Общение

Сейчас 482 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

В жизни каждого детского и юношеского театрального коллектив совершенно необходимыми представляются учебные занятия. Обучение призвано подготовить и развить творческую деятельность ученика в избранном виде искусства. Пожалуй, именно задача развития в данной сфере деятельности и не может быть решена без специальной, целенаправленной учебной работы, которая является одним из главных двигателей роста. Она же — учебная работа, требующая терпения, настойчивости,— позволяет прояснить жизненную заинтересованность каждого участника именно в данном искусстве, в данном виде творческого проявления личности и помогает определить область подлинных интересов, уровень способностей.
Для того чтобы выполнять эти функции, учебные занятия должны отвечать определенным условиям по содержанию и по методике работы.
Прежде чем перейти к основным вопросам данного раздела книги, остановимся на фактическом положении дел в театральной школьной самодеятельности. Собственно школьные кружки, как правило, не ведут какую-либо учебную работу по актерскому мастерству. Кружки в Домах пионеров и школьников, в клубах обыкновенно отводят учебным занятиям самый первый период знакомства со школьниками, иногда этот срок растягивается на полгода, максимум на год. Стабильные театральные коллективы, Народные театры, имеющие прочный коллектив и получающие постоянное пополнение, отводят год или два на учебную работу, куда нередко входят и сценическое движение, и сценическая речь, и история театра, но все это до того, как участник начинает играть в репертуарных спектаклях. И именно участие в спектаклях — самая распространенная и повсеместно бытующая и практически реализующаяся возможность постижения секретов искусства театра, обучения его законам, путь творческого роста. Причины к тому две: малая разработанность теории вопроса и отсутствие специальной подготовки у руководителей детским художественным театральным творчеством.
О художественно педагогических задачах и возможностях процесса подготовки спектакля, выпуска его и показа зрителю речь пойдет в специальной главе книги. Мы рассматриваем здесь учебные занятия как достаточно самостоятельный вид работы, который должен был бы всегда предшествовать работе над ролью и идти параллельно с ней в течение всего периода участия школьника в театральной самодеятельности.
Основным предметом изучения и овладения на учебных занятиях является действие. Это значит, что на учебных занятиях учащиеся понятийно и практически учатся различать и выполнять действия. Различать действие от его имитации, подделки, изображения, одно действие от другого. От умения выполнять действия по-настоящему, каждое в отдельности — прямой путь к постижению значения и смысла связи одного с другим. Именно сложная подчиненность мельчайшего действия общей художественной задаче, или, как ее называл Станиславский, сверхзадаче, отличает жизненное действие от сценического. Важно не забить гвоздь, а забивать и т. п., и делается все это в стремлении «найти знак, соответствующий сущности» (Дельсарт), т. е. для того, чтобы выразить сущность образа через подлинные, живые, настоящие действия. Не будет перехода от частной правды к образной целесообразности — исполнитель останется на уровне грамотности. Не будет общий замысел переведен в подлинность момента — останется умозрительная идея, декларация вместо образа, а вместо логики действий персонажа зритель увидит эмоциональную возбужденность, характеризующую самого исполнителя и его логику действий. Собственно, способность к перевоплощению и есть способность к воспроизведению специфических особенностей логики и последовательности действий в их полной неповторимости для каждого живого человека.
На учебных занятиях в театральном кружке мы часто касаемся смежных областей искусства, в первую очередь — драматургии, скульптуры, балета, литературы, живописи и нередко психологии. Но связи действия с другими искусствами и сферами человеческих знаний отнюдь не примитивны. Литература не заменит театра, а театр не есть просто синтетический сплав многих и разных «языков». Занимаясь театром, недопустимо игнорировать его специфический предмет, его язык, его жизненный воздух — логику действий, совершаемых человеком.
Театральное обучение должно приближать школьника к решению следующей задачи: находить за текстом пьесы событийно-действенный ряд, а потом воплощать эту логику действий с помощью своего живого психофизического аппарата.
Всего этого невозможно сделать, если обучение происходит только в процессе работы над ролью. Страдает и работа над ролью, теряя свой творческий характер, страдает и учение — приобретение умений и навыков, когда смешивается единственность (роль) и закономерность (обучение).
Здесь будет предложена программа учебных занятий, рассчитанная на последовательное овладение умениями и постоянное их совершенствование. Программа — результат теоретических, практических и методических поисков последних десятилетий. Основные ее положения определяются системой К. С. Станиславского. Соответственно основным материалом для учебной работы являются закономерности действий, совершаемых человеком. Творчество каждого ученика на занятиях обеспечивает возникновение на канве общих законов подлинных, целесообразных, продуктивных действий во всей их психофизической неповторимости. Показатели собственно театрального художественного развития — рост «мастерства», повышение зоркости к действию, к выражению «жизни человеческого духа», самостоятельность в решении все более сложных творческих (роль) задач.
Соответствие сценического действия поведению человека в реальной действительности создает иногда мнение, что овладеть этим выразительным средством можно без специальной подготовки.
Но это не так. Подлинно, т. е. логично, последовательно и целенаправленно, действовать в условиях вымысла, когда не испытываешь в том реальной необходимости, не так просто! Этому необходимо обучать. И не только в театральных училищах, но и в самодеятельных коллективах школьников.
Знакомство со сценической грамотой, с основами искусства актера помогает возникновению творческого процесса, развивает общие и специальные художественные способности.
Школьники в силах уяснить, что на сценической площадке (в этюдах и на спектакле) всегда что-то происходит и нее участники происходящего действуют в соответствии со своими целями, намерениями и отношением к происходящему. Учащиеся понимают, что в вымышленных обстоятельствах надо действовать по-настоящему, как в жизни. Они способны в процессе занятий почувствовать, что значит действовать по-настоящему, пережить чувство удовольствия от веры в правду своих действий и осознанно стремиться к этому, контролируя свое поведение со стороны его логики и последовательности.
Важно с первых шагов прививать кружковцам умение подлинно и целенаправленно действовать в вымышленных обстоятельствах, т. е. действовать так, как в аналогичных условиях реальной жизни. Необходимо, чтобы участники самодеятельности уяснили, что на сцене надо не изображать чувства, не делать вид, что действуешь, а по-настоящему действовать, отдавая себе отчет в том, что, почему и зачем делаешь.
Как говорилось выше, сценические действия совершаются в условиях вымысла (некоторые заданы автором произведения) и у исполнителей нет реальной необходимости в их выполнении. Отсюда — тенденция к механическому проговариванию текста и формальному изображению внешней схемы действия.
Необходимым элементом сценического действия является то, что К. С. Станиславский называет «чувством сценической правды и веры», разумея под этим способность актера чувствовать жизненную правду в художественном вымысле, правду своих действий и переживаний, а также действий и переживаний партнеров в условиях этого вымысла. Он пишет: «...в жизни правда — то, что есть, что существует, что наверное знает человек. На сцене же правдой называют то, чего нет в действительности, но что могло бы случиться». И далее: «Правда на сцене то, во что мы искренне верим как внутри себя самих, так и в душах наших партнеров».
Участникам школьной театральной самодеятельности можно и нужно верить в возможность существования в действительности тех ситуаций, конфликтов, взаимоотношений и переживаний, которые содержатся в исполняемом произведении или этюде.
Исполнитель роли — взрослый или ребенок — не может верить, что стоящее на сцене картонное дерево — живое и настоящее, так же как при исполнении этюда не может верить, что стул — это трон египетского фараона или куст цветущих роз. Но участник театральной самодеятельности может и должен верить, что если бы это было действительно дерево, трон или куст, то он действовал бы именно так, как он действует.
Руководитель кладет на стул карандаш и предлагает ученикам по очереди убрать его так, как если бы это был большой земляной червяк. Причем каждый должен сделать это по-своему, не копируя предыдущих, именно так, как сделал бы это в действительности. Куда деть червяка, надо решить самому. Можно бросить его в горшок цветка, в урну, отнести в биологический уголок на корм ежам, выкинуть на улицу и т. п.
При выполнении упражнения руководитель следит, чтобы ученики не наигрывали чувства (отвращения, страха и т. п.), а в соответствии с имеющимся отношением логично и целенаправленно действовали.
Ученик, любящий удить рыбу и спокойно относящийся к червякам, берет карандаш за кончик и, потряхивая, уносит из комнаты, чтобы выбросить во двор. Девочка, боящаяся червяков, осторожно двигает стул к двери, держа его перед собой за спинку, другая, тоже боящаяся червяков, стряхивает его на пол и носком башмака постепенно отбрасывает к двери. (Девочки хотят переместить червяка в коридор, чтобы там его «кто-нибудь увидел и выбросил».) Все другие ученики следят за выполнением задания, а потом делают замечания.
С первых дней занятий необходимо приучать участников кружка следить за тем, как их товарищи выполняют заданное им действие. Это развивает внимание, а самое главное — помогает лучше понять требования, предъявляемые руководителем, уяснить, чего следует добиваться и чего избегать. Иными словами, каждый учится на ошибках и достижениях других.
Перед руководителем стоит задача вызвать у учеников интерес к наблюдениям, расшевелить в них исследовательскую жилку. Здесь много зависит от индивидуальных особенностей учеников и самого руководителя.
Можно рекомендовать системой вопросов так направлять внимание и наблюдения учеников, чтобы помогать им замечать и открывать в хорошо знакомых предметах и явлениях нечто новое, чего раньше они не замечали. Большое значение имеет лич- ный пример руководителя, его умение заметить скрытую, но характерную деталь в том или ином предмете, явлении и обратить
па нее внимание учеников, интересно рассказать о собственных наблюдениях, раскрывая привычное п хорошо известное с неожиданной стороны. Так, например, руководитель рассказывает, как интересно наблюдать за поведением ребят в школьном гардеробе. Такое, казалось бы, простое дело, как снять пальто и шапку, а все делают его по-разному — и в этом проявляется характер человека, его состояние в данный момент. Руководитель описывает, как раздеваются медлительные и торопливые школьники, аккуратные и неаккуратные, опаздывающие и пришедшие заблаговременно; как раздевались две девочки, очевидно, поссорившиеся подруги, которые не хотели встретиться лицом к лицу, причем одна из них очень торопилась, а другая, наоборот, делала все нарочито медленно. Руководитель предлагает ребятам понаблюдать дома, одинаково ли раздеваются вернувшиеся после работы члены их семьи.
Бывает, что учеников V—VI классов затрудняет словесное выражение своих впечатлений. В таком случае им можно предложить показать, как действовали люди, за которыми они наблюдали. Такого рода упражнения полезны для участников школьной самодеятельности. Они обогащают жизненный опыт подростков, питают их воображение, подготавливают к осмысленной работе над этюдами и спектаклем, так как помогают понять, что характер и состояние человека выражаются в его поведении, действиях, т. е. помогают уяснить суть театрального искусства.
Руководитель должен предупредить ребят, что наблюдать за поведением того или иного человека следует в любом случае незаметно, не привлекая к себе его внимания, чтобы эти упражнения не носили характер бесцеремонного и нетактичного разглядывания людей. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности кружковцев, руководитель отбирает для наблюдений разные, по обязательно понятные и знакомые объекты. Так, например, учащимся дается задание проследить, как входят в класс опоздавшие на урок ученики, что характерно для их поведения, как в этом проявляются особенности каждого; как ведут себя у доски вызванные отвечать ученики, если они но выучили урока: те, которым привычно такое положение, и те, которые попали в него случайно; можно также предложить в читальном зале определить, кто читает интересную книгу, а кто — скучную.
Ученикам VIII—IX классов можно предложить понаблюдать за поведением молодых людей в городском транспорте: охотно или нехотя уступают опи место старшим и как это проявляется в их действиях. Понаблюдать за расходящимися после киносеанса зрителями: возможно ли по их поведению определить, какого характера фильм они смотрели (драматический, комедийный), проявляется ли и каким образом в их поведении отношение к этому фильму (удовлетворение, взволнованность, осуждение и пр.).
Опыт показывает, что учащиеся любого возраста охотно, не теряя интереса, могут заниматься сценической грамотой в течение длительного срока. Им доставляет удовольствие внеурочное общение с товарищами, участие в упражнениях и этюдах, дающее возможность подвигаться, размяться, проявить свою инициативу, выдумку. Увлеченность содержанием занятий, творчество, проявленное в выполнении упражнений, товарищество на основе общей ученической позиции в работе — все это составляет важный вклад в процесс формирования высших духовных потребностей каждого школьника. А это имеет исключительное значение для воспитания личности, ибо у участников театральной самодеятельности еще нередко превалирует иная потребность—«лишь бы выступать», «лишь бы роль играть».

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования