воров,
            Ровно в двенадцать – званый обед,
            В два пополудни - Ваш выход в свет.
            В ратуше города все мастера
            Встретиться с Вами просились вчера.
            Вечером – канцлер с докладом придет
            Ночью семья Вас встречает и ждет.

Христиан.        Ну а сейчас?

Секретарь.                  Придворный художник
            Принес Вам макет
            Вашей семьи
            Скульптурный портрет.   
   
Христиан.        Зови!

Входит Придворный художник, слуги несут бронзовую статую девушки с длинными волосами и пучком крапивы в руке. Устанавливают ее на бронзовый постамент.

Христиан.        Я понял! Это - Элиза. А семья - где?
           
Придворный художник.   Как будет угодно, Вашему величеству, изобразить вас и ваших         братьев в     виде лебедей или людей? Прошу рассмотреть и     выбрать.       
 (Слуга  выносит рисунок( картину), где изображена кучка лебедей, держит рядом с девушкой.) Ну, как? Христиан задумчиво кивает головой. А так? (Слуга  выносит рисунок( картину), где изображен силуэтов юных принцев, держит рядом с девушкой).
Христиан.        Не знаю, не знаю. Девушка хороша.( Подходит ближе                     дотрагивается). Ах! ( укололся ) Крапива! Что она у вас                     настоящая?

Девушка ( приседает)  Да, Ваше Величество.

Христиан.    И девушка живая?

Придворный художник.   Конечно, Ваше Величество.
   
Христиан.    Зачем же вы ко мне пришли, если  у вас ничего не готово?

Придворный художник.     Посоветоваться, получить указания.

Христиан.    Тогда сделаем так…( подходит к столу выбирает самый большой лист, рисует что-то размашисто и  резко).

    В большое витражное окно бьется фигура белого лебедя.  Стекло разбивается. Момент превращения лебедя  в человека,  совпадает с моментом  его падения  в комнату.

        Петер! Ты не ушибся? Седьмой этаж все-таки!

Петер.    Добрый Христиан!
        К тебе с известием печальным
        Я послан!

Христиан.    Петер, не томи!

Петер.    Своих людей сейчас ты отпусти.

Христиан.    Свободны все! ( Христиан и Петер остаются одни)

Петер.     Ну, слушай!

( Затемнение.  Через несколько минут прежняя обстановка. Заметно, что Христиан  весьма удручен и подавлен. ).

Христиан.    Для моих братьев и сестры мне ничего не жаль: ни золота, ни стали, ни драгоценных  пламенных камней из Индии далекой. Что, что должен я отдать?

Петер.    Возьми хрустальный шар,
        Подарок феи.
        Держи его в руках и внутрь смотри.
        А что увидишь четко, ясно
        О том скажи.       

Христиан. ( держит шар) Я вижу в розовом тумане,
                  Как я снимаю сам с себя венец.
                  И скипетр, как знак моей державы
                  Кладу с короной вместе, мне конец!   


Петер.    Пока мы живы, есть надежда.
        Кто мертв - тому лишь пустота.
        Кто для других приносит жертву,
        Тому  открыта жизнь - она…

Христиан. (перебивая)    Я  не боюсь, бывало хуже.
                Через неделю с вами я
                Увижусь в доме у Элизы.
                Там соберется вся семья?

Петер.    Да, вестником нежданным
         буду я.
         На мне лежит беда
         нести дурные вести.
        А, Олаф  здесь по прежнему живет?

Христиан.    Живет весьма неплохо:
        Торговлю  бойкую ведет
        К нему валом валит народ       
        Доход лопатою гребет.

Братья прощаются. Петер уходит. Христиан садится за стол, опускает голову…

Занавес.
       
Картина 2.

Три высокие стройные арки.  В каждой арке –вывеска как на средневековой лавке:
в первой-«Королевская парфюмерия», « Духи принцесс» , « Крем « Принцесса и лебеди»
во – второй « Текстиль и мануфактура», в- третьей «Сувениры нашего королевства»
    На видном месте стоит  монумент- бронзовая девушка с пучком крапивы в руке.
Из первой лавки выходит зазывала.

Первый зазывала. К нам, к нам  заходите, прекрасные дамы, и их кавалеры!                     Только у нас есть духи, и  помада, и пудра любимые всеми!
            Только у нас покупала все это принцесса Элиза,
             Когда разминала руками крапиву и плакала, братьев жалея.                                               
Второй зазывала. К нам, к нам заходите, прекрасные дамы, и их кавалеры!                    Также мы рады бы видеть домашних хозяек и  видных                     Крестьянок, что в городе ищут покупок!
            Лучшие в мире подушки, перины, набитые пухом нежнейшим,   
            Вышивкой яркой украшено наше белье, повторяя сюжеты
            Недавних событий: мачехи злой наложенье заклятья,                         белые лебеди в небе, и их, провожая, плачет малышка     Элиза!                                                   
Третий зазывала.  К нам, к нам заходите, прекрасные дамы, и их кавалеры!   
            Гости должны заглянуть к нам всенепременно!
            Только у нас сувениры, открытки рисунки и даже картины
            Славят наш город, короля Христиана, одиннадцать братьев
            Сестру их принцессу Элизу!
           
Олаф.    Здравствуйте, красавцы! Здравствуйте, молодцы! Как идет  у нас торговля?
       
Зазывалы отвечают хором:  Здравствуйте, хозяин! Товар хороший,                 продается легко! (передают Олафу мешочки золота, видно, что тяжелые).

Олаф.    Работайте. Старайтесь.

Зазывалы отвечают хором: Конечно, ваше высочество!

Олаф.        Коммерция - тяжелый труд.
        Но и доход немалый.
        Купить товар - продать товар
        Рецепт как небо старый.
            Вот коммерсант собрался в путь
            За кожей, за мехами,
            С собой берет плоды земли
            Огромными мешками.           
        В пути отважного купца
        Ждут тяжкие преграды:
        Кругом чужая сторона       
        Кругом чужие нравы.       
            Таможни пошлины строги,
            Все требуют оплаты.           
            В пути опасные враги-
            Разбойники, пираты.
        Но как приятен путь домой!
        Как радуется сердце,
        Когда разложишь  на виду
        Свои товары вместе.
            Когда веселый праздный люд
            Сбивается к прилавку,
            Монеты круглые летят.
            Я повышаю ставку!

Появляется  Петер.

Петер.    Как жизнью ты доволен, брат!
        Идет к тебе успех!

Олаф.        На жизнь  удачную  мою
        Мне жаловаться грех!

Петер.    Олаф! К тебе с известием печальным
        Я послан!
Олаф.        Одно скажи сначала:
        Все  ли живы?  Элиза, братья,  Христиан?

Петер.    Да. Несчастье здесь другого рода.

Олаф.        Болезнь, пропажа, иль обман?

Петер.    Ну слушай!       
( Затемнение.  Через несколько минут прежняя обстановка. Олаф возмущен , открыто негодует).

Олаф.    Проклятая колдунья! Мало ей, что
        Молодость прошла впустую!
        Что стаей белых лебедей    
        Покинули страну родную!
            Теперь разрушить весь наш мир
            Намерилась старуха!
            Да,  я её! Да попадись!
            И в рожу ей и в ухо! (делает кулачные выпады).

Петер.    Возьми, мой брат,  хрустальный шар,
        Подарок  доброй  феи.
        Держи  в руках и внутрь смотри
        Нисколько не робея.     
 
Олаф.        Я вижу, что моя судьба
        Отныне несчастлива
        Лишаюсь я всего того,
        Что мне так мило было.
           
Петер.    Пока мы живы, есть надежда.
        Кто мертв - тому лишь пустота.
        Кто для  других приносит жертву,
        Тому  открыта жизнь - она…

Олаф.        Я от отчаянья взбешен!
        Готов рычать и насмерть биться!
        Через неделю буду точно
        Я у Элиз!

Петер.    Дай проститься…( обнимает Олафа)
        А Иоанн все в капуцинах?
        В монастыре? Нашел он жизни смысл
        В молитвах и посте?

Олаф.        Должно быть он легко
        С привычной жизнью
        Распрощаться сможет.
       
Занавес.

Картина 3.

Три высокие стройные арки. В  центральной – алтарь в  распятие, а правой - фигура святого, в левой - бронзовая фигура принцессы  Элизы  с пучком крапивы в руке.
У алтаря   фигура молящегося монаха. Появляется Петер.
  
Петер.     Святой отец, простите, 
        Что нарушаю Вашу я молитву.
        Но близко солнце к западу склонилось
        А путь неблизкий мне грозит.
            Хотел бы видеть брата Иоанна.

Иоанн.    Мой милый Петер, мой любимый брат!
        Как рад я видеть сильным и здоровым
        Тебя!

Петер.    Не самый радостный момент
        Стал поводом для встречи нашей.

Иоанн.    Нет, нет, не говори!
        Хотя я осуждаю
        Твое  занятье колдовством,
        Его считаю явным богохульством и
        Сходным с ересью грехом, но
         Ты мой брат, и тихою беседой,
        Смиреной просьбой, думаю, смогу
        Тебя, мой Петер, я разубедить в
        Безгрешности твоих деяний.

Петер.    Охотно подчиняюсь, брат,
        Не трать  ни доводов своих
        Ни доказательств.
        Виною страшных обстоятельств
        Я  от науки отлучен, и магию забыть обязан. 
   
Иоанн.    Но что  заставило тебя
        Так резко измениться?

Петер.    То наша общая судьба!
        Но мне скажи сначала,
        Зачем фигура Лизы в алтаре?

Иоанн.    За мужество, за кротость и смиренье
        Поставили ее изображенье
        И папе написали, что она
        Канонизирована быть должна.

Петер.    Святой при жизни! Это смело!
        Однако вот какое дело
        Меня к тебе, брат привело!

(Затемнение.  Через несколько минут прежняя обстановка. Иоанн возносит руки, оборачивается к центральному  алтарю,  перебегает от правого к левому. Останавливается у фигуры Элизы).

Иоанн.    Элиза! Младшая из нас!
        Ты жизнь дала нам второй раз.
        Ты силою своей души
        Сняла заклятье, но скажи
        Что сделать должен я сейчас?
        Как я могу решиться в раз
        От веры в бога отступить,
        Как грех такой мне совершить?
        Как мученик готов бы я
        Погибнуть, но моя семья….
        И ты! Любимая моя!

Петер.    Пока мы живы, есть надежда.
        Кто мертв - тому лишь пустота.
        Кто для  других приносит жертву,
        Тому  открыта жизнь - она…

Иоанн.    Моим грехам потерян счет!
        И испытанье меня ждет!

Петер.    Прости меня, мой бедный брат,
        Но мне пора лететь назад.
        Ночь впереди, закончен день.
        Как только сумрачная тень
        Падет на землю, не  меня
        Но лебедя увидишь ты…

Иоанн.    Прощай волшебные мечты!

Петер.    Через неделю ждем тебя…

Иоанн.    Конечно, точно буду я…
        Прощай. До встречи…..( уходит)
                   
Петер вскрикивает. Падает. Появляется белый лебедь. Мечется по закрытому пространству.
Занавес.

Действие 3.
Картина 1

Раннее утро. Цветущий луг. Клаус бегает с сачком - ловит бабочек. Движения резкие, не собранные, промахивается, подпрыгивает, размахивает сачком как битой и у себя за спиной сбивает лебедя. Падает сам. Поднимается, видит, лежащего на земле, Ганса.

Ганс.        Ох…А-ах.( поднимается с подбитым глазом).

Клаус.    Ганс! А как это? А почему? А птичка где?

Ганс         Я - птичка! Я! А завтра, может быть, ты будешь птичкой!

Клаус.    А как это? А почему?

Ганс.        Будешь птичкой - всех бабочек поймаешь! Всех гусениц переловишь!                       
Клаус.         Да перестань! Я ничего не понимаю…

Ганс.        Заклятье нашей мачехи возвращается. Возвращаются лебяжьи перья,            гнутые шеи, длительные перелеты. Только будем мы уже лебедями не             молодыми, а дряхлыми и старыми. Сколько  лебеди живут?   
   
Клаус.    Ну, конечно уж, не как люди. А что делать -то?

Ганс.        Клаус! Выслушай меня серьезно и спокойно. Положение крайне                 трудное, нам всем грозит превращение в лебедей и скорая гибель,                 если     мы не поможем друг другу.

Клаус.    Я готов, я даже рад помочь, скажи, что нужно сделать?

Ганс.        Добрая фея подсказала нам выход. Мы все должны отказаться от                 самого дорогого и значительного в жизни. Христиан – от королевства,            Петер от магии, Алекс от возлюбленной своей     Мари. А ты готов отказаться         от своей науки, чтобы спасти жизнь себе и нам?
Клаус.    Знаешь, Ганси, а я диссертацию написал, монографию закончил.
        Одна работа о влиянии  магнитного поля земли на размах крыльев бабочек            в итальянских Альпах  в  сравнении с аналогичным процессов в западных             Гималаях. А монография о     психологической адаптации лебедей в условиях         постоянно изменяющихся температурных…

Ганс ( ласково) Хватит, Клаус.

Клаус. ( быстро)Ты же понимаешь, как важно для науки продолжение моих                       исследований.   

Ганс (требовательно)Хватит, Клаус.

Клаус.( заискивающе)    Сколько важных открытий я мог бы     совершить…                  Какое влияние на современную науку оказать..(плачет). Сколько сил            потрачено на опыты! Только в Гималаях     пришлось поймать  две тысячи бабочек!

Ганс.    Клаус, когда сбудется заклятье и начнется колдовство, будет не до цветочков и     бабочек!                   

Клаус. Ах, колдовство! Это так не научно!
   
Ганс.    (сбрасывает плащ, поднимает вверх  руку, затянутую в белую перчатку).А это как?    Колдовство ненаучно! Спаси меня с помощью твоей науки!                                
Клаус.    Ужас!

Ганс. (прячет руку в складках плаща) Через семь дней, на  городской площади  должны        собраться одиннадцать братьев , чтобы исполнить свой долг! Все должны быть!
 
Клаус.    Клянусь! Я буду вовремя.

Занавес.

Картина 2.
Раннее утро. Цветущий луг. Мольберт, столик с красками . Холст, почти готовая картина.
Задумчиво, глядя на восход солнца, стоит  Людвиг.

Людвиг.    Хорош пейзаж,
        Но главного здесь  нет - движенья.
        Рисунок- как  обертка для конфет.

Появляется белый лебедь. Людвиг хватает кисти. Начинает работу. Лебедь опускается на землю, превращается в  Алекса.
        Так лучше! Белый силуэт
        Красивой гордой  птицы
        Картину оживит.  Ах! Алекс!

Алекс.    Да, Людвиг, это я!

Людвиг.    Я   так скучал,
        И вдохновенье не шло ко мне!
        Но вот я лебедя   увидел и мгновенно
        Дались мне краски!   Видишь?

Алекс.    Да удачно!

Людвиг.    Удачно? Нет! Великолепно!
        Легко и живо!

Алекс.    В самый раз!

Людвиг.    Как только я родился, помнишь,
        Уже тянулся к краскам и мелкам.
        Моим холстом могло быть, что угодно:
        Бумаги лист, стекла осколок или
        Стена в родительском дворце.
        Ученье  принял я с восторгом,
        Старался, впитывал и с радостью трудился.
        Успех мой первый голову вскружил!
        Зазнался я, пустился в кутежи и
        Жизнь богемная открылась мне
        Соблазном. А дар ушел…
         В дыму разврата не место музам!
        Я остановился. Решился на побег,
        И здесь живу весьма уединенно.
        Но, Алекс, творчество жестоко:
        Не можешь есть, не можешь спать,
        Всё думаешь и представляешь…
        Уже и знаешь как, но руки  не творят!
        Досада! Мука, разочарованье,
        И мысли смертные грызут…
        Но вдруг, движеньем легким и спокойным
        Совсем без мысли и совсем без воли
        Мазок на холст ложится ровно там, где должен быть!
        И счастье! Но оно мгновенно!

Алекс.    Не может счастье вечным быть!
Людвиг.    За эти краткие мгновенья,
        Страдать всю жизнь бы я готов.   
   
Алекс.     Жестоко было бы просить
        Тебя навеки живопись оставить?

Людвиг.    Жестоко и несправедливо!
        Только враг, мне предложить такое мог бы.

 Алекс.    Ну  что ж, послушай, все же…

(Затемнение. Через несколько минут прежняя обстановка.)

Людвиг.(бросает кисточки в  сторону). Клянусь, я к краскам не притронусь!
        Клянусь! Что ни за что на свете, семье вреда не принесу!

Алекс.    Мой милый брат! Мой благородный  Людвиг!     
        До скорой встречи!

Людвиг.    До скорой встречи…
Занавес.

Картина 3
Утро. Цветущий луг.  Столик, накрытый скатертью, дымящиеся кушанья. Мягкий летний диван по легким балдахином, множество подушек. Спит  Генрих. Входит Алекс.

Алекс.     Сон на природе самый крепкий.
        А самовар уже кипит.
        Пирог, бульон и кекс заморский
        И масло свежее блестит.(накладывает себе всего, ест с удовольствием)
            Умеет наслаждаться Генрих,
            Из малости создать уют.
            Будить так жалко, но придется.
            Еще другие братья ждут.
        Вставай, вставай (трясет Генриха).

Генрих.    Ну что такое? ( Приподнимается с закрытыми глазами).

Алекс.    Вставай, красавчик, дело есть.

Генрих.    Ты, Алекс?  (сердито) А твое дело стоит того, чтобы человека             будили ни свет ни заря?

Алекс.    Увы!

Генрих.    Слуги!

Алекс.    Поговорим без лишних глаз  и любознательных ушей.

Генрих.    Секреты? Но кто пододвинет мне столик, кто подаст платье?

Алекс.    Поговорим, а потом, позовешь своих слуг.

Генрих.    Разговаривать на голодный желудок? Ни за что!

Алекс.    Хорошо, я пододвину (пододвигает столик, терпеливо ждет,     когда  Генрих     устроится поудобнее, покушает с удовольствием).

Генрих.( жуя) Ты можешь рассказать мне, Алекс,
           Что привело тебя сюда.
           Попробуй рыбки, выпей кофе.   ( поднимает кусочек сыра)
            Смотри, какая красота! 
                А может, хочешь ты креветок?
                Нам на обед скажу сварить.
                А если, пожелаешь рыбки,
                Велю ершей нам наловить.
        Любое блюдо, по заказу
        Мой повар тут же сотворит.
        Умен, талантлив, право слово
        И все в руках его горит.

Алекс.    Но не меню, твое сегодня,
        Пришел, я братец, обсуждать.

Генрих.    Но, все-таки, пришел ты в гости…

Алекс.( грубо) Пришел, я, все-таки, не жрать!

Генрих.    Мне режет слух, неделикатность,
        От грубости болею я…

Алекс.    О том, что надвигается опасность
        Тебе сказать пытаюсь я!

        ( Алекс наклоняется ближе к Генриху. Затемнение.  Через несколько минут прежняя обстановка.)

Генрих.    Вот это новость! Даже расхотелось
        Мне пробовать прекрасный тот пирог!
        И в пот холодный бросило-
        Устал я!

Алекс.          Ты просто от безделья изнемог!

Генрих.    Нет, ты неправ! Душа моя трудится!
        Я думаю, мечтаю. Иногда
        Мне мысли  весьма дельные приходят!

Алекс.    О чем?

Генрих.    О многом. Вот вчера
        Как раз я вспоминал  иные годы.
        Жизнь лебединую мою…
        И знаешь, даже с сожаленьем…
Алекс.    Верю. Но мне пора. Пойду.

Генрих.    Я б проводил тебя…

Алекс.    Не надо. Но в  субботу
        Ты должен с нами вместе быть.
        Ты должен разделить тяжелую заботу,

Генрих.    Я должен с вами быть…
        Отдам покой, уют и вечный отдых.
        Отдам комфорт и вкусную еду!
        И я способен для других на подвиг!
        И я себе пристанище найду!

Занавес.

Действие 4.

Картина 1.
Зал королевского  дворца.  Музыканты: флейтист, скрипач, пианист за клавесином. Танцует Альберт.

Альберт.    Раз, два, три. Раз, два, три (кружится вокруг себя, оступился).                 Раз, два, три. Раз, два, три (еще раз кружиться, получается все лучше и             лучше). Раз, два, три. Раз, два, три.

Альберт делает большой круг и падает на одно колено, по- балетному подняв и округлив руки, как раз перед появившейся Элизой. Она очень похожа на Бронзовую девушку. Элиза беременна. Идет, переваливаясь, забавная и милая.

Элиза.        Как хорошо! Как славно ты танцуешь!

Альберт.    С тобой бы было лучше! (Обнимает Элизу за талию, делает                     вместе с ней несколько медленных балетных движений).

Элиза( смеется)    Ах нет! Оставь!

Альберт.        Станцуем мы втроем!

Элиза.        Мне лучше музыку послушать,  да на тебя смотреть
            (присаживается на кресло).

Альберт.        Сегодня вечером - балет и в главной роли я!   
            Волнуюсь страшно перед выступленьем!

Элиза            Но если дорожишь моим ты мненьем,
            Поверь, что лучший ты из всех!
            Сегодня ждет тебя успех!

Альберт.        Сестрица милая! Лишь ты мое волненье
            Одною фразой можешь прекратить.

Элиза.        Пойду тихонько, отдохну немножко.

Альберт.        Но вечером ты обещаешь быть
            В театре?

Элиза.        Да, конечно…(уходит. Вместе с ней уходят музыканты).
                   
Альберт.        Раз, два, три. Раз, два, три (берется за спинку кресла, делает                 упражнения). Раз, два, три. Раз, два, три.

Входит Ганс. Пытается повторить упражнения Альберта. Быстро устает.

Ганс.             Да нелегки твои занятья!
Альберт.        Танцовщика тяжелый труд не каждому под силу!
            Здравствуй, Ганси! Как ты добрался?

Ганс.            Я был у Франца.

Альберт.        Как он воспринял горькое известие?

Ганс.            И злился и ругался, шумел за всю команду сразу.
            Звал тысячу чертей и демонов и ведьм…

Альберт.        Но он приедет завтра?

Ганс.            Приедет.

Альберт.        Когда узнал я от тебя
            О страшном возвращении заклятья,
            Мне просто не хотелось жить.
            Но мы не можем изменить,
            Предназначенья.
            И проку что жалеть, стенать и проклинать
            Свою судьбу.
            Сегодня вечером  - прощальный мой концерт.
            Последний раз на нашей сцене последний мой спектакль.

Ганс.            Элиза знает?

Альберт.        Нет! Зачем ей лишние волненья!

Ганс.            И правильно!

Входит Франц.

Альберт.        Франц! Брат! Тебя мы завтра ждали!

Франц. ( одет как моряк) Попутный ветер быстро донесет,
                   Когда грозит моей семье несчастье!
                   Ах, если б мог я защитить всех нас
                   Пальбою пушек, смелым абордажем
                   Маневром быстрым….Но здесь волшебство!
                   И бесполезны слабые усилья…

Альберт.        Дождемся остальных. Исполним долг.
            И от проклятия избавимся навеки.

Франц.        Конечно мы одна семья!
            Ты - музыкант, а Ганс – охотник,
            Волшебник- Петер, Иоанн- монах.
            Купец и путешественник наш Олаф,
            С ним вместе можно вместе даже в ад!
                Наш Генрих и лентяй и сибарит.
                Он ест и спит, он только ест и спит.
                Науке посвятил себя брат Клаус,
                А Людвиг как художник знаменит.
            У Алекса один талант - любовный,
            Он страстно предан ласковой Мари,
            А я моряк. Мне нет желанней моря,
            И парусов белеющих  вдали.
                Наш старший брат-король.
                Он справедлив и честен.
                Он нам опора и судья,
                Еще сестра Элиза, наша крошка.
                А вместе мы одна семья!

Занавес.

Картина 2.
Зал королевского  дворца.

Арлекин.         Собрались гости.
            А на площади торговой
            Горит костер. И искры в вышину
            Уносят с легким дымом
            Чаянья, надежды и привычки,
            Несут унынье  и конец всему,
            Что каждый  так любил….   
       
Пьеро.        Сейчас пробьет двенадцать.

Арлекин.    Все  братья прибыли?

Пьеро.    Точно все!

Арлекин.     Я вижу, Христиан свою корону
         Снимает с гордой головы,
         А Олаф с золотом мешки пихает
                Ему они уж не нужны.

Пьеро.     Готовит кисти живописец Людвиг,
        А Клаус свой сачок и микроскоп!
        В последний раз брат Иоанн с усердьем
        Широким жестом крестит лысый лоб!
Арлекин.    И Алекс навсегда прощается с любовью!
        Вздыхает тяжко  Франц,
        И Генрих все сопит.

Пьеро.    Ганс приготовил лук и стрелы.
        А Петер горестно молчит.

Фея. ( Входит)        Ох, ох.. !   
       
Пьеро.    Милая Фея, добрая волшебница!

        Бросается к Фее, обнимает, целует.

Фея.            Устала  очень я с дороги.
            Болит спина, и ноют ноги.
            Но вовремя успела я!
   
    Фея присаживается.  Достает из лохмотьев яркий пушистый веер. Обмахивается. Заметив изумленные взгляды, вскрикивает: «Ах, да!» Срывает с себя лохмотья и оказывается в роскошном   платье.  Встала, приняла  важную позу.

            Мачехи злой роковое заклятье
            Крошка Элиза разрушила вновь.
            Вот вам пример, какое значенье
            В жизни людей имеет любовь!

Арлекин.        Добрая Фея, Вы людям скажите
            Тем, что на площади там (показывает) собрались!
            Им Вас не слышно! К окну подойдите!
Пьеро.        Чтоб ясно усвоили, поняли мысль!

Фея подходит на самый край сцены, как бы на балкон.

Фея.            Мачехи злой роковое заклятье
            Крошка Элиза разрушила вновь.
            Вот вам пример, какое значенье
            В жизни людей имеет любовь!
        Чары рассыпались! Зло отступило!
        Утром в четыре часа Ваша сестра
        Дорогая Элиза девочку нам родила!
             
Крики радости и облегченья. Музыка.

Занавес.

Новоселова Ирина Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования