Общение

Сейчас 739 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Театр-студия «Поколение», руководителем которого я являюсь, — дружный творческий коллектив, объединяющий ребят в возрасте от 10 до 20 лет. Располагается студия в Центре развития творчества детей и юношества «Радужный» , в одном из лучших в Москве учреждений дополнительного образования.

Почему театр? Потому, что в нем самый настоящий репертуар: от серьезных спектаклей до новогодних сказок и веселых игровых программ. Спектакли идут в течение всего сезона, как в самом настоящем театре, на каждый спектакль есть несколько составов актеров. Почему сту-дия? Потому, что каждый новенький проходит тренинг по актерскому мастерству, сценической речи, сценическому движению, психологии. Музыку к спектаклям пишут музыканты из группы ВИА «Союз».

Почему «Поколение»? Потому, что сюда приводят своих детей уже те, кто сами раньше занимались в этом коллективе. Ранее верхняя возрастная планка для участников студии имела ограничение — 17 лет, но многие девушки и юноши заканчивают институты, а в студии остают-ся. Притягивает атмосфера этого ставшего родным дома, где ведутся творческие споры, поиск нового и удивительного. А сколько, помимо увлекательных репетиций интереснейших экскурсий и походов в театры! О студии неоднократно рассказывали по телевидению. «Поколение» приглашают в школы и детские сады, на различные городские площадки, сложились хорошие контакты с ОВД и управами районов. Театральная студия охотно откли-кается на эти приглашения.

В этом году даже Московский зоопарк пригласил наш театр принять участие в фестивале «Экология. Творчество. Дети». И там коллектив был награжден дипломом лауреата.

Многочисленные выездные спектакли дают свои плюсы в воспитании чувства ответственности: ведь их участникам приходится отвечать за реквизит, фонограммы, решать организационные вопросы.

Год назад студийцы в Центре творчества получили в подарок прекрасный театральный зал, учебный кабинет, гримерную, реквизиторскую! Есть где развернуться и осуществлять новые проекты.

«Поколение» — это 63 выступления ТОЛЬКО за последний сезон, в том числе в качестве участником многих фестивалей. В частности, коллектив театра-студии «Поколение» дважды награждался дипломом лауреата фестиваля «Юные таланты Московии», а в новом жанре игровых программ среди театральных коллективов прочно удерживает первое место в Москве вот уже четвертый год. В течение часа ребята выступали на юбилейном концерте в Государственном концертном зале «Россия», посвященном 10-летию фестиваля «Юные таланты Московии», со своей программой «Истоки народных традиций». Прошлый, юбилейный для «Поколения», сезон ребята завершили показательной юмористической программой, подарив зрителям два часа веселого настроения.

Репертуар студии имеет широкий спектр: от новогодних спектаклей, музыкальных комедий, миниатюр до очень серьезных, глубоких спектаклей-размышлений о войне и мире, о добре и зле. В процессе работы над спектаклем ребята узнают для себя много нового и интересного по истории, литературе. Неудивительно, что своими познаниями они вскоре начинают удивлять учителей.

Как правило, юные актеры страдают не от «перегрузки», а от «недогрузки». Случаются обиды при распределении ролей, хочется сыграть побольше! В этом плане помогает то, что очень много выступлений, а на каждую роль соответственно назначаются два-три дублера.

А есть и те, кому больше нравится работать со светом или с фонограммами. Вновь пришедших в студию новичков удивляет великолепная материальная и техническая база театра-студии: репетиционный зал, учебный театр, где можно сыграть любые спектакли со светом и звуком, гримерная, своя костюмерная-реквизиторская. В студии работает профессиональный хореограф, который помогает ставить не только хореографические миниатюры для концертов, но и танцы для спектаклей. За это мы благодарим администрацию, прежде всего директора Людмилу Михайловну Богатыреву, которая была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством».

Центр развития творчества детей и юношества «Радужный», где работает наш театр-студия, является не только центром творчества, но и методическим центром округа. Поэтому довольно часто ко мне, как к руководителю театральной студии, обращаются за советами, методическим материалом и т.д. В частности спрашивают, как организовать концертные площадки для выступлений и спектаклей, как найти своего постоянного зрителя.

Вот, например, последний раз на такой встрече сразу три руководителя театральных студий соседних школ обратились с такой просьбой. Суть их разговора такова: «Ну, поставили мы спектакль в школе, ну, показали его два, самое большее три раза в год, а дальше-то что? Детям интересно выступать, их привлекает возможность быть на сцене, а они этого не имеют!»

Узость репертуара — проблема многих театральных студий. К примеру, новогодняя сказка в марте, а тем более в мае, уже никому не нужна. А только участие в концертных номерах или даже фестивалях ребят, как правило, в таких студиях не удерживает.

Студия же «Поколение» представляет собой отлаженный организм со своим устойчивым репертуаром, когда «на ходу» 3-4 спектакля, которые не требуют предварительных репетиций и показываются иногда один-два раза в неделю. Что касается адресных выступлений, например, к какому-то празднику, то они готовятся очень быстро. То же относится и к выступлениям на фестивалях, которые тоже бывают очень часто (по определенной заданной тематике, не требуют особых площадок или декораций). А кроме прочего, в запасе студии есть еще несколько спек-таклей, восстановление которых займет максимум неделю. В среднем на счету нашего театра-студии получается минимум 50-55 выступлений за сезон, и никто из студийцев не бывает обойденным вниманием зрителей.

Может быть, коллеги скажут, что успехи нашего театра-студии достигаются за счет особой материальной базы, например, хорошие сцена, свет, звук есть не у всех? Но такие прекрасные условия у нас только второй сезон, до этого все было как в большинстве школ: в лучшем случае голая сцена! Но уже тогда происходил рост качества и интенсивности наших выступлений.

Что же легло в основу этой системы, которая обеспечивает жизнеспособность студии?

Во-первых, в любой спектакль на все роли я ввожу максимальное количество дублеров. (Это может быть затруднительным только в самом начале создания театральной студии.) У меня же каждый, кто приходит в студию, знает, что он будет играть в спектакле обязательно! Заинтересованный ребенок из студии не уйдет. А как же, спросите вы, талант или его отсутствие?.. Дело в том, что в нашей студии действует еще одно правило: играть будет сильнейший. Соответственно в соперничестве каждый старается быть сильнейшим! Кроме того, и площадки для выступлений могут быть разными: на 300-500 зрителей или на 30, как часто бывает в детском саду.

С учетом уровня требований и меры ответственности мы и привлекаем к участию в спектакле соответствующего ребенка: кто посильнее, кто способен не испугаться, а в случае каких-то накладок импровизировать, того — на более ответственное выступление. Например, есть у нас малыш Виталий Ш., который страдает дефектами речи. Выпустить на «большого» зрителя нельзя, но, чтобы ребенок в себя поверил, мы даем ему сыграть главную роль. Для подстраховки за кулисами наготове стоит сильный дублер, а «добрые зрители» (к ним мы, прежде всего, относим своих же студийцев и их мам) заранее предупреждены, что может произойти замена актера. Но Виталику, которому всего семь лет и которому уже через три месяца доверили в спектакле играть главную роль, прекрасно доиграл ее до конца сам! В результате, вдохновленный таким примером, к нам в студию записался его старший брат.

Обкатку спектакля мы всегда начинаем на «добрых зрителях». Например, у нас есть спектакль «Все мыши любят сыр» по пьесе Дины Улбин. Пока мы его покажем родителям всеми составами юных актеров, происходит шлифовка спектакля. Наш опыт свидетельствует: чтобы удержать этот спектакль в репертуаре и ввести новеньких, его надо показать как минимум 7-8 раз. После каждого спектакля проводится его обязательный разбор с анализом: что получилось, над чем еще надо поработать. Мамы с восторгом воспринимают игру своих чад, даже если она самого низкого качества. Такие открытые уроки для родителей я делаю на самой ранней стадии, примерно через два месяца после того, как новенькие записались в студию, чтобы снять страх перед сценой.

В названном спектакле у нас есть еще подтанцовка — шесть человек, плюс главные герои. Это означает, что в качестве зрителей будет уже как минимум 10-15 родителей, которые поддержат начинающих актеров, поаплодируют им. Но выносить такой «по-луфабрикат» на серьезного зрителя нельзя. Да и показ на родной площадке еще не вполне показ. Именно выездной спектакль активизирует ответственность каждого за реквизит, костюм, который каждый собирает самостоятельно, как парашют.

Что входит в понятие выездные площадки и как их найти? На первом этапе надо самостоятельно обойти все близко расположенные детские сады и школы. Это не потребует транспорта, а на будущее этот зритель, если спектакль понравится, будет сам организованно приходить к вам. Обычно с нами происходит так: первый раз мы ищем новую площадку, а потом уже нас постоянно приглашают. Тут уж отношение к работе должно быть очень серьезным, чтобы приглашали не только повторно, но и несколько лет подряд!

Далее можно по справочнику определить несколько ближайших детских домов и приютов. Эти площадки всегда готовы принять юных артистов со спектаклем, с концертом. Прежде, чем выставить спектакль или игровую программу на фестиваль, мы обязательно несколько раз обкатываем ее бесплатно в детских домах, в сиротских приютах. Очень часто бывает, что мы единственные, кто приезжает туда бесплатно.

Наличие большого количества дублеров на одну роль приводит к тому, что болезнь кого-либо из них никогда не приведет к срыву выступления!
Станет тот или иной спектакль долгожителем, можно определить в самом начале. Бывает, что весь спектакль построен не на фонограмме, а на живом звуке, т.е. аккомпаниатор играет на фортепиано. Это очень хорошо, и неплохо иметь такой спектакль в репертуаре, но показать его в обычной школе более пяти раз практически невозможно, его уже все видели! И тогда надо искать особую площадку, где есть еще и настроенный инструмент. А это уже проблема! Музыкальный инструмент в таких организациях, как милиция, больница, центр социального обеспечения, управа, префектура, где мы постоянно выступаем, бывает не всегда.

Например, у нас есть в репертуаре водевиль «Беда от нежного сердца», в котором мелодии для сопровождения сценического действия мы записываем как фонограмму на разные носители: на кассеты, CD, мини-диски, так как неизвестно, на какой площадке какие могут быть носители.
Даже если пьесу пишу не я, а выбираю произведение уже известного автора, приходится учитывать, сможем ли мы играть ее на выездах: что-то приходится переделывать в сценарии, чтобы отказаться от декораций и от некоторых мест действия, предусмотренных в пьесе.

А особенно популярными и пользующимися огромным спросом стали игровые программы. Они не нуждаются в декорациях, их легко проводить на любой площадке, даже в классе, если сдвинуть парты. (Бывает и так, что наше выступление заказывает какой-то отдельный специали-зированный класс.) Сами игры, особенно музыкальные, могут быть использованы в разных программах. Игры у нас только авторские, они участникам не известны и уже потому вызывают повышенный интерес, а заранее зная тему, мы включаем еще и разные викторины.

С такими программами особенно любят приглашать в школы, потому что там много традиционных школьных праздников. На День знаний или День учителя мы приезжаем с программой «Всезнайка» или «Как царь Грамотей Митрофанушку грамоте учил», там можно ввести и урок танца для веселья, урок математики. А для английской спецшколы мы еще вставляем блок загадок на английском языке. Такой сценарий легко варьировать, используя по ситуации разные блоки. Если нет выхода на специализированную звукозаписывающую студию, то вполне можно подобрать фонограмму, выбор сейчас огромный — вплоть до Интернета! Пишем сценарий мы так: заранее узнаем тему (для фестиваля ее определяет жюри).

Например, если это больница, то мы пишем программу «Доктор Айболит». А так как в любом сценарии должен быть конфликт, то он может быть между самим Доктором и Бармалеем (если выступление для детей). Впрочем, мы выступаем с игровыми программами и на профессиональных праздниках для взрослых. Например, в такую программу можно было бы включить пародии на рекламу медикаментов, которая в изобилии представлена на телевидении, и т.д. Узнав мнения всех своих постоянных ведущих (обычно это группа в 8-10 человек), уже несколько лет выезжающих с игровыми программами, я сажусь за сценарий, рифмую текст сюжета.

Важнейшим моментом, который необходимо учитывать при работе над сценарием, является наша способность обеспечить спектакль (представление) соответствующими костюмами. Безусловно, для ведущих у нас есть «дежурные» костюмы. Но, например, при разработке темы «Путешествие по сказкам», конечно же, мы ориентировались на наличие тех костюмов, которые у нас есть. В любой игровой программе нужны помощники, иногда это мышата, иногда скоморохи и т.д. А так как у нас были желтые комбинезоны для малышей и красивый костюм солнца, то мы и сделали Солнышко главным действующим лицом, а помощников назвали Лучиками, т.е. пошли в разработке сценария от наличия данных костюмов. Также поступаем и с реквизитом: у нас есть устройство, которое светится разноцветными огнями, хорошо перемещается на роликах. Вот мы и придумываем многочис-ленные сценарии, где по-разному используется машина времени, так как это позволяет легко «смешивать» блоки, «перемещаясь» по сказкам и во времени.

Конечно же, чем больше площадка, тем труднее выступать без микрофонов, поэтому при поиске площадки мы заранее обговариваем эти вопросы. Участие в игровых программах очень полезно! Не каждый даже хороший актер способен управлять аудиторией, а ведь зритель может оказаться самым разным. Поэтому рядом с двумя «асами» своего дела, я ставлю двух-трех новичков, которые, даже владея текстом, еще не обладают уверенностью и способностью импровизировать в непредвиденных обстоятельствах. Игровые программы, как мне видится, — это выход для тех, кто ищет зрителя, возможность выступать, не ждет, что зритель сам приедет к нему на спектакль. Они способствуют росту актерского мастерства, это огромнейший опыт!

Г. А. Неволина

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования