Общение

Сейчас 617 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Интервью с Александрой Борисовной НИКИТИНОЙ, доцентом, кандидатом искусствоведения, автором лекций по истории театра, активным, игровым и театральным методикам в преподавании дисциплин гуманитарного и эстетического цикла и инициатором фестиваля «Пролог», показало, что взаимодействие режиссеров детского театра с авторами только начинается. Зато как!

Фестиваль существует с 2003 года. На этот раз прошла ли какая-то тема красной нитью по фестивалю?
Для меня и по клубу «Дети — Театр — Образование», и по фестивалю в этом году красной нитью стала тема современной литературы и драматургии в жизни современного ребенка и современного учительства. У меня есть глубокое убеждение, с которым в теории согласится, наверное, любой уважающий себя педагог, что вне современной литературы не существует процесса осмысления собственной жизни, общественной истории, диалога культур, а для растущего человека вне современной литературы нет осознания поколения. И поэтому, когда иногда уважаемые люди говорят: «Зачем ставить ерунду, когда есть Шекспир, Мольер и как минимум Виктор Драгунский?» (Речь о пьесах Екатерины Ткачевой. — Прим. корр.), — они, по-моему, теряют ориентацию в реальности. Без Чехова, который, кстати, провалился на премьере с треском, не было бы и Рощина, и Розова, Володина, и Вампилова...

—    Может быть, это судьба эта новых исторических вещей, что они должны пройти через конфликт?
—    Да, конфликт должен быть, и вещи для этого конфликта тоже должны быть. В этот раз мне очень хотелось, чтобы на сцене присутствовал и современные тексты, а в процессе — реальные живые детские писатели, — и они как никогда прежде присутствовали. И присутствовала Литература как Книга, которую приятно держать в руках. Были спектакли по произведениям Ксении Драгунской, Екатерины Мурашовой, Кати Ткачевой, сборная солянка по стихам современных детских поэтов. Кстати, повесть «Класс коррекции» Екатерины Мурашовой была для меня открытием даже больше, чем спектакль. По удельному весу было очень много недавно ушедшего Сергея Козлова. Была большая творческая встреча с Артуром Гиваргизовым, и мастер-класс для педагогов провела Марина Аромштам. Из года в год издательства «Махаон», «Самокат», «Компас-Гид», «Эгмонт», «Эксмо» и «Аст-Пресс» дарят детям и педагогам фестиваля прекрасные книги, которые становятся фактом их жизни. Поклон им и спасибо.

— Как вам кажется, событием какого уровня для детей является фестиваль?
Фестиваль не только для детей, но и для взрослых — это такая часть жизни, в которой все жизненные линии сходятся в одну точку. Все, чем они до этого как-то серьезно болели: то, что было важно в творчестве, общении, как неотрефлексированный эмоциональный пласт, какой-нибудь профессиональный вопрос, который зреет и в этом горячем и густом бульоне находит возможность разрешения. Фестиваль помогает сформулировать новые задачи и вопросы.
— Интересные новые лица присутствовали в качестве независимых экспертов, расскажите о них...
— В этом году было много новых людей, хотя были и те люди, что с нами всегда (М.Л. Гааз и А.Б. Иняхин). Иное пространство специалистов стало складываться еще в прошлом году, когда мы пригласили в качестве председателя экспертного совета Людмилу Николаевну Тихоновец из Перми, в этом году председателем была Юлия Михайловна Маринова (зав. отделом критики журнала «Театральная жизнь»). Нам показалось, что это очень правильные люди, сложно объяснить — да, они очень профессиональны, в них есть преподавательская жилка, хотя Юлия Михайловна не педагог, она по складу такой человек, который любит опекать кучу детей, которые вокруг все время вьются, главное, в них есть такое качество: они в принципе относятся к детям не как к чему-то далекому, а как к важной части собственной жизни, они понимают по существу что происходит, могут быть в меру резкими и в меру проникновенными. С девочками из «Крупенички» (первый-второй класс) у них, например, были философские беседы. С третьей стороны, и к педагогам они относятся не как к диковинке, не как к врагам, не как к святым — это делает разговор конструктивным. Константин Викторович Розанов (главный художник «Класс-центра» и «Московского театра Луны») в этом году был как-то кровно заинтересован в происходящем: ему почему-то было жизненно важно, чтобы это происходило и происходило по существу. Варламова Светлана Арнольдовна (МГУКИ), замечательный специалист, был приглашена в этом году. И она, и другие специалисты говорили, что для них это было личностно значимо, не формально, а по существу, что, увидев этих детей, они поняли, что у страны есть будущее.

 - Расскажите немного о клубе «Дети — Театр — Образование». Как в нем отражаются темы фестиваля?
Клуб — пространство не интенсивного, но спокойного регулярного общения. На фестиваль не могут попасть все, хотя мы приветствуем гостей, он не безграничен. А здесь мы рады каждому. Хотя никогда не бывает, чтобы одна и та же встреча была одинаково интересна всем — у каждой складывается свой контингент. Наша базовая площадка — школа № 1409 с залом на 350 мест, — и если ты читаешь на сайте клуба объявление о мероприятиях, то можешь смело присылать заявку и вписать туда, сколько ты хочешь привести детей. На мероприятия клуба могут ходить любые педагоги (не обязательно театральные), родители, дети. Программа делится на несколько блоков (подпрограмм).

Мастерские по предметам. Актерскому мастерству, хореографии — в этом году вел Олег Глушков, — искусству мюзикла — проводилась двухдневная мастерская, по сценической речи, особая мастерская по истории театра совмещается с другими программами — в прошлом году мы попробовали сделать игру с выездом в город Королев про историю русского театра в Государевом Дворе, 24 сентября 2011 г. будем делать эту игру на Государевом Дворе в Измайлове, будем и дальше делать такие программы вместе с МГПУ, в том числе на иностранных языках, например, будем играть в Правила Шекспира в этом году).

Программа «Авторские методики» — это встреча с Мастером.

В этом году завели программу «Посиделки»: в декабре была встреча в кафе с детскими писателями, на следующий год заявлены композиторы.
Программа «Большой спектакль» — это отобранные, качественные, спорные работы, после которых затевается профессиональная дискуссия.
«Маленький Спектакль» — программа Юлии Николаевны Рыбаковой — это либо очень ма-ленькие дети, либо коллективы первого года обучения, либо педагоги, которые только начали заниматься, «инкубаторская» программа. В ней нет конкурса, принимаются работы от 3 до 15 минут. Здесь происходит воспитание зрительской культуры, когда малыши понимают, что смотреть других — это не наказание. Методика отработана: начинаем мы с того, что выясняем, какого зрителя дети хотят видеть. Затеваем такую игру: важно ли, какой зритель в зале (а наговаривают они много и активно)? Объявляем, что сегодня будем выяснять, кто самый лучший зритель (самому лучшему у нас полагается приз). Последний раз была коробка с брелочками, всегда что-то есть и «про запас», ну, и от вопросов на элементарное внимание до понятийных вещей — «как вам кажется, чем отличается этот спектакль от остальных?» («там общались словами, а тут — телом», например). Ирина Сергеевна Есина торжественно записывает на планшете, кто сколько раз ответил на глупые вопросы, и главные призы выдаются самым активным, внимательным, культурным и т.д. Это все способствует ощущению праздника, радости.
Отдельная важная программа, которую курирует Ирина Есина, — «Литературная гостиная».

В разговор включается Ирина Есина:
— В конце каждой «Литературной гостиной» мы проводим блицопрос, на какую тему хотим провести следующую: в этом году дети захотели Чехова. Эксперимент, конечно, мы хотели пос-мотреть, что делается «на грани» чтецкого материала и спектакля. И еще нас очень интересует современная литература, какой режиссерский подход можно найти не в пьесах, а именно в прозе и поэзии.

Максим Змиевский, руководитель «Академии Хухры-Мухры» (театральная студия из г. Краснознаменска), рассказывает о своем участии в фестивале (помимо шефства над своим коллективом и организации показа «Полосы отчуждения» — спектакля по мотивам пьесы Екатерины Ткачевой «Мой маленький Бог)»:
Меня никто не озадачивал, как мне «найти себя» на фестивале. Я помогал с монтировками, светом, звуком, мастер-классов в этом году не вел. Помогал делать закрытие фестиваля: капустник мы с детьми делали вместе.

Не всем фестивалям удается в конце сплотить команды, которые до этого были не знакомы. Как вы думаете, в чем секрет «Пролога»?
— Секрета нет: очень теплая атмосфера на фестивале. Важно: у детей нет отношения к коллегам какого-то особенного — подобострастного или, наоборот, как к конкурентам. У большого количества коллективов приличный опыт участия в таких фестивалях, и они умеют выходить на конструктивную позицию, быть толерантными по отношению друг к другу. Неофициальная фор ма общения задается уже на открытии. К творческому процессу на мастер-классах новички присоединяются спокойно: они видят товарищей из других коллективов, которые творят, общаются с педагогом на равных, способны генерить творческие идеи.

В капустнике дети могли и поиронизировать над педагогом...
Педагоги с чувством юмора, наверное. Да все почти и принимали участие: помимо меня и Иры из нашего коллектива еще пятеро — Катя Бурдова, Марина Бахтина, Полина Печенкина, Лена Ускова и Таня Лисичкина еще ходила между всеми площадками, включалась в процесс.
Были ли какие-то открытия для вас на фестивале?

Катя Бурдова взяла в «Коммунарке» малышню в этом году, и вдруг так здорово получилось, живо, задорно («Коммутеатр» представил на сцене ЦДТ «На Вадковском» свой первый спектакль. — Прим. корр.). Замечательный пермский коллектив «Код». Первый раз в жизни у меня присутствовал драматург на работе (Екатерина Ткачева. — Прим. корр.). Если конкретизировать, то лучше обратиться к нашим статьям друг о друге, где мы с Катей Ткачёвой расставили все точки над i.

Было ли заранее спланировано такое ударное присутствие Екатерины Ткачевой на фестивале?
Нет, это было смешно, я случайно узнал, что моя однокурсница Наталья Набатова привезет «Свечку». Вокруг Ткачевой я на самом деле несколько лет ходил и облизывался.
— О чем пьеса, как ребята определили для себя?

— Я на такой разговор с ребятами не выхожу. Как только они для себя что-то словами проговорят, уже и спектакль неинтересно играть. Спектакль же должен быть как какой-то поиск. А что с ними произошло, будет видно в следующей работе: шагнули ли они духовно как-то над собой...

Будем неизбежно возвращаться к разговорам об этой постановке... По внешней линии их здесь порадовало, что можно поиграть обычных дворовых ребят, что у каждого появилась роль на длительное проживание: это было для них очень новое. Понятно, что в нашем обществе это нерешенная проблема, когда родители не слышат детей, пытаются ребенка включить в свои представления о социуме. Часто с этим сталкиваюсь: «Так, быстро домой, ты у меня больше гулять не пойдешь никогда», — вещь № раз — гулять дочь пойдет, и, значит, мамины слова всерьез принимать нельзя — то есть ложь — это правила игры в этом мире. Ребенок приучается выставлять родителям ту картинку, которую они хотят видеть, а когда живое начинает прорываться, родители начинают пугаться и пытаются заталкивать все это обратно и следующая за тем страшная вещь — когда ребенок начинает мстить уже в зрелом возрасте.

Беседовала Алена Михайлова

Детский театральный журнал №2, 2011

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования