Общение

Сейчас 486 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Работу Вологодской научно-практической конференции по воспитанию и образованию театральными методами детей, подростков и молодежи рассматривает в своей статье заместитель директора ВЭЦ «Школьный театр» Владимир Васильевич Голкин

В тезисах, присланных в адрес Вологодской научно-практической конференции, профессор Нижегородского педагогического университета В.А. Фортунатова констатировала: "В наши дни образование еще нередко выглядит, как пространство неиспользованных возможностей. Речь идет об ограниченности средств педагогического воздействия, определяемых узко профильным и, зачастую, догматически устарелыми подходами, вызывающими отторжение от процесса обучения".
Следует признать положительное воздействие театра, равно как и всякого другого искусства, на психофизику человека. В противном случае искусства, как такового, давно бы уже не существовало. Несомненно и то, что театральная педагогика - пространство неиспользованных возможностей. Причина ограниченности средств педагогического воздействия не столько в отработанности традиционных форм (урок, лекция), сколько в ограниченности личностных свойств, профессионализма, убежденности, таланта, в конце концов. Льва Гумилева слушали, не замечая его дикционного косноязычия.
В школах России театр сегодня востребован, как никогда. Там работают тысячи актеров и режиссеров, театроведов, которым зачастую приходится заново учиться. То, что было успешным с взрослыми, сплошь и рядом не срабатывает на детях. Оттого, вероятно, велико стремление попасть на очередную научно-практическую конференцию, послушать других, - своим опытом поделиться.
Конференции по воспитанию и образованию детей, подростков и молодежи театральными методами Министерство образования России, ВЭЦ "Школьный театр" проводит с 1996 года.
Вологодская конференция /23-28 апреля 2001г./ - пятая по счету. Не секрет, что научно- практическая конференция должна, что называется, "созреть", т.е. в процессе практической деятельности какой-либо отрасли должен накопиться круг проблем, которые в определенный момент требуют теоретического разрешения.
И научно-практическая конференция является одной из таких форм, в которой научно обосновываются различные подходы к их решению. У практиков и теоретиков воспитания театром все обстоит вроде бы именно так. Однако есть одно обстоятельство, которое сразу бросается в глаза - слабая научная подготовленность большинства участников наших конференций.
Это становится очевидным уже в тезисах, которые присылаются задолго до их начала. Этот факт, на первый взгляд, сводит на нет вероятность научно обоснованных открытий и решений. Однако, в нашем случае все гораздо сложнее. Зададим для начала один только вопрос о профессиональном составе участников и выясним, что среди них - учителя русского языка и литературы, которые по собственной инициативе ведут уроки театра. Рядом - заслуженные артисты России, сменившие профессиональную сцену на школьный класс, профессора столичных и провинциальных ВУЗов, учителя сельских школ. И для всех без исключения театральная работа с детьми - не поднятая целина.
Так что же делать? Ждать, когда созреют научно-обоснованные методы работы или искать их уже сегодня? Вполне естественно, что выбрано второе, со всеми неизбежными, негативными последствиями этого выбора. А именно: слабостью научной подготовки, неотработанностью программ, неумелым копированием при работе с детьми методов работы взрослой театральной педагогики. И, несмотря на все это, мы имеем по России если уж не научные открытия, то живо бьющуюся теоретическую мысль и живой практический результат.
Так что же в Вологодской научно-практической конференции было истинно научным и безусловно практическим? Билось ли на протяжении пяти дней ЖИВАЯ научная мысль, осуществлялась ли ЖИВАЯ продуктивная практика, что является основополагающим при оценке процессов и результатов театральной педагогики? Живой научный доклад, реферат, живой спектакль, живой репетиционный процесс - это искомое. К этому не так легко прийти. Чаще упираешься в схематичное, утилитарное теоретизирование, повторение тысячу раз ранее доказанного, а на практике (по терминологии А.П. Ершовой) "театр крепостных детей". А что такое: "живой" и "мертвый" в переводе на язык театральной педагогики? "Живое" означает органичное, естественное свободное поведение ребенка на репетициях и в спектакле. "Мертвое" - это неорганичные, несвободные, неестественные, скованные дети, стесняющиеся и себя, и других.
Так какой же водой была окроплена Вологодская конференция - живой или мертвой? Во- первых, на конференции было несколько подлинных научных выступлений, в которых с глубоким профессионализмом донесен живой процесс воспитания театром. Это, прежде всего, тезисы докторов философских наук, профессоров Нижегородского педагогического университета Глуздова В.А. и Фортунатовой В.А., а также выступление доцента кафедры культурологии того же ВУЗа Новиковой Н.В. То, что делают нижегородцы в театрально-образовательном абонементе, заслуживает самого серьезного изучения и творческого воспроизведения. Нахожу нужным обратить внимание и на выступление А.П. Ершовой, где стратегия и тактика театральной работы с детьми подчеркнуто резко размежевана с театральными методами работы со взрослыми. Методы театральной работы с младшим возрастом, которые исповедует Александра Петровна, нашли убедительное подтверждение в работе самой конференции. В Вологодском училище культуры (г. Кириллов) педагог театрального отделения Карташова Светлана Анатольевна провела для участников конференции показательный урок, методика которого очень близка методике А.П. Ершовой. Это был явно ЖИВОЙ фрагмент работы конференции. О "мертвых" примерах театральной работы с младшим возрастом, где "крепостные дети" лепечут или сюсюкают "Муху-Цокотуху", “Мойдодыра", и говорить не буду, Тем более, что в Вологде такого мы не наблюдали. Но их немало в наших российских детских садах, школах, домах детского и юношеского творчества.



Были и другие интересные научные выступления, которые нельзя не отметить. Короткий, но научно емкий доклад В.В. Соколова, в котором на основании практических наблюдений обосновано значение театральных методик для физиологии подростка. Запомнилось выступление Ю.В. За- грядкина, явившееся необходимым переходным звеном от научной части конференции к практической, которую широко и объемно представил Детский музыкальный театр.
Непреходящее значение Вологодской конференции, на мой взгляд, как раз и заключается в том, что ее участникам были продемонстрированы результаты профессиональной работы со школьниками в разных жанрах театрального искусства: в вокале, балете, драме. Результаты этой экспериментальной работы чрезвычайно интересны как в достижениях, так и в "поражениях".
Надеюсь, всем будет понятен смысл закавыченного слова "поражения". Всякая, а тем более профессиональная работа с детьми не может быть поражением в полном смысле этого слова. Но далеко не всякая, даже высокопрофессиональная работа, имеет продуктом своей деятельности произведение искусства.
Животворный процесс подлинного искусства ярко проявился в вокальных формах Детского музыкального театра и особенно там,
где содержание исполняемых номеров соответствовало возрасту исполнителей. А в балетных партиях я ощутил ремесленную схематичность. В меньшей степени, но некоторая неодушевленность процесса присутствовала, на мой взгляд, и в драматической структуре спектакля "Сказка о попе и работнике его Балде". Вот такие неадекватные результаты в разных зрелищных формах при высокопрофессиональной работе педагогов. Я думаю, что театр явно обозначил пограничные линии живого детского театрального творчества.
Большой экспериментальный опыт Детского музыкального театра был подкреплен более скромным опытом маленьких вологодских коллективов.?
Лично мне доставило огромное эстетическое удовольствие выступление фольклорной группы профессионально-технического училища № 30. Это было замечательное, живое музыкально-драматическое действо при весьма несовершенной вокальной и драматической технике исполнителей. И здесь кроется еще один парадокс самодеятельного творчества: техника исполнения не является главным, основополагающим звеном и не служит гарантом одушевленности. Таким гарантом фольклорного коллектива училища была внутренняя потребность в самовыявлении через фольклор, любовь к старой вологодской песне. Живым данный процесс был потому, что осуществлялся не в утилитарных педагогических целях "социально-культурной адаптации личности" или "эстетизации жизнедеятельности", а потому, что душа просит, сердце так чувствует, разум этого требует.



Утилитарность формулировок педагогических задач и целей театрального искусства в применении к детям, когда они превышали "естественный радиационный фон", слегка раздражали. "Социокультурная адаптация личности", "эстетизация жизнедеятельности", “театр как модель жизни"...
Договорились даже до применимости некоторых элементов сценического действия (память, логика) в практической деятельности будущих бухгалтеров, забывая, что в театральной педагогике главное - это эмоциональная память, сценическая логика и последовательность. Благородной и полезной бухгалтерской деятельности они ни к чему. Занятия творчеством вообще, и театральным в частности, необходимо бухгалтерам не для того, чтобы тренировать память для счета.
Внутренние возможности каждого из нас (и бухгалтеров в том числе) превосходят то, что нам может предложить жизнь. Всегда остается значительный остаток неосуществленного поведения. И если нет ему выхода, возникает конфликт: появляются неврозы, стремление снять их алкоголем, наркотиками. "Необходим постоянно действующий эстетический канал". Этот, ставший уже научной истиной, постулат Л.С. Выгодского подтверждает и углубляет выводы В. Соколова, которые были отмечены мною выше.
Мне возразят (и я с этим мог бы согласиться), что научно- практическая конференция - это как раз то место, где превышение нормального уровня утилитарных педагогических терминов вполне допустимо. Согласился бы, если бы мы не имели дела с искусством! С театром! С магией сценического Творчества! Значит, кроме рационального начала (техника,, методология), существует иррациональное, высокое, духовно-сущностное.
В связи с этим припоминаю несколько сентиментальное (совсем не научное) выступление на конференции учителя русского языка и литературы из Краснодарского края Бутыревой А.В. Из выступления стало очевидным, что Александра Васильевна абсолютно не владеет техникой театрального искусства. Но театр любит, равно как и своих учеников. А вот дальше произошло необъяснимое. Была включена видеокассета с инсценировкой пушкинских "Цыган", и мы увидели, как воспитанники Александры Васильевны прямо в классе... нет, не играют, нет, не инсценируют, а внутренне сосредоточенно, необычайно серьезно творят какой-то сущностно-важный обряд. Происходит некое "священнодействие" посредством Слова Пушкина. Все ощутили, что этот процесс ученикам очень необходим. При этом их совсем не заботило, что данное действо мало походило на настоящий, взрослый театр. На наших глазах творилось торжество живой человеческой потребности в самовыражении через искусство, победа одухотворенного живого детского творчества!
И последнее. Как бы ни были слабы в научном отношении некоторые доклады участников конференции, их авторы намного мудрее, прозорливее и опытнее своих "научных" работ. Они – практики, наука не их профессия. И по части практического чутья, рабочих наблюдений над живым творческим процессом, они могут дать фору любому кандидату или доктору наук.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования