Общение

Сейчас 486 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Самостоятельное детское оперное исполнительство имеет довольно богатую историю. Известно много упоминаний о постановках опер М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского в гимназиях России, Эстонии. В конце XIX века было написано много опер, предназначенных для детей и исполнения детьми разного возраста. Среди авторов: Ц. А. Кюи, Т. Гречанинов, В. И. Ребиков, М. И. Красев и др.
Богатейший опыт приобщения детей к лучшим образцам оперного искусства, адресованным юному зрителю, накоплен в Детском музыкальном театре под руководством Н. И. Сац. Не только профессиональные актеры, но и сами дети все активнее привлекаются к постановке оперных спектаклей. Примером может служить Московский музыкальный театр юного актера, а также большое число детских оперных коллективов и студий в различных городах нашей страны: г. Щелково Московской области (рук.
Н. Чепуров), п. Колпашево Томской области (рук. Н. А. Кудряков), г. Самара (рук. Л. М. Соколова), г. Одесса (рук. Э. П. Донченко) и т. д.
Но все же большинство мест в зрительном зале по-прежнему занимают дети, либо не проявившие пока интереса к музыкальному театру, либо не обладающие достаточными исполнительскими навыками.
Возникают вопросы: можно ли использовать детскую оперу так, чтобы как можно больше детей попробовали свои силы в этой увлекательной исполнительской деятельности, приняли участие в создании музыкального спектакля? Как познакомить их с особенностями оперного жанра, законами и логикой развития в них музыкальной ткани?
Ответы на эти вопросы дала практическая работа, в которой постановка детской оперы использовалась как форма вне-
классной музыкальной работы с первоклассниками общеобразовательной школы. Вырастая из игры с ее синкретизмом, деятельности, близкой и доступной каждому ребенку, музыкально-сценическая деятельность не кажется ему привнесенной извне и способна, на наш взгляд, максимально высвободить его интеллектуальные и творческие силы.
Для постановки с детьми выбирались детские оперы с диалогами или со сквозным музыкальным развитием, где музыка являлась ведущим компонентом действия и характеристика персонажей давалась в песенках героев, танцевальных, инструментальных или хоровых эпизодах. Эти произведения, как правило, небольшие по объему и посильны для детей этого возраста как с точки зрения исполнительских задач, так и с точки зрения оформления (костюмы, декорации).
Важная особенность детских опер, являющихся в сущности развернутыми музыкальными играми-драматизациями, это то, что их можно разучивать со всем классом одновременно, выделяя солистов лишь в дальнейшем, когда роли и общая линия музыкально-драматического развития будут освоены детьми. Именно это мы и использовали в ходе коллективного разучивания оперы, знакомя со всеми партиями (сольными и хоровыми) всех учеников класса. Включенность в активное сценическое действование увеличивалась и благодаря тому, что музыкальный материал оперы распределялся так, что часть партий солистов, ведущих основное действие, исполнялась хором, действующим на сцене еще и пантомимически. Частые смены солистов, возможность перевоплощения в различных по характеру персонажей активизировали творчество детей, позволяли каждому почувствовать себя солистом, стимулировали интерес к занятиям.
При работе с исполнителями над созданием образов персонажей очень полезными оказались приемы метода интонационно-действенного анализа оперной драматургии, направленного на «извлечение действия из музыки» (К. С. Станиславский), такие, как анализ музыкальных интонаций и соответствия их литературному тексту, анализ конкретных средств музыкальной выразительности, освоение роли в единстве характера музыкального языка и исполнительских средств выражения. Также мы использовали и отдельные положения «системы» К. С. Станиславского: сверхзадача, эмоциональная память, видение, предлагаемые обстоятельства,
Искусство в школе № 3 «если бы». Все это помогало детям «расшифровать» смысл музыкальных характеристик персонажей и транспонировать его в сферу собственного исполнения. Благодаря этому образная сущность музыки, организация музыкальной ткани постигалась ребенком, становясь его опытом.
В ходе практической работы мы убедились, что постановка детских опер позволяет организовать полноценное, насыщенное радостью музыкальное воспитание первоклассников. Благодаря комплексной деятельности, сочетающей драматизацию, пение, движение, художественно-изобразительное творчество, ребенок может компенсировать относительную слабость какой-либо одной способности другою, более развитой в данный момент, и успешно заниматься музицированием, получая при этом эмоциональное и эстетическое удовлетворение. Специфика работы над ролью, в которой участвуют все дети, живая музыкальная практика позволяет ученикам «изнутри», с позиции творца понять своеобразие языка музыки. Более того, в процессе индивидуально-личностного, заинтересованного, а потому и эмоционального, выразительного прочтения содержания оперного образа, чрезвычайно обогащается их музыкальное восприятие.
Помимо этого, работа по постановке детской оперы способна полностью учитывать такие особенности первоклассников, как стремление к творческому самопроявлению, подвижность, конкретность мышления, большую впечатлительность, подражательность. Она позволяет своевременно менять формы деятельности, поддерживая интерес детей к занятиям, в которых много яркого, необычного, соответствующего их интересам и желаниям. Воспитывающий эффект этого увлечения приобретает наибольшую силу и значимость, благодаря коллективному творчеству в процессе постановки оперы, в которой участвует весь класс, все дети. Успешное раскрытие и использование творческих способностей школьников, конкретные, видимые результаты их творчества — все это создает благотворную атмосферу радости, удовлетворения, вызывает желание дальнейшего музыкального совершенствования.

Е. АЛЕКСАНДРОВА, ассистент кафедры педагогики и психологии начального обучения Волгоградского пединститута

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования