Общение

Сейчас 640 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Известно, что правильное техническое описание значительно облегчает изготовление и эксплуатацию декорации. Предметы бутафории, изображающие какие-либо вещи, легко поддаются техническому описанию. А как выразить в технических параметрах механизированную бутафорию, ориентированную, прежде всего, на передачу зрителям определенных динамичных впечатлений, которые, конечно же, не так легко поддаются однозначному определению. К примеру, как точно зафиксировать и передать в документации индивидуальные особенности движения механической куклы или разваливающейся скалы, или действующего фонтана, или транспортного средства, зверя, птицы и т.п.? И при этом сократить зазор между замыслом и результатом, чтобы предмет, изготовленный мастерами, не только без затруднений и изъянов работал на сцене, но и производил точно тот эффект, который видится воображению его автора?
Художнику-постановщику В.Л. Платонову, давно изобретающему механизированную бутафорию, для успешной работы предлагаемых им устройств всегда приходится прибегать к множеству рисунков и чертежей, пространным объяснениям с изготовителями и многочисленным пробам и репетициям с исполнителями. Кажется, ни одна его постановка не обошлась без этого. А если взглянуть на его декорацию с тыла, вы часто увидите там простые пружинки, обычные крючочки, шнурочки и т.п. Для художника искомым являются не техника, технические устройства, а, прежде всего, — образы, впечатления, которые зритель уносит с собой после спектакля.
Например, в Театре-студии «Человек» спектакль «Зигзаги» (автор пьесы и режиссер — Л.Р.Рошкован) художник В.Л.Платонов оснастил несколькими механическими эффектами. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает «появление» в воздухе игральной карты. Она внезапно возникает над головами актеров, на высоте 3-4 м. и, беспорядочно вращаясь, падает на карточный стол. Не с колосников падает. А, именно, как по волшебству, проявляется в воздухе. Тут все дело в простом механизме, который показан на рис. 1



Рис. 1

Он монтируется в прорези крышки карточного стола. Нужно только вставить в прорезь игральную карту и слегка потянуть за пусковой крючок. Карта резко взлетит вверх, никем незамеченная. Зритель увидит ее, только когда она, замедлив движение наверх, остановится и, кувыркаясь, устремится вниз.
В этом спектакле по-своему решается и извечная проблема «выстрела» шампанского. В стандартную пробку монтируется ниппельный клапан от велосипедной камеры, рис. 2.



Рис. 2

Наполненную бутылку (в нее сколько угодно раз можно заливать питье для актеров) закрывают этой пробкой. Нужно только прикрепить пробку к горлу бутылки стандартной проволочной скруткой, закрыть горло фольгой и сделать несколько «качков» велосипедным насосом. Бутылка готова к очередному «громкому» открыванию.



Рис. 3

Все это, на первый взгляд, простые вещи. Но, как трудно бывает объяснить актеру или реквизитору работу с механической бутафорией. Внедрение сценических эффектов вообще очень сложное занятие. Всегда требуется обучать и специально готовить тех, кто будет это изобретение эксплуатировать. Возможно, поэтому нередко художнику проще, непосредственно участвуя в спектакле, делать все самому.



Рис. 4

В филиале Московского драматического театра им. А.С. Пушкина идет спектакль «Академия смеха» (режиссер — Р. Е. Козак). И в этом спектакле художник- постановщик В. Л. Платонов приготовил несколько разных сюрпризов, которые не упоминаются автором пьесы, но необходимы и актерам, и зрителям по ходу сценического действия. Особенно значимыми представляются разнообразные предметы, на протяжении спектакля вылетающие из свободно парящего в воздухе легкого плоского шестигранного то ли потолка, то ли японского фонаря. Оттуда вылетают птичьи перья, которые, мягко планируя, приземляются на планшет, падают вороньи экскременты, оставляя жирные белые следы на лаковой японской мебели. И, наконец, оттуда же идет лавина бумажного сора, представляющая собой: обрывки рукописей и документов, справки, квитанции и т.п., они буквально устилают сцену. Первая мысль — как все это возникает? Оказывается, на упомянутом «потолке» сверху смонтированы самые простейшие механизмы. Они показаны на рис. 3, 4, 5.



Рис. 5

Через верх сцены к механизмам протянуты электропровод и управляющие шнуры. А теперь представьте, сколько художнику потребовалось сил, настойчивости и времени, чтобы это, казалось бы, совсем простое, устройство правильно монтировалось и четко работало в спектакле.

Валерий Листовский
Рисунки Виктора Платонова

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования