Общение

Сейчас 614 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

«Компетенция, — это способность применять знания и умения, успешно действовать на основе практического опыта» — определение из Википедии вполне совпадает со всеми высказываниями на эту тему в педагогической литературе. Только короче, а потому сейчас удобнее для нас в употреблении.
Умение читать — ключевая компетенция образованного человека. С этим мало кто станет спорить. Но вот что это такое — умение читать? Равно ли оно умению складывать звуки в ряды со скоростью, определенной авторами программ начальной школы? Равно ли оно умению добывать из текста сжатую информацию? Равно ли оно умению убегать в мир текста от забот повседневной реальности? Видимо, умение читать — компетенция, которая гораздо шире приведенного выше спектра.
Французский писатель и педагог Даниэль Пеннак посвятил исследованию этого вопроса большое эссе «Как роман». Это книга для взрослых, которые на самом деле хотят, чтобы их дети читали. В одной из глав данного эссе автор формулирует это умение остро и парадоксально, как «акт противостояния»: «Всякое чтение — акт противостояния. Противостояния чему? Всем обстоятельствам. <...> Хорошо поставленное чтение спасает нас от всего, в том числе от самих себя. И в довершение всего мы читаем против смерти».
В методическом пособии «Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы» под редакцией А. Мелик-Пашаева и З.Н. Новлянской читательская компетенция рассматривается в ряду более общей компетенции эстетического переживания. Вот что тут авторы выделяют как главное: «Прежде всего, в эстетическом переживании исчезает тот прозрачный, но ощутимый отчуждающий барьер, который в повседневной жизни психологически отделяет наше Я от окружающего НЕ-Я, меня — от мира, живущего по объективным и как бы безразличным ко мне законам. И человек непосредственно, с очевидностью, не требующей никаких доказательств, переживает свое глубинное единство с миром и осознает самого себя как неотъемлемую его часть. («Все во мне, и я во всем!..» — Ф.И. Тютчев.) <...> Эстетическому отношению к миру присуща неутилитарность: явления жизни ценны для художника в первую очередь самим фактом своего бытия, а не тем, что ими можно овладеть, использовать для достижения тех или других целей («Все любя, ничего не желать» — С. Есенин)». Нетрудно заметить, что речь идет все о том же противостоянии смерти, конечности, материальной выраженности.
Цитируемые выше авторы говорят о том, что, выводя чтение из утилитарных необходимостей, взрослые, как правило, отвращают детей от чтения. Потому что общение с книгой перестает быть таинством души и становится обременительной обязанностью. Чтение — творческий акт, приобщение к которому может происходить только внутри творческой деятельности. Даниэль Пеннак и Зинаида Новлянская предлагают свои разные, увлекательные и эффективные способы организации такой творческой деятельности, а мы попробуем предложить свой.
Еще в первые десятилетия XX в. крупный российский педагог Н.Н. Бахтин говорил, что участие детей в театральных занятиях и постановках во всем мире значительно повышает их интерес к чтению и развивает читательские компетенции. На страницах непериодического издания «Игра» он публиковал материалы, как это происходит в России и Америке. Возможно, он был первым, кто выдвинул идею, что в детских театральных коллективах часто гораздо интереснее ставить прозу и поэзию, чем готовый драматургический текст. Театр, где играют дети, всегда испытывает острый репертуарный голод, потому что профессиональные авторы не пишут для маленьких ак-теров. А любители далеко не всегда создают качественный художественный текст. Но почему бы не поработать с текстами, изначально не предназначенными для театра? Ведь такая работа — уже творчество.
Встреча детского театра со своим автором, со своим текстом — величайшее счастье. Так было в 20-е годы XX в., так осталось и теперь. Издание, которое возглавлял Н.Н. Бахтин, помогало встретиться хорошим текстам и детским театральным коллективам. Есть такие издательства и теперь.
Например, Издательские дома «Самокат» и «КомпасГид», издательства «Махаон» и издательский отдел ВЦХТ дают возможность состояться встрече современных детей и замечательной современной детской литературы. Но ведь важно, чтобы возможность была использована, а в потоке разнородной информации дети, их родители и педагоги детских театральных коллективов не всегда могут различить ту, которая им именно сегодня остро необходима. Лежит на прилавке множество пестрых обложек, а что под ними — пойди разберись! Совсем другое дело, когда видишь писателя перед собой, когда слышишь, как он читает свои рассказы и стихи, как шутит, как разговаривает. Вот тут ты имеешь возможность понять: «это как раз то, чего я так долго искал» или: «нет, это вот совсем не мое».
Лаборатория интерактивных театральных проектов Московского института открытого образования ведет несколько постоянно действующих проектов, адресованных детским театральным коллективам. Самые масштабные среди них — ежегодный фестиваль-семинар детской театральной педагогики «Пролог-Весна», Московский городской клуб «Дети — театр — образование». И вот в 2010/11 учебном году сотрудники лаборатории решили направить особенные усилия на то, чтобы познакомить детские театральные коллективы с детскими писателями.
Для начала 15 декабря 2010 г. устроили в кафе посиделки для педагогов и авторов. Готовились очень серьезно: разослали педагогам списки книг тех писателей, с которыми предполагалось увидеться, и ссылки на интернет-публикации. Педагоги собрались не только московские, но и из Подмосковья, а об итогах встречи, ее открытиях и интересных знакомствах узнали и те, кто живут совсем далеко от Москвы, например, в Перми и Пермской области, на Псковщине, в Вятке и других городах. Узнали те, кто поддерживает с лабораторией постоянные связи и привыкли смотреть новости на сайте клуба: dimioo.3dn.ru/ и на сайте фестиваля prolog-vesna.ru/index.htm.
Из писателей пришли Марина Аромштам, Марина Бородицкая, Марк Шварц, Ксения Драгунская, Инна Гомазкова, Юрий Нечипоренко, Дина Бурачевская, Петр Яковлев, Елена Григорьева, Михаил Грозовский, Наталья Пушкарева. Были и представители издательств, например, главный редактор журнала «Кукумбер» Дина Крупская и Хельга Патаки, сотрудник ИД «Самокат». Писатели читали свои произведения, и педагоги чита-ли отрывки из тех произведений, которые им особенно понравились. К великой радости организаторов, учителя и режиссеры пришли на встречу с полюбившимися книжками в обнимку. Потом за столиками шептались о планах сотворчества и содружества, и некоторые связи завязались по-настоящему прочно.
22 января и 2 апреля 2011 г. в рамках клубной программы «Маленький спектакль» некоторые коллективы показывали миниатюры по стихам и рассказам современных авторов, детские писатели читали юным актерам и зрителям свои произведения, а издательства подарили свои книжки и журналы победителям конкурса на лучшего зрителя.
Свидетельством того, что встречи с авторами не прошли даром, стали весенние конкурсы чтецов и разнообразные конкурсы проектов, где уже вовсю использовались тексты из подаренных книжек. А еще весной участники детских театральных коллективов получили возможность посмотреть замечательный спектакль театральной студии «Арлекин» Центра детского творчества г. Лесного Свердловской области по произведениям Артура Гиваргизова, Олега Кургузова и Сергея Седова «До воскресенья!». Спектакль играли три раза: один раз в рамках программы клуба «Дети — театр — образование» в гостеприимно распахнувшем свои двери уютном зале ЦО № 686 «Класс-Центр», другой — в рамках фестиваля МГДТДиЮ «В добрый час» и третий — в Гайдаровской библиотеке. И снова у детей из далекого Лесного, из Москвы и Подмосковья была возможность пообщаться с авторами.
И вот наконец большой ежегодный фестиваль «Пролог-Весна»! Он проходил с 29 по 4 мая 2011 г. Главной площадкой фестиваля стал Центр детского творчества «На Вадковском». Директор центра Юлия Марковна Лившиц много лет активно сотрудничает с детским театральным движением Москвы, организуя методическую и кадровую поддержку, открывая двери центра содержательным театральным программам. В этом году весь уютный домик заполонил Всероссийский фестиваль. Шутка ли — принять 22 коллектива из Ижевска, Москвы, Губахи, Королева, Краснознаменска, Юбилейного и Москвы! В одной только мюзикл-студии «Звуки музыки» 30 участников! Представьте, что творится коридорах и рекреациях центра, когда там собираются все участники в возрасте от пяти лет и почти до самого почтенного возраста. (Взрослых-то в спектаклях чаще всего играют взрослые: мамы и дедушки.) Но на одной площадке фестиваль все-таки не уместился. Самые юные участники играли в детском саду № 2343, а два мероприятия пришлось вынести на площадку ЦО № 1484.
Среди событий фестиваля — творческие встречи с детскими писателями Мариной Аромштам, Артуром Гиваргизовым, Ксенией Драгунской, Екатериной Ткачевой. Некоторые встречи — большие, открытые для всех участников и гостей. А некоторые камерные: для одного-двух коллективов, посвященные общим творческим планам, постановкам и чтецким программам, осуществляемым по произведениям любимого писателя. И еще мастер-классы и беседы писателей для взрослых, для педагогов и родителей.
Из статьи детской писательницы Марины Аромштам для стенной газеты фестиваля: «Первого мая посмотрела три спектакля: «Ежик в тумане», «Английские сказки» и «Мольер вдвоем».
Я так душевно напиталась, что до самого вечера пребывала в чудесном настроении. И дело здесь не в умилении: вот детишки — младшенькие и побольше — по сцене скачут! Трогательно «по определению».
Я — «устаревшая модель». У меня предрассудки. Я в театр хожу, чтобы чувствовать. Переживать. Да еще чтобы это переживание было бы разделенным.
И вот я по воле случая (уверена, что счастливого) оказалась в «своем любимом театре». В театре, где актеры подросткового возраста не просто «работают», а получают огромное удовольствие от процесса. Говорят с удовольствием, двигаются с удовольствием, друг на друга смотрят с нескрываемым удовольствием. Купаются в своей роли, кайфуют от чувства сцены. Этакий праздник искрящегося самопредъявления, своих невозможных возможностей.
А такие флюиды заразны. Тем, кто на сцене, позволено сказать то, что внутри у каждого подростка. Сказать так громко и откровенно, как невозможно в обычной жизни.
Собственно, для этого нам и нужен театр. Для этого и нужны нам книжки. (Нам, «устаревшим моделям»!)»
Из реплик детей — участников фестиваля по поводу встречи с Мариной Аромштам:
— Она такая, такая!..
— Волшебная!..
— У нее такие произведения... волшебные!..
— Самое главное, что ей важно, чтобы ее понимали!
— И ей важно понять. Услышать!
— Она так просто и понятно рассказывает, что хочется писать.
— Ага. Кажется, что это так просто — просто сесть за стол, просто взять ручку и бумагу и просто написать то, что думаешь и чувствуешь... Добавляя к этому какой-нибудь сюжет. А то просто мысли и чувства на бумагу не улягутся.
Из письма руководителя театральной студии «Пластилин» Марины Бахтиной: «Это большое счастье, что мы познакомились с Мариной Аромштам. Впечатление от встречи — как от соприкосновения с чем-то уникальным.
Нас очень интересовали ролевые игры, педагогические проблемные вопросы, затронутые в «Когда отдыхают ангелы», какова доля вымысла, а что основано на реальных событиях (тем более что перед нами сидели две девочки — прототипы этой книги!). Я рада, что мои дети пообщались с ней, услышали ее и, как мне кажется, тоже полюбили.
Много добрых слов мы сказали друг другу. И самое поразительное то, что она предложила нам взяться за материал, который давно мною был задуман. И «Король Матиуш», и «Ангелы», и Януш Корчак — все это давно вертелось у меня в голове, вынашивалось и пыталось оформиться. Я с большим трепетом отношусь к этому человеку. Очень надеюсь, что наше общение продолжится!»
Из интервью Артура Гиваргизова с корреспондентом детской редакции: «Я мечтаю написать книжку блюзов и чтобы хороший композитор написал музыку. Еще мечтаю, чтобы с моими книгами, которые уже сделаны и нарисованы, все было в порядке. Мечтаю написать что-нибудь еще, но пока не знаю что. Может, посмотрю сейчас спектакли и захочу написать пьесу. Может, даже для конкретного театра. Так бывает иногда: если мне нравится художник, то мне хочется написать книгу специально для этого художника, чтобы он проиллюстрировал мою книгу. А бывает, что автор пишет для театра. Специально пришел на ваш фестиваль, чтобы вдохновиться».
Из реплик детей — участников фестиваля по поводу встречи с Артуром Гиваргизовым:
— Когда читаешь книгу сам — воспринимаешь то, что там написано. Когда слушаешь, как этот же текст читают актеры, — воспринимаешь, как читает актер. А вот когда читает автор... Такое впечатление, что ты СЛЫШИШЬ, что НАПИСАНО...
— Наверное, это потому, что сам автор лучше всех знает, про что там написано.
— Он так просто общается... Когда по телевизору передают встречи с известными писателями, они там такие пафосные, уверенные в собственной значимости... А Артур — абсолютно понятный, обаятельный и живой!
— Так писать, читать и общаться может только тот, кто нас действительно понимает (в смысле детей) и для кого мы — важны.
Десять из показанных на фестивале спектаклей (т.е. почти половина) были поставлены по произведениям современных детских писателей. В основу сценических композиций легли произведения тех, кто уже почти стал классиками: Евгения Клюева, Андрея Усачева, Григория Остера, — тех, чьи имена с каждым годом завоевывают все больше и больше наших симпатий: Артура Гиваргизова, Ксении Драгунской, Сергея Махотина, — и совсем юных, начинающих авторов — Натальи Тиховской и Ксении Степанычевой. По пьесам молодого драматурга Екатерины Ткачевой на фестивале были поставлены два спектакля. А гран-при получили работы по произведениям замечательной петербургской писательницы Екатерины Мурашовой и недавно ушедшего от нас сказочника Сергея Козлова.
Спектакль театра-студии «Птица» по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции», поставленный Светланой Шанской, заставил зал подняться и долго молча аплодировать. Весь фестиваль, большие и маленькие, стояли, плакали и хлопали. А юные актеры 12—14 лет смущенно улыбались и не знали, сколько им еще стоять на сцене и как себя вести. Режиссер и актеры рассказали нам историю о брошенных, больных, проблемных детях и о смерти. Но в то же время это была история о любви, дружбе, подлинной человечности, вере в чудеса. Герой повести и спектакля Юра болен ДЦП и попадает в класс «Е» незадолго до конца своей короткой и в то же время огромной жизни. С его приходом существование класса озаряется небывалым светом, дети попадают на сказочную земляничную поляну, где они становятся принцами и принцессами, а не убогими инвалидами. И в реальной жизни они обнаруживают в себе способность к беззаветной преданности, благородству, глубокому милосердию.
Основной режиссерский ход спектакля — воплощение переживаний героев в наивных детских рисунках, которые создаются тут же, на сцене. Дети рисуют портреты друг друга, праздничный стол, замок заколдованной принцессы. И эти рисунки, легкие и сиюминутные, делают спектакль особенно воздушным, почти невесомым. Артур Гиваргизов после спектакля написал на почте фестиваля: «Светло говорить о тяжелом — я очень ценю такое умение». Очень растрогал спектакль и Ирину Балахонову, генерального директора издательства «Самокат», где была опубликована повесть.
Спектакль «Ежик в тумане» по сказкам С. Козлова театра-студии «Код» из Перми в постановке Марины Оленевой чудесным образом вместил в себя стихи Давида Самойлова и отрывки из пьес Шекспира. Студент-первокурсник и постоянный сотрудник фестивальной редакции Илья Стариков так начал свою статью об этом спектакле: «10 историй в самое сердце... Над залом взошла луна... Она улыбалась. Постепенно зал заполнился туманом... «Как там Ежик? Как Они сыграют эту сказку?» — подумал я. Подумал и шагнул в туман... Я кубарем полетел с обрыва и плюхнулся в сказочную влагу реки, сказка-река с шумом ворвалась в мои легкие, я затаил дыхание, прислушиваясь к диалогам. А история неслась дальше, продиралась к самому сердцу и, оказавшись в нем, вылетела в ту же секунду из глаз скупыми искренними слезами...»
А десятиклассница Марина Кургина написала так: «После просмотра спектакля студии «КОД» я погрузилась в раздумья. О чем? Даже как-то сразу и не определишь. Может быть, об этом думал Мыслитель Родена? Не знаю. Эти мысли где-то внутри, они сплетаются в комок непрерывного молчания, оставаясь где-то глубоко, где-то очень глубоко внутри. Там мысли о вечной дружбе, крепкой настолько, что «если нет тебя, то нет и меня...». А еще, еще там есть одиночество. Такое одинокое одиночество. И если присмотреться, то кажется, что весь этот комок — одно сплошное одиночество, что нет ничего, кроме Одиночества. «...Не плачь, все мы одни...» Да, одни... А еще там немного Толстого: «...Никогда еще Ежик не видел такого синего неба!..» (как никогда не видел его таким и князь Андрей в Аустерлице). И оно как будто правда там, наверху. И нет ни крыши сцены, ни трех этажей над нами. А только небо, безграничное, огромное Небо. Глядя на которое каждый приходит к пониманию какой-то своей истины».
После таких встреч и таких спектаклей было совершенно неудивительно, что, получив в качестве подарков и призов от издательств книжки, юные актеры не могли от них оторваться. Мама одной из них, Елена Голубь, вот уже второй год героически соглашающаяся играть вместе с дочерью в спектаклях, закончила свой отзыв о фестивале такими строками: «На четвертое утро, очередной раз преодолевая в общественном транспорте довольно немалое расстояние, отделяющее нас от фестиваля, с нескрываемым чувством гордости замечаем... наши дети, все как один, уткнувшись любопытными носами в белоснежные страницы новых книжек, с аппетитом вчитываются в каждую строчку... Вот это результат!!! СПАСИБО!»
Важно помнить и еще об одном: неутилитарность ценности чтения не исключает необходимости поддерживать у ребенка-читателя ощущение праздника от встречи с литературой и чувства победы над собой, когда ему удается в зависимости от читательского возраста преодолеть столько- то десятков и сотен страниц. Об этом тоже пишет Даниэль Пеннак в своей книге «Как роман». И вот здесь нам кажется важным назвать тех, кто помог создать праздники клубных и фестивальных встреч, кто бескорыстно предоставил подарки, книжки и игрушки для детей, которые участвовали в читательских, зрительских, журналистских и театральных конкурсах. Это издательства «Самокат», «Компас-Гид», «Эгмонт», «Эксмо», «Махаон», «АСТ-пресс», «Время», «ГИТИС», «Артист — Режиссер — Театр», «Генезис», «ВЦХТ», а также производители игрушек и материалов для творчества ООО «Зодиак-В», ОАО «Гамма».
Встречи с писателями, участие в мастер-классах, работа над чтецкими программами, над постановками спектаклей, знакомство с работами сверстников, обсуждения прочитанного, увиденного, пережитого, работа в детской редакции — все это огромный комплекс живого творчества, которое помогает научиться читать в самом широком смысле. В том самом, о котором мы говорили вначале — слиянности с потоком жизни и любви и противостояния смерти.
Для всех, кто хотел бы присоединиться к фестивалю «Пролог-Весна» в мае 2012 г., напоминаем: знакомьтесь с документами фестиваля и следите за новостями на сайте prolog-vesna.ru/ index.htm. Заявки присылайте на электронную почту оргкомитета: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Александра Борисовна НИКИТИНА, кандидат искусствоведения
Детский театральный журнал № 3, 2011

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования