Общение

Сейчас 533 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Во мне всю жизнь боролись два чувства, два начала, любовь к детям и любовь к искусству. Школа — я отдал ей больше сорока лет своей жизни — помогла мне эти начала соединить.
Для каждого человека, а для ребенка тем более, искусство — это всегда тайна, разгадать которую до конца нам не дано. Стремление проникнуть в притягательную тайну актерского искусства, в эту вечную загадку, и тянет ребят на сцену. Детский театр — это всегда воспитание добрых чувств, ибо, играя даже злодея, ребенок всегда играет отношение к нему и тем самым утверждает в себе и, разумеется, в зрителях, добро. И, как мне представляется, задача школьного театра вовсе не в том, чтобы помочь детям стать будущими актерами, а в том, чтобы помочь им в формировании своего нравственного идеала.
Нашей школе повезло. У нас работает много учителей, которые любят театр и с удовольствием занимаются школьным театральным искусством. За многие годы мы поставили немало спектаклей. Но даже в этих условиях вовлечь в театр всех ребят, удовлетворить желание каждого ученика сыграть на сцене невозможно. Мы попытались найти такие пути, идя по которым, в один прекрасный день практически вся школа становится театром с утра до вечера. И мы все в нем играем — дети, родители, выпускники, учителя и даже, я директор.
Вот от какой мысли в поиске такого решения мы оттолкнулись.
Процессы духовного обновления нашей страны, ее культурного ренессанса связаны с возвращением в нашу жизнь многих отторгнутых от нас в течение долгих лет, но замечательных, выдающихся имен деятелей искусства и науки, с возрождением культурных традиций, которыми раньше жило общество, но которые, увы, за многие годы были утрачены. И мы решили ребятам об этом напомнить. Но как это сделать? Просто прийти на урок и рассказать об этом? Опять урок, опять дети слушают (в лучшем случае), а учитель говорит. Вряд ли это будет интересно. Мы стремились к тому, чтобы сами школьники стали творцами этого возрождения, чтобы они сами очутились в той далекой эпохе, многое из которой, к сожалению, утеряно.
И тогда мы решили провести в школе День XIX века. Провести как праздник отечественной культуры. В самом деле, каким этот день может стать необыкновенным и увлекательным, если вся школа с 5-го по 11-й класс вдруг погружается в прошлый век! Мы меняем свои костюмы, свои манеры общения, в чем-то свой быт (даже меню в школьном буфете) и на один день становимся такими, какими люди были сто и более лет назад. Без игры здесь не обойтись.
Все в этот день (а мы его сделали неучебным) должны были стать актерами. Начать с того, что мы никого (я имею в виду и учителей, и родителей) не пускали в школу в современном костюме.
Костюм — ведь это уже часть образа. Наша игра и началась с умения носить сценический костюм. Вот стоит у дверей наш учитель труда Владимир Владимирович Литвиненко в темно-синем костюме с золотыми галунами: он исполняет роль швейцара. А вот спускается по лестнице молодая дама в элегантном до полу платье и широкополой шляпе. Если присмотреться внимательно, можно узнать в ней нашу замечательную учительницу физики Евгению Валентиновну Эткину. Прошли несколько десятиклассников во фрачных парах. А вон там, у окна о чем-то весело беседуют гусар в красном доломане с блистающим ментиком и молодая девушка в ярком сарафане. Это тоже наши старшеклассники. И кого только не увидишь на этажах, в вестибюле, на лестничных маршах: мужчины и юноши в бекешах, суконных чуйках, обшитых полосками меха, женщины, девушки в нарядных платьях с кринолинами, декорированных кружевной бертой, в тюрбанах, с накинутыми на плечи боа. И сам директор — в бордовом камзоле и седом парике (вельможа!) — внимательно смотрит на них сквозь лорнет, стараясь поддержать общий тон праздника, не выйти из образа.
Для поддержки общей атмосферы вестибюль школы мы декорировали в стиле городской усадьбы начала XIX в. Но главным для нас в этот день было хоть в какой-то мере передать дух ушедшей эпохи.
Как известно, приметой культурной жизни русского дворянства уже с конца
века стали салоны и кружки — политические, литературные, театральные, музыкальные, в которых часто первоклассные таланты пленяли слушателей своими поэтическими творениями в стихах и прозе, импровизировали, играли и пели, блистали ораторскими дарованиями. Мы попытались ввести ребят в атмосферу таких салонов и создали два сво-их «салона»: один литературный — «Дуэт», а другой музыкальный — «Мечты и звуки». Это потребовало определенной и длительной подготовка. Ребята (главным образом старшеклассники) читали собственные стихи, отрывки из произведений, не входящих в программу по литературе, импровизировали, пели старинные русские романсы. Кто-то при этом был активным участником, а кто-то слушателем. Но и те и другие не должны были выходить из образа.
Днем в актовом зале школы состоялся большой бал «У Йогеля» (для 5-7 классов). Сказать откровенно, мы сами тогда толком не знали, кто такой Иогель. Помнили только из «Войны и мира» и из биографии А. С. Пушкина, что был в Москве такой детский бал, а что он собой представлял, не знали. Пришлось придумать все самим, и получилось удачно. А вечер начался с театральной части праздника,
и, конечно, в нашем репертуаре были пьесы, которые украшали подмостки русской сцены прошлого века. Достаточно назвать лермонтовский «Маскарад», чеховскую «Свадьбу», пьесу Скриба «Шарлатаны».
Поздно вечером актовый зал из театрального преобразился в танцевальный, и звуками всем знакомого, великолепного и торжественного полонеза Чайковского из «Евгения Онегина» начался бал- маскарад. Студия бальных танцев нашей школы почти целый год репетировала, чтобы 38 пар — ученик и учитель — открыли наш вечер. В каждой праздничной программе должен быть свой «гвоздь», был он и у нас. В половине двенадцатого ночи на бал прибыли «цыгане», и полилась в зал пленительная музыка цыганских романсов, загорелась огнем цыганская пляска... Можете представить себе восторг всех присутствующих на бале: этими цыганами были... учителя школы во главе с директором — «старым цыганом».
Так прошел наш праздник культуры XIX века. После этого нас уже нельзя было остановить.
На следующий год мы решили посвятить один день следующему, не менее замечательному периоду истории русской культуры, ее поистине «Серебряному веку» — началу XX века.
В отличие от прошлого, Золотого века, о культуре Серебряного века ребята знали до обидного мало, так как наши учебные программы чрезвычайно скупо освещали до последнего времени культуру этого периода. Мы решили ввести школьников в эту эпоху подготовкой специальной экспозиции, отражающей важнейшие культурные события этого времени, воскрешающей многие утраченные в нашей памяти имена. Материалы экспозиции подбирались самими ребятами, и выставка готовилась ими же разумеется, под руководством учителей.
Весь вестибюль школы на две предшествующие празднику недели был заполнен интереснейшими и подчас искусно оформленными стендами. В заглавии выставки был текстовый материал, характеризующий культуру эпохи в целом. А затем, как бы отдельными главами, шла характеристика отдельных направлений литературы и искусства с довольно обширным иллюстративным материалом.
Здесь была блестящая поэзия русского Серебряного века, история создания и молодые годы Художественного театра, архитектура русского модерна, зарождение отечественного кинематографа, объединения русских художников «Бубновый валет» и «Голубая роза» и многое другое.
Праздник Серебряного века открывала «Синяя птица» Метерлинка, украшающая афишу Художественного театра с 1908 года, а у нас поставленная восьмиклассниками. Наш спектакль был задуман так, что по ходу действия зрители периодически становились его участниками.
После спектакля в одной из рекреаций третьего этажа открылось литературное кафе «Бродячая собака», напомнив о существовавшем когда-то в Петербурге одноименном кафе. Подражая поэтам начала века, ребята читали в нем свои литературные произведения. Вечером мы вспомнили о той драматургии, которой жила русская сцена восемьдесят лет тому назад, поставив и Горького, и Леонида Андреева, и Ибсена, и, разумеется, Чехова.
И наконец, заполночь всех участников праздника пригласило к себе артистическое кабаре «Летучая мышь», без которого трудно представить художественную жизнь Москвы в начале века. «Артисты» кабаре — учителя — разыграли скетчи, интермедии, миниатюры на темы школьной жизни. Всем было легко, непринужденно и весело: и зрителям, и исполнителям.
Вспомнив о зарождении в России кинематографа, учителя школы сумели снять к этому дню свой собственный трагикомический фильм-пародию.
Праздник Серебряного века удался, и, естественно, мы приняли решение передать эстафету уже новому, советскому искусству первых послереволюционных лет. В школе начались бурные дискуссии: мы разошлись во взглядах на это время. Для одних литература и искусство 20-х годов было окрашено цветом романтики: это были годы больших надежд, время подлинного творческого поиска и бунтарства. Другие видели 20-е годы в трагическом свете; начало ограничения творческой свободы личности, высылка и эмиграция интеллигенции, позднее — жестокие репрессии против нее. Поэтому в экспозиции, которую мы, так же как и раньше, подготовили к этому дню, нашли отражение оба взгляда.
И опять у нас театр, и мы снова играем. На этот раз Хармса и Бабеля, Маяковского и Булгакова. И вспоминаем, что прямым наследником «Летучей мыши» стал «Кривой Джимми» — тоже артистическое кафе со своей программой. А днем у нас работает репетиционный зал театра Мейерхольда, в котором трудятся наши артисты — ребята 9-х классов. Мы как бы раскрываем творческую лабораторию Мастера. И нас уже волнует следующий год и другое историческое время, и мы полны замыслов и радостных творческих предчувствий... Эстафета вечного и всегда молодого искусства продолжается.

Ю. ЗАВЕЛЬСКИЙ, директор гимназии № 43 им. Ю. А. Гагарина Москвы, заслуженный учитель школы РСФСР

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования