Общение

Сейчас 767 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • madina

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, идеи, основного конфликта, характеров действующих лиц, различных обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы и т. д.). Она включает в себя: предварительный разбор пьесы, беседы, экскурсии и другие формы работы, необходимые для расширения общего кругозора кружковцев; воплощение в действии отдельных эпизодов, затем целых картин и, наконец, всей пьесы; подготовку оформления спектакля и его показ зрителям.
Все названные этапы и разделы работы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Вместе с тем каждый из них имеет свое особое значение, что надо иметь в виду при организации и проведении занятий с коллективом.

Условно можно наметить такие главнейшие этапы:

1. Первое знакомство детей с пьесой и ее обсуждение на занятии кружка. Предварительный разбор пьесы.
2. Более углубленный и детальный анализ отдельных эпизодов, событий пьесы в процессе работы над их сценическим воплощением.
3. Репетиции отдельных картин.
4. Репетиции всей пьесы целиком, в полном оформлении (прогонные, генеральная).
5. Показ спектакля.

Беседы общеобразовательного характера и экскурсии целесообразнее проводить в период сценической работы, после ряда репетиций отдельных эпизодов и сцен, когда учащиеся уже увлеклись пьесой и им самим хочется больше узнать о жизни ее героев. Оформление будущего спектакля в общих чертах можно обсудить в период предварительного разбора пьесы, а параллельно со сценической работой вести подготовку деталей оформления, используя их на репетициях.
В зависимости от содержания пьесы, степени подготовленности коллектива детей одни разделы работы будут занимать большее место, другие — меньшее. Так, например, при постановке сказки подготовка художественного оформления спектакля может занять большее место, чем при постановке современной пьесы о жизни советских школьников. А при выборе произведения русской классики, произведения на историко-революционную тему или пьесы о жизни за рубежом потребуется провести больше общеобразовательных бесед или экскурсий, познакомить кружковцев с иллюстративными материалами и т. д.
Воспитательное значение каждого из названных разделов и шпион, важность их тесной взаимосвязи не всегда учитываются руководителями кружков. Нередко руководители сосредоточивают свое внимание только на какой-либо одной стороне работы и упускают из виду другие.
Так, некоторые руководители, рассматривая занятия в драматическом кружке только как своего рода повод для решения познавательных и воспитательных задач, уделяют почти все время беседам, экскурсиям в музеи, литературному анализу произведений, подготовке костюмов и декораций, но совершенно игнорируют сценическую работу. В этих случаях занятия в кружке утрачивают свою специфику.
Есть и такие руководители, которые, справедливо считая, что основу занятий драматического коллектива составляет сценическая работа, только анализируют и репетируют пьесу, считая, что беседы общеобразовательного характера и экскурсии отвлекают участников кружка. При этом не учитывается, что при отсутствии у ребят достаточного запаса живых впечатлении и наглядных представлений им гораздо труднее дается сценическое раскрытие пьесы. Как показывает практика, в таких случаях кружковцы, в особенности учащиеся V—VI классов, быстро утомляются на репетициях и занятия проходят малопродуктивно.
Некоторые руководители драматических кружков не привлекают детей к оформлению спектакля, объясняя это отсутствием времени и сложностью оформительской работы в условиях школы. При этом не учитывается, что оформительская деятельность не только расширяет и углубляет представления школьников об идейно-художественном своеобразии исполняемого произведения, укрепляет чувство коллективизма, но и способствует развитию интереса и склонностей к художественно-изобразительной деятельности, воспитывает трудовые и технические навыки (при поделке реквизита, шитье костюмов, при решении светового оформления и т. д.).
Итак, в зависимости от содержания и степени сложности пьесы, от возраста кружковцев одни разделы и этапы будут занимать большее место, другие меньшее, но во всех случаях рекомендуется сочетать анализ с практическими пробами и воспроизведением в действии отдельных эпизодов, событий пьесы.
Как говорилось, указанные этапы сценической работы взаимосвязаны. Например, разбор пьесы (выявление идеи, темы, основного конфликта, характеристика действующих лиц) не заканчивается на первом этапе, а продолжается в дальнейшем более детально. Приступая же к репетициям целых картин, руководитель обязательно должен будет вернуться и к дополнительной работе над отдельными эпизодами, к повторному чтению и разбору за столом отдельных частей пьесы.
Вместе с тем важно, чтобы каждый этап являлся как бы новой ступенькой в работе, чтобы дети чувствовали движение вперед от занятия к занятию. Каждый этап имеет свою главную задачу, и ее надо осуществлять в первую очередь. Так, например, в период предварительного разбора учащиеся должны получить общее представление об идейной направленности пьесы, о содержании изображенных в ней событий, характере взаимоотношений основных героев. Углубить и конкретизировать эти представления — одна из главных задач последующей работы.
Дальнейший детальный анализ пьесы должен быть непосредственно связан со сценической работой, с репетициями отдельных эпизодов и частей пьесы. Как показывает практика, если затягивается предварительный анализ, кружковцы, в особенности учащиеся V—VI классов, быстро утомляются, начинают скучать, притупляется их творческая активность и потом им гораздо труднее дается переход к раскрытию содержания пьесы в действии.
Проводя репетиции всей пьесы с повторением отдельных ее частей, надо помнить о главной задаче этого этапа — дать детям полнее осмыслить и почувствовать «целое». Поэтому на данном этапе уже неправомерно уделять много внимания отдельным эпизодам. Это, в частности, может привести к тому, что кружковцы к моменту выпуска спектакля так и не успеют прорепетировать всю пьесу в целом.
Каждому этапу необходимо отвести свое время. Точное определение времени на тот или иной этап работы будет зависеть во многом от характера самой пьесы, сложности художественного оформления и т. д. Однако большая часть времени во всех случаях потребуется для непосредственно сценической работы над отдельными эпизодами и всей пьесой в целом.
Для предварительного разбора пьесы с учащимися V— VII классов целесообразно отводить но более трех занятий, а для заключительного этапа — репетиций всей пьесы с полным оформлением — не менее двух.
Занятия с целым коллективом — основная форма работы школьного драматического кружка. Она дает возможность кружковцам лучше осознать значение коллектива в драматическом кружке, приобрести вкус, интерес к содержанию занятий, к труду. При коллективной форме работы руководитель может быстрее выявить творческую инициативу и организационные способности отдельных детей и вести наряду с коллективными групповые и индивидуальные занятия.
Часто в практике драматических кружков дело обстоит иначе. Руководители в поисках наиболее рационального метода работы над пьесой впадают то в одну, то в другую крайность. Одни, имея в составе кружка много участников, собирают весь коллектив только в начале и в конце работы (для обсуждения в разборе пьесы и перед показом спектакля). Основную же часть времени они занимаются с отдельными группами учащихся, вызывая на занятия по три-четыре человека. Другие доводят до минимума состав кружка, оставляя в нем шесть — восемь человек, т.е. только исполнителей. И то и другое нельзя признать правильным. В обоих случаях подготовка спектакля превращается в самоцель, нормальная жизнь школьного кружка нарушается: есть группа исполнителей, но нет коллектива детей.
Учитывая необходимость создать крепкий коллектив и обеспечить эффективность каждого занятия для всех участников самодеятельности, руководитель не должен ограничивать общую работу обсуждением и разбором пьесы. Целесообразно так строить занятия, чтобы их начало было общим для всех членов кружка. После общего разбора пьесы в план каждого занятия можно включать работу «вокруг» пьесы и по оформлению, к которой привлекался бы весь состав кружка.
Например, приступая к репетиции отдельных эпизодов и сцен, руководитель может планировать на одно занятие работу группы исполнителей, обсуждение проекта оформления данной картины или просмотр деталей оформления, сделанных учащимися. В других случаях оформительскую работу можно заменять беседой художественно-образовательного характера с просмотром иллюстративного материала и т. д.
Следует помнить, что большое значение имеет не только непосредственное участие кружковцев в репетициях, но и активное наблюдение за тем, как репетируют товарищи. Такое наблюдение помогает кружковцам лучше осмысливать требования руководителя к качеству исполнения, побуждает к творческим пробам. Нередко ученики, вначале слабо проявлявшие себя на репетициях и большую часть времени только наблюдавшие за работой товарищей, при необходимости в короткий срок включаются в спектакль и успешно заменяют более сильных участников.
Очень важно, чтобы на первых порах руководитель занял несколько участников кружка в одной и той же роли и привлек тех учеников к обсуждению учебного процесса. При такой форме занятий кружковцы скорее увлекутся пьесой и почувствуют общность своей работы. Когда школьники увлечены пьесой и имеют некоторый опыт работы в кружке, им можно поручить репетировать отдельные эпизоды самостоятельно.
Надо также дать им возможность проявить инициативу и при подготовке оформления спектакля. При этом руководителю необходимо такую самостоятельную работу кружковцев проверять и направлять. Следует назначать ответственных за отдельные участки работы. С их помощью руководителю будет легче организовать самостоятельную работу кружковцев и контролировать её.
Наряду с коллективными формами работы необходимо проведение и индивидуальных занятий. Их рекомендуется проводить в дни общих занятий кружка (примерно за полчаса до занятий).

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования