Общение

Сейчас 534 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

В данной работе мы бы хотели рассмотреть еще один вид зрелищного искусства, тесно соприкасающийся с театром и нередко используемый в театральных коллективах. Это – цирковое искусство.
Элементы "цирка на сцене" встречаются довольно часто. У Ю. П. Любимова клоун выходил на сцену еще в "Десяти днях, которые  потрясли  мир"   (режиссер    определил жанр своего спектакля как «народное представление в двух частях с пантомимой, цирком, буффонадой, стрельбой»), а элементы акробатики, музыкальной эксцентрики и др. встречаются практически в каждом спектакле последних лет ("Марат – Сад", "Хроники", "Фауст").
По мнению А. В. Бартошевича, при постановке "Сна в летнюю ночь" В. Шекспира, «Брук призвал на помощь приемы зрелищ различных народов и времен – комедию Дель’Арте и восточный цирк, мейерхольдовскую биомеханику и уличный театр 60-х годов».
Уже давно существуют клоунские театры, такие, как «Лицедеи». На театральную "Маску" в этом году был выдвинут спектакль Омского театра "Приглашение на казнь" по В. Набокову, решенный в стилистике циркового представления.
Существует целый жанр цирковой пантомимы – большого театрализованного представления, состоящего из отдельных цирковых номеров, балетных и батальных сцен, скрепленных драматургическим сюжетом. Действие здесь передается при помощи пластики и жестов. В цирковую пантомиму включаются также небольшие текстовые сцены. А в частности для школьного и студенческого театра цирковая пантомима – это еще прекрасная возможность заинтересовать детей и молодежь, дать им возможность реализоваться и творчески и физически.
С точки зрения художника поставить театральный спектакль в стилистике цирка – это прежде всего уникальный способ при минимальном декорационном оформлении (сам манеж, форганг и т. д.) выдать максимально зрелищную продукцию за счет решения костюмов, реквизита отдельных номеров и световой партитуры.
«Этот тип сценографии, использовавшийся в средние века для представления мистерий, вновь обрел популярность в ХХ в.; он позволяет не только объединять присутствующих в восприятии спектакля, но прежде всего вовлекать их в действо для эмоционального участия».
(Патрис Пави. «Словарь театра»)
Наша история – «Теремок» - блестяще подходит для данного решения, так как при незамысловатом сюжете и негромоздкой текстовой структуре оставляет возможность для демонстрации практически всех цирковых жанров.
Итак, начнем мы наше представление с традиционной сценки Белого и Рыжего клоунов (конечно же, Дедов).
Понятно, что резонерствующий и в финале сказки посрамленный Белый клоун – это Злой дед, а вызывающий симпатии зрителя лукавый Рыжий – это Добрый дед.
Костюм Белого расшит блестками, на его голове – колпак, на ногах – остроконечные туфли. Лицо выбелено гримом, подведенные черные брови надменно вздернуты вверх.     
Рыжий одет в мешковатый клетчатый яркий пиджак, огромные ботинки с круглыми носами, сдвинутую набок маленькую шапочку – канотье. Рот ярко обведен гримом, лицо нарумянено, нос увеличен за счет круглой красной нашлепки, на голове – пышный лохматый рыжий парик. В руках – «батон», толстая бамбуковая трость с расщепленным концом, при ударе производящая жуткий грохот. Периодически Рыжий плачет многометровыми слезами при помощи спрятанных в парике около глаз тонких трубочек, подведенных к лежащей в кармане резиновой груше с водой. Нос его загорается благодаря вмонтированной электрической лампочке.
Классические клоунские трюки позволят насытить диалог персонажей действием. Если в драматическом спектакле действие развивается от события к событию, то в цирковом представлении – от трюка к трюку.
Вообще, в цирке трюк является основным выразительным средством любого жанра, своеобразной единицей измерения номера.  
Следующий наш герой на арене – Лягушка. Первое же ее действие  (открывание без помощи ключа запертых на висячий замок ворот) – трюк фокусника-иллюзиониста.
Фокус (дословно – ловкий прием, ловкая проделка) – трюк, поражающий зрителя своей сверхъестественностью.




«Содержанием этого древнего жанра является демонстрация замысловатых появлений, исчезновений, перемещений я».                       
(З. Гуревич. «О жанрах советского цирка»)  
По мановению волшебной палочки Лягушки возникают печка, дрова, котел и сковородка, зажигается свет, и… внезапно появляется новый персонаж. Одета Лягушка может быть в зеленый блестящий фрак, фактурой своей напоминающий шкурку этого животного. Мышка нам видится маленькой юркой гимнасткой, в белом или сером трико.
Гимнастические упражнения в цирке всегда выполняются на том или ином спортивном снаряде. В цирковой пантомиме снаряды часто камуфлируются под какой-либо элемент декорации. В нашем случае гимнастка – Мышка может исполнять свои номера, например, на печке, в проеме ворот и    т. д.
Далее на арену вылетает Петушок. По ходу действия он должен еще играть на музыкальных инструментах. По характеру он задиристый и нахальный, как и положено такой птице. Такой сплав задач больше всего подходит для музыкального эксцентрика.
Эксцентрики «…стали соединять музицирование с клоунскими действиями. Причем в их арсенале были большей частью эксцентрические музыкальные инструменты, звуки из которых они стремились извлекать, находясь в самых необычных положениях. Музыкальные клоуны создали множество необычных инструментов. С целью эксцентрического переосмысления привычных вещей они издавна стремились использовать бытовые предметы в несвойственных им функциях… Так появились «поющая» пила и метла, «звучащие» камни, сковородки, березовые дрова, подобранные в определенной тональности, бутылки с водой, налитой на разные уровни, настроенные на определенный музыкальный лад».
(З. Гуревич. «О жанрах советского цирка»)
А теперь попробуйте представить нашего Петуха, виртуозно и самозабвенно играющего на всей этой утвари, перелетая от одного инструмента к другому…
Жанр музыкальной эксцентрики возник на стыке между цирком и эстрадой, и одет наш персонаж должен быть по-эстрадному броско и по-петушиному пестро.
Последним в группе положительных зверей возникает Ежик. Поскольку в сказке он станет защищать Петушка, прекрасной демонстрацией его ловкости может быть номер силовой акробатики.
«Силовая акробатика основана на выполнении определенных акробатических элементов только силовыми приемами, без применения темповых движений (толчков или подбрасываний)…
(З. Гуревич. «О жанрах советского цирка»)
Из отрицательных персонажей первым на сцене появляется Волк. Очень часто этот герой изображается художниками с кинжалом за поясом. Мы решили, что можно количество кинжалов увеличить и позволить серому хищнику пожонглировать ими.
«Соло-жонглер выступает один на протяжении всего но-мера. Трюки, комбинации и реквизит – все специально подбирается для одного исполнителя. Наиболее распространенными предметами, которыми пользуются соло – жонглеры, являются палочки, мячи, шарики, булавы, факелы».               
(З. Гуревич. «О жанрах советского цирка»)
Кстати, метание ножей – один из традиционных цирковых номеров. Важно только обеспечить безопасность прочих исполнителей. Но цирк сам по себе – искусство довольно рискованное, впрочем, так же рискованно использовать цирковые приемы в театре. Приведем один пример.
В спектакле Ю. П. Любимова «Товарищ, верь!» артист Р. Джабраилов, игравший роль А. С. Пушкина, держал в руке письмо, в которое из дальнего конца зрительного зала горящей стрелой должен был попасть специально приглашенный чемпион России по стрельбе из лука. На репетициях все шло хорошо, но наступила премьера… И чемпион пробил своей стрелой не письмо, а ладонь исполнителя. Трюк пришлось отменить… Берегите себя!..
Лиса – образец не только хитрости, коварства, но и большого ума. Посмотрите, как пляшут под ее дудку Волк и Медведь! Да и Петушок тоже выполняет ее волю.
И, наконец, Медведь – конечно же силовой жонглер. Реквизит его – гири, которые могут быть оформлены под большие колоды с медом. Помимо жонглирования тяжелыми предметами, он может гнуть подковы, разрывать цепи, а также, подняв с двух сторон на коромысле Волка и Лису, устроить «живую карусель».  
Вся последующая игровая борьба решается в духе цирковой пантомимы как серия зрелищных аттракционов, перемежающихся веселой клоунадой в исполнении наших коверных клоунов – Белого и Рыжего.
Важно только не забывать, что, как говорил Н. В. Гоголь, «Смешное обнаружится само собой именно в той серьезности, с какою занято каждое из лиц хлопотливо, суетливо, даже жарко своим делом, как бы важнейшею задачей своей жизни».  
Начинаться и заканчиваться представление должно по законам цирка парадом-алле (общим выходом на манеж всех персонажей с исполнением трюков). 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования