Общение

Сейчас 445 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


           

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Все помещения театра можно разделить на две части: зрительскую и сценическую. К зрительской части относятся помещения, которые зрители посещают во время представления и до него: зрительный зал, фойе, вестибюли, гардеробы, буфеты. Эти помещения освещаются в соответствии с творческими замыслами архитектора — автора здания. Таким образом, это одна из разновидностей архитектурного освещения интерьера. В сценическую часть входит сцена, а также вспомогательные и технические помещения, которые используются для подготовки и проведения представления исполнителями и работниками театра.
К вспомогательным помещениям относятся технические помещения, где готовятся к представлению. Это артистические уборные, гримёрные, костюмерные, осветительный цех, мебельные, реквизиторские. А также складские помещения: склады декораций, мебели, бутафории, реквизита, костюмов и прочего. Вторая группа технических по-мещений служит для производства и изготовления материальной части представления: столярный, слесарный цеха, мебельные, бутафорские, пошивочные, макетные и другие мастерские. К техническим помещениям относятся и административные помещения (бухгалтерия, репертуарная часть и другие). Во вспомогательных помещениях делают работу различной сложности, требующую и различной степени освещённости. Так, например, в пошивочных, макетных, постижёрских мастерских выполняются точные работы, для которых нужна хорошая освещённость. Требования к освещённости в складах различного назначения, конечно, значительно скромнее. Осветительные установки во вспомогательных помещениях близки к осветительным установкам промышленного назначения. Нормирование, проектирование и эксплуатация осуществляются в соответствии с общими положениями по освещению административных и промышленных зданий. Однако надо учитывать, что источники света должны по спектральному составу согласовываться со спектром сценического освещения. Это особенно касается помещений, связанных с окраской изделий. В таких помещениях как артистические уборные, постижёрские и живописные мастерские пользуются лампами накаливания. Выбор источника света, расположение рабочей поверхности, нормируемые значения горизонтальной, вертикальной и цилиндрической освещённостей регламентированы «Отраслевыми нормами освещённости зрелищных зданий».

Для освещения сцены применяются светильники, прожекторы и проекционные приборы. Светильники, к числу которых относятся несколько модификаций приборов с диффузными и направленно-рассеивающими отражателями, а также осветительные приборы с зеркальными лампами, применяются только для освещения плоских экранов-задников, живописных декораций и занавесов. Все остальные задачи сценического освещения решаются с применением приборов прожекторного типа. Проекционные приборы используются, помимо своего прямого назначения (создания статического проекционного изображения на экране или заднике), для различного рода сценических эффектов, в том числе динамических.
Все приборы для освещения сцены позволяют устанавливать перед выходным отверстием рамку для светофильтров и защитную металлическую сетку, для чего предусмотрены соответствующие пазы. В сценической осветительной практике широко распространены приборы прожекторного типа: однолинзовые, со сферическим отражателем, парабо-лическим отражателем и усложнённой оптической системой.
Прожекторы, используемые в театре, имеют устройство для регулирования угла рассеивания светового потока. В однолинзовых прожекторах со сферическими отражателями это достигается с помощью фокусирующего устройства, а в приборах с усложнённой оптикой — с помощью различного рода диафрагм, профилирующих шторок-лекал и объективов с переменным фокусным расстоянием. В однолинзовых про-жекторах фокусировка осуществляется за счёт плавного перемещения каретки с источником света по направлению к оптическому элементу, что приводит к увеличению угла охвата и КПД прибора при одновременном снижении силы света. Для однолинзовых прожекторов такая фокусировка позволяет изменять угол рассеивания в пределах 5—45 градусов. Для прожекторов с параболоидным отражателем этот диапазон небольшой — в пределах 5—10 градусов. В приборах с усложнённой оптической си-стемой используется схема с эллипсоидным отражателем. В плоскости кадрового окна устанавливается ирисовая диафрагма и профилирующие шторки-лекала, позволяющие изменить угол рассеивания светового потока. Применение системы линз позволяет изменять угол рассеивания с одновременным изменением освещённости.

Для возможности управления прибором, установленным в недоступном во время проведения спектакля месте, предусмотрены модификации прожекторов с дис-танционным управлением. Прожекторы снабжены электроприводами, позволяющими дистанционно наклонять и поворачивать их вокруг вертикальной и горизонтальной оси. Предусмотрено не только дистанционное управление поворотом прожектора в двух направлениях, но и фокусировка источника света, то есть изменение ширины светового потока. Дистанционная смена светофильтров в этом случае может осуществляться с помощью устройства смены светофильтров — скроллера.
Освещение сцены также осуществляется с помощью приборов стационарного и переносного освещения. Стационарные приборы размещаются на специальных металлических фермах или конструкциях, неподвижных или имеющих возможность перемещаться в пределах, допустимых механикой оборудования сцены. Переносные приборы устанавливаются на переносных штативах или монтируются на конкретную де-корацию. Они служат для освещения данного представления и размещаются на сцене только для его проведения. Стационарное сценическое освещение осуществляется с помощью групп осветительных приборов, размещённых на сцене и за её пределами. В зависимости от того, где они размещены, осветительные приборы подразделяются на верхнее, боковое и выносное освещение сцены.

ВЕРХНЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Создаётся осветительными приборами, установленными на софитных металлических фермах. Фермы перемещаются в вертикальной плоскости с помощью электрических лебёдок. Основное назначение верхнего освещения — создание необходимого уровня освещённости на живописных задниках и декорациях (включая и цилиндрическую поверхность заднего фона — горизонта), а также на объёмных и плоскостных декорациях, размещённых по всей глубине сцены (кроме первого плана и авансцены). Этими приборами создаётся равномерная освещённость по вертикали и горизонтали в пределах плоскости освещаемого занавеса или горизонта.

Поскольку расстояние от софитного подъёма до освещаемого занавеса в 3—4 раза меньше высоты занавеса, то создание равномерной по вертикали освещённости возможно лишь с помощью приборов, концентрирующих световой поток в направлении нижней части занавеса, то есть приборов с асимметричным отражателем (светильников). Чтобы создать возможность цветного освещения, приборы на софитах снабжаются стеклянными или плёночными светофильтрами, позволяющими, благодаря оптическому смешению, получить широкую гамму цветовых оттенков. Для оптического смешения цветов нужно, чтобы приборы со светофильтрами одного цвета создавали равномерную освещённость по горизонтали. Регулирование освещения происходит за счёт изменения светового потока у групп приборов с одинаковыми светофильтрами.


На софитных фермах, представляющих собой сварные конструкции из водо-газопроводных труб и угловой стали, начиная с первого плана, монтируются све-тильники с симметричным и асимметричным отражателем. Эти светильники крепятся с помощью хомутов к продольным трубам фермы. Для сцены с небольшим, рассчитанным, например, на 600 зрителей, залом, применяют, как правило, однорядное расположение светильников. Для больших сцен применяется двух- или трёхрядное расположение осветительных приборов.
Софитные подъёмы должны быть оснащены:
Прожекторами разных оптических систем с дистанционным управлением, то есть перемещением по вертикали и горизонтали, изменением фокусного расстояния, скроллером или синтезом цвета. Используются лампы с галогенным и газоразрядным циклом (возможно универсальные).
Интеллектуальными приборами последнего поколения:
с поворотным зеркалом;
вращающаяся голова.
Светильниками рассеянного света с цветными плёночными светофильтрами.
Светильниками рассеянного света с синтезом цветов.
Проекционным оборудованием для создания световых эффектов.
Световыми занавесами.
Дымовыми и снеговыми машинами с минимальным шумом.
Специальным оборудованием для пиротехнических эффектов.
Телескопическими одиночными подъёмами для индивидуальной специальной подвески светотехнического оборудования.
Следящими прожекторами на софит-мосту первого плана.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОГО И ПОСЛЕДНЕГО СОФИТНОГО ПОДЪЁМА

Горизонтный софит по числу светильников и габаритам отличается от остальных тем, что число камерных светильников на нём в два или три раза больше, чем на любом другом, и размещаются они обычно в 2—4 ряда и более.
В оперно-балетных театрах количество светильников и цветов больше. Они разделяются на «центр», «левую сторону» и «правую сторону».

Первый софитный подъём бывает стационарным или подъёмноопускным. Существует такое понятие как софит-мост — двух- или трёхуровневая конструкция с прожекторами различных оптических систем. По софит-мосту можно ходить.
Последние софитные подъёмы целесообразно использовать и для монтажа прожекторов, создающих контражурное освещение сцены. Для этого на ферме последнего софита размещаются в зависимости от размеров сцены прожекторы с безлинзовой оптикой с параболоидными отражателями.

БОКОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Создаётся осветительными приборами, размещёнными на фермах подвижных порталов, осветительных галерей и передвижных световых башен (портальная башня). Основное назначение приборов бокового освещения — создание необходимого уровня вертикальной освещённости на первых планах сцены в зоне игровой площадки. Локальное освещение отдельных актёров и мизансцен требует применения приборов прожекторного типа с регулируемым углом рассеивания светового потока. Освещение с осветительских галерей осуществляется приборами, установленными на нижних боковых галереях.

Приборы расположены на подвижных каретках, способных перемещаться в глубину сцены. Этими приборами освещают объёмные декорации и игровые места на средних по глубине планах сцены. Освещение сцены сбоку возможно через узкие просветы между кулисами или декорациями, поэтому в качестве приборов бокового освещения применяют приборы прожекторного типа с углом рассеивания не более 15-25 градусов, индивидуальной регулировкой светового потока, с усложнённой оптической системой.

Для бокового освещения сцены целесообразно использовать прожекторы повышенной мощности с высокой концентрацией светового потока. Мощные приборы больших габаритов лучше располагать на первой галерее на каретках, с помощью которых их можно перемещать по глубине сцены, как говорилось выше. На боковых подвесных передвижных световых башнях размещают различную прожекторную аппаратуру (например, прожекторы, как со шлифованными линзами, так и со ступенчатыми, позволяющими в широких пределах варьировать угол рассеивания; приборы с усложнённой оптической системой).

ФРОНТАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ

Служит для создания вертикальной освещённости на авансцене и первых планах сцены для освещения актёров и декораций. Осуществляется группами осветительных приборов, вынесенных за пределы сценического пространства в зрительный зал, и подразделяется, в соответствии с местами установки, на верхнее фронтальное, диагональное и нижнее фронтальное (рампу). Приборы выносного освещения должны посылать световой поток лишь в пределах сцены и авансцены, не освещая зрительный зал. Верхнее фронтальное освещение осуществляется приборами прожекторного типа, размещёнными вне поля зрения зрителей: за уступом потолка зрительного зала, в технических помещениях, позволяющих вести обслуживание приборов. В старых театрах оно иногда осуществляется с помощью софит-мостов. Если доступа к обслуживанию осветительных приборов нет, то они должны быть дистанционно управляемыми.
Для обеспечения распределения теней на лицах актёров, близкого к естественному освещению, углы падения светового потока на планшет сцены у края авансцены должны лежать в пределах 30—40°.
Нижнее фронтальное освещение создаётся с помощью рампы. Она состоит из осветительных приборов рассеянного и направленного света, размещённых по краю сцены, и используется для фронтального освещения актёров на первом плане и авансцене. Назначение рампы — снижение контраста теней, возникающих при освещении лиц актёров приборами верхнего и диагонального освещения. Верхний край защитного кожуха рампы не должен возвышаться над уровнем пола первого
ряда зрителей более чем на 1,1м при высоте сцены 60—80 см.

Рампы бывают стационарные и переносные (подъёмно-опускные).
Диагональное (выносное) освещение устанавливается в специальных помещениях, скрытых от зрителя уступами стен и имеющих возможность доступа для обслуживания. В зрительных залах ярусного типа боковые ложи переоборудуются для установки прожекторов: подводится вентиляция, монтируются специальные металлоконструкции.
В качестве осветительных приборов используют прожекторы со шлифованной линзой, с линзой Френеля, профильные, низковольтные прожекторы. У прожекторов разных оптических систем разное предназначение. Так, прожекторы со сферическим отражателем с линзой Френеля особенно хороши для освещения мягких живописных кулис пер- вого—третьего планов. Профильные прожекторы с эллиптическим отражателем создают геометрию на планшете и декорациях, освещают актёров. Низковольтные прожекторы с параболическим отражателем служат для выявления элементов декорации.
Паразитная засветка зрительного зала будет исключена, если в качестве приборов верхне-фронтального освещения будут использованы прожекторы с усложнённой оптической системой, позволяющей ограничить распределение светового потока в пространстве с помощью специальных диафрагм и шторок-лекал. При отсутствии таких приборов устанавливают однолинзовые прожекторы со шлифованными линзами и цилиндрическими отсекателями-тубусами на выходных отверстиях приборов.
Фронтальная светопроекционная оборудуется в специальных помещениях, где устанавливаются проекционные аппараты, с помощью которых создаются различные статические и динамические световые эффекты («пожар», «вода», «дождь», «снег» и т.п.).
Используются следующие проекторы: 2 кВт, 5 кВт (галогенный цикл), 1200 Вт, 2500 Вт, 4000 Вт, 6000 Вт, 12000 Вт (газоразрядный цикл).

СИСТЕМЫ ЦВЕТНОГО ОСВЕЩЕНИЯ НА СЦЕНЕ

В постановочном освещении сцены широко применяется цвет. Цветное освещение получается за счёт применения светофильтров требуемого цвета, перекрывающих выходное отверстие прожекторов и светильников, или же за счёт оптического смешения разноцветных излучений от групп осветительных приборов. Верхнее освещение и рампа позволяют воспроизвести нужный цвет на основе оптического сложения нескольких цветных излучений. Использование принципа оптического смешения двух или нескольких цветов, сильно отличающихся по цветности, не рекомендуется из-за появления цветных теней при освещении объёмных декораций и актёров. Выбор основных цветов для софитов и рампы обусловливается требованием получения наибольшего цветового охвата для каждого вида освещения. Так как последние софиты должны воспроизводить на экранах и задниках цвет неба в различное время суток, то суммарная мощность здесь предусматривается большей, чем на остальных софитных подъёмах. Так как рампа служит в первую очередь для выравнивания теней на лицах актёров, то здесь предпочтительнее использовать разнообразные оттенки розового, пурпурного и жёлто-розового освещения.

Исходя из этих требований, в рампе предусматривают четыре регулируемые группы осветительных приборов. В трёх группах устанавливают красные, синие и жёлтые светофильтры, а одна группа используется без светофильтров. В софитах при четырёх регулируемых группах в качестве основных цветов целесообразно использовать синий, зелёный, голубой и оранжевый. На горизонтном софите мощность регулируемых цветовых групп делается неодинаковой, а число их берётся не больше 6—8 цветов. Основными цветами являются синий, голубой, зеленовато-голубой, зелёный, жёлтый, красный. Число осветительных приборов, образующих каждый цвет, различно и обратно пропорционально коэффициенту пропускания установленных светофильтров.
Ниже показаны коэффициенты пропускания различных светофильтров.

Таблица
Марки светофильтров и их коэффициенты пропускания (толщина стекла 2 мм)

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования