Общение

Сейчас 426 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Театр! Театр!.. Что перед тобой был для меня и вечноголубой купол неба с своим светозарным солнцем, бледноликой луной и мириадами томно-блестящих звезд, и угрюмо-безмолвные леса, и зеленые рощи, и веселые поля; и даже само море с своей тяжко-дышащей грудью, с своим немолчным говором валов и грустным ропотом волн, разбивающихся о неприступный берег?.. Твои тряпичные облака, масляное солнце, луна и звезды, твои холстинные деревья, твои деревянные моря и реки больше пророчили жадному чувству моему, больше говорили томящейся ожиданием чудес душе моей!..
В. Г. Белинский

Неужели прав Белинский, и деревянное море и холстинные деревья для зрителей спектакля действительно лучше настоящей природы?
Нельзя ответить на этот вопрос, не припомнив несколько примеров из театральной практики.
В Италии (в Дженсано) на берегу Отрантского залива Средиземного моря был когда-то небольшой театр. Задняя стена сцены возвышалась у самого моря, и настоящий морской пейзаж становился иногда фоном для    театрального   действия.
Нужно заметить, что для этого театра были специально написаны пьесы с финалом, рассчитанным на такой натуралистический эффект.
Результат получился неожиданный для устроителей театра.
Море, настоящее море производило в театре на зрителей даже неприятное впечатление, поражая своей «неестественностью». Подобно Белинскому, зрители предпочли бы этому подлинному морю деревянные или холстинные волны, над которыми посмеивались еще в прошлом веке.
Однажды мне пришлось увидеть эти наивные деревянные и холстинные волны в Крумлове, в чешском театре-памятнике XVIII века. После осмотра театрального музея нас пригласили посмотреть спектакль.
На сцене были декорации, написанные ровно 200 лет назад! Нам показали в этих декорациях балет на музыку Моцарта, и театральные деятели XX века — участники международного симпозиума — восторженно аплодировали старинному способу «чистой перемены» декораций без закрытия занавеса и при полном свете.
Буквально за 3—4 секунды дворцовый зал на наших глазах превращался в сад, сад — в храм... Мы были покорены ветхими тряпичными облаками и холстинными стенами двухвековой давности!
А после этого спектакля нас пригласили в парк и показали совсем другой спектакль — в «ультра-современных» декорациях.
Вращающийся амфитеатр был окружен самой настоящей природой. В небе сверкали подлинные звезды, нас обступали угрюмо-безмолвные деревья старинного парка, а перед нами стоял старый, темный дворец — тоже настоящий...
Но вот послышалась музыка, вспыхнули прожектора, и старый парк и дворец превратились в декорации шекспировской комедии «Много шуму из ничего».
И опять большое впечатление оставило «оформление» спектакля. Поразительно красива была листва деревьев, освещенная прожекторами. Так и стоят перед глазами эти могучие деревья  Крумловского парка,  пронизанные театральным светом...
В этой же естественной «декорации» идет в чешском Крумлове целый ряд классических и современных спектаклей — опер и балетов. Меняются только костюмы актеров, да встраиваются необходимые по ходу действия детали.
Итак, не одни холщовые декорации, но и природа может быть сценичной, лишь бы не нарушалась художественная целостность оформления спектакля. В этом весь секрет!
Настоящее море в проеме стены разрушало единство художественного приема оформления и только поэтому не было принято зрителями.
Одну из своих статей художник В. Ф. Рындин озаглавил словами: «Театр — это волшебство». Мы добавим: и романтика.
Своеобразную романтику можно найти в любой профессии, если любишь свое дело, если посвятил ему жизнь. Всякий труд может не только радовать сознанием исполненного долга, но и доставлять эстетическое наслаждение. Всякую работу можно выполнять «красиво». Но, мне кажется, трудно найти такое место, где бы действительно соединялись воедино «физика» и «лирика», где, как в сказке, не было бы ничего невозможного и человек становился бы всемогущим творцом прекрасного, полного неожиданностей мира... А сцена — именно такое место!
«...Из всех человеческих изобретений театр — самое совершенное, самое удивительное и оригинальное изобретение... Театр включает в себя все изобретения человеческого ума», — пишет один из крупнейших режиссеров и актеров Франции — Луи Жуве.
Он пишет о счастье «жить на сцене», об ощущении постоянного трепета творчества, о радости, которую вызывает в нем каждый луч света, каждая мельчайшая деталь, сцена, «даже еще не одетая, загроможденная станками и каркасами декораций». Он наслаждается, глядя на изнанку кулис, заклеенных старыми афишами, оживляемых игрой света сценических фонарей, которые «зажигаются и гаснут, изменяя цвета, пропорции, перспективы»...
Он вспоминает: «Как хороши были ночи, проводимые в спешке и в лихорадке последних монтировочных репетиций спектакля, который состоится завтра — нет, уже сегодня! Ночи, такие долгие и в то же время такие короткие, когда вас опьяняет усталость, когда в спешке и толчее вами овладевает возбуждение, творческий экстаз...»
Сценические чудеса существуют не только в воображении увлеченных своей работой профессиональных служителей Мельпомены, Талии и Терпсихоры.
Возникновение и развитие в нашей стране многих тысяч самодеятельных и народных театров говорит о том, что увлечение сценой — удел не только знатоков.
Сам К. С. Станиславский начинал сценическую деятельность не на профессиональной сцене, а в Обществе любителей искусства и литературы. Но с первых своих шагов в театре он был не только актером и режиссером, но и пытливым исследователем. Это привело его к открытию системы творческого процесса, получившей его имя.
«Какое счастье для нас, актеров, что не Сальери, а Моцарт решил поверить алгеброй гармонию!» — сказал о Станиславском замечательный  актер МХАТа Л. М. Леонидов.

В. С. Барков.
Из книги "Если есть на земле чудесное"

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования