Общение

Сейчас 363 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Наша повседневная жизнь приобретает смысл и особую красочность, когда наполняется радостными переживаниями. Праздник — это всегда повод переключиться с одного вида деятельности на другой в соответствии со своим желанием, отстраниться от повседневных дел и забот.

Но как часто, занимаясь подготовкой праздника, затрачивая силы и время, учитель в конце концов не испытывает удовлетворения. Ведь даже опытные педагоги знают, что и организовать и провести праздник стоит огромных сил. Мало выбрать удачный сценарий, нужно предусмотреть множество «мелочей», чтобы праздник действительно стал событием.

Праздник как событие (событие) основан на общечеловеческих ценностях: общении, переживании, творчестве. Являясь своеобразной формой самовыражения, праздник всегда ценен общением. Общением между сверстниками, между детьми и их родителями, что свидетельствует о наличии реальной связи между поколениями. Ведь праздник и подготовка к нему всегда дают возможность ребятам не только побыть с родителями, но и приобщиться к духовному наследию народа. Эта незримая связь между поколениями несет огромной мощи воспитательный заряд. Подготовка к празднику и само празднество включают множество ситуаций, в которых растущий человек накапливает жизненный опыт. Давно известно: ребенок познает мир, играя. Для детей праздник (и все, что с ним связано) родствен игре. Участвуя в подготовке к празднику, включаясь в процесс празднования, ребенок прикасается к пласту общечеловеческой культуры. Можно сослаться на слова М. Бахтина: всякое празднество — «это очень важная первичная форма культуры». С этих позиций культура праздника слагается из культуры слова, движения, музыкального звука, костюма.

Праздник будет удачным, если с самого начала подготовки к нему будет определена его основная, значимая идея, являющаяся воплощением мировоззренческой морали, растворенной в стереотипах поведения. Формулирование и следование значимой идее придает осмысленность сфере разностороннего творческого сотрудничества детей между собой, детей и взрослых. Только в этом случае праздник станет и формой духовного обогащения ребенка.

Учитель, приступая к подготовке праздника, всегда определяет для себя критерии выбора сценария. Какие это могут быть критерии? Об одном из главных было сказано выше: значимая идея праздника, т. е. то, насколько полно сценарий отражает мировоззренческие ценности нашего общества. Другим критерием должен стать литературный язык сценария. Все мы уже давно с болью наблюдаем постепенное разрушение русского литературного языка, поэтому учитель просто обязан создать условия, в которых ученики знакомились бы с его сокровищницей.

Важным свидетельством пригодности сценария должна стать многоплановость текста, наличие в нем ролей для большого количества ребят. Это особенно важно для начальной школы, когда каждому ребенку • нужно дать возможность самовыражения, а не делать из него пассивного наблюдателя.
Очень важно правильно выбрать сценарий уже только потому, что сценарий — один из вариантов прогноза того, каким хотелось бы видеть праздники. Сценарий («сцена» — лат. «явление», «происшествие в лицах») — краткое изложение сюжетной схемы, по которой проводится какое-либо массовое праздничное действо. Сценарий — то событие (факт, явление, дата), которое разыгрывается, а сюжет — интрига сценария, сквозная тема сценария. Оценивая конкретный сценарий, учитель имеет возможность увидеть, насколько обе эти составляющие отвечают его ожиданиям.

Выбрав сценарий, учитель должен будет определить роли (т. е. образы, воплощаемые детьми по сценарию) каждого участника праздника. Причем сразу нужно оговориться: это роли не только игровые, актерские, но и роли для встречающих и провожающих гостей, для организации игр и конкурсов, для открытия и закрытия праздника. Опытный учитель знает, кому из детей какую роль отвести. Но такое решение, конечно, чревато ошибкой, поэтому можно попытаться пойти по другому пути, например, поиграть в «актерский конкурс» или после беседы о готовящемся празднике провести небольшое анкетирование детей с целью выяснить их желания и устремления. Имеющийся практический опыт подсказывает, что лучше на этом этапе подготовки предоставить определенную свободу действий. Именно здесь формируются команды (по принципу добровольности), каждой из которых определяется конкретная задача:

а)    команда «Мастера» (устроители, костюмеры и готовящие сувениры и подарки) — оформление праздника;
б)    команда «Менеджеры» — им необходимо подготовить приглашение, встречу, размещение и проводы гостей и участников праздника, а кроме того, организовать и провести игры, соревнования и конкурсы;
в)    команда «Техники» — звуковое оформление праздника, фотографирование;
г)    команда «Артисты» — участники концерта и «актеры», т. е. те, кто будет вести действие сценария;
д)    команда « Кормильцы» — готовят праздничное угощение.

Каждая из команд работает по своему плану, учитель консультирует и координирует деятельность каждой. «Мастера» ответственны за оформление праздника, которое складывается из украшения классной комнаты или помещения, в котором будет проходить действо, из тех моментов, которые составляют «лицо» праздника, так называемый «антураж»: эмблема, визитка праздника, реклама. Они же занимаются изготовлением костюмов для выступлений. Кстати, другой вариант — изготовление карнавальных костюмов — занятие индивидуальное.

Для подготовки подарков и сувениров можно сформировать отдельную команду либо распределить обязанности внутри этой команды. Большую помощь могут оказать «домашние клубы», когда раз в неделю ребята собираются у кого-нибудь дома и вместе с родителями мастерят или занимаются поделками, тем более что многие родители владеют различными умениями и навыками: шитья, вышивки и т. п. Небольшое уточнение: подарки к календарным праздникам в принципе ничем не отличаются от подарков к дню рождения или знаменательным событиям. Разница заключается в характерной только для них символике и цветовой гамме как самих подарков или узоров для украшающего их орнамента, так и для упаковки. Осенние подарки обычно отражают богатство и обилие плодов земли, им присущи желтовато-золотистые и красновато-оранжевые оттенки. Новогодние и рож-дественские подарки, как правило, выдержаны в зелено-красно-золотой гамме, в их оформлении используются изображения снежинок, Деда Мороза и Снегурочки, ангелов и гномов, елочек и зимних пейзажей, елочных игрушек и горящих свечей и т. д., а также вышитые мешочки и сапожки для подарков. Для праздника святого Валентина характерно преобладание розовых тонов и мотивов в виде сердца, для Пасхи — желтого цвета и изображения вербы, птичек, цыплят и яиц.
Важно не только подготовить подарки, но и предусмотреть, как они будут преподнесены, продумать их упаковку.

Упаковка подарков

Самый простой способ упаковать подарок, который также лучше всего подходит для предметов нестандартной формы или размера, — завернуть его в специальную бумагу с рисунком или орнаментом на тему соответствующего праздника либо в фольгу. Вырежьте из бумаги или фольги круг или прямоугольник, в зависимости от формы подарка, в центре его поместите подарок, затем соберите кромки обертки кверху, стяните, скрепите скотчем или резинкой и повяжите ленту, украсив ее бантами или розетками. При заворачивании узких высоких предметов в мягкую или жатую упаковочную бумагу ее можно обернуть вокруг оси.

Предметы правильной формы (книги, коробки) можно просто обернуть бумагой или фольгой, подогнув и закрепив скотчем или стиплером уголки. Узкой лентой или тесьмой перевяжите подарок крест-накрест или через углы так, чтобы стык бумаги остался с тыльной стороны, и завяжите узел, украсив его бантом или розеткой. Нарядно получается, если повторить еще несколько таких же приемов, каждый раз смещая точки пересечения лент на несколько сантиметров по горизонтали или вертикали и закрепляя их бантиками или розетками, которые в этом случае должны быть не очень большими.

При упаковке без использования тесьмы стык оберточной бумаги разместите асимметрично на лицевой стороне упаковки, желательно параллельно более длинной ее стороне, заклейте его прозрачным скотчем и украсьте рядом небольших бантиков или розеток. Если у вас есть возможность использовать скотч с цветной или металлизированной поверхностью, он сам по себе будет служить украшением. А поскольку его не нужно прятать, под верхний слой бумаги можно поместить полосу кружева, заложенную в складки по типу веера из бумаги, ажурных бумажных фестонов и т. д.

Подарки, с которыми нужно обращаться осторожно, лучше вложить в коробку соответствующего объема и формы, готовую или изготовленную своими руками. Чтобы сделать упаковочную коробку, нужен картон соответствующего размера, на котором вычерчивается развертка с припусками, места перегибов проработайте закрытыми ножницами. Коробку соберите с помощью клея, скотча или скобок и обклейте бумагой или тканью. На рис. 1 даны чертежи разверток с клапаном, с крышкой, в которой при желании можно сделать окошко, подклеив его с изнанки любым прозрачным материалом. Коробку можно обклеить обычной цветной бумагой, поверх нее вырезанными из фольги или самоклеящейся цветной бумаги сердечками, звездочками, снежинками и другими украшениями.

Если упаковку-коробку оформить очень интересно, она сама станет своего рода подарком, которым можно будет пользоваться как шкатулкой. В этом случае готовую коробку обклейте не бумагой, а дорогой тканью, обшив ее по бокам кружевом. На крышке закрепите композицию из цветов, листьев, бабочек, бантов, розеток и т. п. Под букет положите оборку из таких же кружев, как и по бокам коробки, а если букет небольшой и достаточно ажурный, чтобы через него была видна крышка коробки, — кружевную салфетку в виде сердца.

Цветы из тесьмы

Цветы вышивайте на ткани, которую будете использовать для склеивания крышки коробки:

— отрезок тесьмы длиной 10—15 см сшейте в колечко, сложив линии отреза лицевыми сторонами, затем одну из кромок нужно присобрать и туго стянуть. Не отрывая рабочую нить, пришить цветок к ткани;
закрепите тесьму с изнанки и сделайте прокол на лицевую сторону, расправьте тесьму, отступите от прокола на желаемую длину лепестка и сделайте новый прокол, выведя иголку наизнанку; тесьму затяните, закрепите таким образом верхний край лепестка. Иголку снова выведите на лицевую сторону в точке начала второго лепестка. Так сделайте 5—7 лепестков;

—    вышейте тесьмой узелок, затем вокруг него — цветок швом вперед иголку по спирали. Стежки каждого витка спирали должны располагаться напротив промежутков между стежками предыдущего витка. Цветок можно выполнить также на стежках основы: проложите рабочей нитью расходящиеся от центра лучи из нечетного количества прямых стежков, затем проштопайте их тесьмой по спирали, ведя иголку то под стежок, то поверх него.

Розетки

Для самой простой розетки возьмите 30—50 отрезков специальной тесьмы для упаковки одинаковой или разной ширины и цвета; длина- их может быть от 5 до 20 см в зависимости от желаемого размера розетки. Все отрезки сложите вместе в пучок, туго перевяжите его посередине и расправьте так, чтобы узел не был виден. Концы узкой тесьмы завейте, широкой —косо подрежьте или надрежьте в нескольких местах и тоже завейте.

Основой сложных розеток являются:

—    бантик из полосы фольги, упаковочной бумаги, широкой тесьмы или ленты, собранной в складки по принципу веера, складки нужно закрепить скобкой на любом расстоянии от центра;
—    бабочка из нескольких полосок широкой тесьмы, перевязанных посередине;
—    петля в виде восьмерки в один или несколько слоев, при этом петли могут иметь разную длину. При небольшом количестве слоев петли сшейте скобкой, при большом — сделайте неглубокие треугольные надрезы по бокам стопочки из петель и свяжите их ниткой или узкой ленточкой.

Из бантиков, бабочек или петель соберите розетку, сложив их в несколько слоев и скрепив вместе. Края петель можно вывернуть, придав им коническую форму, или разрезать по косой.
Розетки незаметно прикрепляйте к упаковке скобками или скотчем за нижние слои тесьмы, желательно поверх узлов перевязывающих ее лент или стыков бумаги, расположенных на лицевой стороне.

Итак, полезным будет для организации внеклассной работы выявить увлечения и интересы родителей, особенно проявив настойчивость в выяснении устремлений отцов. Ведь вполне может оказаться, что среди них найдутся настоящие организаторы, при-рожденные лидеры, которые возглавят туристический поход или создадут футбольную команду класса. А может, научат ребят изготавливать поделки из природного материала.

Трудность для учителя в том, чтобы суметь организовать внеклассную и внешкольную деятельность учащихся своего класса, привлекая к самому тесному сотрудничеству родителей. Поэтому учителю придется обдумать поэтапную программу своих действий, которая может выглядеть примерно так:
•    Провести анкетирование детей и родителей для определения их интересов.
•    Проанализировать анкеты и сделать обобщения.
•    Предложить начать подготовку к ближайшему празднику, разбившись на группы по интересам.
•    Помочь родителям, желающим общаться с ребятами в домашней обстановке, обсудить с родителями возможные формы такого общения.
•    Способствовать заинтересованности детей в общении такого рода.
•    Наблюдать и корректировать при необходимости деятельность «домашних клубов».

Родители могут оказаться хорошими помощниками в подготовке праздничного угощения, заранее приучая ребят работать с продуктами, готовить несложные по рецептуре бутерброды и печенья. Ведь наряду с кружком на дому «Рукодельницы» можно попытаться организовать кружок «Хозяюшка» — наверняка найдутся мамы, умеющие и любящие вкусно готовить, которые захотят поделиться своими «секретами». Тем более, что при этом будет возможность привить ребятам правила поведения за столом, продемонстрировать красоту правильно сервированного чайного стола, приучить к аккуратности на кухне.

И еще немаловажная деталь подготовки к празднику: как оставить память о событии в жизни класса? Конечно, сейчас все больше родителей располагают самой современной фото- и видеоаппаратурой, но прежде всего речь идет о целенаправленной работе по составлению «Летописи классной жизни» (название довольно условное, но достаточно точно отражающее суть). Ведь значение такого рода деятельности трудно переоценить: в классе на видном месте будет лежать большой фотоальбом, в котором будут собраны свидетельства о всех имевших место событиях. Лучше, если будут определены те, кто возьмет на себя обязанность следить за состоянием альбома, обязаны будут подготовить пленку, позаботиться о проявке и печати, оформят соответствующую страницу альбома, организуют оформление тематического стенда-выставки. Кстати, удачные фотографии, собранные в альбом, могут стать отличным подарком однокласснику к дню рождения.

Бескоровайная Любовь Саидовна

Из книги "Подготовка праздников в начальной школе"

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования