Общение

Сейчас 860 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Диагностика театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста (по В.А. Деркунской)

Опросник для педагогов, направленный на изучение самоотношения к театрализованной деятельности дошкольников

Первая часть

Уважаемые педагоги! Ответьте на предлагаемые вопросы, используя следующие варианты ответов: «да», «нет», «иногда».

1. Любите ли Вы ходить в театр?
2. Вы бываете в театре не реже, чем один раз в месяц?
3. Вам интересна театральная жизнь нашего города?
4. Вы скорее предпочтете посмотреть по телевизору передачу о жизни театральных актеров, режиссеров, исторической судьбе театра, чем художественный фильм, развлекательную программу?
5. Вы проявляете эрудицию при выборе спектакля, театра?
6. Вы бываете на всех премьерных спектаклях?
7. Вы активно участвуете в самодеятельных театральных постановках?
8. Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на игру актеров?
9. Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на литературную основу спектакля, ее режиссерскую интерпретацию, постановку?
10. Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на костюмы актеров, сценографию (оформление сцены, декорации, свет)?

Обработка ответов осуществляется в соответствии с балльной шкалой, ответ «да» оценивается в 2 балла, ответ «нет» — 0 баллов, «иногда» — 1 балл.

Интерпретация ответов.

Если Вы набрали от 0 до 10 баллов, Вы равнодушны к театру, Вас не очень привлекает данный вид искусства, Вы не являетесь его ценителем. Скорее всего, у Вас другие интересы. Имея подобное отношение к театральному искусству, не ожидайте особых результатов от театрализованной деятельности своих воспитанников.
Если Вы набрали от 10 до 15 баллов, Вас можно назвать человеком, проявляющим интерес к театру. Ваш интерес к театральному искусству можно охарактеризовать как неустойчивый. Скорее всего у Вас не хватает времени для постоянного поддержания подобного отношения к театру. Но если Вам удается попасть в театр, Вы получаете истинное наслаждение и удовольствие, долго находитесь под впечатлением от спектакля. Увлекшись, Вы можете получить высокие результаты в работе с детьми по развитию театрализованной деятельности.
Если Вы набрали 15—20 баллов, Вы заядлый театрал, поклонник театрального искусства. Вы — ценитель театра. Вне театрального пространства Вы себя не представляете. Возможно, Вы и не подозревали об этом, но у Ваших воспитанников есть все шансы максимально раскрыться в театрализованной деятельности.

Вторая часть

Уважаемый педагог, продолжите, пожалуйста, предложения.

1. Под театрализованной деятельностью детей я понимаю...
2. Мое отношение к театрализованной деятельности детей...
3. Оно проявляется в том, что я...
4. Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте — один из важнейших развивающих видов детской деятельности, так как...
5. Фрагменты театрализации помогают мне решать такие педагогические задачи, как...
6. Я предпочитаю использовать в работе с детьми следующие виды театра...
7. Детское творчество в играх-драматизациях заключается в том, что...
8. В организации детских игр-драматизаций я прежде всего учитываю...
9. Театрализованная деятельность дошкольников развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются...

Проанализируйте полученные результаты, обращая внимание на следующие моменты:

я декларирую положительное отношение к театрализованной деятельности;
я много делаю для развития театрализованной деятельности дошкольников;
недостаточно делаю для развития театрализованной деятельности дошкольников;
испытываю трудности в развитии театрализованной деятельности дошкольников (попытайтесь сформулировать их характер).

Диагностика профессиональной компетентности

Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации.

Ситуация 1. Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре. Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия, чтобы игра была продолжена.
Ситуация 2. Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» — расстроенный ребенок садится на стул. Какие Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации? Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.
Ситуация 3. Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Обсуждается выбор сказки. Дети высказывают желание поставить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок». Ваша реакция в этой ситуации. Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?
Ситуация 4. После полдника дети занимаются самостоятельными играми. Один ребенок решает разыграть сказку. Берет в руки куклу бибабо и приглашает других детей принять участие, но они заняты своими играми и не откликаются на предложение. Ваша реакция на сложившуюся ситуацию. Опишите свои действия.

Обратите внимание на следующие моменты.

Конструктивность решения ситуаций — Вам удается предложить решение, которое носит преобразующий позитивный характер. Удается найти не одно решение, при этом Вы не испытываете затруднений в их поиске. Решать ситуации, связанные с развитием театрализованной деятельности детей, Вам профессионально интересно.
Деструктивность решения ситуаций — Вам не удается найти решения, позволяющего снять возникшие противоречия внутри ситуации. У Вас появляется много вопросов, связанных с театрализованной деятельностью детей, их поведением в ней и Вашими действиями в руководстве рассматриваемым процессом. При этом Вы не испытываете интереса и не мотивированы на решение ситуаций, связанных с развитием детской театрализованной деятельности.
Отказ решать предлагаемые ситуации. Преобладает раздражительность в попытке решить их. Вам необходимо задуматься об этом состоянии, проанализировать его.

Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений дошкольников в играх-драматизациях

Примерные вопросы для собеседования с ребенком.

1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают, чтобы спектакль можно было посмотреть?
4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
5. Любишь ли ты играть в «театр»?
6. В какой «театр» ты любишь играть? (Ребенку предлагаются картинки с разными видами театра.) Почему?
7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать?

Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре,
театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснование данного выбора.

Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях

Первая часть

Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.
Наблюдение проводится в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей. Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками «+» или «—», фиксируются умения, наиболее характерно проявляющиеся у ребенка в процессе игровой деятельности.
Графа «Замысел» имеет отношение к детям «режиссерского» типа, что проявляется в наличии таких умений:
интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки;
комбинирование замысла — соединение нескольких знакомых литературных сюжетов, придумывание нового для постановки, построение единой сюжетной линии, постепенное наращивание сюжетной линии, логическое перетекание одного сюжета в другой, закономерный финал, описание образов предполагаемой постановки;
планирование игры — организация спектакля.
Структурные компоненты игры-драматизации: замысел (интерпретация, комбинирование, планирование); роль (принятие, передача смысла образа); восприятие (внимание, сопереживание, воспроизведение впечатлений). Определяется ведущий мотив игры.
Графа «Роль» позволяет определить детей «актерского» типа, у которых:
принятие роли сопровождается активностью, радостью, интересом;
передача образа происходит через использование средств выразительности (слова, действия), соответствующих атрибутов;
возможна импровизация.
Графа «Восприятие» ориентирована на детей, относящихся к «зрительскому» типу. Их основные характеристики:
внимание — ребенок любит смотреть, наблюдать за происходящими событиями в спектакле;
сопереживание — ребенок сочувствует, сопереживает героям спектакля, эмоционально реагирует на происходящие события, спектакль в целом;
воспроизведение впечатлений — ребенок выражает свое эмоциональное состояние, настроение любыми доступными средствами детской художественной деятельности (рисунок, слово, движение, игра и др.).
Обратите внимание на ведущий мотив игры-драматизации. Если она возникает из-за замысла, то очевидно, что ребенок — «режиссер», если из-за роли, ребенок — «актер», если ведущий мотив — восприятие, ребенок скорее «зритель». Возможно комбинирование позиций.
Дети, которых условно можно отнести к позиции «художник- оформитель», проявляются через графы «Замысел» и «Роль». Прин-ципиальным в этом случае будет:
интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки, выраженное в детских рисунках;
комбинирование замысла — создание декораций спектакля;
передача смысла образа литературного персонажа через создание соответствующих игровых атрибутов, костюмов.
С помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях.

Вторая часть

Связана с изучением игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений.

ЭТЮДЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ АКТЕРСКИХ УМЕНИЙ

1. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст: «Чудо-остров!», «Наша Таня громко плачет...», «Карабас-Барабас», «Первый снег! Ветер! Холодно!»
2. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».
3. Пантомимические этюды.
Котята:
сладко спят;
просыпаются, лапкой умываются;
зовут маму;
пытаются утащить сосиску;
боятся собаки;
охотятся.
Покажи:
как танцует добрая фея на балу у Золушки;
злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;
удивляется черепашка-ниндзя;
здоровается Снежная Королева;
обижается Винни-Пух.
4. Этюды на изменения тембра голоса.
Педагог. Киска, как тебя зовут?
Ребенок (нежно). Мяу!
Педагог. Стережешь ты мышку тут?
Ребенок (утвердительно). Мяу!
Педагог. Киска, хочешь молока?
Ребенок (судовлетворением). Мяу!
Педагог. А в товарищи щенка?
Ребенок (трусливо, пугливо). Мяу! Ффф-ррр!
5. Интонационное прочтение стихов-диалогов.
6. Проговаривание скороговорок.
Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли,
Резиновая Зина упала из корзины,
Резиновая Зина измазалась в грязи.
7. Ритмическое упражнение. Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка».
8. Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зайчик», JI. Банниковой «Поезд» и «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка».

ЭТЮДЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЖИССЕРСКИХ УМЕНИЙ

Детям предлагается на основе литературного сюжета или детских песен сочинить сценарий, организовать спектакль (распределить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию).
Моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам для постановки спектакля, обсуждение замысла, идеи постановки с дошкольником.

ЭТЮДЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УМЕНИЙ ДЕКОРАТОРА

Детям предлагается на основе литературного сюжета или детских песен спроектировать декорации, костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит.
Обсуждение замысла, идеи постановки с дошкольником в контексте предлагаемых им декораций.

БЕСЕДА-ИГРА НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

После просмотра спектакля, игры-драматизации проведите беседу.
О чем рассказал спектакль? Что ты понял? (На понимание главной мысли произведения.)
Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему? Какой у него характер? (На понимание характера персонажей.)
Что ты чувствовал, когда с героем происходили... события? (Конкретно по действию.)
Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в спектакле? Что именно?
Кто тебе больше всех понравился из актеров спектакля? Почему?
Нравится ли тебе смотреть спектакль? Почему?
Расскажи в рисунке (предложите другие средства передачи полученных впечатлений) о спектакле, о том, что ты увидел сейчас.

Проанализируйте умения детей в соответствии с критериями.

Актерские умения — понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики; характер выразительности моторики: в пантомимике — естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
Режиссерские умения — понимание мотивов поступков героев; следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий); распределение ролей, подготовка игровой среды; умение руководить сразу несколькими играющими.
Оформительские умения — художественно-изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля; адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите; подготовка игровой среды.
Зрительские умения — умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения; наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично); выражение мнения по поводу игры актеров.

Третья часть

Данная часть диагностики состоит из теста «ЗАРД», предназначенного для педагогов и родителей. Цель теста: изучить мнение родителей, воспитателей о предпочтениях ребенка при выборе игровых позиций.
Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет».
Утверждения
1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею._____________________________________________________________________
2. Чаще ребенок реагирует на героев литературного произведения. _____________________________________________________________________
3. Чаще ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения. _____________________________________________________________________
4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение. _____________________________________________________________________
5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы. _____________________________________________________________________
6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении. _____________________________________________________________________
7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге». _____________________________________________________________________
8. Ребенок может организовать игру с другими детьми. _____________________________________________________________________
9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому. _____________________________________________________________________
10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики. _____________________________________________________________________
11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации. _____________________________________________________________________
12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или непонравившихся персонажах. _____________________________________________________________________
13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям. _____________________________________________________________________
14. Ребенок обладает лидерскими качествами. _____________________________________________________________________
15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, его персонажах на бумаге.____________________________________________________________________
16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации. ___________________________________________________________________
17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам. _____________________________________________________________________
18. Ребенку присущи качества — настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать неудачи, решать конфликты. _____________________________________________________________________
19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца). _____________________________________________________________________
20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности. _____________________________________________________________________

Оценка результатов

Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель):
позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 16, 18;
позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20; 
позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность. Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребенком.

Диагностика состояния игровой среды для театрализованной деятельности дошкольников

Инструкция. Определите, соответствует или не соответствует выделенным критериям игровая среда в группе, в ДОУ. При заполнении таблицы используйте оценки: «+» — да; «—» — нет; «±» — частично.
Результаты позволят сделать вывод о том, насколько эффективны внешние условия развития театрализованной деятельности детей в Вашей группе и ДОУ в целом.
Внешние условия игровой среды, способствующей развитию теат-рализованной деятельности детей:
1) специальное помещение для театрализованной деятельности;
2) устройство театра (сцена, занавес, зрительный зал, декорации, музыкальное оснащение, осветительные приборы — рампа, прожекторы); специальные помещения (мастерская режиссера, костюмерная, гримерная, мастерская оформителя, место для хранения декораций); театральный реквизит (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, игровые атрибуты).

В группе детского сада:

1) наличие уголка театрализованной деятельности детей;
2) различные виды театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелёграфе, марионеточный);
3) реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит);
4) наличие атрибутов для различных игровых позиций:
а) «актер» (костюмы, маски, куклы, театральный реквизит, грим, элементы костюмов);
б) «режиссер» (декорации, различные материалы для изготовления театральных атрибутов, стул режиссера, сценарии, алгоритмы их составления, книги, образцы музыкальных произведений — кассеты с записью музыки);
в) «зритель» (места для зрителей, афиши, программки, театральная касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, реквизит для буфета);
г) «оформитель» (виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани, нитки, пуговицы, коробки, жестяные банки, природный материал). 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования