Общение

Сейчас 415 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

8

Для цветного освещения по-прежнему применяли красный, зелёный или синезелёный цвет. Условно белый свет, даваемый электрическими угольными лампами, имел жёлто-оранжевый спектр, который при уменьшении напряжения ниже 220 В становился краснооранжевым. Фактически театр располагал красным, зелёным и жёлтым цветом. Эти три цвета помогали воспроизвести самые распространённые иллюзорно-реалистические эффекты (рассвет, вечернюю зарю, лунную ночь и т.д.).
Как уже говорилось, до эпохи электричества существовали две системы смены цвета: одноламповая и многоламповая. Вторая, появившаяся при газовом освещении, имела ограниченное применение из-за своей громоздкости и дороговизны. Электричество позволило снизить расходы на создание многоламповой системы и значительно уменьшить вес приборов.



Прибор для создания светового эффекта "восход солнца"

Каждая из систем имела свои преимущества. Ряд театров продолжал пользоваться испытанной одноламповой системой с её сложным блокировочным механизмом смены кассет и шторок. Другие театры перешли на многоламповую, точнее, трёхламповую систему. В конце XIX и в первой четверти XX века она использовалась в большинстве русских театров. Однако эта система не позволяла получить разнообразное цветное освещение, и приходилось довольствоваться примитивной сменой основных тонов (красного и зелёного) и желтоватого цвета открытого источника света. Скудость цветов и невыгодное усложнение электропроводки были причиной, по которой театры в дальнейшем вновь обратились к одноламповой системе.
Система многолампового освещения имела разновидности. В одном варианте (как, например, в Будапештском национальном театре) лампы располагали в приборах в три ряда, один над другим, и два ряда закрывали цветными стёклами. В другом случае сами лампы покрывали раствором цветного желатина или цветным спиртовым лаком. Этот способ оказался более удобным.



Приборы для создания эффекта «морская рябь»

Высокие требования предъявляются к материалу светофильтров. Он должен хорошо окрашиваться без искажения цвета, не деформироваться при нагреве, не возгораться при рабочих температурах, минимально поглощать свет. В 1890-е годы светофильтры делали из цветного стекла (в тех приборах, где была меньше опасность, что они разобьются, т.е. в рамповом освещении, реже в верхних и боковых софитах). Пользовались также желатиновыми и слюдяными светофильтрами. Желатиновые светофильтры, дешёвые и простые в изготовлении (желатиновая масса отливалась на матерчатую сетку и вместе с ней заряжалась в кассету), давали только диффузный (рассеянный) свет и быстро деформировались при нагреве, поэтому применялись с низкотемпературными светильниками. Слюдяные пластинки покрывали красителями на спирту и делали из них светофильтры более чистых тонов и более теплостойкие, чем желатиновые. Слюдяные светофильтры можно было ставить на прожекторы. Их недостатком было то, что они быстро тускнели. Русские театры при электрическом освещении некоторое время ещё пользовались матерчатыми шторными светофильтрами времен газового освещения.
Девятнадцатый век обогатил осветительную технику угольными лампочками накаливания для общего освещения сцены, дуговыми прожекторами и проекторами для освещения отдельных персонажей и создания различных эффектов. Дуговые лампы были несовершенны, поэтому в некоторых театрах и в конце XIX в. сохранялись приборы друммондова света. А в лондонских театрах, вероятно отчасти в силу известного английского консерватизма, они встречались ещё в первые десятилетия XX в. Наряду с электрическим освещением в феерических сценах, особенно в апофеозах, для некоторых эффектов применялась пиротехника (разноцветные бенгальские огни и фейерверки). Когда в театре появились паровые двигатели и паровое отопление, пар стали использовать для усиления световых эффектов пожаров и взрывов. По особым паропроводам на сцену подавали пар и подсвечивали красным светом.
Дальнейшее развитие сценической светотехники связано в основном с усовершенствованием ламп накаливания. Появление ламп мощностью 200, 500, 1000 Вт принципиально изменило сценическое освещение.

Исмагилов Д. Г.
Древалева Е. П.
Из книги  "Театральное освещение"

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования