Общение

Сейчас 940 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ГРИМИРОВКА

Играя на сцене, то есть изображая сценический образ, исполнитель роли — актер — должен стремиться воспроизвести этот образ с возможной полнотой.
Для этого актер пользуется всеми имеющимися в его распоряжении выразительными средствами.
Такими выразительными средствами являются: слово (интонация), движение (жест) и мимика, то есть движения лица, выражающие различные эмоции (чувства).
У человека, который чувствует удивление, поднимаются брови; у человека, которому весело, — на лице улыбка и т. д.
Нужно очень хорошо понять, как это происходит. Когда человек переживает то или иное чувство, то под влиянием этих чувств мышцы его лица сокращаются и приводят лицо человека в движение. Эти движения лица выражают чувства человека, потому что являются результатом этих чувств.
Мимика — исключительно важное выразительное средство. Актер может, не сделав ни одного движения корпусом, не сказав ни одного слова, выразить переживания образа, пользуясь только мимикой.
Из сказанного ясно, как важно, чтобы лицо актера и малейшее его движение были хорошо видны зрителю.
Между тем незагримированное лицо актера в условиях сцены, то есть на известном отдалении от зрителя, при сильном, ярком освещении становится бледным и расплывчатым. Зритель не видит черт лица актера; следовательно, для зрителя пропадает мимика актера, зритель не может воспринять те чувства, результатом которых мимика является.
Мы говорим, что незагримированное лицо актера становится на сцене мало выразительным. Значит, актер, чтобы сделать свое лицо более выразительным, должен гримироваться.
Но и помимо необходимости гримировать лицо для большей выразительности есть еще причина, в силу которой гримировка становится необходимой принадлежностью искусства актера.
Предположим, что нашему актеру двадцать лет и он — полный здоровья, цветущий юноша, а ему нужно играть роль семидесятилетнего старика.
Сколько бы выразительных средств ни находил актер для воспроизведения старости (старческая походка, старческий голос и т. д.), молодое лицо все равно выдаст его молодость.
Бели тому же актеру придется играть образ человека своих лет, но болезненного, худого и изможденного, то и тут здоровое лицо актера опять окажет ему плохую услугу.
Чтобы преодолеть эти препятствия, актеру нужно придать своему лицу в первом случае признаки старости, во втором — болезненности.
Значит, в тех случаях, когда актер играет образ, отличающийся по своим данным от данных актера, он должен гримироваться не только для большей выразительности, но и для того, чтобы изменить черты своего лица, как этого требует образ.
Поэтому изменять черты своего лица нужно только тогда, когда этого действительно требует образ. Слишком резкий или не вызванный необходимостью грим вреден. Надо помнить, что грим сам по себе «играть» не может. Играть роль, воспроизводить образ может только сам актер. Грим должен только помогать его мимике, подчеркивать ее, делать мимику более выразительной. Заменить мимику гримом нельзя, актер не должен делать в гриме ничего такого, что не играется им в образе. Грим должен только завершить играемый актером образ. Если актер действительно нашел образ старика, следовательно, нашел соответствующие состояния и чувства образа, то это отражается в его интонациях, в движениях, в мимике. Подчеркнуть, дополнить то, что играет актер, — задача гримировки.
Грим может и повредить делу. Если актер должен играть веселого, жизнерадостного человека, но, погнавшись за красивостью, загримируется грустным и бледным, то, как бы ни переживал актер радостные чувства, его мимика будет парализована нарисованной на лице неудачной маской.
Грим мешает игре актера, если он не соответствует образу. Как бы ни был технически хорошо выполнен грим, если он не верный (не соответствующий образу) — он плохой. Гораздо лучше допустить технически слабое выполнение грима, лишь бы самый грим был верным.
Хорошим гримом может быть назван только верный грим, то есть отвечающий играемому образу.
Мы считаем, что вредно давать готовые рецепты гримов для разных ролей по их классовым, профессиональным признакам и т. д., как это делают многие руководства по гримировке, например: грим рабочего, колхозника, инженера, попа, грим офицера-белогвардейца и т. д.
Классовые и профессиональные признаки накладывают отпечаток на лицо человека. Однако из этого не следует, что все актеры, играющие рабочих, должны быть загримированы одинаково, например: вое с широкими лицами, с усами и т. д.
Действительно, лица людей одинаковой профессии обладают общими признаками. Но, помимо этого, они различаются по множеству индивидуальных признаков; здоровые и болезненные, старые и молодые, умные и глупые и т. д.
Правильный рисунок прима для нужного образа можно сделать, имея в виду определенного актера, учитывая природные особенности его лица. Предлагать же рисунки гримов для определенных ролей без учета их исполнителей совершенно .бесполезно, так как за редким исключением случайных совпадений гримирующийся не может ими воспользоваться.
Такие готовые схемы грима — шаблон, штамп. А пользоваться штампом актер не должен никогда, в том числе и в гримировке. Сколько бы различных образов ни приходилось играть актеру, он каждый раз должен будет искать и делать новый грим.
Это, конечно, не относится к тем случаям, когда несколько раз играется одна и та же роль.
Если даже актеру придется играть в разных пьесах роли рабочих, то есть (разные роли, то, может быть, кое в чем они и будут похожи, но зато в остальном будут различаться: одному будет тридцать лет, а другому пятьдесят, или один будет худой, а другой – полный, или иным будет их внутренний облик.
Наша задача — научить актера, как правильно подойти к отыскиванию верного грима.
Чтобы научиться гримироваться, нужно прежде всего иметь к этому желание и много практиковаться в гримировке; нужно научиться подбирать верные признаки для каждого образа; нужно иметь хотя бы общее представление о строении человеческого лица; нужно понимать зависимость грима от силы и расположения света; нужно хорошо знать особенности своего лица и т. д.
Наши беседы и ставят себе задачу оказать помощь молодым актерам в разрешении всех этих вопросов.
Но как бы ни составлялись руководства по гримировке, как бы внимательно ни изучал их актер, он все же только ознакомится с основными вопросами и техническими приемами. Уменье же хорошо выполнять и правильно применять эти приемы актер приобретает только практикой и только в том случае, если будет развивать свою наблюдательность.
Уменье наблюдать окружающую действительность, подмечать в ней характерные штрихи, уменье брать из жизни материал для своего творчества — необходимая особенность каждого работника искусства, в том числе и актера.
Это — одна из основ всякой творческой работы. Без наблюдательности, без уменья видеть и чувствовать нельзя овладеть искусством актера, нельзя овладеть и искусством гримировки.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования