Общение

Сейчас 789 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • madina

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

В Образовательной системе «Школа 2100» появился новый предмет – «Театр». Уже вышли в свет пособие для дополнительного образования по предмету «Театр» в начальной школе в 3-х частях и методические рекомендации для педагогов. В этой связи нам представляется интересным и полезным заглянуть в историю вопроса и проанализировать использование театрального искусства в учебно-воспитательном процессе школы.

Еще в первой половине ХIХ века поднимался вопрос об использовании театрального искусства в школьном образовании. Известен спор, возникший вокруг статьи Н.И. Пирогова «Быть и казаться», в которой автор выступает против использования театра в воспитательных целях, но считает, что «можно... и даже должно позволять детям от 12 до 14 лет выучивать избранные роли из различных пьес... с целью упражнения в языке и способе выражать отчетливо мысли». Статья Пирогова имела большой общественный резонанс. Об суждение данной проблемы продолжалось в периодической печати вплоть до начала ХХ века. В полемике участвовали видные педагоги В.П. Острогорский, Н.Ф. Букатов, К.Д. Ушинский, Н.Н. Бахтин, которые доказывали возможность и целесообразность проведения театральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством углубления знаний учащихся и повышения их культурного уровня.

В первые годы советской власти Наркомпрос начинает разрабатывать программу широкого использования театрального искусства в образовании и воспитании детей: предполагалось «систематическое развитие органов чувств и творческих способностей» и организация «активной творческой деятельности детей во всех обла стях знания, труда и искусства...» [1]. В этот период видными отечествен ными педагогами были сформулиро ваны принципы театральной работы с детьми: – доступность драматического ма териала и сценического выражения, что предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей и инте ресов детей; – последовательное и целесообраз ное накопление художественных впе чатлений; – единство анализа театральной по становки и изучения литературной первоосновы; – опора на игровую деятельность ребенка, что соответствует его психи ческим особенностям; – синтезирование различных видов искусства в ходе театральной работы; – правдивое действенное исполнение; – доминирование художественно драматической деятельности школьников.

Эти принципы не потеряли, на наш взгляд, своей значимости и на современном этапе.

Многие выдающиеся отечественные педагоги использовали средства театрального искусства в своей профес сиональной деятельности. Немалое место занимают они в теоретиче ском наследии В.А. Сухомлинского и С.Т. Шацкого. В дореволюционный пе риод С.Т. Шацкий рассматривал теат ральную самодеятельность как метод художественно-творческого развития ребенка; после революции театр, в со ответствии с концепцией «школа – среда», выступает в его работах как средство социализации личности.

С.Т. Шацкий и его сотрудники одними из первых (еще в 1905 году) использовали спектакль в педагогиче ском процессе, а затем продолжили свою деятельность в советских обра зовательных учреждениях, стремясь разбудить творческую фантазию, во ображение детей, предоставить им самостоятельность в выборе формы выражения своей личности через игру, песни, импровизации и считая, что воспитание невозможно без ис пользования искусства – ведь именно оно дает возможность развивать эсте тические вкусы детей, потребности и творческие качества личности.

Выдающийся педагог был глубоко убежден, что «потребность во внешнем выражении душевных процессов, пе реживаний и впечатлений есть насущ ная необходимость для детей, и дет ское искусство не забава, так себе, между прочим, а часто самая настоя тельная потребность, входящая глубо ко в личную жизнь ребенка» [7].

Он считал, что обучение детей некоторым элементарным искусствам: пе нию, рисованию, драматизации, играм, которое следует доверять школе, должно быть в той или иной форме об щественно использовано, так как это создает стимул для последующей творческой работы. Жизнь ребенка полна глубоких и серьезных пережи ваний, которые ищут выхода и, не на ходя его, остаются скрытыми, давят на психику, становясь источником кап ризов и непонятных заболеваний.

Только игра, по мнению педагога, дающая простор воображению, может освободить внутренний мир ребенка. Отечественные психологи видели в использовании средств театрального искусства в общеобразовательной шко ле возможность развить художественно-творческие способности школьни ков. П.П. Блонский отмечает, что ребе нок при воспроизведении воспринятого стремится к драматизации, поэтому в целях развития творческого начала в ребенке драматизацию следует ши роко вводить в практику начальной школы. По его убеждению, «творца можно создать лишь посредством упражнения в творчестве» [3]. Попытка обоснования театральной работы с детьми с психолого-педагогической точки зрения была предпринята Л.С. Выготским. Детское театральное творчество он рассматривал в контекс те игры, видя в ней большие воз можности для формирования художественно-творческих способно стей личности.

Л.С. Выготский указал путь, по которому должен идти педагог, решивший использовать театральное искусство в своей практике, охарактеризовав основные составляющие детского театрального творчества [2]:

•  ценность его заключается не в результате творчества, а в самом про цессе: «Ребенок – плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, были захвачены ин тересом этой игры, самим процессом ее, а не конечным результатом»;

•  участие вспомогательных видов творчества – технического, декоративно-изобразительного, словесного – стимулирует творческое воображение и его воплощение;

•  использование импровизацион ных форм работы с детьми будит их творческую мысль и фантазию: «...гораздо ближе к детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества».

При этом ученый выступает против прямого использования форм профессионального театра с такими присущими ему атрибутами, как готовый текст или заучивание наизусть чужих слов роли. Эти положения остаются актуальными для школьного образо вания и на сегодняшний день. В 20-х годах прошлого столетия в школу приходят видные специалисты в области театрального искусства (Н.И. Сац, С.А. Ауслендер, С.М. Бонди, Н.С. Шер, С.Г. Розанов), с тем чтобы решать проблемы воспитания и образования, используя театр как специфический метод художественного развития личности ребенка. До наших дней ценными остаются методические разработки Г.Л. Рошаля. Его программа по «Тео-предмету» для школьников младшего возраста также базируется на теории игры [4]. Педагог считает детскую игру первым проявлением театрального чувства. Вся сложность окружающей среды перво начально преодолевается ребенком в символе – игрушке и игре, причем Г.Л. Рошаль игрушку рассматривает как первую бутафорию. В основе работы педагога с детьми лежат принципы, стимулирующие творческую фантазию и воображение: «Каждая вещь может быть элементом игры»; «всё в природе играет с челове ком, умеющим играть».

В своей программе (одной из пер вых в истории театральной педагоги ки, поэтому мы считаем необходимым подробнее на ней остановиться) Г.Л. Рошаль выделяет следующие со ставляющие: свободная игра; осозна ние природы и вещей через игру; навыки в жесте в отношении к вещам (четкость жеста, экономия, целесооб разность и законченность); ритмизация тела. Из содержания программы видно, что весь начальный период теа тральных занятий с детьми посвящен свободной игре и лишь затем осуще ствляется переход к целенаправлен ной работе. Это мнение разделяли С. Серпинский, С. Ауслендер, Н. Шер. Педагоги выделяют три ступени театральной работы: первая ступень (младшая возрастная группа) базиру ется на свободной импровизационной игре; вторая ступень (средняя воз растная группа) – импровизация на основе заданного сюжета; игра-инсценировка на третьей ступени (старшая группа) – организованная работа, под водящая к спектаклю. Все вышепере численные принципы удивительно со звучны сегодняшнему времени – вре мени поиска и находок в области школьного театрального образования.

Для того чтобы осмыслить происхо дящее сегодня, необходимо обратиться к опыту работы со школьниками в 20-х годах, когда театральное искусство широко освещалось в программах по литературе, истории, русскому языку, в комплексных темах, а элементы теа трального искусства активно включа лись в уроки. К сожалению, из-за многоаспектности и сложности постав ленной проблемы на том непро стом историческом этапе ее решить не удалось. В 30-х годах наблюдается свертыва ние большинства программ по теат ральному искусству, и передовой опыт педагогов не получает дальнейшего распространения в системе народного образования. Однако уже в послевоен ный период наблюдается принятие, ос воение и использование принципов системы К.С. Станиславского в работе детских драматических кружков и под ростковых театральных коллективов.

Проблема обязательных театральных занятий в системе учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы, на введении которых настаивал Г.Л. Рошаль, уже не поднимается; в центре внимания находятся занятия в драматическом кружке или студии во внеклассное время. В своих работах со трудники НИИ художественного вос питания Ю.И. Рубина, В.Г. Ширяева, Н.Н. Шевелев и др., опираясь на прин ципы сценического реалистического ис кусства, определяют теоретические, методические основы детской теат ральной самодеятельности, рассматривая сценическую работу со школьника ми как средство развития творческой индивидуальности, инициативы и фор мирования личности. «Театральные за нятия должны воспитывать у школьни ков общественную активность, стремление и потребность в творческой отдаче полученных знаний и умений» [5]. Попытки органического включения театра в общую систему учебно-воспитательного процесса в начальной школе, которые были предприняты в 50-е годы, не всегда приводили к поло жительному результату, так как вос питательная функция театра своди лась к постановке спектакля на мо ральную тему, ему предназначалась развлекательная, иллюстрирующая или вспомогательная роль в системе образования, не учитывалась его тесная связь с игрой.

Тем не менее мы положительно оце ниваем усилия всех исследователей, которые в конце 50-х – начале 60-х го дов стремились решить проблему обу чения и воспитания средствами теа трального искусства. Их опыт должен быть использован в современной прак тике с учетом изменившихся условий. Анализируя широко представлен ную педагогическую и методическую литературу в области театральной педагогики, можно выделить два основ ных направления деятельности детско го театрального творчества. Первое направление развивается и функцио нирует на базе внешкольных учрежде ний, чаще всего клубов, дворцов куль туры, школ искусств (В.П. Шильгави, Э.А. Куруленко). Представители второ го направления занимаются исследова нием использования средств театраль ного искусства в условиях общеобразо вательной школы, причем ряд работ посвящен младшему школьному возра сту (А.Я. Михайлова, М.П. Стуль, Н.П. Аникеева, М.А. Разбаш, Т.Г. Пеня).

В последние годы наблюдается тен денция к расширению использования средств театрального искусства в шко ле [6]. Данное положение радует, но не решает все углубляющиеся проблемы методического плана, в первую очередь недостаточность и неоднозначность су ществующих концепций, подходов, разработок программ и методик. Наибо лее методически разработанным на се годня можно считать процесс создания театрального спектакля самодеятельным коллективом, но это в большей сте пени относится к детям среднего и стар шего школьного возраста. В арсенале театральной педагогики имеются раз работки, основанные на взаимодействии театрального искусства с другими предметами, чаще гуманитарного цик ла – историей, географией.

Программа факультативного курса «Основы театральной культуры» для детей среднего школьного возраста, разработанная Ю.И. Рубиной и Н.М. Лебедевой, наметила общие на правления художественно-образовательной и воспитательной работы со школьниками по приобщению их к театральной культуре на принципах взаимодействия с систематичес ким курсом по изучению литера туры, включения элементов театрализации в преподавание литературы. Предусматривается проведение факультатива с целым классом. В целом программа рассчитана на педагога энтузиаста, в одном лице сочетающего в себе режиссера и литератора, или на творческий союз двух специалистов. Вряд ли этот опыт может приобрести массовый характер, скорее всего, это будет уникальный опыт творцов единиц.

Положительная сторона рассматри ваемой программы видится нам в попытке авторов приобщить к теат ральному искусству всех школьников, независимо от их способностей и склонностей.

Наиболее законченной представ ляется нам программа по актерскому мастерству для учащихся начальных классов «Уроки театра на уроках в школе», составленная А.П. Ершовой и построенная на принципах реалис тического театра, «школы пережива ния»; она представляет традицион ное направление в театральной педагогике.

В публикациях последних лет появ ляются новые направления в сфере детского театрального творчества. А.П. Ершова, В.М. Букатов одними из первых поставили задачу ранней про фессиональной подготовки, настаивая на том, что театру так же, как и всем другим видам искусства, необходимо заняться подготовкой своей смены. Они рассматривают театральные классы как форму начального профес сионального образования, где созда ются условия для специального роста особо одаренных детей. Мы считаем необходимым рассматривать теа тральное искусство прежде всего как средство общего развития, способное сформировать художественно-творческие способности младших школьников, ориентирующее детей на твор чество, тогда как профессиональную ориентацию целесообразнее прово дить среди старшеклассников. Хотя стоит отметить, что созрела острая потребность заниматься проблемой одаренных, талантливых детей во всех сферах науки и искусства как в нашей стране, так и за рубежом.

Педагоги постоянно обращаются к опыту известных энтузиастов эстети ческого воспитания школьников – ком позитору Д.Б. Кабалевскому и его про грамме по музыке, к программе «Изобразительноеискусство и художественный труд», разработанной художником Б.М. Неменским. К сожалению, эстетико-воспитательный потенциал театра до сих пор используется не в полной мере.

Изменить ситуацию пытается Обра зовательная система «Школа 2100», включив театральные занятия в учебно-воспитательный процесс начальной школы и разработав пособие для до полнительного образования по предме ту «Театр», что создаст условия для систематических занятий театраль ным искусством с целым классом. По явится еще одна возможность вовлечь в процесс творчества многих детей, со здав им благоприятные условия для приобщения к миру театра, к художе ственным ценностям.

Литература

1. Владимирова Н.Ш. Игра в детском самодеятельном коллективе как фактор развития самостоятельности и инициатив ности: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1987.
2. Выготский Л.С. Воображение и твор чество в детском возрасте. – М., 1991.
3. Блонский П.П. Избранные педагогиче ские и психологические соч. Т. I. – М., 1979.
4. Революция – искусство – дети: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
5. Театральная самодеятельность школь ников: Основы пед. руководства. – М., 1983.
6. Чухман Е.К. Театр в школе // Искус ство в школе. – 1993.
7. Шацкий С.Т. Избранные педагогиче ские сочинения. Т. II. – М., 1980. Ирина Альбертовна Генералова– канд. пед. наук, доцент МГСУ, автор учебных пособий по предмету «Театр» в Образовательной системе «Школа 2100», г. Москва.

И. А. Генералова

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования