Общение

Сейчас 852 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

2 февраля в Московском доме учителя по инициативе лаборатории интерактивных проектов, кафедры эстетического образования и культурологии МИИО и АНО «Пролог», являющегося учредителем ежегодного фестиваля-семинара детской театральной педагогики «Пролог — Весна», в рамках Московского городского клуба «Дети — Театр — Образование» состоялся круглый стол на тему «Развитие творческой личности и в образовательной среде детского театрального фестиваля».
По замыслу инициаторов эта встреча должна была стать своеобразной репетицией, прологом к Всероссийской научно-практической конференции памяти Л.А. Сулержицкого, запланированной на 26—31 ноября 2012 г. под девизом «Научиться учиться и учить с удовольствием». Основной темой конференции станет «Актуальность идей и методов, разработанных театральной педагогикой XX в. в образовательных учреждениях России в современной социокультурной ситуации». (Подробнее о конференции можно узнать на сайте: pediskus.ru/)
Уникальный опыт профессионального и личностного воспитания средствами театра в значительной степени оформился в процессе театрально-студийного движения XX в. Особенно продуктивных результатов в этом направлении удалось достигнуть Л.A. Сулержицкому — режиссеру-педагогу Первой студии МХТ, чье 140-летие мы отмечаем в этом году. Поначалу во время летнего отдыха он затевал длительные игры-путешествия с детьми актеров и режиссеров МХТ. Потом в Крыму все чаще вовлекал в эти игры молодых, да и маститых актеров. И в итоге создал импровизационный метод, непрерывную атмосферу игры, фантазии, тренинга, эксперимента, доброжелательного сотрудничества между учениками и педагогами Первой студии. Это позволило в сравнительно-короткий срок воспитать уникальный коллектив актеров и режиссеров Первой студии, среди которых были Е. Вахтангов, М. Чехов, С. Бирман и многие другие. Методы Сулержицкого подняли профессии актера, режиссера, театрального педагога на новый, несравненноболее высокий качественный уровень. Со временем педагогическая практика Сулержицкого вышла за пределы профессионального театра и нашла себе применение в различных сферах педагогики, в том числе в гуманистической, личностно-ориентированной педагогике общего школьного образования.
На очередной встрече клуба нащупывались ключевые темы будущей конференции. А пово-дом для разговора стало обсуждение образовательных возможностей детского театрального фестиваля. «Развитие творческой личности в образовательной среде детского театрального фестиваля» — так была сформулирована тема. А примером для затравки разговора стал рассказ о фестивале-семинаре «Пролог — Весна», который уже в девятый раз будет проходить в мае 2012 г. Этот фестиваль — один из тех, где конкурсноотчетной системе противопоставляются концепции творческого сотрудничества и взаимного обучения, принципы совместного лабораторного поиска и коллективной творческой игры. Многие сторонники таких фестивалей присутствовали на этой встрече. Среди них такие видные деятели педагогики искусства, как доктора педагогических наук А.А. Мелик-Пашаев и З.Н. Новлянская, кандидат педагогических наук А.П. Ершова, директор школы № 686 «Класс-Центр» С.З. Казарновский, художественный руководитель ТЮМа С.В. Розов, руководитель общественной организации «Планета Первоцветов» Л.М. Тихомирова. В дискуссии вместе с московскими педагогами дополнительного образования и руководителями детских теа-тральных коллективов приняли в этот раз участие многие деятели культуры, искусства, образования, общественных движений. Среди них Н.Ф. Ершова — заместитель руководителя Центра дополнительного образования Института педагогики и психологии образования ГОУ ВПО «МГПУ»,
Р. Поплавский — художественный руководитель театра «Горизонт» Московского дома учителя, А.А. Московская — директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций Высшей школы экономики, кандидат экономических наук, Е.О. Крылова — генеральный директор НП «Гражданский долг», А. Новикова — социолог фонда «Общественный вердикт», М.Л. Гааз — главный редактор журнала «Я вхожу в мир искусств», И.Н. Овчинников — сотрудник театра «Мастерская Петра Фоменко», А.Н. Гон-чаренко — специалист кабинета детских театров СТД РФ, В.А. Рыжаков — профессор Школы- студии при МХТ. На встречу были приглашены также представители Департамента образования г. Москвы, но они, к сожалению, не смогли откликнуться на приглашение.
Педагоги и деятели системы образования отметили, что фестивали, подобные «Прологу — Весна», приобретают дополнительную актуальность в свете новых стандартов образования, с одной стороны, нацеленных на личностные результаты, не подлежащие цифровой оценке, с другой стороны, сокращающие часы на гуманитарное образование и эстетическое воспитание.
Деятели театра спорили о том, должны ли детские театральные фестивали становиться пло-щадкой предпрофильного образования и отбора.
В. Розов высказал мысль, что это необходимо.
В.А. Рыжаков, напротив, отстаивал идею об игровой природе детского творчества и вреде ранней профессионализации.
Много говорилось о роли критики на детских театральных фестивалях. Неоднократно звучала мысль о том, что обсуждать спектакли необходимо не только с педагогами-режиссерами, но и с детьми. Однако отмечалось, что компетентной критики в этой области, обладающей и искусствоведческими знаниями и психолого-педагогическим тактом, очень мало. Поэтому педагогам стоит воспитывать и такие кадры в собственных коллективах.
Здесь же обсуждался вопрос об отношении непрофильных (не театральных и не педагогиче-ских) СМИ к фестивалям. Отмечали дисбаланс, сложившийся между вниманием, уделяемым фестивалям конкурсно-оценочного типа и фестивалям, являющимся самоорганизующейся средой творческого развития и сотрудничества, не в пользу последних, тогда как оба этих вида деятельности являются по-своему необходимыми и взаимодополняющими. Говорилось о том, что это отношение во многом определяется позициями государства и общества, где установка на рейтинговую систему и состязательность из области бизнеса необоснованно переносится на совершенно иные сферы деятельности.
Представители общественных организаций и движений высказывались о том, как руководители и лидеры детских театральных фестивалей могут и должны налаживать контакты с государством и обществом, что поможет им осознать свое место в современном социуме и получить поддержку.
Все присутствующие отмечали, что встречи в режиме круглых столов и конференций способны сократить разрыв между наукой, искусством, культурой и образованием.
В итоге было решено, что необходимо постараться «дружить фестивалями» и, возможно, содействовать тому, чтобы фестиваль «Юные таланты Московии» в ближайшем будущем видоизменился и стал фестивалем фестивалей, который будет проходить один раз в три-пять лет, собирая на своей площадке участников и организаторов малых авторских фестивалей для обмена творческим опытом. Поделиться соображениями по этому поводу можно на форуме pediskus.blogspot.com/

Татьяна ЗИМАКОВА
Детский театральный журнал № 1, 2012

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования