Общение

Сейчас 824 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности

Чтобы воспитать ребенка как творческую личность, необходимо начинать с самих педагогов. Для этого организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования, его работа направлена на всестороннее развитие ребенка средствами театральноигровой деятельности. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. Пе-дагогический театр влияет на самого педагога, который идет от единичных к многоплановым ролям. Сопутствующий успех в исполнительской деятельности приносит педагогу необычайную радость, удовлетворение от педагогической деятельности, желание творчески работать (Н.Ф. Губанова). При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стрессоустойчивым, артистичным, приобретает режиссерские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движения, интонация; он обладает определенным запасом театральных терминов.
Чтобы успешно решать эти задачи, желательно наличие руководителя детского театра (режиссера), который бы не только проводил специальные театрализованные игры-занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех педагогов, осуществляющих решение задач по театрализованной деятельности (Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова).
Педагог детского театра помогает воспитателям изменить традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми. Его цель — не ограничиваться сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми-актерами, а через все виды деятельности способствовать формированию в детях творческого начала.

Педагогу необходимо владеть театральной терминологией (приложение 5), уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актерского мастерства и навыками режиссуры.
Главные условия — эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога — образец для подражания.
Педагог должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.

Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

воспитание у ребенка основ общей культуры;
приобщение детей к искусству театра;
развитие творческой активности и игровых умений детей.

Роль педагогического руководства в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребенка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником ее активности, основанием всей слжной системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно-ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнером в разного рода деятельности (Н.Ф. Губанова).
С целью развития творческой активности и игровых умений детей педагог побуждает их к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста.
Театрализованные игры в дошкольном возрасте основаны на разыгрывании сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания (Е.А. Антипина). Ребенок получает роль, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.
Методика объяснения ребенку задания «Запишем сказку» дана в книге «Чего на свете не бывает?».

Методические рекомендации к организации театральных занятий

Во время занятий: внимательно выслушивать ответы и предложения детей; если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем; при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше; в заключение различными способами вызывать у детей радость.

Требования к организации театрализованных игр в детском саду

1. Содержание и разнообразие тематики.
2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
5. Подготовленность и заинтересованность педагогов. Все игры и упражнения на занятии подобраны в сочетании с движениями, речью, мимикой, пантомимой в различных вариациях.

Педагогические ситуации, разрешаемые с помощью театрализованной деятельности (Н.В. Микляева)

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных» форм выражения. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные» очки. Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может, в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они, из какой сказки эти вещи.
2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем — выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, позволяющее видеть себя в различные моменты театрализованной игры.
3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением педагогом и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
6. Словесные, настольные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил, постановку задач в свободной деятельности детей после занятия.

Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения, или с заменой героев, сохранив содержание сказки.

В процессе работы над ролью рекомендуется:

составление словесного портрета героя;
фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, его любимых блюд, занятий, игр;
сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
анализ придуманных поступков;
работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
подготовка театрального костюма; использование грима для создания образа.

В основе руководства театрализованными играми лежит работа над текстом литературного произведения. Р.И. Жуковская советует преподносить текст произведения выразительно, художественно, при повторном чтении вовлекать детей в анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.
Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают). Интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений.
С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Старшие дошкольники могут работать подгруппами, получают задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку. При этом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.
Основная цель педагогического руководства театрализованной деятельностью — будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

Правила драматизации (P.P. Калинина)

Правило индивидуальности. Драматизация — это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого — необходимая подготовка к драматизации, «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., помогающие героям сказки передавать и усиливать настроение.
Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: «Что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?»
Правило обратной связи. После проигрывания сказка обсуждается: «Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?»
Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство с персонажем (насколько точно нарисован пятачок), а передача настроения героя и отношения к нему.

Психологические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности (М. В. Ермолаева)

1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и его личный опыт, через стимулирование эмоций формируется сознание нравственных норм.
2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.
3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, влияющие на развитие творческого потенциала.
4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать уверенность, а у импульсивных — умение считаться с мнением коллектива.
6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Таким образом, комплексный подход к организации театрализованной деятельности обусловливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей. М.В. Ермолаевой представлен комплекс занятий по развитию познавательного и аффективного воображения ребенка средствами театрализованной деятельности.
Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности (Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова).
На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т.д.
На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.
На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.
Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время. Дети могут выступать в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку работ. В театральной студии разыгрываются этюды для передачи чувств, эмоциональных состояний, проводятся речевые упражнения, репетиционная работа.
Театральные занятия проводятся со всеми детьми без специального отбора. Оптимальное количество детей — 12—16 чел., в подгруппе должно быть не менее 10 чел. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжительность каждого занятия: 15—20 мин в младшей группе, 20—25 — в средней и 25— 30 — в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 мин (Э.Г. Чурилова).
Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники. Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна мягкая обувь или чешки.
Первые театрализованные игры проводит педагог, вовлекая в них детей. На занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании. Н.Ф. Сорокина рекомендует проводить занятия ежедневно: 2 раза в неделю по три занятия (два утром, одно вечером), в остальные дни недели — по одному утром и вечером продолжительностью 15 мин, начиная со второй младшей группы. 
Театрализованная деятельность детей по программе «Москвичок» осуществляется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной и т.д.) и как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Работа идет в подгруппах, участники которых могут меняться в зависимости от содержания деятельности.

Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности (С.А. Козлова, Т.А. Куликова)

С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу.
Воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, со- і иівать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают і іетьми в диалог, разыгрывают сценки.
Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими теат-рализованные игры воспитанников.
Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности: знание театра как вида искусства; эмоционально-положительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности.

На разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания положительно-эмоционального отношения к нему решаются задачи:

формирования представлений о театре, эмоционально-положительного отношения к нему с помощью наблюдений, экскурсий; необходимо выделить особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, социальным значением, самим зданием и интерьером;
подведения к пониманию специфики актерского искусства; на основе просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств образной выразительности, с помощью которых артисты передают образ; 
формирования представлений о театральных профессиях по наблюдениям за работой гримера, декоратора, костюмера, что активизирует интерес к театральному искусству, способствует расширению словарного запаса. Дети узнают, чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер), кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер), кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер, гардеробщик). Впечатления отражаются в рисунках, выставка поможет обобщить увиденное;
ознакомления с правилами поведения в учреждении культуры (беседы, игровые диалоги, формирующие нравственную сторону взаимодействия с учреждением искусства; зрительский опыт посещения театров, музеев). Необходимо неоднократно обсуждать с детьми: какие существуют правила поведения в театре; как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят; можно ли во время действия разговаривать, есть, шуршать конфетными обертками; для чего нужен антракт.

После бесед желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?»
При знакомстве с разными видами театрального искусства можно попробовать поставить хорошо знакомую сказку («Репка», «Теремок») в жанре кукольного, драматического, музыкального (опера, балет, оперетта) спектаклей. Знакомиться с устройством театра также лучше, совершив экскурсию в «закулисный» театр, где можно походить по настоящей сцене, посидеть в гримерной, померить костюмы, сфотографироваться в них, послушать рассказы работников театра.
С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины. Для этого предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования