Общение

Сейчас 319 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • Natali93

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Нам хотелось бы объяснить появление мастера Леонардо в качестве визуального протагониста предлагаемого вашему вниманию проекта, и заодно оправдать форму его изложения и оформления.



ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Наше время характерно парадоксальной разобщенностью между искусством и современной ему технологией. Эта разобщенность провоцирует с одной стороны создание спектаклей вне современного им технологического окружения, а с другой стороны возникновение «псевдоморфоз» - образований, имеющих форму театра, но ни театром, ни какой- либо другой формой искусства не явля-ющихся. Это лишает театр единственного органично присущего ему пути развития, и порождает разнообразные перформансы, инсталляции etc, присвоившие себе название современного искусства.
Чтобы не возникло искушения назвать такое взаимоотношение искусства и технологии нормальным, мы и используем пример мастера Леонардо: - человека, органично сочетавшего безусловный художественный гений со столь же безусловным гением техническим. Примеров такого сочетания можно найти немало во все времена, вплоть до начала нашего века, но поскольку содержание проекта далеко от сравнительной истории культуры мы им и ограничимся как самым ярким и бесспорным.
Мы выбрали стиль изложения, исходя из стремления к точности описания рассматриваемых проблем и способов их решения. Вследствие этого текст иногда может становится сложным для чтения, но никаких специальных знаний, кроме общего знакомства с предметом, вообще говоря, не требуется.
Данный проект имеет две стороны - во-первых это практическое воплощение нового концепта театральной площадки, т. е. смена парадигмы театральной технологии, а во-вторых это постановка спектакля, который мог хотя бы в некоторой степени заполнить метафизическую пустоту характерную для современного театра. В основном мы будем говорить о первой части, поскольку только она поддается фиксации, может быть изложена в сколько-нибудь объективных терминах.
Название проекта - «Медиатронный театр» говорит о том, что в основу его положена схема театра, как системы различных media (ввиду отсутствия точного русского аналога мы будем при необходимости пользоваться этим интуитивно понимаемым термином). Различные media в такой конструкции, помимо выполнения своих специфических задач образуют единое целое, подобно различным средам в природе. Именно это их свойство мы рассматриваем как главное и определяющее новизну концепта. Степень сложности и технической изощренности каждой отдельной media может варьироваться в самых широких пределах и, в известной степени независимо друг от друга, но принципиальной остается их связь. Такой, в самых общих чертах, является идеология проекта.
Рассмотрим в общем виде, не вдаваясь в технические подробности, как действует комплекс сценического оборудования в настоящее время. Проектирование и управление светом, звуком и сценографией распределено между различными людьми, связь между которыми, как в процессе постановки, так и при исполнении спектакля весьма относительна. Даже если звукоусилительный комплекс и комплекс управления светом в достаточной мере технически совершенны, между ними не существует аппаратной связи позволяющей динамически синхронизировать их работу. В лучшем случае достигается приблизительная синхронность смены отдельных световых картин и вступления музыкального сопровождения. И звук, и свет носят иллюстративный характер, и имеют принципиально различные источники. Фонограммы всегда двухканальны, и, при этом, не имеют не только динамически, но и статически изменяемых пространственных характеристик. Управление светом происходит по принципу смены картин, каждая из которых состоит из отдельных источников или групп источников, т.е. также принципиально статично и визуально основано на отдельных световых пятнах. Такой тип театрального освещения никогда не сможет приблизиться к освещению естественного происхождения, как бы ни был масштабен сам комплекс- в этом случае количество не переходит в качество.
Мы предлагаем изменить характер проектирования света, заменяя отдельные источники, как единицы проектирования на световые поля и динамические объекты, характер распространения которых подобен распространению волн на поверхности воды, которые мы и будем называть волнами (во избежание недоразумений подчеркнем, что речь идет, конечно, не о волновом характере распространения света, как электромагнитного излучения). Любое световое поле самой сложной структуры и динамики может быть представлено как комбинация таких базисных статических и динамических объектов. Отличие этой модели от общепринятой состоит, в частности, в том, что каждый объект представляет собой не состояние какого-либо источника или группы источников, но всей системы в целом, т.е. как бы виртуальным источником. Управление виртуальным объектом производится по параметрам - скорости передвижения, ширине и высоте волнового фронта, цвете и т. д.
Таким образом организованный свет уже может служить для формирования новых геометрических характеристик сценической площадки.
Подобными принципами, с учетом, естественно, специфических особенностей звуковоспроизведения, необходимо пользоваться и при проектировании акустического комплекса. Возможность многоканальной записи и воспроизведения фонограммы позволит максимально приблизить звук к «естественному» звучанию, позволит эмулировать новые геометрические характеристики пространства, не соответствующие реально существующим, заменит в цепочке зрительского восприятия технологический источник звука комплексом фантомных объектов, т.е превратит звук из иллюстрирующего второстепенного материала в равноправную и неотъемлемую компоненту спектакля.
Для управления светом и звуком на уровне предложенных выше требований необходимо программное обеспечение способное в режиме реального времени пересчитывать изменение параметров объектов использованных при проектировании световой и звуковой партитуры в изменение состояния всей системы в целом и соответствующий hardware, способный с достаточной оперативностью реагировать на поступающую информацию.
Удовлетворяющие таким требованиям акустический комплекс и комплекс управления светом должны быть интегрированы в единую систему, позволяющую при необходимости связывать параметры (а, следовательно и соответствующие им виртуальные объекты) в группы, не задумываясь о их происхожении. Таким образом, мы получаем возможность связывать движение звука с движением света, подобно тому как это происходит в реальности, не задумываясь при этом о технологической стороне, но лишь стремясь достичь максимального воздействия на зрителя. Помимо новых выразительных средств, которые обеспечивает этот подход, он дает возможность сосредоточения в руках режиссера всех компонент оформления спектакля и перевода соответствующих задач из технологической в творческую плоскость.

Краткая справка

Чтобы не возникло впечатления, что данный проект возник на пустом месте коротко опишем современные технологические и концептуальные решения в управлении профессиональным светом и звуком. С появлением сканирующих приборов возникла настоятельная необходимость в специальной аппаратуре управления ими. Такую аппаратуру в микропроцессорном исполнении, или с использованием в качестве управляющего модуля персонального компьютера начали разрабатывать и производить многие фирмы после того, как в качестве стандартного интерфейса был принят DMX512. Дав толчок использованию цифровой техники в аппаратуре управления, сканирующие приборы во многом определили направление ее развития и, следовательно, использования- в основном это всякого рода шоу, где единственной задачей ставится эффектность. В театре, такого рода техника использовалась мало, в основном тоже ради внешнего эффекта, часто вопреки природе театрального зрелища, либо как дорогостоящая замена обычной аппаратурыуправления светом, так, что новые огромные оперативные возможности фактически оставались втуне. Появившиеся затем системы проектирования света типа SHOWCAD, WYSIWYG etc являлись попыткой использования возможностей систем автоматизированного проектирования, хорошо развитых для других целей, в проектировании световых, сценографических и иных решений. Они были малоудачны и с точки зрения качества программного продукта и с точки зрения пользовательского удобства, и, что может быть самое главное, вступили в конфликт с инерцией мышления пользователей. Впрочем все они идеологически копировали старую схему управления светом. Только в самое последнее время появился ряд программных продуктов, которые по своему качеству и возможностям представляют собой несомненный переход на новый уровень.

Аналогичные идеи были использованы в системах проектирования звукового оформления (типа ACOUSTICAD etc) и пространственного звука (типа DOLBY SURROUND, THX etc), но здесь задача динамического управления параметрами вообще не ставилась, и в основном речь шла о создании определенной звуковой картины, получаемой при инсталляции и впоследствии не изменяемой.
Во всех этих случаях задача создания единого комплекса управления и проектирования звуком и светом никем не ставилась, даже на терминологическом уровне, и в настоящее время не существует даже концептуальной модели такого комплекса. Однако существующее в настоящее время hardware потенциально вполне способно решать такие задачи, и основная нагрузка ложится на создание новых связей для существующего оборудования, формулировку и реализацию новых принципов проектирования и управления. Этот путь не требует значительных капитальных затрат, не сдерживается в своем развитии производственными мощностями, легко поддается распространению (в основном он связан с производством программного обеспечения, тиражирование которого в любых масштабах не является проблемой), и следовательно, не зависим от экономического положения. С другой стороны он весьма эффективен, поскольку создает новые художественные воз-можности, не имеющие аналогов, и фактически переводит театр, как целый организм, в новую фазу существования. Этот переход можно сравнить с изменением характера циркуляции информации в мире до и после возникновения глобальных компьютерных сетей. Подобные переломные точки трудно фиксировать непосредственно, они в основным заметны на расстоянии, спустя годы, когда фазовый переход совершенно оформился.
Кто в 1977-78 годах чувствовал начало новой эры? А ведь именно с этой даты отсчитывается эпоха интернета и персональных компьютеров. Есть еще одна важная деталь, которую не стоит недооценивать - изменение театральной технологии в этом направлении делает ее существенно более открытой, доступной для людей с ограниченными средствами, а как показывает практика, именно там и создается практически все самое интересное в театре.
Чтобы подтвердить возможность реализации проекта в рамках поставленных задач и финансовых ресурсов,
можно предложить вашему вниманию видеозапись двух последних постановок театра черноеНЕБОбелое: - Музей Оскара Шлеммера и Астрономия Для Насекомых, масштаб спектаклей и характер использованного оборудования свидетельствует о четком представлении о возможностях и особенностях театральной техники. Следует еще отметить, что оба спектакля были поставлены и отрепетированы в крошечном репетиционном помещении и впоследствии в течение одного дня перенесены в огромные сценические пространства Новой Оперы и Центра имени Мейерхольда, что требует безошибочной ориентации в работе всех театральных служб.
У театра черноеНЕБОбелое большой опыт использования самых передрвых, в первую очередь цифровых технологий. Он первым (в 1993 году) полностью перешел на цифровые носители звука, первым использовал минидиск, первым (в 1995) создал свой website, первым использовал пространственный звук в спектаклях. Неоднократно награжденный призами на многих европейских фестивалях, театр имеет в своей коллекции и награды за сценическое решение, в том числе приз Total Theatre- "за концепцию дизайна и выдающиеся профессиональные качества", полученный на крупнейшем в мире Эдинбургском театральном фестивале

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

Содержание данного проекта можно разделить на две части - технологическую и постановочную.
Технологические проблемы, с решением которых связана реализация данного проекта, не являются специфическими проблемами театра, они шире даже, чем проблемы какого-то определенного театрального жанра, но отсутствие внутреннего единства большинства спектаклей, разделение их на световое, звуковое, сценографическое решение отчасти маскирует размеры этих проблем и даже само их существование. Использование в театре более-менее современной техники про-исходит либо на основе устаревших принципов чуждых используемой технике, либо на основе принципов чуждых собственно театру. Даже человека далекого от техники поразило бы невероятное сходство внутреннего строения современного нам театрального света с системой газового освещения театров конца прошлого ве-ка. Целью данного проекта является конкретная реализация нового концепта - сцена как единый аудиовизуальный комплекс удовлетворяющий следующим условиям:
-    обеспечивать оперативное управление всеми параметрами звука, света etc в интерактивном режиме
-    быть полностью совместимым со стандартной системой освещения и звуковоспроизведения, т.е. перенос уже существующих звуковых и световых партитур на новый комплекс производится быстро, без потерь, и не требует изменений
-    «дружественность и интеллектуальность» пользовательского интерфейса, т.е. овладение техникой работы на таком комплексе не требует ни длительного обучения, ни специальных знаний.
-    должен быть быстро и легко монтируемым и надежным в эксплуатации, не зависимо от особенностей площадки, на которой он установлен
-    должен иметь возможности к безболезненному развитию, таким образом, чтобы использование новых свойств или внедрение новых модулей не приводило к коренной перестройке системы Такой комплекс позволит перенести театр в область, где режиссер черпает решение спектакля не из тех скудных средств, которые предоставляет ему «штатная» техника, и окружающие его техническме специалисты, установить компетентность которых чаще всего не позволяют ни время, ни возможности, а из собственного подсознания, придавая ему «плоть и кровь» непосредственно в процессе постановки. Слишком часто нам приходилось сталкиваться со случаями, когда неумение пользоваться техникой маскировалось приверженностью к «чистому» театру. Для античного театра такая постановка вопроса вообще не существовала- технологически он был не просто современен, он был чудесен.
О постановочной части проекта «Медиатронный театр» говорить сложнее. Это связано в первую очередь с особенностями постановочной практики театра черноеНЕБОбелое, в которой нет места сюжетным или концептуальным конструкциям. Ощущение, что пространственные и временные границы нашего мира не находятся где-то невероятно далеко, но всегда рядом с нами и следуют за нами в течение всей жизни, является одним из важнейших движителей нашей работы. Именно это ощущение жизни, не как последовательности некоторых, более или менее случайных событий, а как неостановимую, неумолимую возможность прекращения жизни в любой момент, и составляет, по-видимому, основное содержание работы нашего театра за последние пятнадцать лет.
Поэтому мы не создаем проработанных далеко идущих постановочных планов, но в качестве непосредственного результата этого проекта видим постановку спектакля заполняющего характерный для современного театра метафизический вакуум - спектакль, не рассказывающий никакой истории, лишенный повествовательности, но экспонирующий мир, или точнее нераздельную и неслиянную пару - мир внешний и мир внутренний. Именно такая форма театра позволит придать его содержанию качество истинно существующего, вне времени и временных обстоятельств объекта. Рабочее название новой постановки - «W. - Сказки последнего века».



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результатом проекта будут являться принципиально новые постановочные возможности, которые позволят удалить из процесса восприятия спектакля устаревшие и некачественные компоненты, поставить все звенья в цепи создания и восприятия спектакля если не на уровень со- вер-шенства человеческого зрения, который для техники по видимому недостижим, то по крайней мере на реальный уровень техники начала двадцать первогоо века. Эти возможности нам необходимы для создания постановок возвращающих театру ту роль, которую он, по-видимому, играл изначально, и к которой он будет возвращаться во всякое действительно переломное для мира время - роль своеобразного метафизического конструктора, демонстрирующего основополагающие объекты, объекты далекие всяких слов, чье действие основано на интуитивном, подсознательном восприятии их всеми людьми. Кроме этого, реализация данного проекта позволит сделать значительный шаг в сторону унификации театральной техники, создания нового стандарта, формулировке комплекса новых технологических требований. Эта сторона не должна быть недооценена - мы хотели бы напомнить какую роль сыграла унификация в развитии, например, компьютерной техники, или видеотехнологии.
Для того, чтобы информация о проекте стала доступной возможно более широкому кругу людей, и ей можно было бы воспользоваться еще на ранних ступенях реализации проекта, мы планируем разместить ее сначала на website нашего театра, а затем создать отдельный website. Этим достигается, во-первых, самая широкая, из возможных, аудитория, а во-вторых, оперативное обновление информации. И, наконец, реализация этого проекта даст возможность театру черноеНЕ- БОбелое существенно больше играть в России, что очень важно, учитывая большой зрительский интерес к постановкам театра.

Дмитрий АРЮПИН

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования