Общение

Сейчас 833 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

...Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку — чувство  меры.
И. С. Тургенев

Театральное искусство — синтетическое, и на сцене используются порой самые неожиданные приемы и технические средства. Но техника на сцене хороша только при соблюдении трех условий.

Первое: техника и сценические эффекты могут стать подлинно художественным средством только в руках талантливых. Холодные руки ремесленников здесь бессильны: техника для них остается техникой, и чудесных превращений не происходит.

Иногда вместо художественного звукового эффекта мы слышим воспроизведение звукозаписи, не сливающееся в единый ансамбль с живой речью актеров. Между тем на сцене, к сожалению, неизбежно присутствие живых актеров, как сказал однажды с досадой один из крупных специалистов по радиоаппаратуре. Разговор шел о трудностях соединения в театре электроакустики с естественным звучанием голоса. (Этой проблемы, заметим кстати, не знают работники кино и телевидения, где все звуки и голоса одинаково неестественны!)

Отсюда вытекает второе — очень трудное — условие: простота и естественность техники на сцене.

Конечно, дело тут не в том, что техника сцены как-то по-особому сложна. Но при обостренном и предельно напряженном внимании всякое отклонение от эмоционального строя и замысла сценической картины или нарушение ее художественной целостности болезненно воспринимается чуткими зрителями.
И еще одну трудность надо преодолеть, используя на сцене технику.

Сценической технике мало превратиться в художественное произведение, мало стать естественной и соразмерной частью спектакля. Технике сцены надо стать еще и ярким выразительным средством воплощения замысла драматурга, режиссера, актера.

В одном романтическом спектакле Белорецкого театра нам понадобился фантастический аппарат, создающий «лучи гнева» огромной силы. Этот аппарат является центром спектакля, за него идет яростная борьба между темными и светлыми силами.

Друзья нашего театра на одном из уральских заводов согласились построить такой аппарат. Над его конструкцией работали, посвящая этому свое свободное время, талантливые инженеры, замечательные молодые рабочие... Наконец к генеральной репетиции аппарат был готов.

Целая делегация торжественно доставила его в наш театр. На сцене появился новенький прибор с. блестевшими в лучах прожекторов деталями, от которых веяло холодом полированного металла. Включили ток, и между сверкающими шариками с легким треском мелькнула извилистая змейка электрического разряда...

Увы, этот изящно-элегантный, дорогой и мощный прибор с его слабым треском лабораторной молнии совсем «не смотрелся» рядом с живописными декорациями старой антикварной лавки! Все мы поняли, что спектаклю угрожает провал. А времени оставалось немного... И вот в реквизиторской цехе мы стали торопливо импровизировать совершенно невероятный макет. К старому сундуку приставили жестяной рупор с прорезанным в нем зигзагом «молнии» (затянутым цветным светофильтром) и мощной лампой-вспышкой. Этот сундук мы апплицировали медными деталями сломанного старинного канделябра, грохочущими цепями и бляхами таинственного назначения.

В углу сцены мы поставили рыцарские доспехи с таким расчетом, чтобы они могли развалиться от легкого толчка. К ним привязали протянутую за кулисы тонкую леску-невидимку.

Звенящий и грозно грохочущий прибор два дюжих человека «с трудом» внесли на сцену. Заинтересованно приподнялись зрители в зале, и мы поняли — «смотрится»!..
После странных манипуляций вспыхнула рубиновая молния в приборе... Яркий «луч гнева» прорезал полумрак сцены и упал на стальные доспехи, которые тут же с грохотом распались на части... Громовое эхо раскатилось и замерло вдали. Таинственный нелепый прибор начал свою жизнь в спектакле, и мы ничего не стали добавлять к нему — он органически вписался в оформление.

А изящная точеная машина могла бы найти (и, кажется, нашла) применение в школьной лаборатории, но не на сцене, где она нарушала художественную целостность спектакля.
Однажды в спектакле Художественного театра «Ломоносов» потребовалось изображение молнии.

Чудесный актер, исполнявший роль Ломоносова, очень хотел, чтобы молния была изображена правдиво, и не соглашался на «бутафорию». Помня печальный опыт с уральским прибором, я пытался уговорить товарищей не делать на сцене «настоящей» молнии, но убедить никого не сумел. В университетской лаборатории был построен дорогой прибор, работавший под током высокого напряжения. Этот прибор давал искру чуть-чуть побольше уральской, но художественный результат был такой же: на зрителя эта «молния» не производила впечатления,  хотя и была самой доподлинной молнией в миниатюре.

Долго стоял потом этот физический прибор в Экспериментальной лаборатории МХАТа без всякого применения. Зато очень выразительной оказалась «грубо» сделанная для другого спектакля («Зимняя сказка») явно бутафорская молния, которую сработали в нашем электроцехе почти без затрат и в кратчайшие сроки.

На сцене всегда чем проще, тем лучше!

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования