Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Итак, детский сад с утренниками для родителей хоть и подготавливал детей не бояться зрителя, показывать свои достижения, но это было играючи и не очень серьёзно. На ребёнка не возлагали сверхожиданий, а если кто и ждал его выступления, то только семья. А семья - это для малыша защита и поддержка. Поступление ребёнка в школу - это кризисный этап в жизни семьи, своего рода экзамен, насколько хорошо семья подготовила своё чадо к выходу в свет: его успешность, социальная одобряемость, лидерство. Невольно родные сами тревожатся, как пройдёт этот этап, и ...поднимают планку для своего ребёнка достаточно высоко. А ещё начинают усиленно его контролировать, то есть роль семьи как защиты слабеет. И в это время ребёнку, который осваивает новую для себя деятельность (а для этого организм активизирует все свои ресурсы на адаптацию), постоянно приходится быть на виду, перед публикой. Не забывайте, что каждый ответ у доски - это тоже публичное выступление. А дома ждут родители с расспросами. В общем, напряжения чересчур много на одну детскую душу.
К тому же незнакомая обстановка вызывает ориентировочный рефлекс «Что это?», мобилизующий силы организма для прояснения ситуации, и тут уж не до красиво построенного публичного выступления. И пока обстановка не станет более безопасной, не тревожной для ребёнка, вы будете слышать; «Я волнуюсь», «Я не хочу читать стихотворение перед всей школой», «Я не хочу делать эту презентацию». Часто за «не хочу» стоит «не могу» (реальное «не могу», но в этом невозможно признаться, это означало бы уронить ту самую планку).
Что делать, если много тревоги? Пить воду - она позволяет не обесточивать организм. Ведь вода - проводник электрохимических процессов в нашем организме?
и мозге (вспомните, что волнующемуся человеку всегда предлагают стакан воды), Кроме того, . глоток воды позволяет сделать паузу, а это важный момент в снятии активации «Бежать и не делать», которая возникает при тревоге. Делать «Крюки Деннисона», «Позитивные точки» (см. «Гимнастика мозга» на сайте www.za-partoi.ru). Дома репетировать ответ у доски или доклад, удерживая позитивные точки, т. е. помогать на телесном уровне распределять прохождение нервного импульса от зон мозга, сигналящих «Страшно - убегу от этого» к лобным долям мозга - «понимаю, как делать, и на это хватает энергии».

В Цицероны из Демосфенов

Также вспомните про генетический профиль ребёнка: какое полушарие мозга, рука, нога, глаз и ухо у него ведущие. Человек с доминирующим левым полушарием при выступлении может утопать в деталях, за которыми теряется общий смысл. Само выступление зрителями будет восприниматься занудным - о чем они сразу же сообщат оратору. А он, раздосадованный критикой и непониманием, в следующий раз наотрез от-кажется выступать...
Правополушарный тип будет эмоционально окрашивать свое выступление, говорить экспрессивно, использовать метафоры и ассоциации, сопровождать речь жестикуляцией, А публика, хоть и заинтригована таким ярким выступлением, но не всегда может понять суть и, испытывая некоторое раздражение, выскажет это юному дарованию. Поэтому при подготовке к выступлению правополушарному ребёнку помогите структурировать материал, а левополушарному - добавить яркости. И, если мы заговорили о совместной работе двух полушарий, то тут как нельзя лучше подходят перекрёстные упражнения, а именно «Двойные рисунки» (см. сайт, рубрика «Гимнастика мозга»). Это упражнение не только интегрирует работу обоих полушарий, но даёт ощущение устойчивости, включает глаза и руки: вижу зал и вижу, метафорически, что выходит из-под моих рук. Не зря это упражнение напоминает работу дирижёра, управляющего слаженным оркестром!
Кстати, о руках: если Вы знаете, что у ребёнка в стрессовой ситуации остается ведущей только рука (см. «Движущая сила» на сайте za-partoi.ru), то во время выступления не давайте ему в руки текст с подсказками. Всё равно не воспользуется, а занятость рук не поможет ему, активизируя ведущий орган, в данном случае руку, собраться с мыслями, всё вспомнить и уверенно выступить.

На что ещё обращаем внимание?

Конечно, голос. Всем известно, что дыхание связано с голосом. Он звучит робко, зажато и неуверенно, если это не сопровождается нормальной регуляцией вдоха и выдоха. И в данном случае вспоминаем упражнение «Брюшное дыхание». Это упражнение также позволяет расслабиться, снять излишнюю тревожную ориентировку и звучать глубоко изнутри, от диафрагмы, что придаёт выступлению уверенность. Также для снятия лицевых зажимов {согласитесь, что произносить речь с маской мумии не очень здорово) и возможности звучать уверенно вам поможет «Энергетическая зевота». И, конечно, не забываем про замечательное упражнение «Сова», когда в едином движении мы расслабляем плечи (ага, вспомните, куда мы часто пытаемся спрятать голову при неуверенности), включаем глаза (чтобы видеть зал, а следовательно, публику, к которой обращаемся), снимаем зажимы с шеи и, главное, работаем с голосом и свободным дыханием.
И если мы заговорили про глаза, воспользуйтесь ещё одной практической мудростью. Помните, что артист со сцены обращается адресно, неважно в каком ряду вы сидите. Научите ребёнка находить неравнодушные глаза (помним про упражнение «Сова», позволяющее расширить угол зрения) и устанавливать контакт с ними - тогда ему будет намного проще переходить рубеж: «Это никому не надо, быстрее бы отделаться».
И еще: учите юного оратора удобно располагаться в том физическом про-странстве, которое отведено ему для выступления, будь это место у доски или сцена. Ведь если нам удобно стоять или сидеть, если наши движения не стеснены - мы чувствуем себя комфортнее, нам легче дышится, мы уве-реннее предъявляем себя внешнему миру.

Автор статьи: Ольга Цыплёнкова, психолог
«Здоровье школьника» № 8, 2014


"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования