Общение

Сейчас 735 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Именно с античного театра зародилось понятие композиции в спектакле.
«Достаточно сказать, что спектакль древнегреческого театра сформировался с того момента, когда были композиционно объединены элементы, ранее существовавшие разрозненно. Как только произошло слияние воедино, последовательное расположение сказов и речитативов рапсодов, повествовавших о деяниях античных богов и героев, пения и танцев хора, действенных кусков ритуальных игр – родился спектакль. И последовательность эта была предопределена естественным путем, то есть по законам наибольшей зрелищной выразительности».
(Г. Н. Бояджиев. «Душа театра»)
Как мы знаем, театральное представление в Древней Греции входило в культовые празднества в честь бога вина и веселья – Диониса (Дионисии).
Соревнующиеся драматурги выступали каждый со своей творческой программой, куда входили трагедии и комедии (сатировские драмы).
Устройство самого театра того времени описано многократно и детально в специализированной и художественной литературе, поэтому мы остановимся лишь на тех элементах, которые безусловно важны нам сейчас и могут найти воплощение в современном театральном процессе.
Кстати, хотим обратить внимание читателя на тот факт, что древнегреческая драматургия, естественно, была основой развития европейского театра. Назовем только некоторые произведения искусства разных эпох и народов, созданные по мотивам античного искусства – пьесы Шекспира и Корнеля, Расина и Шелли, Гофмансталя и Бернарда Шоу …; оперы Генделя и Глюка, Керубини и Р. Штрауса…  
В ХХ веке на античные сюжеты писали Кокто, Сартр, Ануй…
В последние годы интерес постановщиков к древнегреческому театру возрос во всем мире. Всемирная театральная олимпиада в Москве летом 2001 года – лучшее тому подтверждение. Спектакли японских режиссеров Тадаши Сузуки ("Медея" и "Царь Эдип") и Юкио Мияги ("Электра"), интереснейший опыт по восстановлению пластического и музыкального рисунка античного театрального действа в работе польского режиссера Владимиша Станиевского «Апулей – метаморфозы», работа датского театра «Один» (режиссер – Эуженио Барба) «Мифы»…
«Японцам греческая трагедия широко известна, она входит в школьные программы. Им близка идея рока. В древнегреческой трагедии, в пьесах Еврипида прежде всего, рассматривается проблема существования человека в ситуации, которую он не может контролировать: в политической ситуации, в религиозной ситуации, в любовной ситуации».
(Тадаши Сузуки «Барьер как вызов»
в сб. «Режиссерский театр»)
Мэтр русской сцены Ю. П. Любимов с начала 90-х гг. трижды только на Таганке обращался к античности ("Электра", "Медея" и "Сократ").
Любительский театр, на наш взгляд, не может не учесть опыт суперпрофессионалов. С другой стороны, один из самых интересных для школьников период истории – как раз Древняя Греция с ее многочисленными вечно ссорящимися богами и героями.
Но вернемся к нашей теме. Конечно, мы не можем воссоздать в наших условиях огромный многоярусный древнегреческий театр. Но принцип его строения воспроизвести можем.
Итак, в центре помещается круглая площадка, на которую взойдут актеры и хор – орхестра.
«Окружность – которую берет за образец греческий театр, созданный как бы естественным образом на склоне холма, - возникает впоследствии всегда там, где участие не ограничивается взглядом извне на происходящее. В этом случае линия, соединяющая под определенным углом глаз и сцену, и является связью между публикой и сценой».
(Патрис Пави. «Словарь театра»)
Зрители рассаживались  в несколько полукруглых ярусов вокруг орхестры. Их места именовались - театрон.
В ближней к зрителям части орхестры установлен жертвенник с сидящим на его ступенях флейтистом.
За орхестрой находится скене – здание, служащее, в частности, для выхода и переодевания актеров. Передняя стена скене – проскениум – имеет вид колоннады, изображающей в представлении фасад какого-нибудь дворца или храма.
С обеих сторон от скене расположены пристройки параскении – места для хранения декораций.
Скене от зрительских мест отделена проходами – пародами. Через них на орхестре появлялись хор и актеры, одетые в маски и передвигающиеся на котурнах.
Хор делится на два полухория, которые в ходе агона – словесного диспута, иногда переходящего в комедийную потасовку, выясняют между собой отношения.
Полухория возглавляют корифеи, иногда в ходе парабасы  - прообраза современного апарта – они обращаются к зрителям.
А теперь возьмем наш лабораторный пример – сказку "Теремок" и осторожно поместим его в структуру Древнегреческого театра. Что получается?
Мы выводим через пароды хор из семи зверюшек (при желании их число можно увеличить до 24-х – именно столько хоревтов было в Древней Греции – за счет поющих статистов). Хор мы разделяем на 2 полухория – положительное и отрицательное. Возглавляются полухория корифеями – Добрым и Злым дедами.
Персонажи стоят на котурнах (для усиления комедийного эффекта можно применить принцип: чем меньше персонаж, например, мышка, тем больше котурны). Лица героев скрыты масками.
Их пластика выразительна. Речь напоминает декламацию. Поэтому знаковая природа сказки выявляется еще сильнее. Кстати, античный театр использовал не только речь, но и пение – монодии – сольные арии актеров.
В качестве флейтиста, сидящего у подножия жертвенника, символизирующего в данном случае домашний очаг, у нас будет Петух.
Скене, снабженное колоннадой, и есть наш теремок. Проскениум – фасад теремка, к которому прибывают все новые персонажи. Кстати, известно, что греки использовали в театре сценическую живопись – расписные доски, которые помещались между колоннами проскениума. На этих досках можно изобразить лес, естественно, стилизовав его под античную роспись.
В античном театре использовалась и театральная машинерия. Пример ее – эккилема – выдвигающаяся из скене площадка на колесиках. Она позволяла зрителям увидеть эпизоды, происходящие внутри помещения. Это тоже можно использовать – у нас на эккилеме будут восседать персонажи, изображая действие внутри теремка.
Еще один пример театральной техники – механэ, приспособление, позволяющее персонажам подниматься в воздух. Его мы можем использовать для полетов Петуха.
Известно, что в античном театре зрители приносили еду с собой. Но у нас же есть Лягушка, которая "пироги печет". Она вполне может наделять ими публику.
В финале спектакля мы можем, еще раз использовав механэ, поднять в воздух, совсем как античных богов, наших корифеев хора – Доброго и Злого дедов.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования