Общение

Сейчас 699 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Любой спектакль остается спектаклем, произведением театрального искусства независимо от того, насколько он масштабен, от того, сколько десятков или сотен людей в нем занято, от того, сколько финансовой прибыли он принес. Как писал выдающийся театральный режиссер Питер Брук: «Человек вышел на сцену — начался спектакль». Общепринятым в театральных кругах считается утверждение, что человек, играющий на улице на разложенном прямо поверх мостовой коврике, — это уже настоящий театр. А ведь есть множество спектаклей, в которых заняты сотни актеров, декорации этих поста-новок измеряются многими квадратными метрами и тоннами, изготавливают их десятки художников, мастеров, рабочих; освещают — десятки электроосветителей... Но вполне может статься, что человек на коврике создаст более впечатляющее произведение искусства, чем «грандиозный» спектакль-гигант.

Безусловно, дело не в размерах, не в размахе, а только в мастерстве, в художественном качестве театрального коллектива и таланте его режиссера и руководителя. Внешние условия, денежные и технические средства — это все величины относительные, абсолютным остается только одно — талантливость и творческий потенциал коллектива.

Театр — это коллективное искусство. Самое главное для руководителя этого коллектива — увлечь всех общей творческой задачей, сделать каждого творцом спектакля, чтобы никто не ощущал себя одиночкой, чтобы успех спектакля был общим праздником, а неудача, даже в каком-нибудь отдельном моменте, воспринималась как личное горе.

Творчество театрального режиссера как генератора идей по художественному оформлению спектакля — особый вид творчества. Такая работа, с одной стороны, сродни работе иллюстратора, наглядно и зримо трактующего образ литературного произведения, с другой — абсолютно принадлежит непосредственной деятельности режиссера, воссоздающего на основе драматургического материала сценическое действие. Создавая внешнюю форму спектакля, режиссер должен воссоздать эпоху, среду, обстановку, в которой происходит действие, выразить идею и настроение и тем самым способствовать воплощению своего режиссерского замысла. Именно в результате кропотливой работы режиссер с помощью декораций, костюмов, художественного освещения создает целостный зрительный образ спектакля. Художественное оформление спектакля непосред-ственно участвует в развитии действия, помогает
 
раскрытию его замысла. Современный режиссер (руководитель) молодежного или любительского театра обязан быть универсальным театральным специалистом, должен уметь грамотно оперировать сценическим освещением, разбираться в свойствах различных материалов, знать работу художника, костюмера, гримера, монтировщика, уметь чертить, производить технические расчеты. Он должен видеть не декорации, костюмы, гримы и т.д. в отдельности, но весь спектакль в целом.

Достижения современной техники вносят на сцену много технических усовершенствований, что, с одной стороны, упрощает, а с другой — усложняет приемы работы театрального режиссера. В настоящее время в его распоряжении сложная компьютерная техника, видеопроекции, люминесцентный свет, синтетические материалы и т.д. Все это расширяет арсенал выразительных средств режиссера, с помощью которых можно усиливать эмоциональное воздействие театраль-ной постановки.

Поиск зрительного образа спектакля, умение сконцентрировать его в нескольких деталях, показать в этих деталях характерность стиля эпохи — большой талант, который говорит об остроте видения режиссера, о его способности мыслить образно, но при этом реалистически видеть свой спектакль глобально, но при этом конкретно и содержательно.

Самый первый экзамен перед зрителем режиссер держит в мгновения, после того как распахнулся театральный занавес. За короткий миг он должен овладеть вниманием и воображением зрителя, ввести его в круг событий, происходящих на сцене, вызвать в нем интерес к происходящему действию.

Правильно найденный образ оформления спектакля — одна из важных удач режиссера театра. Чем правдивее и целесообразнее для сценического действия окажется созданная им художественная среда, тем убедительнее будет для зрителя весь режиссерский замысел.

Устройство и оснащение малой сцены

К сожалению, немногие молодые режиссеры и начинающие руководители молодежных, народных, любительских, студенческих театров в деталях знают организационные и технические особенности устройства и функционирования сценической площадки, особенно малой сцены, свойственной большинству таких театров.

Художественное оформление спектакля на малой сцене в первую очередь зависит от того, насколько режиссер грамотно, изобретательно, целесообразно использует имеющиеся (часто незначительные) технические и постановочные возможности своей, иногда крохотной, площадки.

Современная театральная действительность заставляет руководителей небольших театральных коллективов часто брать на себя одновременное выполнение множества постановочных функций: сценографа, художника, звукорежиссера, художника по свету и др. Однако при этом многие молодые режиссеры часто не знают, как должна быть устроена и оснащена сцена, как правильнее и удобнее оборудовать площадку под конкретный спектакль, как с помощью иногда примитив-ных средств малой сцены создать выразительное оформление, помогающее раскрыть идею драма-тического произведения и мысли режиссера, как разумнее организовать весь процесс оформительской работы над постановкой. Во всем этом (или, по крайней мере, во многом) поможет разобраться данная книга.

Прежде чем говорить об особенностях малой сцены, рассмотрим принципиальное устройство самой распространенной в современном театре сцены-коробки — сцены, представляющей собой глухую каменную коробку (помещение) с большим, чуть не во всю стену отверстием — сценическим порталом, через которое сценическая площадка сообщается со зрительным залом. Такой тип сцены появился в оперно-балетном театре XVIII—XIX вв., когда феерические балетные представления были насыщены огромным количеством сценических эффектов — полетов, пожаров, наводнений и т.д. Для их осуществления требовалось много техники, и ее надо было прятать от глаз зрителя под полом, на стенах, потолке. Именно поэтому появилась сцена-коробка взамен существовавшей ранее открытой сцены (амфитеатр, арена и т.д.).

Законченный вид сцена-коробка получила в начале XX в., в момент расцвета театральной техники. В это же время определились и основные ее элементы — составные части, ставшие общепринятыми.

По вертикали сцена делится на три этажа: трюм, или нижняя сцена; планшет, или основная (игровая) сцена; колосниковое пространство (колосники), или верхняя сцена (рис. 1).

Рис. 1. Устройство сцены-коробки по вертикали: 1 — трюм (нижняя сцена); 2 — планшет (игровая сцена); 3 — колосники (верхняя сцена); 4 — арьерсцена; 5 — авансцена; 6 — оркестровая яма; 7 — зрительный
зал (портер); 8 — портальная арка

В трюме размещаются подъемники, механизмы привода круга, нижние блоки штанкет-ных подъемов и другие механизмы. Трюм можно использовать для создания эффекта неровной поверхности. С помощью люков в трюме можно изобразить чердачные помещения, погреба, подвалы, блиндажи, окопы, корабельные трюмы, спуски с горы к реке и т.д.

Планшет — это пол сцены. На нем устанавливаются декорации и происходит основное действие спектакля. Самым удобным и практически выгодным считается разборный щитовой планшет. Съемные щиты планшета дают возможность устраивать в любом месте даже небольшой сцены люки-провалы для сценических эффектов. Щиты изготавливаются из сухих и ровных досок (береза, лиственница, дуб), предпочтительно толщиной 60—70 мм, на таком жестком и прочном планшете лучше держатся гвозди, шурупы, штопоры, которыми к щитам крепятся декорации. Такой пол не деформируется и не скрипит.

Колосники — это подвесной потолок, выполненный в виде решетки. Такое устройство необходимо для правильного функционирования специальных подъемов — штанкетов, тросы которых проходят через отверстия решетки. На колосниках устанавливают металлические блоки, а переброшенной через них веревкой вручную (или с помощью электромотора) можно поднимать кулисы, тяжелые стенки, укреплять колонны, бутафорские деревья и другие элементы декораций. Решетка делается из деревянных брусков и стальных профилей сечением 50 х 70 мм. Бруски с помощью металлических болтов крепятся к балкам верхних ферм перпендикулярно порталу сцены.

На боковых стенах сцены коробки размещаются рабочие галереи — технические балконы различной ширины и протяженности (от одной до трех, в зависимости от размера коробки). Самая нижняя галерея оборудуется не более чем на 1—1,5 м выше портала сцены. Обычно на ней устанавливают стационарную (реже переносную) электроосветительную аппаратуру для бокового света. Вторая и третья галереи в основном служат для подъема, опускания и загрузки штанкетных подъемов, также на них предусматриваются места для установки осветительных приборов (как, впрочем, и в любой другой точке сценического пространства). Боковые галереи соединяются с задней галереей. На ней может устанавливаться электроосветительная аппаратура для «тылового» контражурного света. Для безопасности галереи ограждаются металлическими перилами.

По горизонтальному сечению сцена также делится на три части: авансцену, основную сцену и арьерсцену (рис. 2).

Рис. 2. Устройство сцены-коробки по горизонтали: 1 — зрительный зал (портер); 2 — оркестровая яма; з — авансцена; 4 — портал; 5 — рабочие галереи; 6 — основная сцена; у — сценические карманы; 8 — арьерсцена

Авансцена — это часть сценического пола, выходящая за пределы антрактового занавеса. На авансцене могут устанавливаться отдельные детали оформления, необходимые при исполнении интермедий. Иногда перед авансценой оборудуется оркестровая яма — техническое углубление (около 1,5 м глубиной), в котором размещается оркестр. При желании авансцена может быть увеличена, если прикрыть оркестровую яму разборными деревянными щитами.

Сразу за авансценой начинается основная, или игровая, сцена — это главное игровое пространство планшета сцены, расположенное за линией антрактного занавеса.

Задняя сцена, отделенная от основной аркой или специальным полотном — арьерзанавесом, называется арьерсценой. Она используется в спектаклях для увеличения глубины сцены, а также для заготовки декораций.

По бокам сцены на уровне планшета могут быть расположены дополнительные площадки по типу арьерсцены — карманы сцены. Они используются главным образом для предварительной заготовки декораций или актеров перед началом спектакля. Следует отметить, что долгосрочное хранение декораций в сценических карманах (что очень характерно для небольших театров) является серьезным нарушением правил пожарной безопасности.

Сцена со зрительным залом соединяется отверстием в стене — портальной аркой, или иначе ее называют зеркалом сцены. Площадь зеркала может быть непостоянной. Она может сужаться по высоте и по ширине за счет раздвижных кулис и подъемно-опускного арлекина (полоса ткани под цвет занавеса), расположенных за архитектурной портальной аркой.

Теперь, ознакомившись в общих чертах с устройством типовой сцены-коробки, рассмотрим пример построения простейшей малой сцены.

Устройство малой сцены

Малая сцена — это часто не приспособленное для театрального творчества помещение, просто отведенное под любительский театр, и иногда оно так мало, что нечего и думать об устройстве колосников, карманов, арьерсцены, трюма. Можно ли в таких условиях соорудить полноценную театральную сцену и успешно на ней работать? Да! Для показа современного спектакля можно приспособить и оборудовать любую площадку.

Чтобы публика хорошо видела происходящее, планшет сцены приподнимают над уровнем пола зрительного зала в зависимости от высоты потолков на 50—100 см. Сцену застилают толстыми досками, а еще лучше разборными плотно подогнанными щитами. В этом случае будет возможность пользоваться, пусть и небольшим, но все же трюмом. Если есть техническая возможность (например, театр расположен в подвальном помещении), трюм желательно углубить до высоты человеческого роста, с тем чтобы сходящий в него актер не был виден из зрительного зала. Если же сцена находится в невысоких помещениях верхних этажей, глубина трюма не сможет превышать 60—80 см, иначе пространство до верхней сцены (потолка) будет сужено и непригодно для размещения других необходимых конструкций и механизмов. Но и такой невысокий трюм (правильнее — технологическое пространство) можно интересно использовать в художественном оформлении спектакля.

Основу планшета малой сцены лучше всего делать сборной из отдельных станков со съемными щитами. Для этого берут одинаковые станки (сборно-разборные каркасы из металлического уголка или профиля) размером 1000 х 2000 мм. Они относительно легки, прочны, не дают вибрации, и нагрузка на перекрытия зрительного зала от них сравнительно мала. Расставляя их впритык и соединяя между собой болтами, можно получить планшет сцены, а убирая один из деревянных щитов покрытия, можно получить люк-провал соответствующего размера. Удобнее и правильнее располагать станки перпендикулярно к рампе (рис. 3).

Рис. 3. Трансформирующаяся разборная сцена из стандартных станков (1 x 2 м): 1 — зрительный зал; 2 — передвижные лестницы; 3 — станки авансцены; 4 — порталы; 5 — люки-провалы; 6 — световой ров; 7— игровая сцена

Из таких же станков строится авансцена. Если в дополнение к стандартным станкам изготовить несколько штук половинного размера, т.е. 1000 х 500 мм, то с их помощью можно собрать авансцену самой разнообразной формы. Такая сцена уже сама по себе может являться элементом оформления спектакля. Форма ее может меняться от спектакля к спектаклю. Планшет сцены и авансцены, собранный из станков, покрывают черным или темно-серым половиком из плотной ткани или жесткого матового линолеума. От этого станки внешне выглядят чище, а кроме того, снижается шум, который возникает от ходьбы актеров и перестановки декораций.

Последний ряд станков лучше не придвигать плотно к задней стене сцены. В образовавшуюся щель (в стационарных театрах ее называют световой ров) можно спрятать от глаз зрителя электроаппаратуру, освещающую задник (рис. 3). Однако следует отметить, что правила пожарной безопасности запрещают размещение обычных светильников с лампами накаливания (галогенными лампами) для освещения задников в щели шириной менее 1,5 м, поэтому на малых сценах применение светового рва возможно лишь при использовании светодиодных осветительных приборов или ламп дневного света. Щель светового рва также пригодится для создания сценических эффектов — движущихся лодок, восхода луны, световых проекций и т.д.

Для авансцены необходимо также сконструировать пару передвижных станков-лестниц, по которым при необходимости актеры смогут во время спектакля подниматься на сцену или спускаться в зрительный зал (см. рис. 3).

Портальную арку, отделяющую сцену от зрительного зала, если позволяют размеры помещения, строят из деревянных брусков и обшивают тонкими стругаными досками или фанерой (толщиной не менее 8 мм). На малой сцене поле портальной арки лучше всего задрапировать гладкой, туго натянутой темной материей.

Портал по бокам плотно примыкает к стенам помещения. Ширину боковых стенок арки стараются делать не менее 800 мм. Высота портала зависит от высоты зрительного зала и от ширины портала. Выгодным считается соотношение сторон портала 11:7, т.е. если ширину портала разбить на 11 частей, то 7 из них должны составить его высоту. В таком портале декорации смотрятся как в раме картины. Однако в любом случае необходима верхняя часть арки портала, чтобы можно было скрыть за ней крепления раздвижного занавеса и верхнюю электроосветительную аппаратуру.

Но поставить и сыграть спектакль на такой сцене еще нельзя. Необходимо подумать о техническом оснащении и оборудовании сцены.

Справедливости ради надо отметить, что во многих крупных театрах существуют очень функциональные малые «сцены-трансформеры», в которых наличие вышеописанных конструктивных решений (трюмов, колосников, галерей, порталов и т.д.) совершенно необязательно, например: Театральный центр им. В.Э. Мейерхольда, малая сцена МХТ им. А.П. Чехова, Самарский театр юного зрителя и др. (однако это не умоляет необходимости по возможности наиболее полного и эффективного устройства малых сцен небольших молодежных и любительских театров).

Алексей Леонидович УШАКОВ, кандидат медицинских наук, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства ТГАКИСТ, театральный педагог, режиссер, актер, продюсер, художественный руководитель и главный режиссер молодежного «Экспериментального Шекспировского Театра», г. Тюмень

Детский театральный журнал, № 1, 2011

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования