Общение

Сейчас 449 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Э.И. Гуткина — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник института художественного образования Российской академии образования

ВВЕДЕНИЕ

Считается, что современный человек равнодушен к поэзии. Между тем, огромное количество людей пишут лирические стихи – об этом свидетельствует хотя бы то, что на каждый конкурс присылают свои произведения десятки тысяч авторов. Это означает, что пишут их миллионы. В то же время поэтические сборники и классиков, и прекрасных современных поэтов расходятся тиражом максимум в пять тысяч экземпляров. Иначе говоря, люди, которые, с одной стороны, стремятся с помощью лирического творчества внести гармонию в свой внутренний мир, с другой – отказываются от обретения этой гармонии через чтение стихов. Явление это, безусловно, имеет множество причин.  Главная, однако, с нашей точки зрения, состоит в том, что процесс художественного творчества и художественного восприятия имеет разное личностное наполнение. Пишущий стихи человек выражает себя, т.е. делает то, к чему в той или иной форме стремятся современные люди. Читающий стихи откликается на поэтическое самовыражение другого, становится,  по выражению А.А.Ахматовой,  «Поэта неведомым другом», а это, увы, не каждому нужно, да и не каждому по силам, поскольку  общение в процессе восприятия  лирической поэзии совершается на очень глубоком  уровне. Это уровень художественного, т.е. адекватного восприятия лирических произведений, способность к которому формируется уже в детстве.     Чтобы она – хотя бы в самых общих чертах – сформировалась, работа по  руководству поэтическим чтением школьников должна способствовать  максимальному развитию детей в этой области. В соответствии с  идеями   Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, такое развитие становится возможным лишь тогда, когда педагог помогает ученикам осваивать  наиболее существенные  свойства лирики в  органичной для этого процесса форме.
В российской школе, начиная с XIX в., господствует  упрощённое представление о лирике  и, соответственно, её художественном восприятии.  Считается,  что главная отличительная черта лирического стихотворения – это наличие в нём множества  тропов, т.е. метафор, сравнений и других  образных выражений, которые затрудняют его понимание. Приверженцы такого подхода- М.В. Голованова, В.Г. Горецкий и Л.Ф. Климанова, Г.М. Грехнёва и К.Е. Корепова, Л.А. Ефросинина и др. – убеждены в том, что основу работы с лирикой   должно составлять объяснение этих выражений детям. Такое – «объяснительное» – чтение не позволяет маленьким читателям  проникнуть в  эмоционально-эстетическую целостность стихотворения, которая представляет собой его главное  свойство.
Постижению именно этого свойства детьми посвящены исследования И.З.Белобровцевой, Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской, В.А.Левина, Л.Е.Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко, результаты которых  стали  применяться на практике,  начиная с 80-х гг. прошлого века. Однако  эти авторы не учитывают в своей работе других,  весьма важных,  особенностей  как самого лирического стихотворения, так и  процесса его восприятия.
Поэтому цель проведённого нами исследования заключалась в том, чтобы создать  для начальной ступени художественного воспитания детей новую систему работы с лирическими произведениями.
Основу  исследования составила теория  художественного творчества и восприятия  М.М. Бахтина. Эта теория объясняет поэтическую природу лирики и позволяет с учётом исследований по поэтике Ю.Н. Тынянова, Э.К. Розенова, Ю.М. Лотмана,  Г.О  Винокура и других учёных  выделить наиболее существенные свойства  лирического стихотворения.
Содержатся  в этой  теории и глубокие размышления о специфике   восприятия лирической поэзии. Их естественным дополнением стали  для нас труды  по психологии художественного  восприятия таких исследователей, как  Л.С.Выготский, Б.М.Теплов,  Б.С. Мейлах и др. Изучение  всех этих работ  привело к определению той формы, в которую наиболее органично отливаются  впечатления  от чтения лирики.
Однако этого было недостаточно для  того, чтобы создать эффективную методику интересующей нас  работы.
Любая учебная деятельность основывается, с одной стороны, на целях образования, а с другой – «на характере и возможностях психической деятельности школьников»[2, с.163]. В нашей области это означает, что, приобщая младших школьников к  художественному восприятию лирики, необходимо учитывать особенности  и возможности освоения детьми произведений этого рода.
Исследователи, которые  занимаются данной проблемой, исходят, в основном, из  параметров взрослого восприятия. Это позволяет им прийти к  выводу о том, что психологические особенности младших школьников  мешают им адекватно воспринимать лирическое произведение.
Между тем,  ряд авторитетных исследователей  детского  восприятия – А.В. Запорожец,  П.А. Рубцова, Л.Н.Рожина  и др. – считают  «взрослый» подход к нему  недостаточно корректным.
Наиболее ярко это течение научной мысли представлено в трудах Л.И.Беленькой, которая показывает, что младшим школьникам  свойственно качественно своеобразное, но несомненно художественное восприятие  литературных произведений. Однако выводы, сделанные ею, вытекают, в основном, из  работы со сказками, рассказами,  повестями. Поэтому важнейшая задача  нашего исследования  заключалась в том, чтобы выявить специфику  художественного восприятия  младшими школьниками лирических произведений.
Результаты этой работы, объединённые с результатами теоретических  штудий, позволили  разработать такую систему приобщения детей к  искусству художественного восприятия лирики, которая позволяет реализовать в этой области их значительный читательский потенциал.   
Исследование проходило с 1981  по 2001 гг. в школах и библиотеках Москвы, Челябинска, Саратова, Воронежа и соответствующих областей. Им было охвачено около 1000 детей.
Материалы этого исследования и составили основу предлагаемой книги. Она предназначена прежде всего для руководителей детских читательских  и литературно-творческих кружков. С её помощью можно проводить уроки внеклассного чтения. Книгу могут использовать и библиотекари для работы с читателями, и руководители кружков общеэстетического  развития, и  те родители, которые хотят, чтобы  их дети любили  читать стихи.
Исследование могло бы не состояться,  если бы не помощь многих и многих людей.  Работа была начата  в Московском  доме детской книги издательства «Детская литература», среди сотрудников которого автор всегда находил понимание и поддержку. Это относится прежде всего к директору Дома Н.А.Пильник, заместителю директора И.С.Балаховской, заведовавшим в разные годы кабинетом критики и читательских интересов З.Д.Короза, и Е.П.Малаховой, редакторам Э.Ф.Сандаловой,  И.И. Леви, З.П.Смирновой, Г.В.Антиповой Е.П. Малаховой, О.Б.Корф, Е.Н. Горшуновой, Г.И. Трухачёвой, Е.А.Ручимской, И.Л. Жуковой,  О.С. Ильинской, работникам детского читального зала И.А.Петрихиной, В.Т.Бурыкиной и А.Ю Семериковой.
Организовать сбор материала на этом этапе  помогли директор Воронежской областной детской библиотеки Т. А. Ерцева и директор Челябинской областной  детской библиотеки  Н.А. Капитонова.
Исследование было продолжено в Институте художественного образования Российской академии образования. Здесь большую помощь как в  административном, так и в содержательном плане автору оказали  директор института Л.В. Школяр, заведующая лабораторией литературы  Э.И. Иванова и секретарь учёного совета Л.М.Баженова.
Существенные соображения по методологии исследования  высказали сотрудники лаборатории литературы А.М.Гуревич, Н.Д. Тамарченко,  Л.Е.Стрельцова,  Л.И.Сараскина,  В.П.Сомов.
Значительным подспорьем в работе стали критические замечания Н.И.Гуткиной, экспертная оценка материала, которую провели Л.И.Беленькая и З.Н.Новлянская, а также его статистическая обработка, сделанная В.В. Печенковым и Е.В.Печенковой.
Педагогический эксперимент был осуществлён с помощью московских  учителей Л.Я. Гордеевой (шк. №128),  Т.И.Дергуновой (шк. №67),  Н.А.Лебедевой  (шк. №600).
Всем этим людям – глубокая  благодарность.
Э.И. Гуткина

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования