Общение

Сейчас 283 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах

Раскроем особенности содержания работы по развитию театрально-игровой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
Младшая группа. Занятия организуются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог 2—3 раза, что способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для себя. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу, который показывает педагог. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игру «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным произведениям («Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского), использовать потешки. Чтобы создать ситуацию для возникновения самостоятельной игры, можно раздать детям игрушки, предметы.
Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель. Это стимулирует желание ребенка включиться в спектакль, дополняя фразы в диалогах героев, фиксирует внимание на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит, хвалит детей, здоровается, прощается.
Педагог расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры-драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок. Выделяются ступени:

игра-имитация отдельных действий человека (в том числе его эмоции), животных и птиц (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);
игра-имитация последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать);
игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке); игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»); бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»);
игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»); ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»); инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»); игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры — настольного театра игрушек, плоскостного, плоскостного на фланелёграфе, пальчикового. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов,сказок.
Игровой опыт обогащается при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья группа — умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные со взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

Средняя группа. Ребенок постепенно переходит:

от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;
игры, в которой главное — сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

Углубляется интерес к театрализованным играм, происходит его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнерства, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».
С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными — драматизировать произведения с небольшим количеством действий.
Усложняются методы и приемы, используемые в младшей группе:

ведение рассказа от первого лица с сопровождением текста и движений: «Я — петушок. Посмотрите, какой у меня яркий гребешок, какая бородка, как я важно хожу, как я звонко пою: ку-ка-ре-ку!»;
настольный театр (для самостоятельного показа рекомендуются произведения: «Репка», «Теремок», «Колобок»; для показа педагогом — «Два жадных медвежонка», «Лиса и гуси», «Лиса, заяц и петух»; для драматизации целесообразно использовать отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку).

Театрально-игровой опыт детей расширяется за счет освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:

многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трех- частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
игры-драматизации по рассказам на тему «Труд взрослых»;
постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).
Игровой опыт детей расширяется за счет освоения театрализованной игры, разных видов настольного театра: мягкой игрушки, вязаный или конусный, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступны детям театры верховых кукол (без ширмы, а к концу года — с ширмой), ложек. Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности на основе знакомых стихов и потешек, речь сопровождается несложными действиями («Жили у бабуси»).

Усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение артистов, благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-артистов).

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист»: умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, эмоций, их развития и смены, физических особенностей персонажа, черт характера. Развивается умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнить его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями оформителя спектакля, определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления педагогом недостающих атрибутов для игры.

Пятая группа, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций.

Педагог должен уделять внимание развитию интереса к творчеству, импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.

Старшая группа. Дети продолжают совершенствовать свои испол-нительские умения. Педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства.
Проводятся экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения). Для развития воображения предлагаются задания: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на теплом песке, загораем. У нас хорошее настроение Поболтали ногами, опустили их. Разгребли теплый песок руками» и т.д. Используются мимические и пантомимические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности.

Ребенок постепенно переходит:

от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией или соединяются несколько произведений;
игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;
игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов.

Формируется положительное отношение детей к театрализованным играм: углубление интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, театральной культуре.
Новым становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра и деятельностью его работников, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.). Углубляется театрально-игровой опыт за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры (активность и самостоятельность в выборе содержания игр, творчество). Ребенку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе коллажа из нескольких литературных произведений. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол «живой рукой», тростевых кукол.
Усложняются тексты для постановок (более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, использование русских народных сказок-басен о животных). Игра-фантазирование становится основой театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением», игра «в театр» на основе знакомства с театром и деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
Развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как умного, доброго советчика.
Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер — сце-нарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера (способность обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители, самостоятельно изготовленные атрибуты, элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения).
Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры и в ее процессе (переход из игрового плана в план реальных отношений), а также при анализе результатов театрализованной постановки.

Дети более разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре средствами стимулирования интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения образа.

Подготовительная к школе группа. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи — куклы, послушные ребенку. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.
Для лучшего понимания литературного произведения Д. В. Менджерицкая предлагает использовать прием «нравственной лесенки». Чети должны расположить героев на лесенке по степени личной симпатии. При рассматривании иллюстраций в книге рекомендуется уделять внимание анализу эмоциональных состояний персонажей.
Программа «Из детства — в отрочество» рекомендует в подготовительной группе упражнения на развитие воображения, задания на напряжение и расслабление.
Учитывая недостаточный уровень сформированное театральных умений дошкольников, рекомендуется использовать подготовительные упражнения, активизирующие воображение и творчество детей, подготавливающие к осознанию сущности спектакля, формирующие умение играть роль, обеспечивающие постепенное усложнение заданий; их разнообразие, меру трудности и возможность возвращения к любому типу упражнений на качественно новом уровне.
Первый тип упражнений используется с целью развития внимания и воображения. Эти упражнения учат детей контролировать внимание, сосредоточиваться на том объекте, который в данный момент важнее других, развивают умение на основе ассоциаций создавать образы.
Второй тип упражнений формирует умения:

понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации;
определять состояние человека по схематическим рисункам, выражению лица;
находить художественные средства для адекватного выражения своего настроения с помощью мимики;
определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний по позам и принимать их в соответствии с настроением, характером героя;
определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний с помощью жестов и пантомимических сценок, подбирать собственные выразительные жесты и самостоятельно строить пантомимику.

Третий тип упражнений формирует умения психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты; тренирует способность изменять переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием. Дети упражняются в самовнушении чувства легкости, холода, тепла и др.
При обучении детей средствам выразительности речи рекомендуется использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик и предоставляющие ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима).
Вначале фрагменты из сказок используют как упражнения: попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего спросить, кто был более похож по голосу и манерам на данного персонажа. Далее усложнить задание: предложить разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого.
Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности, диафильмам, кукольным спектаклям. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования