Общение

Сейчас 306 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ

Маленькая Баба-Яга
Любовь без дураков
Шоколадная страна
Три слова о любви
Руки-ноги-голова
Снежная королева
Лоскутик и Облако
Мальчик-звезда
Кошкин дом
Сказочные истории об Эдварде Григе
Матошко Наталия. Серебряные сердечные дребезги
Северский Андрей. Солдат и Змей Горыныч
Галимова Алина. Кошка, гулявшая сама по себе

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


Тайны волшебных сказок

...Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей...
Там чудеса...
Каждое чудо – это тайна. У Василисы Прекрасной – тайна Красоты, у Аленушки и ее братца Иванушки – тайна Превращения. А разве не таинственен столь неожиданно прозвучавший смех царевны-Несмеяны? Одной из самых загадочных тайн стали обладать Емеля и Иванушка-дурачок – тайной волшебных слов.
От постоянного присутствия чуда (если относиться к нему как к тайне) уроки, на которых мы перечитывали эти сказки, обретут особый настрой. Сам урок станет чудом – чудом пробуждающейся творческой энергии детей. И тогда... Тогда вслед за поэтом каждый ребенок сможет сказать: «И я там был...» Там, где ведра с водой сами отправляются домой. Там, где стоит только  произнести заветные слова и перед тобой, «как лист перед травой», появится Сивка-бурка, где рассмеется царевна-Несмеяна, а мачеху с дочкой за их злобную зависть к Красоте испепелит огненный взгляд. Все там. В русских волшебных сказках. «Ленивому» воображению, не способному мысленно представить все, о чем стремится поведать нам сказочник, никогда не испытать радости сотворчества. Помочь детям испытать эту радость - наша задача.
«Тот, кто... видит жизнь только с обыденной стороны, кому скучны чудеса и превращения, поэтическая фантазия, никогда не овладевает жизнью до конца», – писал И.С. Тургенев в предисловии к русскому изданию сказок Ш.Перро. Трудно с ним не согласиться. Поэтому-то сказочный вымысел и обладает таким мощным воспитательным потенциалом. Именно сказка формирует у детей первые представления о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном в жизни. Ребенок радуется красивому, его отталкивает безобразное. Красота и добро слиты для него воедино. И его удовлетворяет, что добро в сказке всегда прекрасно, а зло – безобразно. Сказка типизирует связь зла и безобразия, добра и красоты, раскрывая их сущность, отношение к ним народа. Глубинная устойчивость бытия, отчетливая ясность коренных ценностей, с которыми сталкивается ребенок в сказках, формируют основы его нравственных представлений. Удовлетворяя стихийный детский оптимизм, счастливые сказочные финалы служат тем наглядным воплощением разумности и справедливости бытия, в котором дети черпают необходимую для начала жизненного пути уверенность.
Каждый раз мы настойчиво предлагали читать сказку вслух. Ученые считают, что устность сама по себе является иной формой эстетического бытия слова, так как включает в себя интонационно-образную интерпретацию текста (при чтении ее приходится вырабатывать самостоятельно). Сам момент исполнения сказки был в народе импровизированно-творческим актом, в котором принимали участие исполнитель и слушатели. В этом большое значение играли присказки, зачины и концовки прибауточного характера. Мы уже говорили, что они служили неким «занавесом», открывающим и закрывающим сказочное представление. Фольклор всегда демонстрировал взаимосвязь творчества словесного и актерского, песенно-музыкального и хореографического. И в разработке методики не учитывать это невозможно.
Перечитывая сказки заново, нам хотелось, чтобы детям запомнились Емеля и Василиса Прекрасная, Иванушка-дурачок и царевна-Несмеяна, Аленушка и ее братец Иванушка. И размышляя над той или иной сказкой, мы стремились, чтобы ее интерпретация была созвучна современным детям. Это один из способов сохранить интерес к волшебной сказке.
Время не могло не сказаться на пересказе народных сказок. Зачастую усиливалось героическое начало, а простодушие и добродушие, бескорыстие не утверждались как ценность. И сегодня, перечитывая сказки заново, нам предстоит эти ценности восстановить. Если не при знакомстве с Иванушкой-дурачком, то когда же еще удастся это сделать?
Отдаем ли мы сами себе отчет в значимости этих человеческих качеств в детской жизни? Какое содержание в них вкладываем?
Простодушие, по Далю, – это «прямодушие, бесхитренность». Простодушный человек – человек искренний, прямая, откровенная душа. Добродушному человеку свойственны добросердие, душевная расположенность к добру, жалостливость, готовность к сочувствию.
Чем не «портрет» Иванушки-дурачка? И не природные свойства детства?
Дети считают, что добродушный человек – человек «добрый, ласковый, приветливый», «добрая душа, верный человек, который не подведет в трудную минуту», он «всем желает добра - чистая душа», «хочет делать добро и делает добро», «никому не завидует не причиняет людям зло и боль», «помогает другим в беде, никогда не говорит матом», «умеет хранить секреты, всех прощает».
Некоторым детям удалось даже нащупать грань между просто добрым и добродушным человеком, который «часто не бывает слишком умным», «не может держать в себе, таить - на то он и добродушный».
И к простодушному человеку отнеслись с добрыми чувствами, потому что это человек «с открытой душой», который «ничего из себя не мнит», «никогда первый не ввязывается в драку», «не будет ничего выпрашивать». Это «простой и обычный человек, который никому не завидует», «не хитрый, не злой». Рассуждения ребят отмечены многими тонкими, наблюдениями. Они пришли к мысли, что такого человека «легко обмануть, или одурачить», «он живет своей жизнью» и «ко всему относится, как снежинка к снегу». (Как хорошо!) Разве нельзя все это отнести к Иванушке-дурачку? И тогда перед нами предстанет образ объемный и многогранный.
О чем же свидетельствуют ответы детей? В первую очередь они убеждают в том, что второклассники самым активным образом стремятся разобраться в духовном мире человека. И уже многого достигли. Человеческие отношения им не менее интересны, но их пока им легче рассматривать сквозь призму отношений со сверстниками.
Глубина рассуждений убеждает в том, что такие понятия, как «добродушие» и «простодушие», дети готовы воспринять как ценность. И мы можем опираться на них, размышляя об образе Иванушки-дурачка.
Рассматривая народное искусство как «почву, хранящую жизненные соки всякого развития» (а именно так считал В.Белинский), мы таким образом, помогаем современным детям прильнуть к этой почве душой.
Фольклор, по мысли Проппа, – это лоно литературы. Родившись из фольклора, она скоро покидает вскормившую ее мать –литература есть «продукт иной формы сознания, которое условно можно назвать индивидуальным сознанием». Художник «представляет и среду, и свой народ, но представляет его в своем индивидуальном, неповторимом личном творчестве».
К нему-то и обратимся, размышляя над сказками литературными, перечитывая их заново.
А этот цикл завершим викториной, которая многое поможет припомнить.
-    В какой сказке ты встретил трех волшебных всадников – Белого, Черного и Красного? Что означало их появление? А цвет?
-    Какие испытания предлагал сказочник героям сказок, которые мы читали?
-    Кому и как удалось рассмешить царевну-Несмеяну?
-    «Ах, сестрица, если бы ты знала, как мне пить хочется!» - просит Иванушка. Что отвечает ему Аленушка? Почему?
-    Как и почему раздал свои три денежки работник?
-    Каким тебе запомнилось царство Бабы Яги, в которое попала Василиса Прекрасная?
-    Почему сказочник не стал превращать братца Иванушку обратно в мальчика?
-    Кто и как произносил в сказках волшебные слова?
-    Кому и для чего сказочник дает волшебных помощников?
-    Почему Баба-Яга отпустила Василису Прекрасную?
-    Для чего сказочники часто повторяют одни и те же события, одни и те же слова – пользуются приемом повтора?
-    Как были наказаны мачеха с дочками, которые послали Василису Прекрасную на верную гибель?
-    Как братец Иванушка, превратившийся в козленочка, кликал сестру, когда над ним нависла смертельная опасность?
-    Почему некоторые сказки заканчиваются забавными концовками: «И я там был, мед-пиво пил...»?
-    Какую сказку из тех, которые мы читали, ты предложил бы начать с присказки-прибаутки:
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу;
Как во трубушку играет,
Православных потешает.
Это присказка ведется,
Сказка послее начнется.
-    Картины каких художников мы рассматривали, знакомясь со сказками?

Была ли у тебя в детстве любимая сказка?
(из ответов девятиклассников г. Челябинска)
-    «Хоббит» – это сказка о жизни маленького человечка, такого, как я.
-    «Конек-Горбунок».
-    «Маленький Мук».
-    Не было, потому что я не верил в брехню.
-    «Василиса Прекрасная».
-    «Теремок». В детстве я ее перечитывал по 20 раз в день.
-    «Кот в сапогах».
-    «Спящая красавица».
-    «Красавица и Чудовище» - красивая сказка про любовь. Я такие и сейчас люблю.
-    Не помню, не знаю.
-    «Белоснежка и семь гномов», потому что я всегда мечтала о принце на белом коне.
(из ответов семиклассников)
-    «Кот в сапогах».
-    «О царе Салтане».
-    «Конек-Горбунок».
-    «Теремок», в ней даже лиса, волк и заяц жили вместе, хоть медведь и не влез, на него не обиделись.
-    «Снегурочка» – было ее очень жалко.
-    «Карлсон» – очень нравился этот смешной человечек, сластена с мотором, выдумщик.
-    «Красная шапочка» – мне ее часто читала мама много раз, я ее сама просила, рассматривала картинки.
-    «Бемби» – мне читали много раз.
-    «Золотая рыбка», как бы говорит: «Чем больше хочешь, тем меньше получишь».

Комментарии   

 
0 #1 Natalia Zacalscaia 03.12.2015 01:59
Спасибо Григорию Козлову — «Мастерская мой любимый театр! Всегда есть что посмотреть и главное для любого возраста .Как например этот спектакль —Сказка о рыбаке, его жене и рыбке классика , вроде бы ничего нового ,уже все сказано- но нет ! Необычайно легкая и умная постановка!http ://ticketbest.r u/event/250914
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования