Общение

Сейчас 379 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ

Маленькая Баба-Яга
Любовь без дураков
Шоколадная страна
Три слова о любви
Руки-ноги-голова
Снежная королева
Лоскутик и Облако
Мальчик-звезда
Кошкин дом
Сказочные истории об Эдварде Григе
Матошко Наталия. Серебряные сердечные дребезги
Северский Андрей. Солдат и Змей Горыныч
Галимова Алина. Кошка, гулявшая сама по себе

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


II глава. Воспитание маленького читателя

Посредник

За наивным и непосредственным «нравится» открывается интересный и сложный мир эстетических оценок и переживаний маленького читателя. Мир этот качественно отличен от эстетического сознания взрослого. Детские эстетические переживания носят еще недостаточно дифференцированный характер, мало осознанны ребенком и с трудом поддаются выражению в слове. Но это уже эстетическое отношение к книге. И самое драгоценное его качество – соединение непосредственной эмоциональности с возможностью мотивации своего отношения к художественному образу, способность стать вне изображенных событий, не отрываясь от образной ткани произведения, мышление «в русле» самого художественного образа.
Ребенок способен к полноценному творческому восприятию литературного произведения, если само это произведение, сам художественный образ отвечает его потенциальным возможностям. Если художественный образ книги отвечает возможностям детского восприятия, «сделан» в русле детского восприятия, то даже сложное по своей глубине литературное произведение может быть воспринято детьми.
Таким образом, предпосылки для полноценного эстетического восприятия книги кроются и в возможностях читателя, и в самой детской книге, в специфике ее художественного образа.
Но даже в том случае, когда писатель сознательно или интуитивно учитывает в своем творчестве особенности детского восприятия книги, маленький читатель может воспринять ее неверно или недостаточно глубоко, если он останется один на один с книгой.
Своеобразие отношения восьми-, девятилетнего ребенка к книге требует особого руководства со стороны педагога, особой системы воспитания читателя. Роль руководителя детского чтения – учителя, библиотекаря, родителей – сложная роль. Без педагогического воздействия взрослого возможности эстетического восприятия ребенка могут остаться свернутыми, нераскрытыми. Но это педагогическое воздействие очень своеобразно. Строго говоря, самый термин «воздействие» может быть здесь использован с очень большой оговоркой. В сущности, когда речь идет о руководстве восприятием художественной литературы, мы не можем говорить о прямом педагогическом воздействии взрослого. Сама специфика воздействия литературы как искусства слова противоречит этому.
Общение читателя с книгой – будь то взрослый или ребенок – всегда индивидуально. Одно и то же литературное произведение вызывает у разных читателей свои представления, свои чувства, мысли, настроения. Это закономерно, именно в этом проявляются особенности взаимодействия субъекта и объекта искусства – читателя и книги.
Творческая активность, самостоятельность чувства в мысли – вот основное в полноценном эстетическом восприятии художественной литературы.
Педагог помогает ребенку прояснить, углубить и выразить мысли и чувства, возникающие при чтении. Но он не может давать ребенку уже готовые эстетические оценки, не может подменять чувства и мысли ребенка, вызванные книгой, своими чувствами и мыслями, пусть даже эстетически верными и выраженными в доступной для маленького читателя форме. Это не развивает, а подавляет творческую мыслительную активность читателя.
Воспитание «талантливого читателя» невозможно без опоры на те мысли, переживания, настроения, которые вызвала книга у ребенка. Поэтому педагог в руководстве эстетическим восприятием всегда должен идти от ребенка, от его особенностей восприятия. Но, в равной степени, он идет и от книги, ее художественного своеобразия.
Руководитель чтения – это посредник между читателем и книгой, читателем и писателем. Своим руководством он как бы «смыкает» возможности эстетического восприятия ребенка и художественный образ книги.
При определенном педагогическом воздействии дети восьми – девяти лет достигают относительно высокого уровня эстетического восприятия книги.
И очень многое может дать ребенку детская библиотека.
Однако библиотекари, работающие с детьми, слишком часто ограничивают свою работу пропагандой и рекомендацией книги, оставляя руководство восприятием книги – учителю, школе. Библиотечные работники обычно считают, что только школьная методика может способствовать развитию восприятия книги, и часто сожалеют, что не могут из-за недостатка времени целиком использовать школьную методику, не имеют возможности «проводить литературный анализ каждого произведения, как это делается в школе».
У библиотекаря свои пути воспитания талантливого читателя, иные, чем у взрослого, который руководит чтением ребенка в школе и в семье. И специфика руководства внеклассным чтением дает библиотекарю целый ряд преимуществ.
Особенно ценной является возможность индивидуального общения с ребенком. Именно эта возможность и позволяет библиотекарю осуществлять свои функции посредника между книгой и читателем.н уроке не всегда может почувствовать, как воспринял данное произведение каждый его ученик; он общается в классе с целым коллективом. Библиотекарь находится в более выгодном положении: он может учитывать своеобразие чувств, настроений, мыслей любого своего читателя.
Руководство чтением на школьных уроках и в библиотеке, при общности цели, отличается по своим задачам. Преподаватель обучает детей чтению и грамоте одновременно. Поэтому на каждом уроке чтения он должен не только развивать восприятие прочитанного, но и решать ряд конкретных задач обучения: техника чтения, словарная работа, обучение пересказу и др. Над одним рассказом ученики работают несколько часов. Именно из-за этого в методике объяснительного чтения возникают противоречия, которые трудно разрешить даже творчески работающим, опытным методистам.
«Как организовать уроки чтения художественных произведений, чтобы достигнуть наибольшего воспитательного воздействия на учащихся и в то же время способствовать развитию навыков чтения?» Этот вопрос является: самым сложным для всех методистов. Обучать детей, не разрушая целостности художественного произведения и детского восприятия очень сложно. И здесь библиотекарь также находится более выгодном положении. Он может использовать такие методы и приемы, которые помогают сохранить эмоциональную целостность восприятия художественного произведения у ребенка.
В детской библиотеке педагог может создать дружескую, непринужденную атмосферу общения с маленьким читателем, вызванную обоюдным интересом к книге. Даже очень замкнутый ребенок постепенно раскрывается, охотно и доверчиво беседует с библиотекарем, если чувствует, что тот не снисходит до разговора с ним, не экзаменует, не «проверяет» его, а беседует увлеченно и заинтересованно подлинный интерес библиотекаря к потребностям и запросам ребенка, к его мнению о книге всегда основан на уважении к маленькому читателю, на вере в его возможности. Об этих высоких возможностях ребенка прекрасно сказал Януш Корчак:
«Вы говорите:
- Дети нас утомляют.
Вы правы.
Вы поясняете:
- Надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь.
Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств...
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.
Чтобы не обидеть».
Очень ценна для библиотекаря возможность наблюдать детей. Об этом писала Н. К. Крупская, предостерегая, однако, от чрезмерного увлечения педагогическими приемами «изучения» детей – различными «проверочными», «контрольными» беседами, которые скучны и утомительны для читателя. «Часто одно замечание ребенка, одна мимика ребенка без всяких «разведочных» бесед вскрывает направленность интересов ребенка, его подготовку. Нужно учиться наблюдать ребят...».
Систематическое наблюдение за тем, как читает ребенок, какова его реакция на книгу во время чтения в читальном зале, как он выбирает книгу, как слушает рассказ библиотекаря о книге и рассказывает о ней товарищу, насколько активен в беседе с библиотекарем, – дает библиотекарю необычайно много.
Условия библиотечной работы предоставляют педагогу-библиотекарю большие возможности для воспитания маленького читателя. Но возможности эти могут быть осуществлены лишь в том случае, если библиотекарь творчески овладеет методами и приемами, наиболее действенными в работе с детьми. В основе этой методики должны лежать принципы, которые вытекают из своеобразия восприятия ребенка и своеобразия литературного произведения как произведения искусства.
Воспитание «талантливого читателя» может быть плодотворным, если оно основывается на особом анализе детской книги – литературно-педагогическом анализе, и осуществляется особыми методами – «методами, сродными искусству слова».

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования