Общение

Сейчас 468 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Проблема создания на русской сцене исторического костюма возникает на рубеже XIX — XX веков. И связано это прежде всего с именем К.С.Станиславского, который в спектакле «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого впервые практически доподлинно реконструировал эпоху, ее интерьеры и костюм. До этого театральные деятели к театральному костюму относились удивительно небрежно. Актеры и актрисы имели свой гардероб, соответствовавший их вкусу, в котором они и выходили на сцену. С появлением режиссерского театра создание сценического пространства и времени в одном ключе — становится нормой. Будучи разносторонне образованными людьми, такие художники как К. Коровин, А. Головин, А. Бенуа, М. Добужинский, В. Дмитриев, С. Судейкин изучали исторические документы и музейные образцы, чтобы на сцене появились образы определенной страны, эпохи, стиля. Знания позволяли им и фантазировать на заданную тему. Так, в костюмах к спектаклю МХТ «Отелло» Александр Головин стилизует исторический орнамент до геометрических фигур, например, ромба, но воплощает в этой форме все богатство рисунка итальянского костюма эпохи Возрождения. В «Женитьбе Фигаро» он, утрируя отдельные детали исторического костюма немыслимым по размерам декором, смешивая краски, имитируя фактуры XVIII века, создает манерную, игривую пластику стиля рококо.
Конечно, мало только изобразить персонаж в эскизе, на бумаге. Он должен в предложенном художником образе появиться перед зрителем. И для этого в помощь художнику–постановщику нужен человек, способный сохранить авторский замысел, соединяя его со множеством взглядов мастеров пошивочного цеха. Таким человеком в Художественном театре была Н. П. Ламанова. Под ее руководством были реализованы костюмы к самым знаменитым спектаклям и не только этого театра. В кино она выполняла роль художника-технолога по костюму, хотя должности такой тогда еще не было. Не было и деления на художников–постановщиков и художников по костюму. Ламанова, по сути, была первой, кто создал театральную технологию изготовления костюмов. Она выработала метод индивидуального подхода к эскизу художника, соответственно художественному образу и замыслу автора. Работая в театральных мастерских над костюмами, в том числе и историческими, она экспериментировала с фактурами, цветом и кроем. После себя она оставила учеников. И в течение нескольких десятилетий театр использовал опыт старых мастеров.
Однако наступил момент, когда подготовка специалистов по театральному костюму стала необходимой. В 1989 году на базе постановочного факультета Школы–студии МХАТ открылось отделение «Художник — технолог по костюму» с уникальной программой, разработанной руководителем отделения, профессором, народным художником России Э.П.Маклаковой.
В продолжении пяти лет, студенты изучают 20 ключевых тем истории культуры, строго придерживаясь хронологии, поскольку все изменения в развитии общества, так или иначе, отражаются на формообразовании костюма разных народов и разных социальных слоев. Практика показывает, что последовательное изучение стилистических, технологических особенностей одежды систематизирует знания необходимые для подготовки художников, работающих с костюмом. Ведь, начиная с древних цивилизаций до наших дней, происходят изменения в стилях одежды. Но если в Древнем Египте, Мессопотамии, Индии, Китае силуэт костюма не менялся тысячелетиями, то темп Европы Средневековья и эпохи Возрождения в развитии моды можно исчислять столетиями. Культура Барокко дает еще большее ускорение развитию модного силуэта, в это время каждые 20–30 лет меняется форма в мужском и женском костюме, в.XVIII веке — через десять лет, в XIX веке смена одного модного платья на другое происходит в 2–3 года, а в конце века и того быстрее. XX век и наше время еще более динамичны — можно в течение одного года проследить смену силуэта, фактур, цвета и т.д.
На отделении работают специалисты по разным направлениям — история западноевропейского и русского народного, аристократического, военного, циркового, балетного, театрального костюма, специалисты по истории вышивки и кружева, тканей, орнамента, обуви и головных уборов.
Программа отделения построена таким образом, что все предметы, включая общеобразовательные, связаны между собой. В студенческих курсовых проектах по реконструкции исторического костюма и композиции совмещается информация по каждому предмету. На определенную историческую тему по учебному плану каждого семестра студенты работают над эскизами костюмов к пьесам или литературным композициям, разрабатывая при этом технологические и экономические решения (цвет, фактура, крой, смета на изготовление), готовые к производству. Возможность изучать самостоятельно любое историческое время была у художников и раньше, благодаря богатому собранию литературы по истории костюма в фондах Российской Государственной библиотеки по искусству, прекрасным коллекциям костюмов в музеях Москвы и Петербурга. Историю костюма в небольших объемах изучали  в художественных и театральных ВУЗах. Однако специального образования, готовящего театрального художника–технолога по костюму до 1989 года не было.
В процессе обучения студенты выполняют макеты костюмов по эскизам  известных художников, что позволяет проверить форму и пропорции, декор и решение фактур в объеме, в натуральную величину, разрабатывают орнаменты исторических тканей и техники имитации их театральным способом. Параллельно студенты слушают теоретический курс лекций по истории украшения тканей, истории кружева, вышивки, истории ювелирных изделий.
Студенты имеют уникальную возможность близко знакомиться с предметами костюма, тканями и аксессуарами прошлого в музеях и библиотеках Москвы, с сотрудниками которых отделение поддерживает постоянную связь. Так. занятия по изучению истории костюма проводятся в Государственной библиотеке по искусству и в отделе костюмов и тканей Государственного Исторического музея, музеев Московского Кремля, в музее Истории Москвы и др., в крупнейших музеях Петербурга, где есть подлинники костюмов. Пользуясь описаниями предметов одежды, изучая и выверяя крой, технику шитья, декора и т.д., студенты, под руководством педагогов, реконструируют исторический костюм, формируют методический фонд. Таким образом, в итоге обучения студенты располагают собранным иконографическим, библиографическим, технологическим материалом по всем темам истории человеческой культуры.
За годы существования отделения здесь собрана своя небольшая музейная коллекция предметов театрального костюма XIX–XX веков. Одновременно студенты получают знания по двум направлениям технологии театрального костюма — сохранение стиля художника и сохранение стиля истории, как это было во времена основоположников Художественного театра.
С первого курса студенты вместе со своими педагогами принимают участие в работе над театральными костюмами на профессиональных сценах, с третьего курса сотрудничают с актерским факультетом, выполняя эскизы костюмов к дипломным спектаклям, ведут научно–исследовательскую работу, занимаются реконструкцией костюмов для музеев.

Екатерина УСТИНОВА, декан постановочного факультета

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования