Общение

Сейчас 548 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Выдержки из рукописи « Основные материалы, применяемые для изготовления театральной бутафории», принадлежащей Вере Соломоновне Варшавской. Она подготовила ее в 1975 году для публикации, но не успела завершить работу. Художник бутафор В.С.Варшавская долгие годы работала в Театре им. А. С. Пушкина в Ленинграде, ее рецептами пользовались многие театральные мастера. Может быть, некоторые ее методики сегодня можно усовершенствовать, пользуясь компьютером, новыми материалами, однако суть остается и будет интересна новому поколению.

КАРТОНАЖНЫЕ РАБОТЫ

Картон дешевый и податливый материал, не требующий при обработке сложного оборудования и особых инструментов. Из него можно изготавливать различные бутафорские вещи цилиндрической, конусной, эллипсоидной, граненой формы. Картон разных сортов и толщины можно использовать и при обработке крупной бутафории, объемных декораций, для изготовления бревен, стволов деревьев, черепицы, кафеля, кирпича и т.п. Для работы с картоном прежде всего нужна ровная чисто выстроганная доска из дерева мягких пород (лучше всего из липы). Картон следует резать так, чтобы нож шел по линии волокна дерева, тогда доска рубцется медленнее. Изношенную доску выравнивают фуганком. Мелкие куски картона можно резать на картонной же подложке об нее ножи тупятся меньше.
Лучшим для картонажных работ считается нож сапожного типа обоюдоострый и хорошо наточенный.

При нарезке картона следует пользоваться металлическими линейками с нескошенными ребрами и линейкой, снабженной невысокой отвесной планкой, идущей вдоль одного ребра. Кроме того, нужны ножницы, заточенные на концах, угольник, циркуль и костяная (или пластмассовая) гладилка вид ножичка.
Для склеивания картона применяют различные клеи (когда-то широко использовали столярный клей, клейстер, ПВА-эмульсию). Небольшие изделия соединяют при помощи клея. Крупные изделия – при помощи проволочных и жестяных скобок, специальных заклепок и сапожных пистонов. Швы соединений для крепости оклеивают бумажными или текстильными лентами с липким покрытием. При соединении деталей выгнутой формы кромку загиба припуска следует вырезать зубцами. При изгибе детали зубцы соединяются, что позволяет легко выгнуть картон.
Прессованные сорта картона хорошо грунтуются и пригодны, без предварительной проклейки под масло и лаки.
Для изготовления какой-либо объемной фигуры из картона необходимо начертить разверстку поверхности данной фигуры см. рис. 1а.

Развертка прямоугольного кругового конуса, (рис. 1б). Обычно конус задается высотой H и диаметром D. Развертку боковой поверхности конуса строят без вычерчивания самого конуса в следующем порядке: вычисляют по формулам, приведенным на рисунке, величину угла в градусах и длину образующей конуса R. Проводят вертикальную прямую 0-0` и при помощи транспортира откладывают по обе стороны этой прямой угол a. Из точки O радиусом равным R проводят дугу до пересечения с прямыми OA` и OB`. Сектор OAB является разверткой поверхности конуса.

Развертка кругового конуса, усеченного параллельно основанию, (рис. 1в).

Обычно такой конус задается диаметром D, диаметром усеченной части d и высотой H. Развертку боковой поверхности такого конуса строят без вычерчивания самого конуса в следующем порядке. Вначале вычерчивают в соответствии с предыдущим развертку полного конуса, вычисляя для этого величину a и R по формулам, приведенным на рисунке, Затем из точки O радиусом, равным r, проводят дугу до пересечения с прямыми OA и OB. Фигура ABEC является искомой разверткой.

Поверхность шара относится к неразвертывющимся поверхностям и поэтому может быть построена только приблизительно. Но так как шар является одним из наиболее часто встречающихся элементов театральной бутафории, приводим несколько способов построения его развертки.

1.Замена шаровых элементов цилиндрическими и коническими поверхностями, (рис. 2а).


Чертеж шара рассекают несколькими горизонтальными линиями, симметрично расположенными к оси O-O`. Части дуги AB и BC заменяют прямыми линиями, продолженными до пересечения с вертикальной осью S2-S3. Заменяем средний пояс 1 цилиндрической поверхностью, а пояса 2,3 и 4 коническими. Пояс 1 развертывается как прямой круговой цилиндр. Высота развертки равна высоте пояса 1, а длина равна pD, где D диаметр. Пояса 2 и 3 развертывают как конусы, усеченные параллельно основанию, а сегмент 4 как круговой прямой конус с вершиной в точке S4.

2. Шар из элементов цилиндрических поверхностей, (рис. 2б).

Поверхность шара делят на ряд одинаковых сферических двуугольников (лепестков), которые можно принять приближенно за отрезки поверхности. На рисунке шаровая поверхность радиуса R разделена на 12 равных частей. Для построения одного лепестка проводят вертикальную прямую, равную 1/2 длины большого круга (pR). Отрезок ее ON = pR:2 разделен на три равных части и через точки деления проведены горизонтальные прямые CD и EF. На осевой горизонтальной линии откладывают отрезок AB, равный 1/12 длины большого круга pR:6.
Точки контура развертки лепестка определяют следующим образом. На отрезке AB , как на диаметре строят вспомогательную полуокружность и делят ее на столько равных частей, на сколько разделена половина окружности большого круга (на рисунке на 6). Точки контура 1`,2`,3`,4`,5`получают в пересечении вертикальных линий, проведенных через точки деления вспомогательной окружности с горизонтальными прямыми CD и EF. Соединив полученные точки плавными кривыми и построив нижнюю часть симметрично верхней, получают 1/12 приближенной развертки поверхности шара. Остальные 11 двулистиков вычерчивают по шаблону, снятому с вычерченного двулистика.

3. Шар из двух половин, (рис. 2в).


Этот способ дает хорошие результаты при оклейке (обтяжке) болванки эластичным материалом. Размеры на рисунке указаны по отношению к величине D, равной диаметру оклеиваемого шара, увеличенному на толщину материала.

Развертка поверхности вращения общего вида, (рис. 2г) т.е. поверхности, образованной вращением произвольной кривой вокруг вертикальной оси. Она составлена из отдельных лепестков. Построение профиля одного лепестка производится в следующем порядке.


На фронтальной проекции фигуры проводят ряд горизонтальных прямых. Через точки их пересечения с образующей кривой (точки a,b,c и т.д.) проводят вертикальные прямые до пересечения с осью 1-a`. Через эти точки (a`,b`, c`и т.д.) из центра S описывают концентрические окружности. Делят эти окружности на равное количество частей (на рисунке их 12). Через любые две точки деления проводят радиусы IS и п. Получившийся угол IS11 делят пополам радиусом NS. Проводят вертикальную прямую и наносят на нее длину спрямленной линии ad, откладывая последовательно отрезки ab, bc, cd и т.д. На вертикальной прямой концы этих отрезков обозначены точками 1о,2о, 3о,4о и т.д. Длину спрямленных отрезков можно определять при помощи гибкой стальной линейки.
Через точки деления 1о, 2о, 3о и т.д. проводят горизонтальные прямые и откладывают на них вправо и влево от вертикальной линии спрямленные линии дуг 1- 1`, 2-2`, 3-3` и т.д., заключенные между радиусами IS и NS или IIS и NS. Соединяя концевые точки отложенных отрезков плавными кривыми, получают очертание развертки одной секции, т.е. 1/12 всей фигуры. Остальные секции повторяют первую.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования