Общение

Сейчас 635 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Как известно, детское музыкальное исполнительство отличается от взрослого тем, что для ребёнка важен не результат, а сам процесс. Но, как справедливо утверждает Н. Л. Ветлугина, далеко не всякое исполнение пляски, хоровода, песни отвечает эстетическим требованиям. «Основное качество, которое позволяет отнести исполнение к эстетическому, - это его выразительность, под которой понимается способность непосредственно и искренне выразить эмоциональное содержание музыки, сохранив индивидуальное своеобразие в пенни и движении, передав при этом чистоту певческих интонаций, точность движений. (Ветлугина Н. Д. Музыкальное развитие ребенка. - М.. 1968. - С. 102). Для того чтобы дошкольник научился выполнять то или иное движение (например, в ганце) красиво, точно под музыку и эмоционально выразительно. необходимы методы и приёмы, исключающие однообразное повторение. Существующий в музыкальной педагогике приём упражнение (подразумевает многократное повторение элемента с целью его усвоения) приводит к тому, что у детей снижается активность в исполнительской деятельности, исчезает интерес и. как следствие, выразительность исполняемого движения.
В связи с этим одной из актуальнейших задач, стоящих перед дошкольной педагогикой, является разработка методов, которые способствовали бы активизации музыкальной исполнительской деятельности детей с удовольствием, а значит, качественно и выразительно.
Важная роль в решении дайной задачи принадлежит театральной педагогике, которая получила своё развитие благодаря усилиям учёных, изучавших её влияние па детей школьного возраста (II. М. Ершов. А. П. Ершова, Е. С. Роговер.Т. Э. Потапова. Г. С. Похмелкина, М. В. Колосова, Е. М. Котикова, А. А. Копович, А. Ю. Гончарук, А. П. Аверьянова, В. М. Букагов, Ю. А. Халфин, Е. К. Чухман. О. Ю. Акакиева, Л. А. Никольский, М. П. Стуль, Л. В. Остожьева. Е. М. Котикова, Е А. Ильина, А. В. Степа-нова, Е. А. Ильина, И. А. Генералова. Н. И. Наумова, Л. Л. Пилипенко, А. В. Грсбёнкин и др.), и специалистов, работавших с детьми дошкольного возраста (Е. Л. Трусова, И. Г. Андреева, Л. В. Макаренко, Е. А. Медведева. И. Г. Вечканова, Т. Н. Бойко, С В. Бутуева, Л. М. Машковцева и др.).
К сожалению, методы активизации музыкальной исполнительской деятельности дошкольников средствами театра не были рассмотрены. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение методов театральной педагогики и их влияние на развитие образной выразительности в музыкально-театрализованной деятельности старших дошкольников.
В результате полученных данных нами были систематизированы методы театральной педагогики, обозначены соответствующие им приёмы, собраны авторские и придуманы собственные специальные упражнения, которые направлены на активизацию исполнительской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Исследовав систему К. С. Станиславского, «теорию действий» П. М. Ершова, работы А. И. Гршовой и В. М. Букатова, мы выделили методы физических, словесных и бессловесных действий, которые можно использовать в работе с дошкольниками. Остановимся на этом подробнее.

1. МЕТОД ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Данный метод включает в себя такие приёмы, как театральные упражнения, этюды, театральные игры, ритмопластика и музыкально-пластические импровизации.

Театральные упражнения используются как способы отработки того или иного действия с целью его усвоения. Они отличаются от обычных музыкальных тем, что направлены на формирование внимания, умения действовать одновременно всем коллективом (например, одно» временно начинать танец, песню и т. д.).
Этюд, в отличие от упражнения, имеет воображаемые обстоятельства и определённый сюжет. Задача этюда - активизировать творческие способности для создания импровизации. В этюдах тренируется наблюдательность, воображение. память, слух, а также создаются условия, при которых дети, действуя в воображаемых ситуациях искренне, естественно и выразительно, стремятся исполнить музыкальные произведения.

Разучивание элементов танца с использованием этюда

Цель. Формировать осознанное, эмоционально-заинтересованное отношение к воспринимаемой музыке. Развивать умение двигаться адекватно характеру, настроению музыкального произведения. Упражнять детей в использовании элементов польки. Развивать выразительность танцевальных движений. Учить перевоплощению в игровые образы.

Музыкальный репертуар. «Полька» И. Дунаевского.

Методы театральной педагогики. Метод физических действий (приём- этюд).

Оборудование. Элементы костюмов (ободки с усиками).

Ход занятия

Музыкальный руководитель (м. р.). И одном лесу жили-были дикие пчёлы. Рано утром все рабочие пчёлы вылетели собирать нектар, в улье осталась одна маленькая пчёлка. Ей тоже хотелось поскорее научиться собирать нектар, но строгая учительница сказала, что нужно сначала научиться танцевать. Танцем пчёлы рассказывают друг другу, как найти цветочный луг. И вот маленькая пчёлка стала учиться. Посмотрите первое движение, которое выучила маленькая пчёлка (педагог показывает поворот туловища с выставлением ноги на нитку вправо и влево), затем второе (подскоки на месте с кружением вокруг себя). Маленькая пчёлка всё повторяла за своей учительницей, и это - последнее движение (шаг польки по кругу). «На сегодня достаточно! Продолжим завтра!» - сказала учительница и улетела по своим делам. Маленькой пчёлке так понравилось танцевать, что она решила научить своих друзей тем движениям, которые узнала от учительницы. Ома полетела к кузнечику, божьей коровке, светлячку и всё им показала. Друзья тоже решили учиться и стали повторять за пчёлкой танцевальные движения. Какое было первое движение? Вспомните! А второе? А третье? (Дети показывают движения.) Молодцы! А сейчас мы с вами превратимся в весёлых насекомых. Вот здесь лежат ободки с усиками, одевайте их. Кто будет пчёлкой? Кто помнит движения, которые она разучивала с учительницей? Итак, начинаем!
Дети выполняют этюд «Танец маленькой пчёлки».

Ритмопластика и музыкально-пластические импровизации - это специальные упражнения метода физических действий, направленные на умение владеть своим телом, на развитие пластической выразительности. Они представляют собой знания, несущие художественно-смысловой образ.

Восприятие музыки с использованием метода физических действий

Цель. Развивать умение эмоционально воспринимать музыку, различать её характер, особенность звучания. Продолжать развивать эмоционально-заинтересованное отношение к воспринимаемой музыке, способность к осознанному восприятию её образного содержания. Учить двигаться выразительно, отображая в пластике движений придуманный образ.

Музыкальный репертуар. «Аквариум» К. Сен-Санса (аудиозапись).

Методы театральной педагогики. Метод физических действий (приёмы - преобразование пространства, ритмопластические импровизации).

Оборудование. Элементы костюма: шапочки с изображением морских обитателей, газовые платочки (для изображения плавников), лепты на палочке (для изображения водорослей). Картинки с изображением морских животных.

Ход занятия

М. р. Давайте вспомним, кто живёт в глубине океана. (Дети вспоминают. Педагог показывает кар точки с изображением морских обитателей.) Посмотрите на эти картинки. Кого вы можете назвать? (Дети называют морского конька, морскую звезду, акулу, дельфина, кита, золотую рыбку, водоросли.)
Сегодня мы с вами послушаем музыку французского композитора Камиля Сен-Санса –«Аквариум». (Дети слушают «Аквариум» К. Сен-Санса.) Что вы себе представляли?
Дети (высказываются по очереди). Музыка плавная, булькающая, как будто вокруг воздушные пузырьки.
Кажется, что в музыке вода переливается на солнце, и рыбки светятся в лучах солнышка, и им весело.
Музыка нежная, солнечная. Я представляю, как рыбки двигаются, резвятся в океане, догоняют друг друга.
М. р. Да, действительно в музыке слышны нежные напевы скрипки, переливчатые пассажи фортепиано, нежный звон челесты. А вместе все эти звуки рисуют красивую, яркую картину подводного мира. Сейчас мы снова послушаем музыку Сен-Санса и силой своей фантазии изменим пространство нашего зала. Он превратится в море или в океан, а вы - в морских обитателей. Послушайте меня внимательно: вы должны подумать и показать, что делают морские жители, как живут, что они едят, как добывают себе пищу, с кем они дружат, а кого боятся. Вот здесь есть элементы костюмов, которые вы можете использовать по своему усмотрению.
Музыкальный руководитель предлагает детям превратиться в морских обитателей и «по-жить» их жизнью под музыку «Аквариум» К. Сен-Санса. Затем проводится беседа о том, кого изображали дети, что они видели вокруг себя, заметили ли они других морских обитателей.

Специальные театральные игры развивают творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности. Они помогают формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять знакомый репертуар для игровой ситуации и в повседневной жизни. Для нашего исследования мы использовали игры на внимание, игры на развитие памяти, игры на развитие фантазии, игры на развитие логического мышления.

2. МЕТОДЫ БЕССЛОВЕСНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Эти методы решают задачи развития сенсорных способностей детей, ладовысотного слуха, чувства ритма и помогают знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями. Методы бессловесных действий тесно связаны с движением, с развитием умения видеть музыкальный образ, показать его пластику. В этих методах есть много раз-личных приёмов, но с детьми дошкольного возраста нами были использованы оценка факта, вес, мобилизация. Рассмотрим их подробнее.

Прием оценка факта используется для того, чтобы показать, как меняется поведение героя (его голос, движения, настроение и т. д.), когда происходит какое-либо событие. Такими событиями могут быть появление другого героя, голос за сценой, рассказывающий о каком-либо событии. Исполнитель-ребёнок (или группа детей) под воздействием события меняет своё поведение, оценив произошедшее. В театральной педагогике это новое поведение называется «пристройка». Исполнитель «пристраивает» своё поведение (свой голос, характер танцевальной композиции или роль в детском спектакле) к из-менившимся обстоятельствам.

Приём вес - это мышечное ощущение тяжести или лёгкости тела в ответ на оценку своих сил и возможностей достичь цели в сложившихся обстоятельствах. Вес в театральной педагогике, в зависимости от характера обстоятельств, классифицируется как лёгкий, самый лёгкий, с достоинством. с неохотой, тяжёлый, очень тяжелый. Вес можно определить по походке и телодвижениям человека. Разнос ощущение человеком своего веса зависит от его самочувствия, настроения. Радость, ликование дают ощущение невесомости, полёта, лёгкости. Этот приём действует в музыкальных играх, инсценировках. Дети начинают правильно изображать медведя, зайчика, лису и т.д. Например, в сказке-инсценировке «3аюшкина избушка» дети сами показали, как сначала бодро и весело подходили к зайке собаки, мишка, чтобы ему помочь. После слов лисы: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!» - герои шли совсем по-другому - тяжело, с опущенными плечами.

Приём мобилизация необходим для того, чтобы научить детей быть внимательными, не отвлекаться на посторонние звуки, шумы, разговоры.

Слушание музыки с использованием методом физического действия и словесного действия

Цель. Воспитывать способность к осознанному эмоциональному восприятию образного содержания музыкального произведения. Учить детей слышать изменения в музыке и на этой основе воплощать музыкальный образ в пластике. Учить двигаться выразительно, используя мимику, жесты, пластику тела.

Музыкальный репертуар. «В пещере горного короля» Э. Грига.

Методы театральной педагогики. Метод бессловесных действий (приём - оценка факта), метод физических действий (приёмы - этюд, ритмопластика).

Оборудование. Элементы костюма (колпаки с бородками).

Ход занятия

М. р. Ребята, вы знаете, кто такие гномы?
Дети. Это маленькие волшебные человечки, которые живут в пещерах или под землёй.
М. р. Да, в сказках встречаются разные гномы: добрые, злые, весёлые, страшные. Какие сказки о гномах вы знаете? (Дети называют сказки.)
Послушайте музыку норвежского композитора Эдварда Грига «В пещере горного короля». Музыка эта необычная. После прослушивания попробуйте о ней рассказать. (Дети слушают музыку.)
Дети. Музыка сначала была тихая, таинственная, какая-то непонятая.
М. р. Правильно, вначале музыка была тихая, вкрадчивая, осторожная, загадочная. А потом?
Дети. А потом она стала очень быстрая, бешеная.
М. р. Вторая часть музыки действительно быстрая, скачущая, сверкающая, и в то же время немного пугающая. Что вы себе представили, когда слушали эту музыку?
Ребёнок. Я представил себе гномов, которые шли к своему королю в пещеру.
М. р. Давайте попробуем сочинить сказку, которую нам подсказала музыка, и покажем маленький спектакль про гномов. Итак, садитесь на стульчики в круг - будем вместе придумывать сказку. (Начинает педагог.)
В одной стране жили-были гномы. Однажды самый главный из гномов - король гномов...
Дети. ...пригласил всех своих жителей к себе в пещеру.
М. р. Со всей страны, незаметно для людей, гномы тихо крались в пещеру своего короля на праздник.
Дега. А король сидел и ждал их.
М. р. По всей стране маленькие гномы, крадучись, чтобы их никто не видел, шли в пещеру к своему королю. Когда гномы дошли до своей пещеры, они ещё раз оглянулись, чтобы убедился, что люди не подглядывают за ними.
Дети. А потом быстро прибежали к своему королю.
М. р. Король ждал своих любимых гномов, и, как только они появились...
Дети.... все стали веселиться и пировать.
М. р. Мы с вами заметили, что как в музыке, так и в нашей сказке есть две части. Первая часть - медленная, тихая, осторожная, загадочная, таинственная. Вторая - шумная, громкая, скачущая, танцевальная, шутливая, причудливая. У нас с вами получилась не совсем сказка, а лишь небольшой рассказ, спектакль, в котором произошло событие, в результате которого изменились и .музыка. и поведение гномов. Что же произошло? (Обращается к ребёнку.) Как ты думаешь?
Ребёнок. Гномы вошли в пещеру, и здесь их уже никто не сможет найти. Как только гномы перешагнули порог пещеры, они очутились у себя дома.
М. р. Молодец! В сказке произошёл переход гномов из мира людей в их собственный мир. И гномы изменились. Какие они были вначале? Пугливые, осторожные, и это чувствовалось в звучании музыки. Она была осторожной, тихой, таинственной. Но вот гномы оказались в своём подземном мире. Изменилась обстановка. И сама музыка нам показала, как изменилось поведение героев. Они стали весёлыми, резвыми, шустрыми. стали танцевать. Теперь давайте разыграем сценку, рассказанную мушкой. А для того чтобы вам было легче превратиться в маленьких гномов, наденьте бородки и колпачки гномов.
Дети надевают на себя элементы костюмов и превращаются в гномов. Затем разыгрывают сценку «Домой, в пещеру короля» (так они сами её назвали).

Работа над песней

Цель. Учить детей выразительному исполнению песни, лёгким, подвижным звуком. Учить брать дыхание между музыкальными фразами, не поднимая плеч, и удерживать его до конца музыкальной фразы. Развивать певческую дикцию. Побуждать детей к инсценированию песни.

Музыкальный репертуар. Песня «На мосточке», муз. А. Филиппенко, сл. Р. Бойко.
Методы театральной педагогики. Метод бессловесных действий (прием - оценка факта).

Ход занятия

М. р. Недавно мы с вами начали работать над песней «На мосточке». Её авторы композитор Аркадий Филиппенко и ПОЭТ Ростислав Бойко. О ком поётся в этой песне? (Ответы детей.) Правильно, о детях, о волке и козлике. Сейчас мы с вами расскажем об этой истории простыми словами - для того, чтобы выразительно спеть песню. Итак, дети решили пойти в лес за грибами. С каким настроением они пошли? (Ответы детей.) Правильно, настроение у ребят было весёлое, поэтому и петь об этом мы будем тоже весело. Что произошло дальше? Подошли ребята к мосту и остановились. Почему? Что произошло? (Ответы детей.) Дети увидели волка. Сначала они замерли. Необходимо было оценить обстановку: злой ли это волк, голодный или нет, как себя с ним вести. Настроение у детей изменилось. (Обращается к ребёнку, называя его по имени.) Как нужно петь об этом?
1-й ребёнок. Нужно петь испуганно, потому что дети испугались волка.
М. р. (спрашиваету другого ребёнка). А ты как думаешь?
2-й ребенок- Я думаю, что нужно петь удивлённо. Ведь дети удивились, когда увидели волка.
К обсуждению подключается третий ребёнок.
3-й ребёнок. Дети очень расстроились, что не смогли попасть из-за волка в лес, поэтому нужно петь с огорчением.
М. р. Молодцы! А потом, когда вышел козлик, какое у детей стало настроение? Как нужно пропеть эти строчки?
4-й ребёнок. Они очень обрадовались. Я буду петь радостно.
М. р. Очень хорошо, что вы поняли, как нужно спеть эту песню, как меняется сё настроение на протяжении звучания. Давайте ещё раз споём её, а потом инсценируем.
Дети исполняют песню, а затем инсценируют её.

3. МЕТОДЫ СЛОВЕСНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Данные методы помогают развитию голоса и слуха ребёнка, учат интонационной выразительности, овладению певческими навыками.
При использовании метода словесных действий мы учитывали то, что само слово в театрализованной деятельности может быть действием. Интонационную выразительность слова можно выразить «театральными нотами», которые были предложены А. П. Ершовой. И основные словесные действия - это действия, постоянно встречающиеся и знакомые каждому человеку. Их можно выразить нотами-глаголами: «зва» (звать), «обо» (ободрять), «уп» (упрекать), «пре» (предупреждать), «уд» (удивлять), «уз» (узнавать), «ут» (утверждать), «об» (объяснять), «от» (отделываться), «про» (просить), «при» (приказывать).

Упражнения для голоса

Цель. Развивать интонационную выразительность.

Оборудование. Карточки с изображением театральных нот. Элементы костюмов Колобка, Винни-Пуха, Пятачка, Карлсона. Буратнно.

Ход упражнения. Детей знакомят с театральными нотами «зва» (звать), «пре» (предупреж-дать), «про» (просить). Эти ноты изображены на картинках. Нота «зва» - «Мама, выглядывая из окна, зовет сына домой. Нота «пре» - «Лиса из заячьего домика предупреждает собак, что выскочит». Нота «про» - «Лиса просит колобка сесть на нос и пропеть ещё раз». Ребёнок надевает костюм героя, берет карточку с ногой в руки. С интонацией ноты нужно сказать: «Всем привет!»

Галина Вячеславовна КУЗНЕЦОВА.
научный сотрудник, отдел дошкольного образования, Федеральный институт развития образования, Москва

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования