Общение

Сейчас 635 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

  • superuser49673
  • superuser41384
  • superuser91485

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Сценарий посвящен __-летию Великой Победы. Действующие лица: Солдат, Ровесник, Музыкант, Поэт, Композитор.
В углу сцены стоит стол, освещенный лампой (хорошо бы керосиновой, если разрешат пожарные), перед столом — табурет, за столом сидит молоденький Солдат в военной форме. Он пишет гной дневник.
Солдат. Из дневника солдата Анатолия Лякина: «Решил я опять сюда заглянуть, а то что-то редко стал записи делать. Дела мои идут хорошо. Я себе достал книги — алгебру и геометрию, сижу теперь над ними, когда есть время. Это очень интересно, а в школе, наоборот, не знал, куда от них деться... Тут на днях задумался: а что я буду делать после войны? Я же только и умел на гражданке, что учиться в школе...»
Ровесник. Кто тут опять про школу? Неужели не надоело? Привет, старик. Ты вроде не из нашей школы? Что-то я тебя раньше здесь не видел... И одет ты как-то странно, весь военизированный. Хиппуешь, что ли?
Солдат. Что? Простите, я не понял.
Р о в е с н и к. Странный ты какой-то. Зови меня на «ты», мы же, кажется, ровесники. Тебе сколько лет?
Солдат. Восемнадцать.
Ровесник. А мне семнадцать. Сейчас перемена или урок уже начался, ты не в курсе?
Солдат. Сейчас? Сейчас — война...
(Внезапно начинает звучать песня «Священная война» — муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача, один-два куплета.)
Ровесник (после того как отзвучала песня). Я ничего не понимаю! Кто ты? Где мы?
Солдат. Я и сам сначала ничего не понял, пока календарь не увидел... Сначала подумал, что меня уже убили, потом — что сошел с ума... Ущипнул себя — вроде не сплю... Последнее, что помню, взрыв — дальше тишина... Ну, здравствуй, потомок!
Ровесник. Невероятная история... Потомок... Я — потомок?.. Да ты же мой ровесник!
С о л д а т. Я родился в 1925 году.
Ровесник. А может, я сошел с ума? Да нет, вроде все в) порядке. Ты прости, может, мне тебя на «вы» называть?
Солдат. Почему? Ведь мы и вправду ровесники, во всяком случае, сейчас.
Ровесник. Слушай, расскажи мне о войне, а? Там правда так страшно, как пишут? Все время стреляют и бросают бомбы?
Солдат. Там очень страшно. Но бывают такие моменты... Как бы тебе объяснить... Когда устаешь бояться, понимаешь? И вот тогда нет ничего лучше, чем запеть.
Ровесник. Петь? На войне? Не понимаю...
С о л д а т. И не дай Бог тебе понять. Ты вот знаешь какие-нибудь песни военных лет?
Ровесник. Сейчас... Вспомнил, что-то про платочек...
Солдат. Молодец. А ведь перед тем как появилась эта песня, на этот мотив пелась совсем другая:

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.

(На сцену выходит Композитор.)
Композитор. Ив этом нет ничего страшного, молодые люди. А до того, как стать песней о начале войны, это был сентиментальный вальс композитора Г. Петербуржского на слова Я. Галицкого и М. Максимова под названием «Синий платочек». Вот такие метаморфозы произошли с этой незатейливой, но очень душевной мелодией. Множество слов написано на нее. Вот, например, такие...
(На сцену выходит Поэт.)
Поэт.
И вот, в бою,
Под разрывами мин и гранат,
Мелькаешь, как птичка,
В синих петличках —
Девушки скромный наряд.

А вот и совсем другая песня (все они поются на мотив известной песни):

Кончилась схватка на сопке,
Враг отступает вдали.
Ты на коленях
В глубокой воронке
Раны завяжешь мои.

В различных фольклорных архивах хранится бесчисленное количество фронтовых вариантов «Синего платочка», большинство их анонимно. Огромную известность приобрела эта песня в исполнении великолепной Клавдии Ивановны Шульженко, спевшей «Платочек» чуть ли не на всех фронтах Великой Отечественной. Давай и мы послушаем, а лучше — и споем все вместе, кто знает слова:
(Звучит песня «Синий платочек».)
Композитор. Прошу прощения, что вторглись в вашу беседу, но уж больно ситуация необычная...
П о э т. Да уж, прямо скажем...
Ровесник. Простите, а вы из какого времени? Даже спрашивать как-то страшно...
П о э т. А мы — вне времени. Ведь настоящая поэзия и настоящая музыка нужны во все времена. Как, впрочем, и настоящие герои, как вот этот молодой человек.
Солдат. Да ну, какой я герой... Я даже и совершить-то ничего не успел, не то, что мой брат...
Ровесник. А что сделал твой брат?
Солдат. Если хотите, я прочту вам строки из своего дневника.
«19 августа 1943 года. Сейчас меня тревожит одна мысль: где Шура, что с ним? Да живой ли он? Не хочется думать, что он уже не увидит никого: ни маму, ни папу, ни меня... Но и утверждать , что он живой, тоже с уверенностью нельзя — он был в таких горячих местах... Нет никакой гарантии, что и я останусь живой.
26 августа 1943 года. Сегодня получил письмо из дома... Шура убит. Похоронен он в станице Крымской 9 августа 1943 года. Ведь он только на два года старше меня и жизни как следует мы с ним еще не видели... Он погиб в атаке».
Как видите, мой брат сделал величайшее, что может сделать человек, — он просто отдал жизнь во спасение Родины...
Простите, товарищ Композитор, а нельзя, чтобы в память о моем брате и обо всех, погибших на фронтах войны, прозвучала какая-нибудь хорошая песня тех лет?!
Композитор. Спасибо тебе, Солдат... Слушай песню.
(Звучит песня «В лесу прифронтовом» — муз. Б. Мокроусова, сл. М. Исаковского.)
Поэт. Были песни, замечательные, должен сказать. Очень жаль, если молодое поколение уже не помнит их. Ведь эти песни — наша память, а без памяти жить невозможно... Но были и прекрасные стихи, я думаю, нелишне их сегодня вспомнить:

А мы такую книгу прочитали...
Не нам о недочитанном жалеть.
В огне багровом потонули дали    _
И в памяти остались пламенеть.
Кто говорит о песнях недопетых?
Мы жизнь свою, как песню пронесли...
Пусть нам теперь завидуют поэты:
Мы все сложили в жизни, что могли.
Как самое великое творенье,
Пойдет в века, переживет века
Информбюро скупое сообщенье
О путь-дороге нашего полка.
Сергей Орлов

Ровесник. Замечательные стихи! А вы зря говорите, что молодежь не помнит о войне. Это смотря какая молодежь. В ваши времена, я уверен, тоже бывали всякие... А вот послушайте тоже песню, лично у меня от нее просто мурашки по коже.
(Звучит «Песенка о пехоте» Булата Окуджавы.)
Солдат. Конечно, песня замечательная. Да и Окуджава из наших, из фронтовиков... Он это все на себе испытал, знал, о чем пишет...
Ровесник. Да, Булат Окуджава воевал и воевал немало. А что ты скажешь о Владимире Высоцком? Ему-то возраст не позволил взять оружие в руки, но такое впечатление, что он «вращал землю» все эти сороковые-роковые годы. Вот, послушайте:

Я — «ЯК»-истребитель, мотор мой звенит,
Небо — моя обитель,
А тот, который во мне сидит,
Считает, что он — истребитель.
В этом бою мною «юнкере» сбит,
Я сделал с ним, что хотел.
А тот, который во мне сидит,
Изрядно мне надоел.
Я в прошлом бою навылет прошит,
Меня механик заштопал.
А тот, который во мне сидит,
Опять заставляет в штопор.
Из бомбардировщика бомба несет
Смерть аэродрому,
А кажется, стабилизатор поет:
«Мир вашему дому».
Вот сзади заходит ко мне «мессершмитт»,
— Уйду, я устал от ран.
Но тот, который во мне сидит,
Я вижу, решил на таран.
Что делает он — вот сейчас будет взрыв,
Но мне не гореть на песке.
Запреты и скорости все перекрыв,
Я выхожу из пике.
Я — главный, а сзади — ну, чтоб я сгорел —
Где же он, мой ведомый?
Вот он задымился, кивнул и запел:
«Мир вашему дому».
И тот, который в моем черепке,
Остался один и влип.
Меня в заблужденье он ввел и в пике
Прямо из мертвой петли.
Он рвет на себя, и нагрузки вдвойне.
Эх, тоже мне, летчик-ас.
Но снова приходится слушаться мне,
И это в последний раз.
Я больше не буду покорным, клянусь,
Уж лучше гореть на земле.
Ну что ж он не слышит, как бесится пульс:
Бензин — моя кровь — на нуле.
Терпенью машины бывает предел,
И время его истекло.
И тот, который во мне сидел,
Вдруг ткнулся лицом в стекло.
Убит он, я счастлив, лечу налегке,
Последние силы жгу.
Но что это, что? Я в глубоком пике
И выйти никак не могу.
Досадно, что сам я не много успел,
Но пусть повезет другому.
Выходит, и я напоследок спел:
«Мир вашему дому!
Мир вашему дому!»

Солдат. Как будто он сам был этим ЯКом... Просто не верится, что Высоцкий не воевал...
Композитор. За свою долгую литературную жизнь поэт А. Сурков написал немало стихотворений, которые, как казалось ему самому, могли стать песнями. Но скажите-ка мне, какие из песен А.Суркова вы могли бы сейчас назвать? Пожалуй, только одна осталась на долгие годы в нашей памяти и в наших сердцах. И секрет этой необыкновенной песни, может быть, как раз в том, что она не писалась для пения. Да и вообще не предназначалась для публикации. Это письмо. Частное, личное письмо к любимой женщине. Сам поэт вспоминал об этом так: «Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строчек из письма жене. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью, после тяжелого боя, пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков».
Как видим, это не просто письмо. Оно написано сразу после того, как смерть была наверняка ближе, чем за четыре шага. Может быть, потому что смерть отступила, поэт так благодарен жизни... За то, что она есть, за этот потрескивающий огонь в землянке, за смоляную слезу, за друзей, играющих на гармони, и за самое светлое чувство, переполняющее сердце нежностью и грустью, тревогой и теплом. И он спешит сказать любимой «о своей негасимой любви» и тем поблагодарить ее и саму жизнь, саму судьбу...
(Звучит песня «В землянке» — муз. К. Листова.)
Солдат. Знаю эту песню. Мы ее часто напеваем, когда у нас затишье. «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага...»
Из письма подпольщика Ивана Харитоновича Козлова из тюрьмы товарищам:
«...Надвигается Новый год. Это — страшная дата, от которой коробит, выворачивает мою душу. Каждый упущенный день оставляет в моем сердце тяжелый осадок...
Вчера корреспонденции от вас не получил. Случившегося поправить ничем нельзя. Правда, очень тяжело терять близкого человека. Но чем вы можете помочь? Слез не надо. К черту слезы. Гибнут миллионы, а чем мы лучше их? Не надо отчаяния. Не надо слез.
Эх! Жить чертовски хочется! Мстить этим варварам — вот что нужно делать. Ну, если бы мне удалось... Жить, жить! Вот как хочется! Да не прятаться за спину товарищей, а с оружием в руках, в ежедневной борьбе с ненавистным врагом — в этом вся прелесть и вся цель моей жизни.
Горячий привет живым... Привет друзьям, товарищам...»
После двух месяцев пыток и допросов Иван Козлов был казнен.
Поэт.
Нас не нужно жалеть, ведь и мы
никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом,
Как пред господом Богом, чисты.
На живых порыжели от крови и
глины шинели,
На могилах у мертвых расцвели
голубые цветы.
Расцвели и опали... Проходит
четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы
молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали
счастья ремесел,
Нам досталась на долю нелегкая
участь солдат.
У погодков моих ни стихов,
ни любви, ни покоя —
Только сила и зависть. А когда
возвратимся с войны,
Все долюбим сполна и напишем,
ровесник, такое,
Что отцами-солдатами будут
гордиться сыны.
Пусть живые запомнят, и пусть
поколения знают
Эту взятую с боем суровую правду
солдат.   
И твои костыли, и смертельная
рана сквозная,
И могилы над Волгой, где тысячи
юных лежат, —
Это наша судьба, это с ней мы
ругались и пели,
Подымались в атаку и рвали
над Бугом мосты.
...Нас не нужно жалеть, ведь и мы
никого б не жалели.
Мы пред нашей Россией и в трудное
время чисты.
Семен Гудзенко

Ровесник. Потрясающие стихи...Нет, правда... Давайте послушаем еще Высоцкого, согласны?
(Звучит песня В. Высоцкого «Он не вернулся из боя».)
П о э т. А скажите, пожалуйста, вам ничего не напоминают вот эти строки:

Эй ты, песня, песня огневая,
Выжигай дотла фашистский сброд,
Чтоб не смела вражья сила злая
Лазить в наш советский огород.
И летят снаряды в тьму густую,
И огнем окрашен небосвод.
Пусть услышат «девушку простую»,
Пусть запомнят, как она поет!
Ровесник. Что-то знакомое, а вспомнить не могу...
Поэт. А вы, любезный Композитор?

Композитор. Минуточку, минуточку... Вот про «девушку простую» что-то очень знакомое... Позвольте, но ведь это же знаменитая «Катюша», но слова-то другие!
Поэт. Вот именно. Если собрать все песни о «Катюше», созданные за время Великой Отечественной, то получится целая поэтическая энциклопедия, где поется про женщину и в тылу, и на фронте, и в оккупации, и в партизанах. Разнообразие чувств, мыслей, переживаний в этих «Катюшах» просто потрясает. Вот вам некоторые варианты известной песни:

Катя слово раненому скажет,
Так, что в сердце песня запоет.
Катя раны крепко перевяжет,
На руках из боя унесет.
Ой, ты Катя, девушка родная,
Сто бойцов спасла ты из огня,
Может, завтра, раненых спасая,
Из огня ты вынесешь меня.

Композитор. Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. А песней оно стало в следующем — 1939-м. Поэзия тех лет остро переживала состояние приближающейся войны. Николай Тихонов пишет тогда свои строки:

Я хочу, чтоб в это лето,
Лето, полное угроз,
Синь военного берета
Не коснулась ваших кос...

Война коснулась прекрасных кос русских женщин... И пошли гулять по стране самые разные «Катюши», нежно любимые всем народом.
Вот, например, один довоенный вариант песни — из письма пограничника:

Не забыл тебя я, дорогая,
Помню, слышу песенку твою.
И в дали безоблачного края
Я родную землю берегу.
Не забудь и про меня, Катюша,
Про того, кто письма часто шлет,
Про того, кто лес умеет слушать,
Про того, кто счастье бережет.

Как сказал поэт-фронтовик Александр Прокофьев, «чтоб ненависть била сильнее, давай говорить о любви». И верно, любовь словно дарила солдатам защиту, надежду и веру.
(Можно предложить спеть всем песню «Катюша» — муз. Блантера, сл. М. Исаковского.)
Солдат. Иосиф Уткин погиб в авиакатастрофе в 1944 году, но стихи его и сейчас трогают наши сердца:

На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен — к переднему краю
Прорвется такая любовь.
...Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят, но тот, кого помнят,
Как дома — и в дыме войны.
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем й письма, как летопись боя,
Как хронику чувств перечтем...

Звучит песня «Случайный вальс» («Ночь коротка, спят облака» — муз. К. Листова, сл. Е. Долматовского.)

Ровесник. Почему я раньше не слушал эти песни? Я родился гораздо позже окончания войны, но чувство у меня такое, будто я сам воевал и пел их на фронте, честное слово... Прямо в душу проникают.
Поэт. А сейчас вы услышите песню, которая одно время была запрещена к исполнению за якобы пессимистическое настроение, не свойственное солдату-победителю. По-моему, это глупость. А песня... Впрочем, послушайте сами.
(Звучит песня «Враги сожгли родную хату» — муз. Б. Мокроусова, сл. М. Исаковского в исполнении Марка Бернеса. Если песню не найдете, прочтите стихами.)
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат — и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя-мужа своего.
Готовь для мужа угощенье,
Накрой в избе широкий стол, —
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел...»
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.
Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.
«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам...»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил — солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил...»
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.

Солдат. Что тут еще скажешь... Хорошая песня. Братцы, а Победа? Я же из сорок второго, что же мне сказать там своим? Когда будет Победа? Скоро ли?
Ровесник. Да нет, брат, еще не очень скоро. Фашистская Германия капитулировала в 1945 году. День Победы мы празднуем 9 Мая. В этот день мы говорим «спасибо» всем ветеранам, всем солдатам и генералам, всем поэтам и композиторам, всем женщинам, прошедшим по огненным дорогам войны. Нет таких слов и наград, которые были бы достойны вас, дорогие наши...
Поэт. Спасибо вам от всех живущих ныне на Земле. Композитор. Вечная память тем, кто не дожил до этого прекрасного дня, но сделал все для того, чтобы он наступил.
Солдат. А нет ли у вас хорошей песни о Победе? Я бы спел ее своим товарищам на фронте и рассказал о вас, потомки вы мои дорогие, рассказал о том, что мы не забыты.
Ровесник. Слушай, брат, песню о Дне Победы и счастливо тебе... Выживи, ладно?
(Звучит песня «День Победы» — муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.)

Конец.

Использованная литература
Высоцкий В. Стихи и песни.
Лицом к Победе. Сборник стихотворений. М.: Современник, 1985.
Литература в школе. 1995. № 1.
Окуджава Б. Стихотворения. М.: Советский писатель, 1985.

Л.А.Побединская

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования