Общение

Сейчас 378 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ

Маленькая Баба-Яга
Любовь без дураков
Шоколадная страна
Три слова о любви
Руки-ноги-голова
Снежная королева
Лоскутик и Облако
Мальчик-звезда
Кошкин дом
Сказочные истории об Эдварде Григе
Матошко Наталия. Серебряные сердечные дребезги
Северский Андрей. Солдат и Змей Горыныч
Галимова Алина. Кошка, гулявшая сама по себе

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


«Городок в табакерке»

День клонился к вечеру, когда Миша, как обычно, решил поиграть в свои любимые игрушки. Но неожиданно в комнате вдруг заиграла музыка. Оставив свои игрушки, Миша стал прислушиваться, но никак не мог понять, откуда эти звуки, эта музыка. Он подходил к дверям другой комнаты, к часам — не в часах ли? Заглянул даже под стол. И наконец уверился, что звуки раздавались из лежащей на столе коробочки, в которой обычно держат табак, — табакерки. Но это была не простая табакерка, а музыкальная. Невозможно было ею не залюбоваться! На крышке были изображены башенки, домики, все золотые, а деревья с серебряными листиками. Когда из-за деревьев вставало солнце, то окошки загорались ярким огнем, а от башенок шло сияние. Чуть солнышко скрывается — на небе появляются звездочки и выглядывает рогатый месяц. Чудо как хороша была эта музыкальная табакерка! Но как получается эта таинственная музыка? Может быть, кто-то живет в этой табакерке? Но под крышкой Миша увидел лишь колокольчики, молоточки, колесики. Смотрел-смотрел он на эту табакерку, думал-думал, а тем временем музыка играла все тише, тише... Неожиданно внизу отворилась дверца, и выбежал из нее маленький мальчик с золотой головкой, в стальной юбочке и начал манить к себе Мишу. «Мы слышали, что вам хочется побывать у нас, и просим пожаловать в наш городок Динь-Динь», — сказал мальчик. В ответ Миша учтиво поклонился, а мальчик-колокольчик взял его за руку и повел. И оказались они в городе Динь-Динь.
Все было там удивительно, и на каждом шагу Мишу ждали открытия. Оказалось, что предметы, которые издали кажутся маленькими, — вблизи большие. А похожие друг на друга мальчики-колокольчики на самом деле все разные, и у каждого свой голос. Когда они, окружив Мишу, начали прыгать, бегать и звенеть, он искренне позавидовал их веселой, беспечной жизни: ни тебе уроков, ни учителей, и музыка целый день. Динь-динь-динь! Но и здесь Мишу ждало открытие. Оказалось, что, когда целыми днями только играешь да играешь, вот тогда-то и становится по-настоящему скучно. А еще Миша узнал, что за веселыми мальчиками-колокольчиками постоянно следят дядьки-молоточки. Целыми днями эти господа на тонких ножках, с предлинными носами бродят по улицам и шепчут: «Тук-тук-тук! Поднимай! Задевай!» И без всякого сожаления постукивают то одного, то другого мальчика.
Тук-тук-тук! Да тук-тук-тук! Почему они обижают мальчиков? За что? Почему они такие злые? И снова открытие: они лишь выполняют указания господина Валика. Но нельзя же было оставить веселых мальчиков-колокольчиков в беде. И Миша отправляется к этому господину, чтобы заступиться за них. Лежал господин Валик на диване, с боку на бок переворачивался, а по халату у него шпилек и крючков было видимо-невидимо. Миша храбро начал защищать бедных мальчиков, ведь они такие добрые, такие замечательные музыканты, а дядьки-молоточки их постоянно обижают. Но оказалось, что и надзиратель всего лишь выполняет приказы царевны Пружинки. Отправился Миша дальше. Видит золотой шатер с жемчужной бахромой, а под ним лежит царевна Пружинка, которая то змейкой свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. От нее-то Миша и узнал, почему царевна Пружинка в городе Динь-Динь самая главная. И в самом деле, стоило Мише пальцем прижать пружинку, как все разладилось и вместо музыки раздалась дребедень какая-то. А потом все смолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались... И Миша проснулся...
Все же ради чего Одоевский усыпил своего героя — обратился к одному из распространенных в литературной сказке приемов? На этот раз не ради того, чтобы воплотить идею превращения или подвергнуть героя испытаниям, а исключительно ради того, чтобы воплотить идею активного творческого познания. Если в сказке «Мороз Иванович» отчетливо просматривается особый сугубо познавательный слой, который органично в художественной ткани сказки растворить не удалось (мы уже говорили об этом в прошлый раз), то теперь Одоевский создает особый тип литературной сказки, в которой активное творческое познание становится смысловым стержнем — авторской сверхзадачей. Не стоит только думать, что речь и в самом деле идет лишь об устройстве музыкальной табакерки. Вводя прием одушевления, сказочник создает и характеры, и схожие с человеческими взаимоотношения. Получается, что, путешествуя по городку Динь-Динь, Миша познает жизнь человеческую.
И не случайно, в центре внимания Одоевского обыкновенный маленький мальчик, в жизни которого совсем недавно появились учителя, уроки — систематические занятия. Он впервые столкнулся с неким насильственным вторжением в свою привычную детскую жизнь — человека играющего. Как увлечь такого человека процессом познания? Тайной. Отправляя своего героя в сказочную страну Динь-Динь, открывая ее тайны, Одоевский стремится нам показать, что увлечь ребенка процессом познания лучше всего, опираясь на естественное детское любопытство и воображение. Разве может иссякнуть любопытство, ослабеть внимание во время путешествия по стране, где творят музыку? Чтобы зазвучала даже совсем простая мелодия, трудятся обитатели целого городка, начиная с мальчиков-колокольчиков и кончая царевной Пружинкой. И трудятся все слаженно, потому что стоит только кому-то опоздать или отвлечься — и разрушится мелодия — гармония красоты.
Еще Миша увидел, как непросты человеческие отношения, как сложно их наладить Защищая новых друзей, мальчик проявил и доброту, и мужество. Путешествуя по городку Динь-Динь, он сделает важное открытие: не только в этом городке, но и в жизни вообще каждый должен быть на своем месте, и все в жизни взаимосвязано. Подвести ребенка к самостоятельному открытию — самое трудное. Одоевский убеждает нас в том, что процесс познания становится увлекательным, потому что первооткрытие не может не приносить человеку радость.
В своем отклике на сказки Одоевского В. Белинский снова и снова подчеркивает их «поэтическую прелесть», глубокое знание автором детского характера. Истинно полезны «могут быть для детей только такие сочинения, которые одновременно охватывают все существо человека... Детская книга должна увлекать прежде всего воображение ребенка, как способность, сильнее всех других действующую в детском возрасте и потому более других нуждающуюся в пище и надлежащем направлении». Как же надлежит нам направить детскую фантазию на этот раз?
Творческие задания для рисунков
Одоевский подробно описывает городок Динь-Динь (его изображение на крышке музыкальной табакерки). Чудо как хорош этот городок — городок, где творят музыку. Нам важно, чтобы дети ощущали эту связь красоты и музыки. Вот почему первое задание может быть таким: «Нарисуй городок Динь-Динь таким, чтобы каждому захотелось побывать в нем». Рассматривая иллюстрации, дети могут не только выбрать рисунок, на котором изображен именно такой городок, но и поразмышлять о том, стали бы они рисовать этот городок таким же после того, как узнали о том, кто и как там живет. Так появляется второе задание: «Нарисуй городок Динь-Динь таким, каким он запомнился Мише, когда он проснулся». Разные это будут рисунки или нет? (Это некий тест на глубину постижения смысловой сути.) Можно попросить детей нарисовать и отдельных обитателей городка — кому кого захочется. Как изобразить человечков-молоточков или человечков-колокольчиков? Вот уж когда фантазии придется работать с полной отдачей.
Музыкально-творческие задания
Сказка начинается с необыкновенной музыки. И ее можно услышать, если постараться. Это и будет первым заданием.
1. Постарайся представить себе (как бы услышать) мелодию, которая раздавалась из музыкальной табакерки. Может быть, ты сможешь ее напеть или сыграть на каком-нибудь инструменте?
2. Обитатели городка Динь-Динь отличались не только занятным внешним видом, но и неповторимым голосом. Можно попросить, чтобы каждый воспроизвел голос персонажа, которого он изобразил на рисунке.
3. Если на карточках написать слова-звуки, которые издавали жители городка Динь-Динь, и раздать карточки детям, то каждый сможет припомнить не только, кто все время произносил «Динь-динь-динь», а кто «Тук-тук-тук», но и подумать над тем, что напоминают эти слова-звуки. Какие из них произносить весело, а какие сердито? Какие медленно, а какие быстро? Можно даже выбрать себе партнера для беседы. Скажем, мальчики-колокольчики смогут «поговорить» с дядьками-молоточками, а господин Валик с царевной Пружинкой. Что это будет за разговор? Как мы узнаем, о чем они говорили? А кто с кем ни за что не захочет поговорить?
Игра-драматизация «Знакомства»
В. Г. Белинский советовал детям познакомиться получше с дедушкой Иринеем не только потому, что он умеет рассказывать интересные сказки, «но и научит вас играть в новые, неизвестные игры». После сказки «Городок в табакерке» можно поиграть в игру «Знакомства». В ней Мише придется встретиться с мальчиком-колокольчиком, дядькой-молоточком, надзирателем господином Валиком и царевной Пружинкой.
Первое знакомство
Мальчик с золотой головкой и в стальной юбочке выбегает из дверцы и манит к себе Мишу.
Миша. Папенька сказал, что в городке Динь-Динь и без меня тесно. Но, видно, в нем живут добрые люди, раз зовут меня в гости. Извольте, извольте, с величайшей радостью. Позвольте узнать, с кем имею честь говорить?
Мальчик-колокольчик. Динь-динь-динь, я мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и потому решились просить вас сделать нам честь и к нам пожаловать. Динь-динь-динь!
Мальчик-колокольчик взял Мишу за руку, и они пошли.
Второе знакомство
На тоненьких ножках с предлинными носами дядьки-молоточки ходят по улицам городка и шепчутся между собой.
Дядьки-молоточки. Тук-тук-тук! Поднимай! Задевай! Ту-тук-тук! Тук-тук-тук!
Миша (подошел, вежливо поклонился). Зачем вы колотите бедных мальчиков-колокольчиков?
Дядьки-молоточки. Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Все ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук!
Третье знакомство
Надзиратель. Шуры-муры! Кто здесь ходит? Кто здесь бродит? Шуры-муры! Кто прочь не идет? Шуры-муры! Шуры-муры!
Миша. Это я, Миша...
Надзиратель. Что тебе надобно?
Миша. Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказу дядьки-молоточки их беспрестанно постукивают...
Надзиратель. А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры!
Четвертое знакомство
Миша идет дальше. Смотрит: золотой шатер с жемчужной бахромой, а под шатром лежит царевна Пружинка.
Миша. Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете?
Пружинка. Зип-зип-зип... Глупый ты мальчик, неразумный мальчик! На все смотришь — ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики не звенели — и музыки бы не было! Зип-зип-зип.

Вопросы для размышлений
1.    Как ты считаешь, интересный ли сон приснился Мише?
2.    Кто и почему произносит: «На все смотришь — ничего не видишь»?
3.    Почему Миша позавидовал мальчикам-колокольчикам? А ты позавидовал их жизни?
4.    О чем Миша узнал, побывав в городке Динь-Динь?
5.    О чем бы ты хотел спросить дедушку Иринея?
Встречу с дедушкой Иринеем мы завершим еще одним творческим заданием - на этот раз для учителя.
Сказки Одоевского печатались в «Родной речи», в учебнике из серии «Свободный ум» и т.п. Как водится, были задания и вопросы. Вот некоторые.

Почему Мороз Иванович наградил Рукодельницу?
Можно ли назвать сказку «Мороз Иванович» волшебной?
Найдите в сказке пословицу и объясните, как вы ее понимаете.
Как бы ты мог ответить на вопрос дедушки Иринея: что в этой сказке правда, а что неправда; где сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, а что в наставление?

Сравните эти вопросы с теми, что предложены в данной работе, какие, на ваш взгляд, больше увлекут детей, и почему.
Любезный дедушка Ириней, видишь, сколько вопросов и заданий родилось после чтения твоих сказок. Размышляя, играя, дети смогли по достоинству оценить твою мудрость и доброту. Возможно, не только детям, но и взрослым захочется задать тебе вопросы. Ты ведь, наверняка, обрадуешься, получив их. Ведь это будет означать, что тебя помнят.

Комментарии   

 
0 #1 Natalia Zacalscaia 03.12.2015 01:59
Спасибо Григорию Козлову — «Мастерская мой любимый театр! Всегда есть что посмотреть и главное для любого возраста .Как например этот спектакль —Сказка о рыбаке, его жене и рыбке классика , вроде бы ничего нового ,уже все сказано- но нет ! Необычайно легкая и умная постановка!http ://ticketbest.r u/event/250914
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования